В начале Первой мировой войны наиболее значимым центром белорусского национального движения был Вильно - крупный город на западе Российской империи, центр генерал-губернаторства, культурная столица земель, входивших ранее в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ). В нем пересекались интересы польского, белорусского и литовского национальных движений. Особенности межнациональных отношений, поли-конфессиональный состав населения, политическая активность национальных партий и организаций, историческое прошлое серьезно влияли на развитие белорусского движения в начале XX века.
В ходе общественно-политического дискурса к 1914 году в среде белорусских общественных организаций и групп сформировалось два основных варианта видения национального развития белорусского народа в XX веке, которые предусматривали определенную систему политических, социально-экономических и культурных мероприятий. Первый проект отстаивали общественные деятели, которые объединились вокруг издания в Вильно - газеты «Наша Ніва» (1906-1915): братья И.И. и А.И. Луцкевичи, В.У. Ластовский, А.Н. Власов и другие. Многие авторы газеты были активными деятелями Белорусской социалистической громады (БСГ), формально самораспустившейся в 1907 году, но фактически продолжившей свою деятельность. Руководящее ядро «Нашей Нівы» добивалось равноправия всех наций, снятия конфессиональных ограничений, сводного употребления местных языков в делопроизводстве и системе образования, реализации права наций на самоопределение. Будущее белорусского народа представлялось в виде национальной автономии в составе демократической федеративной Российской республики [1, с. 14-17].
После оккупации западных губерний Российской империи германскими войсками, оставшиеся в Вильно «нашенивцы» пытались обосновать необходимость создания конфедеративного государства белорусов, литовцев и поляков, в рамках которого хотели достигнуть независимости от России. Осенью 1915 года И. И. и А. И. Луцкевичи на занятой немцами территории создали Белорусскую социально-демократическую рабочую группу в качестве филиала БСГ. Они выдвинули лозунг «политической независимости Литвы и Беларуси в ее последней исторической форме Великого княжества Литовского». Чуть позже была основана «Конфедерация Великого княжества Литовского», а 19 декабря 1915 года появился универсал «конфедерации» о создании на литовских и белорусских землях независимого государства [1, с. 18]. Однако эта идея не встретила сочувствия у большинства литовских и польских политиков, взявших курс на создание своих национальных государств. С проектом создания независимого белорусского государства в конце 1915 года выступил В.У. Ластовский. В итоге его поддержала вся белорусская «нашенивская» политическая элита, оказавшаяся на оккупированной территории. Идея о необходимости самостоятельности для Белоруссии была объявлена белорусской делегацией на конференциях народов России в Стокгольме и Лозанне в 1916 году [1, с. 19].
По-иному видели будущее белорусов представители «Белорусского общества», существовавшего в Вильно в 1908-1915 годах. Своей задачей «Белорусское общество» считало сплотить воедино «слабые еще интеллигентные силы, какими располагает белорусская народность» для поиска путей улучшения положения народных масс. Лидеры общества Л. М. Солоневич и П.В. Коронкевич признавали единство белорусов - православных и католиков, но считали их неотъемлемой частью триединого русского народа (великорусы, белорусы, малорусы). В то же время идеологи «Белорусского общества» считали, что свои интересы на политической арене белорусы должны отстаивать сами. Платформа организации признавала существование особого белорусского языка, но в государственной и культурной жизни допускала использование преимущественно русского языка [2]. В соответствии со своими идеями «Белорусское общество» требовало предоставления белорусским землям административно-хозяйственной, а не национальной автономии.
Большое внимание его идеологи уделяли польскому вопросу в Белоруссии. Польские помещики и костел, проводившие полонизаторскую политику, выступали главными врагами белорусов. Для ослабления польского влияния «Белорусское общество» настаивало на проведении аграрных реформ. Его лидеры ратовали за открытие белорусского бессословного земельного банка, увеличение земельного фонда крестьян за счет государственных, удельных, церковных, части помещичьих земель. «Белорусское общество» поддерживало меры правительства П.А. Столыпина, направленные на организацию хуторских хозяйств.
Особое значение придавалось реформам в сфере народного образования. Предполагалось расширить и сеть средних специальных учебных заведений, часть из них перенести в сельскую местность, чтобы сделать среднее и профессиональное образование доступнее для основной массы простого народа. «Белорусское общество» обещало оказывать содействие белорусам и в получении высшего образования [3, с. 2].
По социально-политическим и экономическим вопросам «Белорусское общество» выступало с позиций, близких сначала октябристам, а затем кадетам. «Белорусское общество» продолжало действовать до середины 1915 года, когда в ходе Первой мировой войны Вильно был занят германскими войсками.
В феврале - марте 1917 года в России произошла революция, свергнувшая императорское правительство. На территории Минской, Могилевской и Витебской губерний формируются белорусские политические партии и организации. Их программные установки и деятельность отличались региональной спецификой, вызванной особенностями социального и национально-конфессионального состава, предшествующими традициями общественной жизни, окружающей политической средой и другими факторами. Белорусские организации, центры которых располагались в Минске, выступали за национально-территориальную автономию Белоруссии в составе демократической России. Белорусские комитеты и союз Могилевской губернии находились под влиянием идеологии западнору-сизма, но постепенно эволюционировали влево и сближались с Белорусской социалистической громадой. В Витебской губернии действовала наиболее консервативная организация - Белорусский народный союз, отстаивавшая идею областной автономии Белоруссии, конфликтуя с БСГ.
Минская губерния была самой обширной и превосходила по численности населения другие губернии, с преобладанием белорусского населения. Но с 1915 года по ее территории проходил Западный фронт, штаб которого располагался в Минске. Западные уезды были заняты немецкими войсками. Губерния была преимущественно аграрной, как, впрочем, и соседние земли. Наиболее крупными населенными пунктами, помимо Минска, в котором перед войной проживало около ста тысяч человек, были Бобруйск, Пинск, Борисов и Слуцк. Сельское население было преимущественно белорусским православным, но в экономической, политической и культурной жизни важную роль играло ополяченное дворянство. В городах, как и в целом на западе империи, преобладало еврейское население. После размещения в Минске военных, санитарных и иных учреждений, связанных с Западным фронтом, в городе появилось множество приезжих из других регионов России. С другой стороны, там же останавливались беженцы, в том числе в город перебрались многие деятели белорусского национального движения. После захвата германской армией Вильно крупнейший населенный пункт на территории белорусских земель Минск естественно стал рассматриваться как их центр. Поэтому именно в Минске раньше, чем в других городах, в марте 1917 года начинается формирование белорусских национальных организаций, которые поспешили обозначить перед Временным правительством наличие «белорусского вопроса».
В Минске на съезде белорусских общественных деятелей в марте 1917 года был образован Белорусский национальный комитет, реорганизованный летом 1917 года в Центральную раду, а в октябре того же года - в Великую Белорусскую раду. Основу национальной платформы данных организаций составила программа Белорусской социалистической громады, формально восстановленной в марте 1917 года, а также программы сотрудничавших с ней партий белорусских народных социалистов, автономистов и других. Лидеры громады ратовали за установление в России демократической федеративной республики, территориальной и персональной автономии для всех национальностей; законодательного признания белорусского языка для использования в образовании, суде, государственных и общественных структурах; добивались от Временного правительства полного самоуправления Белоруссии, передачи власти в руки Краевой рады, которая должна была сформироваться на основе всеобщих выборов; наделения рады правом местного законодательства [4, с. 149, 151]. По сути, Белоруссия должна была получить национально-территориальную автономию с собственным законодательным органом и правительством.
Позиция БСГ была близка и либеральным силам, которые начали консолидацию вокруг партии Христианско-демократического объединения (позднее - Белорусская христианская демократия), о создании которой было объявлено в мае 1917 года. Данная организация стремилась к усилению влияния католической церкви и духовенства на общественную и культурную жизнь. Белорусский народ рассматривался как «безкпассовый», на первый план выдвигалась задача предоставления Белоруссии национально-территориальной автономии [5, с. 325]. Тенденции к самостоятельному решению местных проблем были характерны и для образованного в июне 1917 года Союза земельных собственников Минской губернии, в котором ведущие позиции заняли помещики римско-католического вероисповедания во главе с Э. Войниловичем. Одним из активных деятелей союза был и Р. Скирмунт, инициатор создания Краевой партии Литвы и Беларуси, действовавшей до революции [6, с. 259, 261].
Таким образом, и демократическое, и умеренно-либеральное направления белорусского движения в Минске сходились на идее передачи власти местным представительным органам, наделенным весьма широкими полномочиями. Но на востоке Белоруссии планка требований не была первоначально столь высокой.
Могилевская губерния оказалась в центре системы управления действующей армии России. В Могилеве с августа 1915 года располагалась Ставка Верховного главнокомандующего. В городе было размещено много приезжих военных и гражданских чиновников, которые обслуживали деятельность Ставки. Специфика социально-экономической ситуации, значительно меньшая доля католиков среди населения, традиции политической жизни, в которой ведущую роль играли общероссийские партии, оказали влияние на развитие белорусского национального движения на территории губернии, которое в целом находилось под влиянием идей западнорусизма, но было демократическим по своему составу и политическим программам составлявших его организаций.
Консолидация белорусской интеллигенции и служилого элемента раньше всего началась в Могилеве. В середине марта 1917 года на квартире присяжного поверенного И.О. Реута состоялось организационное собрание местной белорусской интеллигенции. Было решено: прежде, чем создавать собственную организацию, ознакомиться с решениями белорусского съезда в Минске, намеченного на конец марта. На него были делегированы от православных - преподаватель реального училища М.С. Кахонович, от католиков - ксендз Д. Лапошко. На съезде наиболее заметной фигурой был М.С. Кахонович, возглавивший этнографическую комиссию, занимавшуюся определением границ Белоруссии. Он также был включен в состав Белорусского национального комитета и делегации для переговоров с Временным правительством. По возвращении в Могилев 31 марта М.С. Кахонович выступил с отчетом на собрании белорусов (собралось около 40 человек), которое приняло информацию о решениях белорусского съезда в Минске к сведению [7, с. 20]. 15 апреля 1917 года завершилось оформление Могилевского белорусского комитета. В его управу вошли И.О. Реут, исполняющий обязанности директора народных училищ Д.И. Довгяло, студент М.К. Кожемяко, член окружного суда И.И. Романович, инспектор высших начальных училищ И.А. Сербов, ксендз Д. Лапошко, М.С. Кахонович и другие. По преимуществу это были люди либерального и народнического мировоззрения. Председателем организации был избран И.О. Реут, но и М.С. Кахонович играл весьма заметную роль. Общая численность членов комитета составила несколько сот человек [7, с. 20, 21].
Могилевский белорусский комитет поставил себе задачей объединить все белорусское население Могилевской губернии в целях оказания поддержки Временному правительству в борьбе с Германией и ее союзниками, преобразования России в демократическую республику, организации выборов в Учредительное собрание и разработки вопросов, подлежащих разрешению Учредительного собрания в согласии с национальными стремлениями белорусского народа, а также содействия экономическому и культурному развитию Белоруссии [8, с. 133-136].
Белорусский комитет действовал, однако, в довольно сложных условиях. Будучи преимущественно либеральной по своей сути организацией, он не нашел взаимопонимания с местными кадетами, которые считали белорусское движение искусственным. Правда, М.С. Кахонович вступил в Российскую радикально-демократическую партию, признававшую право белорусов на самоопределение [9]. Слева Белорусскому комитету приходилось выдерживать натиск со стороны социалистических партий, особенно эсеров. На выборах в городскую думу 13 августа 1917 года представители белорусского комитета завоевали всего шесть мест из 64-х, уступив и кадетам, и блоку социалистов [10, с. 206, 207]. Являясь интеллигентской организацией, белорусский комитет активнее действовал в учительской среде. В 1917 году в Могилеве состоялось совещание преподавателей средних учебных заведений западных губерний Российской империи. Под влиянием комитета, и особенно М.С. Кахоновича, совещание постановило допустить белорусский язык в преподавание в начальной школе и ввести его в качестве необязательного предмета, наряду с историей, этнографией и географией Белоруссии, в учебный план средней школы [7, с. 35].
По своей платформе и тактике к могилевской организации белорусов был близок Белорусский народный комитет в Орше, созданный в июле 1917 года военным чиновником Н.Ю. Левковичем, преподавательницей женской учительской семинарии М.А. Васильевой, военным контролером В.М. Романовичем и другими. Филиалы организации возникли в Копыле, Горках, Толочине. Комитет поставил своей целью добиваться участия белорусов в органах местного самоуправления, в выборах и работе Учредительного собрания. Предполагалось преобразование России в федеративное государство, в котором Белоруссия получила бы автономию и собственный представительный орган - Белорусский народный совет, избранный путем всеобщего голосования. Социально-экономическая часть программы оршанского комитета была близка российским социалистическим партиям: национализация земли, восьмичасовой рабочий день, бесплатное образование и медицинская помощь и тому подобное. Отношение к белорусскому языку было вполне в духе западнорусизма: он признавался весьма архаичным и только после научной обработки, по желанию населения, допускалось его применение в школе [11, с. 104,105].
В Гомеле в мае - июне 1917 года под руководством П.В. Коронкевича, эвакуировавшегося из Вильно бывшего лидера «Белорусского общества», создается Союз белорусской демократии. Программа союза представляла собой, по сути, модернизированный вариант платформы «Белорусского общества». Положительно характеризовалось Великое княжество Литовское, в рамках которого оформилась белорусская народность, и, наоборот, крайне негативная оценка давалась Речи Посполитой, с которой связывались полонизация элиты, религиозный и национальный гнет. «Продолжительный период застоя культуры белорусской сделал то, что белорусы в конце концов утратили свое национальное самосознание и начали определять себя термином «тутэйший», - утверждал П.В. Ко-ронкевич [12, с. 5]. Возрождение белорусов связывалось с русской культурой и языком. «Те белорусы, которые ставят своей целью отделение Белоруссии от России, указывая на самостоятельность своей культуры и языка, образчиком которого служат такие произведения как «Тарас на Парнасе» и «Панское игрище», не могут быть серьезными тормозами в единении свободной Белоруссии со свободной Великой Россией», - писал П.В. Корон-кевич, указывая на белорусские организации, консолидировавшиеся вокруг БНК. Задача белоруской интеллигенции, считал он, заключается в работе по объединению белорусов, великорусов и малорусов в одну «несокрушимую народность русскую». А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев и другие русские писатели рассматривались как культурные деятели, общие для всех восточных славян [12, с. 7].
В сфере государственного управления Союз белорусской демократии отстаивал целостность территории Белоруссии с Вильно как ее главным культурным центром, добивался самоуправления края в рамках России. В области народного просвещения предполагалось расширить сеть начальных и средних школ, открыть университет, ввести бесплатное обучение, но только на русском языке. Для поднятия авторитета союза его лидеры сумели заручиться поддержкой академика Е.Ф. Карского. Видный ученый одобрил программу союза, указав лишь на возможность применения белорусского языка в начальной школе, изучение его в средних и высших учебных заведениях Белоруссии. Положительно оценивал Карский и развитие литературы на народном языке. П.В. Коронкевич прислушался к советам академика, отредактировал программу, указав, что союз «не препятствует допущению в начальной школе обращения к народному языку и не возбраняет литературы на этом языке» [12, с. 11-12].
