История и философия

История Западной Руси, Белоруссии, России, Украины.

Постановления ЦК КП(б)б по вопросу организации антирелигиозной работы 1937-1938 гг.

Автор: Иван Янушевич

Герб БССР, 1937—1938 гг.Установившаяся в Петрограде в ноябре 1917 г. новая атеистическая власть объявила беспощадную борьбу религии и церкви. Большевики предполагали в достаточно короткие сроки ликвидировать религиозные организации, в следствие чего должны были по их мнению исчезнуть и религиозные верования. Однако на практике резкие антирелигиозные атаки властей вызывали недовольство населения, а религиозность если и не имела количественного роста, то качественные показатели (искренность веры и готовность ее защищать, стремление к участию в жизни религиозных организаций и исполнению традиционных таинств) значительно превосходили дореволюционный уровень.

Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии в общественно-политической жизни начала XX века

Автор: Дмитрий Лавринович

 Ддепутат Государственной думы Российской империи I созыва католический епископ Эдвард фон Ропп

 

Одним из факторов, определившим своеобразие развития политической ситуации в Белоруссии  начала XX в., была католическая церковь, под покровительством которой образовалась первая краевая партия, претендовавшая на выражение интересов католиков - Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии  (ККПЛ и Б). Ее программа и деятельность носили оппозиционный, религиозный и националистический характер, сочетая в себе элементы либеральной и консервативной идеологии.

Исторические источники по истории православных братств на территории Белоруссии во второй половине XVI - первой половине XVII века

Автор: Оксана Фефелова

Вильно. Гравюра ХVI в.

 

Православные братства были объединениями горожан для проведения совместных трапез, оказания помощи членам братства, поддержания патронируемого храма. В XV-XVI вв. разные формы контроля церковной жизни со стороны прихожан были православной традицией, нашедшей выражение в праве патроната. В польско-литовском государстве данное право служило источником конфликта между братствами и духовенством.

История православных приходов межвоенной Польши в показаниях литовского священника Евгения Насекайло.

Автор: Иван Петров

Свято-Софийский собор — несохранившийся православный собор в Гродно.Жизнь православных приходов на территории, отошедшей после распада Российской Империи к ставшим независимыми странам, в особенности Польше, отличалась своими трудностями, сопряженными с обострением национальных противоречий и распространением процесса полонизации и окатоличивания православного населения. По поводу этих скорбных для русского населения процессов написана уже не одна исследовательская работа, в которых изучены многие аспекты этого сложного процесса, ярко вписывающегося в общую трагедию Православной Церкви в минувшем столетии.

Русификация системы образования в Витебской и Могилевской губерниях (1830 - 1850 гг.)

Автор: Людмила Игнатовец

Григорий Иванович Карташевский ( 1777 —  1840) педагог и чиновник. С 1829 попечитель  Белорусского учебного округа. В 1834 году по его инициативе создана Витебская учительская семинария — первое специальное учебное заведение на территории Белоруссии, готовившее учителей для приходских училищ.Со времени первого раздела Речи Посполитой, когда восточнобелорусские земли вошли в состав Российской империи, и до начала 30-х гг. XIX в. образовательная политика российского правительства в отношении населения этих земель менялась трижды, что было обусловлено изменениями статуса этих земель. Во времена Екатерины II за восточнобелорусскими землями был закреплен статус “возвращенных от Польши”, т.е. они считались исконно русскими (старо-русскими) землями, население которых в течение двух веков подвергалось полонизации. В периоды правления Павла I и, особенно, Александра I Витебская и Могилевская губернии рассматривались как “присоединенные от Польши” наряду с другими территориями, вошедшими в состав Российской империи в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой.