На исторических распутьях. К вопросу о социокультурном дистанцировании восточнославянских земель в XIV—XVI столетиях

Автор: Елена Русина

800px Witold Duke of Lithuania seal

Большая («маестатная») печать Витовта, 1407

Давно уже стало трюизмом объяснять различия в ментали­тете, традициях, политической и духовной культуре восточ­нославянских народов разностью их исторических судеб: земли, населенные нынешними украинцами и белорусами, длительное время находились в составе Великого княже­ства Литовского, тогда как основной массив великорусских земель к концу XV ст. перешел под контроль великих московских князей.

Несмотря на известную упрощенность этой схемы (ведь в составе Ли­товского государства пребывали и некоторые русские города — Смоленск, Брянск и др.), она весьма прочно утвердилась в историографии; на этом фоне не может не вызывать удивления отсутствие интереса к вопросу, ка­ким образом на руинах Древнерусской державы возникли (притом прак­тически одновременно — как Литва, так и Москва вышли на политическую арену в XIII в.) столь различные государственные образования, имевшие, если можно так выразиться, разную логику исторического развития.

Если Московское государство уверенно эволюционировало в сторону централизованной монархии, то Великое княжество Литовское развива­лось под знаком сохранения и даже упрочения регионализма. Как справед­ливо отметил почти столетие тому назад исследователь литовских сеймов

Н.А. Максимейко, в Великом княжестве Литовском тенденция к местному партикуляризму привела к созданию государственного устройства, осно­ванного на территориально-федеративном принципе; в итоге в этом от­ношении Великое княжество Литовское в XVI в. вернулось к состоянию, существовавшему на заре литовской экспансии, в XIV в., — к автономным землям[1].

При этом проблематичным и до конца не решенным остается во­прос, существовали ли в принципе в средневековом Литовском государ­стве централизаторские тенденции, наличие которых на определенном историческом этапе признавал Максимейко. Ныне большинство исследо­вателей остаются приверженцами историографического канона, соглас­но которому сторонником и провозвестником централизации был уже современник и тесть московского князя Василия Дмитриевича — литов­ский великий князь Витовт (1392—1430). Однако более детальное изуче­ние вопроса — и, что не менее важно, выявление ряда документов XIVст. в более поздних списках[2] — позволяет усомниться в том, что Витовт имел осознанный курс на ликвидацию уделов, которые, как справедливо под­метил еще Ф.И. Леонтович[3], в общем-то и не были им полностью уни­чтожены — как и не все тогдашние удельные князья были низведены до положения служебных.

Особенно характерна в этом смысле судьба Киевского княжества, счи­тающегося классической «жертвой» централизаторской политики Витовта, который «свел» с удела местного князя Владимира Ольгердовича. Истори­ки упускают из виду, что это смещение отнюдь не понизило статус княже­ства, поскольку его новым владельцем стал Скиргайло — ближайший со­ратник и фактический соправитель в Литве короля Ягайло; со смертью же Скиргайло в Киеве более чем на тридцать лет утвердились князья Гольшан- ские — Иван Ольгимонтович и его сыновья Андрей и Михаил.; именно они и сформировали первую киевскую династию литовского происхождения, которую в 1440-х гг. сменили потомки Владимира Ольгердовича[4].

В сущности, главным итогом правления Витовта стала не централиза­ция Литовского государства, а усиление его личной власти — и именно это в условиях средневекового культа силы восхищало современников, оцени­вавших правление Витовта в панегирических тонах[5]. Однако не следует забывать, сколь сильные центробежные тенденции проявились в Великом княжестве Литовском сразу же после смерти Витовта, с приходом к власти Свидригайло.

Заслуживает внимания, как оценивал эти события Иван IV, видевший в противостоянии Свидригайло и его брата Ягайло прямой аналог своего конфликта с князем Владимиром Андреевичем Старицким[6]. Однако куда более симптоматична оценка дедом Ивана Грозного, Иваном IIIсинхрон­ного состояния Литовского государства, вызванная известием о планиро­вавшемся в 1496 г. выделении особого удела брату великого князя Александра— Сигизмунду, оставшемуся «не у дел» после смерти их отца Казимира Ягайловича. В письме своей дочери Елене — жене великого князя Алексан­дра — Иван III настаивал, чтобы она напомнила мужу, «каково было не- строенье в Литовской земле, коли было государей много», и видел аналог этому строю в том состоянии, в котором находилось Московское княже­ство при его отце, Василии II[7].

Уже в этих словах ощутима та «нестыковка» моделей государственно­го устройства, которая в дальнейшем привела к краху планов объединения Русского государства и Речи Посполитой — чьим кровавым финалом ста­ли события Смутного времени, суммируя которые в 1618 г. боярин Федор Шереметев, экс-сторонник королевича Владислава, заявил польским ко­миссарам: «Не хотим ни свобод, ни вольностей ваших»[8].

Вопрос заключается в том, что считать исходным моментом диверген­ции двух систем государственного и общественно-политического устрой­ства. Очевидно, что таковым не был Люблинский сейм 1569 г., когда Ли­товское государство оказалось фактически поглощенным Польским. Как отмечено выше, уже Иван IIIощущал разность государственного устрой­ства Московии и Литвы. Характерно и то, что, если в XIV — начале XV ст. перебежчики из Литвы достаточно комфортно чувствовали себя в Москве (здесь, например, осели выехавшие вместе со Свидригайло в 1408 г. и во­шедшие в ряды так называемой старомосковской знати князья Звенигород­ские и наследники Патрикия Наримунтовича — Хованские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины и др.)[9], то жизнь на чужбине выходцев начала XVI ст. сложилась куда более драматично — вспомним хотя бы судьбы Михаила Глинского и Василия Шемячича, которые так и не смогли вписаться в мо­сковскую социополитическую модель[10].

Кроме того, после них выходы знати из Литовского государства прак­тически прекратились. С этим вполне согласуется относящееся к 1514 г. замечание папского дипломата Якоба Пизо, в своем послании указавшего на московскую тиранию как фактор, препятствующий «отъезду» право­славных из Польско-Литовского государства[11]. Это изменение настроений среди единоверного населения тем более показательно, если вспомнить, что менее чем за сорок лет до этого, в 1480 г., король Казимир предупреждал ли­товцев о промосковских симпатиях «русинов»[12] — которые вполне ощути­мо проявились в ходе московско-литовских войн конца XV в. Провал анало­гичных кампаний в первой трети XVIст. — даже в тех случаях, когда Москва пыталась манипулировать лозунгом защиты православия в Литве — несо­мненно, свидетельствует об изменении настроений в среде восточнославян­ского населения Великого княжества Литовского: исследования последних десятилетий убеждают, что именно позиция этого населения определяла в конечном итоге характер и результаты русско-литовских войн; не отрицает­ся в современной литературе и факт «известных опасений западнорусского населения по поводу произвола и самовластья московского государя»[13].

Впрочем, не следует забывать, что те автократические тенденции, ко­торые наметились в годы правления Ивана III, не считали естественными, органически присущими Московскому княжеству и его собственные под­данные. В современных исследованиях нередко цитируются слова Берсеня- Беклемишева, который видел в них отступление от «старины», вызванное появлением при дворе прибывших вместе с Зоей Палеолог греков, и предре­кал: «Которая земля переставливает обычьи свои, и та земля недолго стоит»[14].

Правда, существует и другая точка зрения — что московские порядки сформировались под прямым воздействием Золотой Орды и ханств, ставших ее преемниками. Как итог, возникла дилемма, сформулированная М. Чер­нявским[15] еще полстолетия назад: хан или василевс? Какой именно внешний фактор исказил естественный ход развития великорусских земель? Нельзя не заметить, что в современной историографии (особенно англоязычной) чаша весов все более склоняется в сторону ордынских влияний[16].

При этом упускается из виду, что в истории земель Юго-Западной Руси также весьма ощутимо присутствовал татарский фактор — сначала в виде прямого подчинения Орде, потом в виде литовско-татарского кондоминиу­ма, а затем в качестве такого небезопасного соседа, как Крымское ханство; это соседство сформировало в очерченном регионе особые, пограничные, формы жизни — и, в частности, такой социально-политический феномен, как украинское казачество. Правда, ход эволюции украинских и белорусских земель усложнился приходом литовцев — однако те, как известно, не произ­водили резкую ломку местных общественно-политических институтов.

Разумеется, не следует абсолютизировать уже ставшую хрестоматий­ной фразу литовских правителей «Мы старины не рушим, а новин не вво­дим» — в литературе справедливо отмечено, что она наиболее широко при­менялась в документации рубежа XVXVIвв., когда в разных сферах жизни Великого княжества Литовского происходили динамичные изменения[17]. Одновременно пора отказаться от устоявшихся представлений о литовско- татарском антагонизме как факторе продвижения литовцев на Юго-Запад­ную Русь. Инкорпорация этих земель в состав Великого княжества Литов­ского была осуществлена на договорных началах, вследствие соглашения, предполагавшего сохранение даннической зависимости оккупированных Литвой территорий от Орды.

О наличии такой зависимости прямо говорят ярлыки Тохтамыша (1393 г.), где он требует от Ягайло: «С подвластных нам волостей собрав выход, отдай его нашим послам для передачи в казну» (уйгурская редакция); «што межи твоее земле суть княжние волости давали выход Белой Орде, то нам наше дайте». Только признание татарского верховенства дало возможность Ольгерду, несмотря на значительное давление со стороны немецких рыцарей, распространить свой политический контроль на Юго-Западную Русь — при­чем одномоментно, а не поэтапно, как это происходило в других регионах (например, на Смоленщине). Это, кстати, объясняет отсутствие аутентичных известий о присоединении основного массива украинских земель к Литов­скому государству — его «незаметность» для летописцев того времени[18].

Об ассимиляционной по отношению к тюркскому населению полити­ке правителей Литвы свидетельствуют значительное количество татарских семей в составе южнорусской шляхты XVXVIвв. и сохранение в терри­ториальной структуре Великого княжества Литовского татарских феодов более раннего времени (например, так называемой «Яголдаевой тьмы»[19]). Что же касается представлений о конфронтационном характере литовско- татарских отношений во второй половине XIVв., то в современную исто­риографию они «перекочевали» из белорусско-литовских летописей XVI в., в которых династическим претензиям московских государей на «всю Рус­скую землю» было противопоставлено право завоевания, вполне призна­вавшееся как историко-юридический аргумент.

Впрочем, мотив борьбы с татарами присутствует уже в первой, сере­дины XV ст., редакции летописей Великого княжества Литовского; в нахо­дящейся здесь «Повести о Подолье» (которое в тот период превратилось в объект острой борьбы между Литвой и Польшей) говорится, что литовцы утвердились в данном регионе благодаря поражению, нанесенному мест­ным татарским князьям — «отчичам и дедичам Подольской земли»; оче­видно, что политическая тенденция «Повести» также заключается в отстаи­вании законности прав литовских правителей на украинские земли. При этом известию «Повести», что литовские князья Кориатовичи, «пришед в Подольскую землю, ... баскакам выхода не почали давати», противоречит грамота «князя и государя Подольской земли» Александра Кориатовича (1375 г.), которая подтверждает факт сохранения в это время традицион­ной практики «дани в Татары»[20].

Таким образом, роль татарского фактора в жизни Великого княжества Ли­товского была гораздо более значительной, чем это принято считать в историо­графии. Обилие подобных стереотипов, довлеющих над умами современных исследователей, в немалой мере объясняется долгим упадком литуанистики, который последовал за ее стремительным взлетом на рубеже XIXXXст. Не се­крет, что в советской историографии господствовала москвоцентричная схе­ма исторической эволюции народов, населявших СССР. Любое отклонение от этой умозрительной схемы рассматривалось как тупиковая историческая модель. Понятно, что подобный подход не стимулировал объективный анализ процессов, происходивших на территории Великого княжества Литовского — полиэтничного и поликонфессионального государства, чуждого религиозной нетерпимости и любых форм ортодоксии, с широкой региональной автоно­мией, гарантиями личных и сословных прав. Вопреки привлекательности этой модели социального и государственного устройства, Москва и Вильно объяв­лялись потенциально неравнозначными центрами объединения восточно­славянских земель (в противном случае, утверждал В.Т. Пашуто, «мы должны будем отождествить по существу политику Дмитрия Донского и Ольгерда (Альгирдаса). Но источники — против такого отождествления»[21]).