Наибольшее значение белорусские организации придавали выборам в Учредительное собрание. Сознавая малочисленность Союза белорусской демократии (БКД), его лидеры решили выступить единым блоком с другими организациями: оршанским Белорусским народным комитетом, могилевским Белорусским национальным комитетом, московской Белоруской народной громадой. В избирательный список белорусских организаций Могилевской губернии вошло 15 кандидатов, 4 из них представляли СБД (П.В. Коронкевич, Д.Г. Гулевич, В.А. Михаленок, К.М. Загоровский), 5 - могилевский комитет (М.С. Кахонович, Д.И. Довгяло, П.А. Сченсновский, Е.С. Олехнович, А.К. Ляхтанович), 3-оршанский комитет (Н.Ю. Левкович, В.М. Романович, Г.А. Ермашкевич), 2 - Москву (А.И. Цвикевич, Ф.Ф. Ту-рук) [13]. Результаты выборов оказались неудачными для белорусских организаций, победу одержали общероссийские партии: эсеры, большевики и другие.
После установления советской власти в конце 1917 года деятельность Союза белорусской демократии прекращается. Могилевский и оршанский комитеты эволюционируют влево, в сторону сближения с БСГ. В итоге М.С. Кахонович и его сторонники в 1918 году поддержали идею создания Белорусской народной республики, с которой была связана их последующая деятельность.
Витебская губерния отличалась многонациональным составом населения, так как в западных уездах преобладало латышское население. Кроме того, важную роль также играли старообрядцы, выступавшие еще со времен революции 1905-1907 годов как консервативная сила, ориентировавшаяся на поддержку центральных властей. В политической жизни губернии доминировали монархические партии и организации: Всероссийский Дубровинский Союз русского народа, Отечественный патриотический союз (его единственный отдел на территории Белоруссии располагался именно в Витебске), Всероссийский национальный союз. Одним из крупнейших на западе империи был Витебский отдел «Союза 17 октября», в состав руководства которого в разное время входили известные общественные деятели, ученые, краеведы: В.В. Богданович, А.П. Сапунов, В.К. Стукалич и другие.
Наиболее четко позицию витебских октябристов по национальному вопросу обозначил А.П. Сапунов (1851-1924). Алексей Парфенович Сапунов родился в местечке Усвяты Велиж-ского уезда Витебской губернии в купеческой семье. После обучения в уездном училище и гимназии в Витебске поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1873 году. По возвращении в Витебск стал преподавателем Александровской гимназии. Активно занимался изучением истории родного края, был автором многих научных работ, принимал участие в организации Витебского центрального архива древних актовых книг. В 1897-1901 годах А.П. Сапунов работал помощником инспектора студентов в Московском университете. С 1901 по 1907 и с 1913 по 1917 год он занимал должность секретаря Витебского статистического комитета, в 1912 году стал преподавателем Витебского отделения Московского археологического института.
А.П. Сапунов в одной из своих краеведческих работ писал: «Говоря о Белоруссии, мы говорим: русский край, русская народность; говорим мы так потому, что белорусская народность - одна из основных народностей русского племени» [14, с. 28]. В то же время он поддерживал стремления белорусов к национальному самоопределению, полагая, что «упрочение национального среди белорусской массы, несомненно, поведет к теснейшему единению с остальной Русью» [15, с. 1]. Но, считая белорусский язык диалектом русского, А.П. Сапунов подчеркивал древность первого, утверждая, что «главнейшие особенности современных белорусских говоров в большей или меньшей степени сложились не позже XIII в.» [15, с. 16]. Тем самым историк опровергал мнения о неисторичности белорусов, подчеркивал самостоятельное развитие белорусского народа, наличие у него своей истории, особенностей в общественной и культурной жизни. «Было и у нас, белорусов, золотое время, славное прошлое, - писал А.П. Сапунов, имея в виду ВКЛ, - каково же будет наше будущее - это уже, в значительной степени, в наших руках и зависит от нашего сознательного отношения к нашему долгу перед дорогой родиной» [15, с. 20]. Витебские октябристы ратовали за объединение белорусов как силы, способной противостоять сепаратистским устремлениям поляков, литовцев, латышей и евреев [15, с. 20].
