День Республики Беларусь и День освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.

Автор: Игорь Зеленковский

«Минск. 3-го июля 1944 г.»  В.В. Волков(1946—1953)На референдуме 1996 года граждане Республики Беларусь высказались за то, чтобы День Независимости республики отмечался 3 июля - в день освобождения Минска от  немецко-фашистских захватчиков, перенеся эту дату с 27 июля, которая была приурочена к подписанию в этот день в 1990 году Верховным Советом БССР Декларации о суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики и ассоциировалась с трагическим распадом Советского Союза. 

С тех пор, отмечая День Республики, белорусы также вспоминают и чтят подвиг своих отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны. Казалось бы за 70 с лишним лет после окончания войны уже столько сделано по увековечиванию памяти павших на фронте, в партизанских отрядах и замученных мирных жителях, но всякий раз мы обнаруживаем, что-то еще не доделано и не все досказано.

Итак. В ходе Белорусской операции (кодовое название «Багратион») соединения 5-й гвардейской танковой армии (командующий маршал танковых войск П.А.Ротмистров) 2-го июля вышли в район Острошитского городка и завязали бой на северной и северо-восточной окраине Минска. С востока к городу подошел  2-й гвардейский танковый корпус генерал-майора А.С.Бурдейного, в авангарде которого наступали воины 4-й танковой бригады под командованием полковника А.А.Лосика и 25-й танковой бригады, которой командовал полковник С.М.Булынин.  

По данным белорусских партизан, действовавших в районе Минска, стало известно, что сохранившиеся в Минске Дом правительства, здание ЦК партии Белоруссии и Окружной дом офицеров спешно минируются и готовятся к взрыву. Чтобы спасти эти важные объекты, было решено ускорить освобождение Минска и вместе с танковыми частями послать   отряды разминирования. Цель заключалась в том, чтобы прорваться в город, не ввязываясь в бои на подступах, и захватить правительственные здания.

Дмитрий Георгиевич ФроликовНа рассвете 3 июля 2-й гвардейский танковый корпус генерала А.С.Бурдейного ворвался в Минск с востока. Одновременно в район севернее города вышли соединения 5-го гвардейского танкового корпуса, в авангарде которого наступали воины 4-й гвардейской танковой бригады. Одним из первых ворвался в город танк гвардии младшего лейтенанта Д.Г.Фроликова, удостоенного звания Герой Советского Союза. Вслед за танкистами 3-го Белорусского фронта с юго-востока в Минск вступил 1-й гвардейский танковый корпус генерала М.Ф.Панова из состава 1-го Белорусского фронта. Позднее сюда подошли части 3-й армии.

К середине дня Красное знамя было водружено над зданием театра им. Я. Купалы 3 июля 1944 г. Это сделали танкисты танковой роты старшего лейтенанта Яковлева А.А.

Во второй половине дня 3 июля 1944 г. столица советской Белоруссии была полностью очищена от гитлеровцев. Освобождением Минска было завершено окружение восточнее города частей 4-й немецкой армии общей численностью около 105 тысяч человек.

 «Танк Фроликова» у Дома офицеров в МинскеУказом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм командиру танка первому ворвавшемуся на улицы Минска гвардии младшему лейтенанту Фроликову Дмитрию Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Но не довелось Герою-танкисту получить высшие награды Родины за освобождение Минска. Дмитрий Фроликов, уже командуя танковой ротой, пал смертью храбрых в бою 2 февраля 1945 года и был похоронен в литовском городе Кибартай на Русском городском кладбище. Не сохранилась и его тридцатьчетвёрка, сгоревшая в том же бою.

В память о лейтенанте Фроликове   в 1952 году на постамент рядом с Домом офицеров был водружен Т-34 с номерными знаками первого ворвавшегося в Минск танка. Минчане этот памятник так и называют «танк Фроликова». Также именем Фроликова названа одна из улиц Минска.

