Выборы в Учредительное собрание явились одним из важнейших внутриполитических событий в России в 1917 году. По свидетельству многих политических деятелей того времени, эти выборы стали не только самыми демократическими в истории России, но и самыми демократическими на тот момент во всем мире. Особенность их проведения в России заключалась в том, что они проводились, во-первых, в период, когда страна вела Первую мировую войну, а, во-вторых, в непосредственно революционный период, когда в России была свергнута монархия и она стала республикой. В выборах во Всероссийское Учредительное собрание принимали участие различные политические партии и общественные движения и организации. Не осталась в стороне от столь важного внутриполитического события и Русская православная церковь. К северо-западным губерниям России относились в 1917 году Витебская, Минская, Могилевская, Псковская и Смоленская губернии. В состав тогдашней Витебской губернии входили одиннадцать уездов: 1. Витебский; 2. Городокский; 3. Невельский; 4. Себежский; 5. Люцинский; 6. Режицкий; 7. Двинский; 8. Дриссенский; 9. Полоцкий; 10. Лепельский; 11. Велижский. Витебская губерния составляла один избирательный округ. В Витебском избирательном округе православное духовенство сумело создать отдельный кандидатский избирательный список. Кандидатский список №6 блока Витебского белорусского народного союза и Союза православных и единоверческих приходов Полоцкой епархии был зарегистрирован Витебской окружной избирательной комиссией тринадцатого октября 1917 года. В него входили: 1. Полонский Георгий Иванович; 2. Бялыницкий-Бируля Борис Андреевич; 3. Литвинов Фома Пантелеймонович; 4. Соколов Михаил Христофорович; 5. Сухарев Алексей Семенович; 6. Бавшуто Трофим Федотович; 7. Григорович Федор Иванович; 8. Зайцев Трофим Гаврилович; 9. Старовойтов Андрей Семенович; 10. Подхилко Фома Семенович[1]. В тот же день Витебская окружная избирательная комиссия зарегистрировала кандидатский список №8 Витебского губернского союза земельных собственников и общества старообрядцев Витебской губернии. В этот список входили: 1. Котляревский Сергей Андреевич; 2. Гусаков Гурий Мефодьевич; 3. Копацинский Леонид Николаевич; 4. Ковалев Андрей Климович; 5. Янсон Андрей Андреевич; 6. Савельев Варфоломей Дмитриевич; 7. Бигге Христиан Иванович; 8. Коссов Вацлав Федорович; 9. Мирский Бронислав Доминикович 2. Всего в Витебском избирательном округе в выборах участвовало четырнадцать кандидатских списков. Таким образом, в Витебском избирательном округе, в состав которого целиком входила Витебская губерния, участие в выборах в Учредительное собрание принимали два кандидатских списка, один из которых представлял официальную Русскую православную церковь, а второй – православную старообрядческую церковь. По итогам выборов во Всероссийское Учредительное собрание в Витебской губернии оба этих кандидатских списка депутатских мест не получили, так как набрали очень малое количество голосов избирателей.
Так, список №6 получил 9025 голосов, что составило 1,6% от общего количества принявших участие в выборах. Список №8 получил еще меньше – 6098 голосов (1,1%)[3]. Следует отметить и то, что священнослужители русской православной церкви в 1917 году вступали в различные политические партии, несмотря на общую тенденцию отстраненности церкви от активной общественно-политической жизни. Так, в Витебской губернии был священник-большевик Василенко, который отличался весьма активной деятельностью в пользу большевистской партии. Он еще в начале лета 1917 года ратовал за немедленную ликвидацию помещичьего землевладения, причем очень часто выступал вместе с матросом-большевиком Новиковым [4]. Такая активность Василенко не была оставлена без внимания руководящих деятелей большевистской партии, благодаря чему Василенко в ноябре 1917 года, уже после захвата власти в стране большевиками, стал членом исполнительного комитета Витебского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов. В этом Совете он активно боролся за лидерские позиции, поддерживая столь же амбициозного, как и он сам, большевистского губернского комиссара Витебской губернии Солонко. Солонко же выступал за единоличное руководство губернией без учета мнения членов Витебского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов, хоть сам до революции был рядовым солдатом русской армии [5]. Нам, к сожалению, не удалось выяснить дальнейший жизненный путь Василенко и Солонко. В состав Смоленской губернии, которая составляла один избирательный округ, входили следующие уезды: 1. Бельский; 2. Вяземский; 3. Гжатский; 4. Дорогобужский; 5. Духовщинский; 6. Ельнинский; 7. Краснинский; 8. Рославский; 9. Поречский; 10. Сычевский; 11. Смоленский; 12. Юхновский. Православное духовенство Смоленской губернии участвовало в организации отдельного кандидатского избирательного списка №8 приходской беспартийной группы, который затем принял участие в выборах. В данный кандидатский список входили: 1. Ф.В.Воронин; 2. И.З.Лелюхин; 3. Н.Н.Соколов; 4. Н.М.Федоров; 5. Н.И.Хохлов; 6. К.Д.Бровкович; 7. Н.Н.Медведков; 8. Л.П.Мозонов; 9. Л.Ф.Захаревский.
Кроме того, в кандидатский список №3 Смоленского губернского Совета крестьянских депутатов и местной организации партии социалистов-революционеров (эсеров) вошел один из православных священников. В список №3 входили: 1. Е.К.Брешко-Брешковская; 2. А.А.Аргунов; 3. В.В.Подвицкий, журналист, член редакции газеты «Смоленский вестник»; 4. Г.А. Кутузов, священник, председатель исполнительного комитета Смоленского губернского Совета крестьянских депутатов; 5. М.Ф. Егоров, рабочий Ярцевской мануфактуры; 6. С.И.Бурцев, председатель земельного комитета Лосьманской волости Юхновского уезда; 7. С.Г.Гурвич, журналист; 8. М.Ф.Чубар; 9. Г.Н.Тарасенков, подпоручик, член Всероссийского Совета крестьянских депутатов; 10. С.И.Кутузов, прапорщик; 11. М.Г.Куваев; 12. М.Н.Казаков; 13. И.С.Казаков; 14. Я.В.Егоров, крестьянин Юхновского уезда[6] . В архивных источниках нам удалось найти итоговые данные по всей Смоленской губернии. Они таковы: список №3 (эсеров и Смоленского губернского Совета крестьянских депутатов) получил 259134 голосов, заняв второе место, список №7 (большевиков) – 361062 голосов и итоговое первое место, список №8 (приходской беспартийной группы) - 5300 голосов избирателей. Всего на выборах во Всероссийское Учредительное собрание в Смоленском избирательном округе проголосовало 667229 избирателей [7]. В процентном соотношении итоги были следующими: список №3 получил 38,8 %, №7 - 54,1 %, №8 - 0,8 % голосов избирателей. По итогам выборов депутатами Всероссийского Учредительного собрания от Смоленской губернии стали шесть большевиков и четыре эсера. Четвертое место в эсеровском списке депутатов занял православный священнослужитель Кутузов Георгий Афанасьевич [8]. Соседняя со Смоленской губернией, Псковская губерния также составляла один избирательный округ. В состав Псковской губернии входили: 1. Псковский; 2. Островский; 3. Порховский; 4. Великолуцкий; 5. Торопецкий; 6. Новоржевский; 7. Холмский и 8. Опочецкий уезды. В Псковской губернии отдельного кандидатского списка от русской православной церкви создано не было.