Политические традиции предшествующего периода повлияли на белорусское движение в 1917 году, которое в наибольшей степени оказалось подвержено влиянию идей западнорусизма и было более консервативным по сравнению с Минской и Могилевской губерниями.
Бывшие руководители Витебского отдела «Союза 17 октября» в апреле - мае 1917 года создали Белорусский народный союз (БНС). Рассматривая в качестве поля деятельности, прежде всего, Витебскую губернию, БНС не исключал возможности образования в будущем общебелорусской организации на своих программных принципах. Будущее Белоруссии виделось его лидерам в широком областном самоуправлении при тесном единении с Россией. В программе союза отмечалось: «Вся Белоруссия, благодаря своему историческому прошлому и культурно-экономическим особенностям настоящего, представляет в бытовом отношении вполне самостоятельную национальную территориальную величину, а потому Союз считает, что она может достигнуть своего процветания лишь при условии выделения ее в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, с предоставлением ей прав широкого провинциального самоуправления, которое должно находиться по преимуществу в руках самих же белорусов». Свой девиз в вопросах управления БНС раскрывал следующим образом: «Белорусы -хозяева Белоруссии» [6, с. 264, 265]. В то же время руководители союза считали возможным допустить в руководящие органы автономии представителей других народов на пропорциональной основе. Государственным языком Белоруссии должен был остаться русский. Белорусскому отводилось значение «подсобного» языка, на котором в школах должна была преподаваться местная история. В «большой политике» БНС ориентировался на Временное правительство и призывал к продолжению войны с Германией и ее союзниками до победного конца [6, с. 266].
Белорусский народный союз сосредоточил свои усилия на отстаивании прежде всего интересов православной части населения и особенно православной церкви. 25-26 июня 1917 года БНС организовал в Витебске съезд представителей белорусских общественных организаций, главным образом, «западнорусской» направленности. Присутствовали делегаты петроградского Западно-Русского общества, гомельского Союза белорусской демократии, могилевского Белорусского комитета, московской Белорусской народной громады, православного духовенства и старообрядцев. Съезд принял декларацию в духе программы БНС, потребовав областного самоуправления для Белоруссии, осудив принцип национально-территориальной автономии как сепаратистский [6, с. 266]. Тем самым делегаты поддержали идею сохранения единства России, недопущения ее превращения в федерацию национальных республик. Витебск, по сути, в это время превратился в консервативную альтернативу демократическому Минску.
Недовольная правым уклоном, БНС покинула ученическая молодежь, основавшая в противовес союзу Витебскую организацию Белорусской социалистической громады. В июле 1917 года последняя приняла резолюцию об отношении к БНС, в которой он характеризовался как реакционная организация: «в виду того, что организаторами и руководителями этого союза являются бывшие земские начальники и бывшие члены разных существовавших до революции черносотенных и узко-националистических организаций... считать Белорусский народный союз организацией не демократической, не народной, а наоборот - организацией, стремящейся проводить цели, совершенно не отвечающие интересам и целям широких слоев трудового народа». Витебский отдел БСГ постановил вести бескомпромиссную борьбу с БНС, раскрывать его «контрреволюционную сущность» и деятельность [6, с. 267].
На выборах в Учредительное собрание БНС выступал в блоке с союзом православных и единоверческих приходов Витебской губернии. Получив сравнительно неплохой результат в губернском центре, общие выборы БНС и его союзники проиграли. Руководство Белорусского народного союза отрицательно отнеслось к установлению советской власти и попыталось наладить взаимодействие с другими белорусскими организациями. В декабре 1917 года представители БНС принимали участие в Первом всебелорусском съезде
в Минске [6, с. 269]. Тем самым наиболее консервативная часть представителей белорусской элиты фактически признала Минск в качестве центра белорусского национального движения. Однако в условиях укрепления советской власти в Витебске, который в отличие от Минска и Могилева не был занят немецкими войсками, к весне 1918 года, когда было объявлено о создании Белорусской народной республики, деятельность БНС фактически прекратилась.