В свете этого довольно симптоматично, что пионером в деле компаратив­ного изучения двух развившихся на восточнославянской основе социополи­тических моделей стал американский исследователь Я. Пеленский. В своей работе, посвященной сопоставлению Русского и Польско-Литовского госу­дарств в середине XVXVIст. (объектом сравнения стали, главным образом, статус монархической власти и нобилитета), ученый сделал справедливый ак­цент на гипертрофированных представлениях о московской централизации, утвердившихся в советской историографии с середины 1950-х гг.: «Эта си­стема рассматривалась как идеальная и наиболее прогрессивная среди существующих социополитических систем»[22]. Парадоксально, что в определенном смысле подобные представления коррелировали с московскими идеологема- ми XVI ст., которые также стали предметом исследования Я. Пеленского (до­статочно привести для примера написанное от лица князя М. Воротынского послание Ивана Грозного польскому королю и литовскому великому князю Сигизмунду-Августу, где утверждается, что «наших великих государей воль­ное царское самодержавство — не как ваше убогое королевство»[23]).

К сожалению, работа Я. Пеленского прошла незамеченной в советской и постсоветской историографии; между тем в последней наметился более взвешенный подход к указанному комплексу вопросов. Были предприняты и первые попытки сопоставления социально-политической эволюции Рос­сийского и Литовского государств XVXVIст. Сначала с этой идеей высту­пила М.Е. Бычкова, которая в своей книге «Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV в. до 1569 г.: Опыт сравнительно-истори­ческого изучения политического строя» (М., 1996) рассмотрела три аспек­та проблемы: институты власти, сословную структуру правящего класса и идеологическое оформление власти.

Книга московской исследовательницы получила достаточно сдержан­ную оценку специалистов; так, М. Кром, резюмируя, отметил в своей ре­цензии: «Идея сопоставления политических систем двух соседних восточ­ноевропейских стран должна приветствоваться и заслуживает полной поддержки. Однако эта отважная попытка осуществить такой амбициоз­ный замысел вряд ли может считаться успешной»[24].

Однако, несмотря на многочисленные недостатки работы (бедная источниковая база, игнорирование значительного числа фундаментальных иссле­дований, относящихся к заявленной теме, бездоказательность ряда утвер­ждений, неправомерное смешение литовских и польских политических институтов) и известную скудость авторских наблюдений (которые, по при­знанию самой М. Бычковой, «не претендуют на окончательное решение про­блемы», а «носят скорее постановочный характер»), она, несомненно, выпол­нила свое главное назначение — стимулировать дальнейшие исследования.

Свидетельством тому — появившиеся в 1999—2000 гг. обширная статья М Крома «Россия и Великое княжество Литовское: два пути в истории»[25] и ис­следование И. Грали «Дьяки и писари: аппарат власти в Московском государ­стве и Великом княжестве Литовском в раннее новое время (XVI — начало XVII ст.)»[26]. Оба автора прямо апеллируют к книге Бычковой; но если в первой рабо­те объектом изучения явились «основные вехи в отношениях двух соседних го­сударств на протяжении нескольких столетий», то во второй компаративный анализ произведен на микроуровне — и на нынешней стадии разработки про­блемы такой подход представляется очень результативным: польский исследо­ватель сделал ряд интересных наблюдений относительно социального состава, общественного статуса, карьерных перспектив и «культуротворческой роли» приказного дьячества и писарей литовской великокняжеской канцелярии.

Характерно, что в это же самое время объектом сопоставления стали явления культурной жизни обоих государств. В первую очередь следует упомянуть исследование А.А. Турилова «Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV— первой по­ловины XVI в.: парадоксы истории и географии культурных связей»[27]. В ней автор подверг критическому анализу представление о «южнославянском субстрате» как специфической особенности западнорусской книжности, отличающей ее от московской.

Исследователь продемонстрировал, что в Московской Руси было известно гораздо большее количество памятников южнославянского происхождения, чем в Польско-Литовском государстве, несмотря на большую территориаль­ную близость последнего к Балканам. Причина данного парадокса коренит­ся в характере книжно-литературных связей восточных и южных славян в эпоху Средневековья: «Их главная особенность заключается в том, что они не являлись следствием и спутником политических и церковных связей пра­вославных славянских государств между собой, а осуществлялись в подав­ляющем большинстве случаев через Константинополь и интернациональные православные монашеские центры (для XIVXVIвв. это прежде всего Афон). При этом в большинстве случаев они носили неофициальный и полуофици­альный характер, осуществляясь силами низшего и среднего духовенства (по преимуществу черного), иногда с участием епископата. В подобных условиях фактор географической близости того или иного восточнославянского регио­на к Балканам (или, напротив, отдаленности от них) не играет существенной роли в интенсивности этих связей и в их продуктивности»[28].

Другие парадоксы культурной жизни Великого княжества Литовского еще ждут своего объяснения. Казалось бы, культурный плюрализм, свой­ственный Литовскому государству[29], должен был стимулировать развитие восточнославянской книжно-литературной традиции. Вместо этого мы наблюдаем явный упадок духовного творчества — количество появивших­ся на территории Великого княжества Литовского оригинальных литера­турных памятников несопоставимо с тем, которые были созданы на куда более гомогенных в культурном отношении великорусских землях. Кроме того, как показал все тот же А.А. Турилов, изучив репертуар переводов с латинского, польского и чешского языков, выполненных украинско-бело­русскими книжниками в XV — начале XVI в.[30], из того огромного культур­ного потенциала, который был заключен в синхронной иноязычной лите­ратуре, востребованным оказалось очень немногое. Переводились главным образом апокрифические и визионерские произведения — и, по мнению автора, «католическая церковная иерархия несомненно не рекомендовала бы такой круг текстов для первоначального перевода. Это явное свидетель­ство апатии в деле пропаганды унии (а не подчинения «схизматиков») у представителей католического духовенства Польши и Великого княжества Литовского. В то же время переведенные памятники не говорят по той же причине и о встречном интересе образованных кругов православных к ка­толическому вероучению, так как в них содержатся в лучшем случае крупи­цы сведений, касающихся собственно католицизма»[31].

Взаимное культурное дистанцирование католического и православ­ного населения дало себя знать и в такой области, как летописание. Из­вестно, что первые летописные своды, созданные на территории Великого княжества Литовского в середине XVв., представляли собой соединение оригинального «Летописца великих князей литовских» с общерусскими известиями, охватывавшими период от «начала земли Рустей» до начала XVст. В XVIв. эта схема перестала устраивать местных книжников, разра­батывавших теории римского происхождения литовцев и выступавших против «московских письмен» как «не несущих в себе ничего древнего, не имеющих ничего, что бы побуждало к доблести, поскольку рутенский язык чужд нам, литвинам, то есть итальянцам, происшедшим от италий­ской крови»[32].

В результате общерусская часть была устранена, уступив место про­странному легендарному повествованию о начальном этапе литовской ис­тории; при этом весьма характерно, что формально отброшенная книжниками «Повесть временных лет» стала, по наблюдениям Н.А. Морозовой, «структурно-семантической моделью, своеобразным каркасом, готовой схемой, которую автор легендарной части летописей Великого княжества Литовского наполнил другим содержанием»[33]. Таким образом, даже отда­ляясь от древнерусского культурного наследия[34]виленские книжники, тем не менее, оставались в рамках общерусского культурного кода.

Впрочем, социально-политические реалии давали себя знать и в этом слу­чае — в чем убеждает сопоставление легендарной генеалогии литовских пра­вителей с родословием великих московских князей. Анализ, произведенный М.Е. Бычковой, показал, что «в России, с одной стороны, и в Литве — с другой, по-разному идеологически обосновывалась вассальная зависимость государю его подданных. Извечность службы московскому государю, слишком боль­шая разница в его происхождении и происхождении бояр — идеи родослов­ных легенд XVI в. — хорошо вписывались во всю систему отношений мо­сковского великого князя и его подданных... В Литве и Польше, где выборы великого князя и короля делали его более зависимым от панов и шляхты, особенно в XVIXVIIвв, где была развита структура самоуправления дво­рянства, стало возможным и генеалогическое равенство происхождения сю­зерена и вассала»[35]. Таким образом, даже генеалогические памятники дают интересный материал для компаративистских исследований социополити­ческой эволюции Московского и Литовского государств.

Безусловно, очерченная проблематика столь обширна, что заслуживает детального рассмотрения на монографическом уровне; однако уже на дан­ной стадии ее изучения очевидно, сколь значительный исследовательский потенциал заключает в себе указанный круг вопросов. Как было продемон­стрировано выше, их решение невозможно без пересмотра целого ряда историографических стереотипов, особенно в отношении Великого кня­жества Литовского. Углубление интереса к его изучению позволит осуще­ствить сопоставление двух различных моделей социального и государствен­ного устройства, развившихся параллельно на восточнославянской основе, на качественно ином теоретическом уровне.

Русина Елена Владимировна
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории Украины Национальной Академии наук Украины

Историческiй вестникъ том седьмой Москва, 2014

------------------

[1]  Максимейко Н.А. Сеймы Литовско-Русского государства до Люблинской унии 1569 г. Харьков, 1902. С. 38—43.