Подбитый немцами Т-28Однако с 3 июля связаны не только истории Дня Независимости Республики Беларусь, освобождения Минска в 1944 году и танком Фроликова. З июля 1941 года, спустя два дня поле того как Минск заняли немцы, через весь город с Юго-Запада в сторону Московского шоссе, круша на своем пути вражеские колонны, с боем проехал советский танк Т-28.

Этот последний бой на улицах Минска летом 1941 года, устроил панику среди немцев, и был настолько невероятным, что о нем писали в немецких газетах, а потом сообщили все мировые телеграфные агентства.

4 июля 1941 года в американском журнале «Time» появилась заметка «Третья неделя войны — в поисках второго дыхания». В ней были и упоминание о последнем бое в окупированном Минске:
«Русские ошеломили нацистов своей фанатичной храбростью. Немецкие репортеры описали безумную атаку одного русского танка в ходе уличных боев за Минск — он рвался вперед как динозавр, невзирая ни на что. Снаряды немецких противотанковых орудий изрешетили его башню, но бурое чудовище продолжало двигаться, ведя огонь во всех направлениях. В конце концов танк удалось поджечь; экипаж погиб вместе с машиной».

В советских газетах о «танке-динозавре» не было сказано ни слова. Но танк был. Его видели горожане, и через годы вспоминали о том, невероятном событии. Многие тогда подумали, что это наши вернулись… На Комаровской площади танк был подбит. Рассказывали, что немцы с почестями похоронили погибших танкистов. А по ночам на почерневшей от огня броне появлялась надпись «Смерть фашистам!»

Историю о последнем бое на улицах оккупированного Минска 3 июля 1941 годы продолжает не менее символическое совпадение. 3 июля 1944 года день в день через три года в составе 4-й танковой бригады в освобожденный Минск вошел один из участников героического боя в начале войны механик Дмитрий Иванович Малько. По словам Малькова, он увидел свой танк Т-28 на том же месте, где тот был подбит. «Когда въехали на Комаровку, я увидел у развилки улиц обгоревший остов танка и узнал в нем свой Т-28. От волнения у меня сдавило горло…» — рассказывал механик Д.И. Малько..

 Подробно о об этой истории можно прочитать в статье Вячеслава Бондаренко «Экипаж «Огненного танка».

механик-водитель старший сержант Д.И.МалькоПосле войны Дмитрий Иванович Малько всю жизнь жил в Минске, до сих пор в Минске живут его внуки и правнуки.  Вот что пишет в своей статье В.Бондаренко: «Стоит отметить, что подвиг отважных танкистов так и не был по достоинству оценен ни во времена СССР, ни после. Только в 1966 году благодаря поисковой работе школьников-энтузиастов был найден один из членов героического экипажа, человек, который провел Т-28 по улицам захваченного Минска, - скромный рабочий Минского моторного завода Дмитрий Малько. Его наградили орденом Отечественной войны I степени. Но по большому счету легенда об «огненном танке» так и осталась легендой.»

 Видимо причина невнимания к подвигу «Огненного экипажа» кроется в том, что в Советском Союзе чествовали прежде всего подвиги наступающих. Поэтому долго было неизвестно о героической защите Брестской крепости.

Но, сейчас мы все понимаем, что забвение людей, сражавшихся в арьергарде отступающей армии и тех кто попал в окружение и  не сложил оружия   это в высшей степени несправедливо. Ведь тот, кто уходит последним из осажденного города, заслуживает не меньшей славы, чем тот, кто врывается в него первым.

 Было бы замечательно если бы в Минске стоял памятник не только первому танку-освободителю, но и последнему танку-защитнику.

 Думается необходимо начать сбор подписей под инициативой установления в 2019 году к 75-летию освобождения Минска памятника экипажу Т-28   на месте его гибели в районе Комаровского рынка.

Игорь Зеленковский

 

 

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.