Вместе с тем, в кандидатский избирательный список №7 (Псковской объединенной демократической группы горожан, крестьян и рабочих) вошел Н.Ф.Соколов, социалист-народник, член Всероссийского поместного церковного собора, который являлся также председателем Новоржевской уездной избирательной комиссии по выборам в Учредительное собрание [9]. Правда, по итогам выборов в Псковской губернии список №7 получил всего 2337 голосов, что составило 0,4% голосов от общего количества принявших участие в голосовании [10]. Для получения места в Учредительном собрании этого количества голосов, естественно, не хватило. Неоккупированная немцами в ходе Первой мировой войны часть Виленской губернии, в которую входили Вилейский, Ошмянский и Дисненский уезды, была объединена в один избирательный округ с Минской губернией, в которой немцы оккупировали почти полностью Новогрудский и Пинский, и, частично, Слуцкий уезды. Тыловая Могилевская губерния не была затронута немецкой оккупацией и составила один избирательный округ. Нам не удалось найти информацию о том, были ли на территории этих двух избирательных округов (Минского и Могилевского) священники Русской православной церкви в кандидатских списках каких-либо политических партий и объединений. Зато точно удалось установить тот факт, что своих отдельных кандидатских списков Русская православная церковь в этих избирательных округах не выдвигала.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие выводы: 1. Русская православная церковь принимала активное участие, как в подготовительных мероприятиях, так и в производстве выборов в Учредительное собрание на территории северо-западных губерний России; 2. это выразилось в том, что в трех северо-западных губерниях (Витебской, Смоленской и Псковской) из пяти в выборах участвовали священнослужители Русской православной церкви; 3. при этом следует отметить, что в Витебской губернии православная церковь сумела выставить на выборах собственный кандидатский список, которому довелось конкурировать на выборах не только с кандидатскими списками политических партий и общественных движений, но и с таким же списком православной старообрядческой церкви, который, по итогам выборов, удалось перегнать по количеству полученных голосов избирателей; 4. священнослужители Русской православной церкви, так же, как и простые граждане, оказались расколотыми, в зависимости от своих политических взглядов, ибо в Смоленской и Псковской губерниях они были в рядах эсеров, а в Витебской губернии отличился своей политической активностью священник-большевик, что само по себе уже было экстраординарным событием; 5. представители Русской православной церкви пользовались значительным авторитетом среди населения северо-западных губерний России, что выразилось в избрании одного из них (Кутузова) депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Смоленской губернии по кандидатскому списку эсеровской партии, к тому же Кутузов занимал еще и важный пост председателя исполнительного комитета Смоленского губернского Совета крестьянских депутатов; 6. в Псковской губернии священник Соколов одновременно являлся членом Всероссийского поместного церковного собора и председателем Новоржевской уездной избирательной комиссии по выборам в Учредительное собрание; 7. в двух губерниях (Минской и Могилевской) и неоккупированной немцами части третьей (Виленской) губернии священники Русской православной церкви отдельных кандидатских списков выдвинуть не смогли, что, на наш взгляд, объясняется тем, что ситуации на их территории была сильно политизирована и, вероятно, православное духовенство не рискнуло выдвигать свои кандидатские списки; 8. однако православное духовенство северо-западных губерний России сумело внести свой, и довольно немалый, вклад в дело проведения выборов во Всероссийское Учредительное собрание.
Воробьев Александр Александрович,
кандидат исторических наук, доцент исторического факультета
Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова
Опубликовано: Международный журнал социальных и гуманитарных наук "Аспект". 2017г. №2(2)
________________________________
[1] Национальный архив Республики Беларусь (далее - НАРБ), ф.623, оп.2, д.8, л.8
[2] Там же, л.11
[3] НАРБ, ф.623, оп.2, д.8, л.68
[4] Витебский листок, 1917, 15 июня
[5] Великая Октябрьская социалистическая революция в Белоруссии, в 2 т., т.2, с.594-595
[6] Смоленский вестник, 1917, 20 октября
[7] Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ), ф.1810, оп.1, д.91, л.105
[8] Там же, д.32, л.16-17
[9] Псковская речь, 1917, 15 октября
[10] Псковская речь, 1917, 30 ноября