[2]   Особый интерес в этом смысле представляет работа Я. ТенговскогоTggowskiJ.Sprawaprzyl^czeniaPodoladoKoronyPolskiejwkoncuXIVwieku// TekiKrakowskie. № 5. Krakow, 1997. S. 155-176.

[3]  Леонтович Ф.И. Сословный тип территориально-административного состава Литовско­го государства и его причины. СПб., 1895. С. 30.

[4]   Подробнеесм.: RusynaОOn the Kyivan Princely Tradition from the Thirteenth to the Fifteenth Centuries // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 18. # 3/4 (December 1994).

P. 180-182.

[5]   Классическими образчиками этого являются летописная «Похвала Витовту» и вышед­шая из-под пера Николая Гусовского «Песня о зубре». Гораздо менее известны при­писки к «Книге царей» авторства субдьякона Микулы (Новгород-Северский, 1428 г.), также весьма характерные по своей панегирической тональности (см.: Русина О.В. Украгна тд татарами iЛитвоюКиГв, 1998. С. 105).

[6]   После побега Курбского послы царя заявляли в Литве, что беглец «подыскивал под госу­дарем нашим государства, а хотел видети на государстве князя Володимера Ондреевича, а за князем Володимером Ондреевичем была его сестра двоюродная, а княж Володи- мерово дело Ондреевича по тому же, как было у вас дело Швидригайлу с Ягайлом»

(цит. по: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 89).

[7]  Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 35: Памятники дипло­матических сношений Московского государства с Польско-Литовским государством. 1487-1533. СПб, 1892. № 43. С. 224-225.

[8]   NiemcewiczJ.U.DziejepanowaniaZygmuntaIIIT. 3. Krakow, 1860. S. 97.

[9]   Подробнее см.: Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 29—35, 56—58. Попутно отметим оши­бочность представлений о Патрикии Наримунтовиче как князе Звенигородском, до сих пор встречающихся в историографии (см., напр.: Хоруженко О.И. Гербы потомства Патрикия Наримунтовича, князя Звенигородского // Русский родословец. 2001. № 1.

С. 25—36), хотя данный вопрос давно уже выяснен в специальной литературе (см.: Быч­кова М.Е. Состав класса феодалов России в XVI в.: Историко-генеалогическое исследова­ние. М., 1986. С. 33-41).

[10] 1сторы Укратни в особах: Давньоруська держава. Литовсько-польська доба. КиГв, 2012. С. 275-279, 282-287.

[11]Kappeler A. Ivan Groznyj im Spiegel der auslandischen Druckschriften seiner Zeit.. Bern, 1972. S. 23, 253.

[12]Подробнее см.: Аовмяньский Х Русско-литовские отношения в XIV-XVвв. // Из исто­рии русской культуры. Т. 2. Кн. 1: Киевская и Московская Русь. М., 2002. С. 395.

[13] Кром М.М. Меж Русью и Литвой: Западнорусские земли в системе русско-литовских отношений конца XV — первой трети XVI в. М, 1995. С. 229-230 (см. также переизда­ние: М., 2010).

[14] Более детально см.: GralaHCzlowiekwobecwladzynaRusiMoskiewskiej (XIVXVIw.) // CzlowiekwspoleczenstwiesredniowiecznymWarszawa, 1997. S. 420.

[15] Cherniavsky M. Khan or Basileus: An Aspect ofRussian Medieval Political Theory // Jour­nal of the History ofIdeas1959. Vol. 4. P. 459—476. См. также перевод: Чернявский М. Хан или василевс: один из аспектов русской средневековой политической теории //

Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. С. 442—456.

16СмнапримерPelenski J. State and Society in Muscovite Russia and the Mongol-Turkic System in the Sixteenth Century // Idem. The Contest for the Legacy ofKievan Rus’. New York, 1998. P. 228—243. Исследователь рассматривает тюркские социально-политические институты как. прообраз русских, а не их институциональную параллель: земские соборы возводятся к курултаю, поместная система — к казанскому союргалу, дворяне — к тарха­нам и т.д. С ним солидаризируется Д. ОстровскиOstrowskiD.MuscovyandtheMongolsCross-culturalInfluencesontheSteppeFrontier, 1304—1589. Cambridge, 1998. P. 21, 61.

