Задачей статьи является исследование деятельности политических партий и общественных объединений Северо-Западного края по одному из важнейших вопросов общественно-политической жизни Российской империи - вы борам законодательных палат. На протяжении пяти лет местные праволиберальные и монархические организации боролись за отдельное представительство в Государственном совете для русского (в т. ч. белорусского православного) населения. Без изучения данного сюжета исследование истории становления и функционирования законодательных органов Российской империи, а также общественно-политической жизни на территории Беларуси начала XX в. нельзя считать полным.
Выборы членов Государственного совета от губерний Северо-Западного края по закону 1906 г. производились на съездах землевладельцев. Поскольку на территории Беларуси наиболее сплоченной и экономически влиятельной группой помещиков было дворянство римско-католического вероисповедания, именно его представители и избирались в верхнюю законодательную палату, что вызывало недовольство со стороны октябристов и стоявших правее монархических партий и организаций, видевших в этом ущемление интересов православного большинства населения региона.
Начало борьбе за изменение условий выборов членов Государственного совета было положено на съезде делегатов отделов «Союза 17 октября» западных губерний империи при участии «Северо-Западного Русского Веча» 20 февраля 1906 г. в Вильно. Собравшиеся решили послать делегацию к Николаю II для преподнесения адреса с ходатайством о предоставлении русскому населению края права выбирать отдельных представителей в Государственный совет [1]. 9 марта 1906 г. император принял делегацию, вручившую ему челобитную, в которой предлагалось увеличить число русских представителей от окраинных губерний в Государственном совете [2, л. 11].
7-9 октября 1906 г. в Вильно по инициативе «Северо-Западного Русского Веча» состоялся «съезд русских людей западных окраин», на который съехались монархисты из Минска, Витебска, Гродно, Ковно, Варшавы и Прибалтийского края. Собравшиеся постановили возбудить новое ходатайство перед правительством об изменении избирательного закона, т.к., по их мнению, присутствие в Государственном совете: «.. .хотя бы и немногочисленных местных русских представителей имело бы огромное значение... Очевидно, только коренное русское население является истинным строителем своего государства и единственным носителем государственной идеи» [3, с. 648]. Делегаты съезда настаивали, чтобы от каждой губернии в верхней палате было не менее одного представителя от православного населения. Для передачи ходатайства в очередной раз была избрана депутация. Председатель Совета министров П.А. Столыпин внимательно отнесся к требованиям съезда.
После изменения Николаем II 3 июня 1907 г. избирательного закона в Государственную Думу, Витебский союз православных приходов по объединению русских избирателей, вновь возбудил ходатайство перед правительством об изменении условий выборов и Государственного совета [4, с. 99]. Затем с подобной же идеей выступил Минский отдел Русского окраинного общества (РОО), который дополнительно потребовал разделения на национальные курии (русскую, польскую и еврейскую) и на выборах органов городского самоуправления [5, с. 15-16]. Один из руководителей РОО, член Государственного совета Д.П. Пихно написал записку на имя Николая II об организации выборов членов Госсовета на основе пропорционального представительства от русских (православных) и польских землевладельцев в Северо-Западном и Юго-Западном краях. Записку подписали 32 члена Государственного совета [6, с. 2].
В марте 1909 г. в Санкт-Петербурге в клубе умеренно-правых общественных деятелей (позднее Всероссийский национальный клуб. - Д.Л.) состоялось совещание по данному вопросу, собранное по инициативе Д.П. Пихно и себежского уездного предводителя дворянства Я.Н. Офросимова. Последний составил особую записку, в которой на основании цифровых данных пытался доказать несостоятельность избирательного закона в Государственный совет, т.к. по нему от Северо-Западного края в верхнюю палату проходили преимущественно помещики римско- католического вероисповедания [7]. Собрание постановило учредить в Санкт-Петербурге Союз русских общественных деятелей западных губерний для обсуждения мер к изменению избирательного закона о выборах в Государственный совет [4, с. 96].
В апреле того же года соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу. Тогда же во Всероссийском национальном клубе состоялась встреча представителей губерний Северо-Западного края с правыми и консервативными депутатами нижней палаты. На собрании председательствовал виленский православный архиепископ Никандр. Было решено составить на местах петиции о том, чтобы законопроект об изменении выборов в Государственный совет был рассмотрен в законодательных учреждениях в текущую сессию. Собравшиеся указали на необходимость введения в верхнюю палату хотя бы по 1 русскому представителю от каждой западной губернии. Также правые и консерваторы постановили, чтобы от каждой губернии было избрано по 3-4 уполномоченных от русского населения, готовых по первому призыву приехать в Санкт-Петербург для дальнейших ходатайств по возбужденному вопросу [4, с. 100].
26 апреля 1909 г. уполномоченные от Северо-Западного края прибыли в столицу. Делегация состояла наполовину из духовных лиц: виленского архиепископа Никандра, гродненского епископа Михаила, настоятеля гродненского кафедрального собора протоирея Д. Корчинского, минского епархиального наблюдателя священника Д. Павского, 3-х священников из Ковенской и Виленской епархий. Светскими уполномоченными от Витебской губернии были националисты Я.Н. Офросимов, барон А.Ф. Розен, октябристы А.Е. Жуковсвкий и В.К. Стукалич [4, с. 110], от Минской губернии в состав делегации входили 2 генерал-лейтенанта - Н.А. Кованько и С.Н. Мезенцев, П.М. Якимович [8]. Делегаты имели полномочия на выражение Николаю II верноподданнических чувств, благодарности за изменение 3 июня 1907 г. избирательного закона в Государственную Думу и передачу ходатайства об изменении порядка выборов в Государственный совет [4, с. 110]. В Санкт-Петербурге к ним присоединились депутаты-монархисты III Думы от Северо-Западного края. На собраниях во Всероссийском национальном клубе были выработаны тексты петиции к Николаю II и речи архиепископа Никандра, который должен был от лица делегации обратится к императору. В их редактировании принимал участие известный консервативный публицист М.О. Меньшиков [4, с. 114]. Там же был составлен окончательный список делегатов, включивший в себя, кроме губернских уполномоченных, также депутатов Государственной Думы.
1 мая 1909 г. было получено разрешение на аудиенцию и на следующий день, после молебна в Казанском соборе, делегация выехала в Царское Село. Депутат III Государственной Думы священник Ф.И. Никонович, участник представления царю, описал прием в своем дневнике. Аудиенция состоялась в комнате-библиотеке, расположенной рядом с кабинетом Николая II. Делегатов расставили по губерниям квадратом вдоль стен. Всего присутствовало 37 человек. В половине третьего пополудни к ним вышел император. Архиепископ Никандр обратился к нему с речью, а затем преподнес особую петицию от имени депутации. Обойдя уполномоченных и членов Государственной думы, Николай II получил благословение у епископов, обменявшись с каждым из них несколькими словами, причем более продолжительный разговор состоялся с Никандром. В заключение царь поблагодарил делегацию и русское население Северо-Западного края за выражение верноподданнических чувств и пообещал, что «справедливое желание русского представительства в Государственном совете будет удовлетворено в полной мере» [4, с. 118].
В 4 часа пополудни депутация вернулась в Санкт-Петербург и направилась к П.А. Столыпину. Архиепископ Никандр в общих чертах доложил председателю Совета министров о результатах аудиенции у Николая II. Затем состоялся обмен мнений относительно «неудовлетворительного для русского населения Северо-Западного края за кона по выборам в Государственный совет» [4, с. 119].
В результате предпринятых мер, в июне 1909 г. был издан закон об избрании в 1909 г. членов Государственного совета от губерний Северо-Западного и Юго-Западного краев сроком на 1 год. Предполагалось, что затем, после введения выборных земств, ополяченные помещики в верхней палате будут замены русскими землевладельцами. Поэтому 1909 - 1911 гг. в центре общественного внимания оказался вопрос о выборном земстве в западных губерниях Российской империи. В итоге состоялось объединение русских монархистов на платформе создания отдельных национальных курий в проектировавшихся органах местного самоуправления.
Еще в мае 1908 г. Государственная Дума приняла формулу перехода, предложенную националистами и октябристами, в которой выражалось пожелание о введении выборного земства в 9 западных губерниях при условии ограждения интересов русского населения края. Правительство П.А. Столыпина подготовило соответствующий законопроект, но в нем создание полного земства предусматривалось только в 6 западных губерниях: Витебской, Могилевской, Минской, Киевской, Подольской и Волынской. Депутаты передали законопроект в думскую комиссию по местному самоуправлению, избрав докладчиком по нему одного из лидеров фракции русских националистов Д.Н. Чихачева [9, с. 97]. Последний предложил: 1) ввести роспись числа земских гласных по национальностям (зафиксировать число польских и русских гласных); 2) для их избрания устроить особые национальные курии; 3) закрепить русское большинство в составе управ и среди вольнонаемных служащих, а также определить ряд должностей, которые могли бы заниматься исключительно русскими; 4) привлечь в западные земства духовенство в увеличенном по сравнению со среднерусскими губерниями количестве; 5) не распространять нового законопроекта на Виленскую, Гродненскую и Ковенскую губернии, где русское население не составляет большинства [9, с. 98].
Комиссия по местному самоуправлению, рассматривавшая данный проект, внесла в него существенные изменения, коснувшиеся, в частности, возможного соединения национальных курий в одно собрание для избрания уездных гласных, а также допущения существования нерусского большинства в управе и среди вольнонаемных служащих. Против изменений в законопроекте выступили русские националисты и правые.
