3 сентября в центре Минска на площади Свободы был торжественно открыт памятник известному польскому композитору Монюшко и малоизвестному польскому же писателю Дунину-Марцинкевичу. Последний иногда выводил в своих произведениях комических героев из крестьян, говоривших на языке, отдаленно напоминавшем белорусский. В конце 19 века в результате разочарования в идее восстановления Речи Посполитой, после неудачных мятежей 1830 и 1863 г.г.. у отдельных представителей польской шляхты появилась мода на «хлопоманство» (выражение «симпатии» к своим холопам). Тем не менее Дунина-Марцинкевича, писавшего исключительно на польском и вставлявшего «хлопские словечки», опять же в польской транскрипции, в советские времена причислили к одному из основателей белорусской литературы. Кстати, до сих пор спорно авторство единственного примечательного произведения «Пинская шляхта», приписываемого Дунину-Марцинкевичу.
Мнение белорусской общественности разделилось, как в оценке установки памятника Монюшко и Дунину-Марцинкевичу, так и в том считать ли их вообще представителями белорусской культуры. Тем не менее, памятник Дунину Марцинкевичу и Монюшко вполне может быть в центре Минска. Оба некоторое время жили и работали в Минске, и даже в 1852 году в Минском городском театре состоялась премьера комической оперы «Сельская идиллия» на музыку Монюшко и либретто Дунина-Марцинкевича. В оценке факта установки памятника, думается следует всячески приветствовать увековечивание памяти всех личностей, оставивших след в белорусской истории и культуре независимо от их национальности.
Однако, для полной исторической объективности, прежде чем устанавливать новые памятники, все-таки следует в первую очередь восстановить утерянное и разрушенное в результате социальных потрясений в 20 веке. Если говорить о площади Свободы в Минске, называвшейся до революции Соборной, то речь идет о кафедральном православном Петропавловском соборе, взорванном как и Храм Христа Спасителя в Москве в 1936 году, а также о памятнике Александру II Освободителю, установленному на народные средства на этой площади в 1911 году в память об отмене крепостного права и, снесенного в 1917 году. Тогда история Минска и всей Белоруссии будет представлена объективно без «ремарок» и более сбалансировано. Пока же наша история в архитектуре и в скульптурных композициях центра Минска имеет явный крен в польскую сторону, что не совсем соответсвует официальной политике «белорусизации» как приобщения белорусов к своей подлинной культуре и истории, а носит явный оттенок «криптополонизации». Сейчас на месте былого православного Петропавловского собора стоит построенный в 2011 году концертный зал детской филармонии в «сарматском» стиле униатской церкви 17 столетия, а на месте где стоял памятник Александру II находится стеклянный купол подземного зала Минской ратуши, построенной в 2004 году.
Белорусская общественность и в частности научно-просветительский проект "Западная Русь" неоднократно обращались с предложениями восстановления этих исторических объектов. Но пока безуспешно. Видимо еще не пришло время осознания необходимости исторического примирения между «красными и белыми». И увы, в Белоруссии все еще продолжается гражданское противостояние в виде «войны памятников», в которое подливают, как масло в огонь, провокационные заявления радикальные националисты как с белорусской так и с российской стороны.
Но будем надеяться, что пример Украины, все-таки покажет белорусам с различными убеждениями, что надо учиться у истории. А для этого она должна быть объективной. Тогда в Минске будут стоять и памятник Ленину и Александру II и Дунину-Марцинкевичу с Монюшко.