Таким образом, белорусские организации, центры которых располагались в Минске, выступали за национально-территориальную автономию Белоруссии в составе демократической России. Белорусские комитеты и союз Могилевской губернии находились под влиянием идеологии западнорусизма, но постепенно эволюционировали влево и сближались с Белорусской социалистической громадой. В Витебской губернии действовала наиболее консервативная организация - Белорусский народный союз, отстаивавший идею областной автономии Белоруссии, конфликтуя с БСГ. Только на Первом Всебелорус-ском съезде все белорусские организации поддержали идею предоставления Белоруссии национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. После же оккупации основной части Белоруссии германскими войсками в 1918 году у национально-демократических активистов возобладала идея создания независимого от России национального государства.
Лавринович Дмитрий Сергеевич,
доктор исторических наук, профессор,
первый проректор Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова.
Опубликовано: Тетради по консерватизму: Альманах. – № 2. 2020. С 248-256
Литература
1. Сташкевіч М.С. Перадумовы І працэс стварэння палітычных партий на Беларусі (канец XIX ст. -люты 1917 г.) И Беларускі гістарычны часопіс. 1999. № 4. С. 13-19.
2. Платформа «Белорусского О-ва» И Белорусская жизнь. 1909. 9 февраля. С. 3.
3. Устав Белорусского общества. Вильно, 1909. 16 с.
4. Программы политических партий России: Конец XIX - начало XX вв. / сост. В.В. Кривенький,H. Н. Тарасова; отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 1995. 464 с.
5. Псторыя беларускай дзяржаўнасці ў канцы XVIII -пачатку XXI ст. У 2 кн. - Мн.: Беларуская навука, 2011. Кн. 1 /А.А. Каваленя [і інш.]; рэдкал.: А.А. Каваленя [І інш.]; НАН Беларусі, Ин-т гісторыі. 584 с.
6. Лавринович Д.С. Деятельность общероссийских либеральных партий на территории Беларуси(1905 -1918 гг.). Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2015. 328 с.: ил.
7. Агееў А.Р., Пушкін І.А. Фарміраванне і дзейнасць Магілеўскага Беларускага Камітэта (1917-1918 гг). Магілеў: МДУ імя А.А. Куляшова, 2017. 292 с.
8. Лавринович Д.С. История либерального движения в Беларуси начала XX века. Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011.144 с.
9. Местная жизнь И Могилевская жизнь. 1917.6 августа. С. 3.
10. Рудовіч С. У пошуках нацыянальнай ідэнтычнасці: беларуская патрыятычная арганізацыя ў Магілёве ў 1917-1918 гг. П Мінулая і сучасная гісторыя Магілева: зборнік навуковых прац/уклад.I. А. Пушкін. Магілеў, 2001. С. 203-209.
11. Рудовіч С. Час выбару: Праблема самавызначэння Беларусі ў 1917 годзе. Минск: Тэхналогія, 2001. 201 с.
12. Коронкевич П.В. Белорусы (Исторический очерк с обзором деятельности «Союза Белорусской Демократии», этнографической картой белорусского племени и отзывом Академика и Профессора
Е.Ф. Карского о программе Союза). Гомель: Типография Захарина и Марголина, 1917. 20 с.
13. Белорусский список (№ 8) И Горецкий вестник. 1917. 3 ноября. С. 2.
14. Сапунов А.П. Очерк исторических судеб православия и русской народности в Белоруссии вообще и в пределах Полоцкой епархии в частности. Витебск: Губернская типография, 1910. 30 с.
15. Сапунов А.П. Белоруссия и белорусы. Витебск: Губернская типография, 1910.21 с.