7 мая 1910 г. к обсуждению данного законопроекта приступило общее собрание Государственной Думы. Сущность правительственного проекта (куриальная система выборов по национальностям и замещение всех исполнительных земских должностей лицами русского происхождения) изложил П.А. Столыпин. Ф.И. Никонович записал: «Вся правая часть Думы и большинство октябристов очень довольны речью председателя Совета министров, называют ее блестящей, смелой и решительной» [4, с. 266]. Депутат от Минской губернии А. Юрашкевич, считавшийся знатоком польского вопроса и отношений поляков к русским, критиковал левых с думской кафедры за непонимание нужд Северо-Западного края [4, с. 268]. Витеблянин А.П. Сапунов заявил: «.. .польская культура, о которой так много говорят в Думе, вовсе не является культурой для народа и что белорусский народ с того времени, как попал под владычество Польши, не только не приобщился к польской культуре, но одичал и грамотность его уменьшилась до невероятности. Ибо школ почти совсем не было» [4, с. 269]. Представитель Могилевской губернии, русский националист Н.Н. Ладомирский говорил депутатам Думы: «Если вы примите законопроект с теми изменениями, которые предлагает комиссия по местному самоуправлению, то вы из земства Северо-Западного края сделаете чисто польскую организацию, могучее средство для полонизации этого края» [9, с. 109]. Правым и октябристам не удалось отстоять все свои предположения, но «законопроект в том виде как он вышел из Государственной Думы, представлял собою могучее средство для возрождения русской народности в Западном крае» [9, с. 115].
Однако, поскольку введение земств затянулось, в 1910 г. избрание членов Государственного совета от съездов землевладельцев состоялось по старым правилам. В верхнюю палату на 3 года от западных губерний снова попали, главным образом, помещики римско-католического вероисповедания. Только от Витебской губернии членом Государственного совета был избран Я.Н. Офросимов.
В марте 1911 г. выборные земские учреждения в Северо-Западном крае, в соответствии с проектом П.А. Столыпина, были введены в Витебской, Минской и Могилевской губерниях. Но только в 1913 г., после истечения сроков избрания членов Государственного совета от съездов землевладельцев, земские собрания смогли выбрать своих представителей в верхнюю палату. Ими стали от Витебской губернии Я.Н. Офросимов, от Минской губернии - правый деятель, отставной полковник Г.А. Лошкарев, от Могилевской губернии - бывший лидер местных октябристов H.Н. Друцкой-Соколинский. Представителями в Государственном совете от Виленской и Гродненской губерний остались землевладельцы римско-католического вероисповедания.
Таким образом, в итоге длительной борьбы монархистам удалось добиться изменения избирательного закона и в 3-х губерниях Северо-Западного края, решить в свою пользу и вопрос о «русском» представительстве в Государственном совете.
Доктор исторических наук Дмитрий Сергеевич Лавринович.
Материалы научного круглого стола
"Проблемы истории России, Беларуси и Украины XIX –начала XX в.»
(Минск, БГУ 28 октября 2013 г.) УДК 329.12(=161.1)(476)»1907/1911»
Список использованных источников
I. М. Общее собрание Виленского Отдела союза 17 октября // Белая Русь. -1906. - 22 февраля. - С. 3.
2. О разрешении выборов от русского населения на окраинах отдельных представителей в Государственную Думу (1906 г.) // Российский государственный исторический архив. - Фонд 1327. - Оп. 2. - Д. 36.
3. Хроника Окраины России. - 1906. - 19 ноября. - С. 644-648.
4. Никонович, Ф.И. Из дневника члена Государственной Думы от Витебской губернии протоирея о. Федора Никоновича / Ф.И. Никонович. - Витебск, 1912. - 272 с.
5. Обзор деятельности Русского окраинного общества за 1908 г. (Первый год существования). - СПб. : Тип. Импер. Академии наук, 1909. - 54 с.
6. Обзор деятельности Русского окраинного общества за 1909 г. (Второй год существования). - СПб. : Тип. Импер. Академии наук, 1910. - 52 с.
7. [Офросимов Я.Н.] VI Съезд уполномоченных объединенных дворянских обществ. Записка о дворянских выборах и предста вительстве в Государственном Совете западно-русского дворянства 9-ти губерний Западного Края. - б.м., б.г. - 8 с.
8. Колмаков, В. Дмитрий Васильевич Скрынченко : страницы жизни / В. Колмаков // Православное информационное агентство [Электронный ресурс]. - 2007. - Режим доступа : http://ros.borda.ru/71-3-20-00000010-000-0-0. - Дата доступа : 12.05.2008.
9. Националисты в 3-й Государственной Думе. - СПб., 1912