[17]См.: Кром М.М. «Старина» как категория средневекового менталитета (по материалам Великого княжества Литовского XIV — начала XVII в.) // MediaevaliaUcrainicaмен- тальтсть та кторы Дей. Т. 3. Кшв, 1994. С. 71—72.

 

[18] Русина О.В. Оверська земля у склад! Великого князыства ЛитовськогоКшв, 1998.

С. 79-81.

[19]Подробнеесм.: РусинаЕ.Кистории «Яголдаевойтьмы» // States, Societies, Cultures: East and West. NewYork, 2004. P. 1013-1024.

[20] Ср.: Летописи белорусско-литовские // Полное собрание русских летописей. М., 1980. Т. 35. С. 66, 74, 138; Розов В. Украшськт грамоти. Т.1: XIV в. iперша половина XV в. Кихв, 1928. № 10. С. 20.

[21] Пашуто В.Т., Флоря Б.Н., Хорошкевич А.А.Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982. С. 28.

[22]Pelenski J. Muscovite Russia and Poland-Lithuania, 1450—1600: State and Society — Some Comparisons in Socio-Political Developments // State and Society in Europe from the Fifteenth to the Eighteenth Century: Proceedings ofthe First Conference of Polish and American Historians (May 27—29, 1974). Warsaw, 1985. P. 95—96.

[23]ПосланияИванаГрозногоМ.; Л, 1951. С. 259—260.

[24]  Lithuanian Historical Studies. 1998. Vol. 3. P. 161.

[25]Английская набережная, 4: Ежегодник Санкт-Петербургского научного общества исто­риков и архивистов. 2000 г. СПб, 2000. С. 73—100.

[26]GrataH.DiacyipisarzewczesnonowozytnyaparatwladzywPanstwieMoskiewskimiWielkimKsi^stwieLitewskim (XVI — poczXVII w.) // Modernizacja struktur wladzy w warunkach opoznienia. Warszawa, 1999. S. 73—91.

[27]Славянский альманах. 2000. М, 2001. С. 247—285.

[28] Там же. С. 264.

[29] См. в этой связи: Баньонис Э. Литва XV в.: Ощущение многообразия окружающего мира // MediaevaliaUcrainicaментальтсть та юторы Щей. Т. 3. С. 127—130.

[30] Турилов А.А. Переводы с латинского и западнославянских языков, выполненные укра­инско-белорусскими книжниками в XV — начале XVI в. // Культурные связи России и Польши XIXXвв. М, 1998. С. 58-68.

[31] Там же. С. 63-64.

[32] Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. М, 1994. С. 85-86.

[33] Морозова Н.А. О древнерусских источниках легендарной части летописей Великого княжества Литовского // Kalbotyra№ 43(2): Lituano-SlavicaЯзыки. Культура. Контак­ты. Вильнюс, 1993. С. 52—59. Такой же «потребительский» подход прослеживается и

в отношении древнерусских летописных персоналий, анахронически использованных при составлении легендарного повествования о походе Гедимина на Волынскую и Ки­евскую земли (Русина ОКшвська виправа Гедимша (текстологшний аспект пробле- ми) // Записки Наукового товариства тет Шевченка. Т. 231. Львы, 1996. С. 147—157); менее очевидным является заимствование в летописном сюжете об убийстве Сигиз- мунда Кейстутовича элементов повести об убиении Андрея Боголюбского (Русина О.

ВЩ Кузьмищккиянина до киянина Скобейка (моделювання смертт в «Хротщ Биховця») // СоцгумВип. 1. Кшв, 2002. С. 37—53).

[34] Характерно, что это происходило параллельно с тем, как в Московском государстве развертывались диаметрально противоположные процессы: реалии древнерусских времен актуализировались внешнеполитической программой московских государей, ставивших во главу угла патримониальный принцип — свои исторические права на «отчину» Рюриковичей; литовцы могли противопоставить этому лишь право завоева­ния, о котором шла речь выше.

35   Бычкова М.Е. Идеи власти и подданства в генеалогической литературе XVXVIвв. // Ис­торическая генеалогия. Вып. 2. Екатеринбург; Париж, 1993. С. 9. Менее удачной видится попытка провести «идеологический водораздел» между легендарными генеалогиями правителей России и Литвы, предпринятая А.И. Филюшкиным (Сравнительный анализ генеалогических легенд XVI в. о происхождении великокняжеских династий Российско­го и Литовского государств // Древняя Русь и Запад. М, 1996. С. 133—136; Его же. Леген­дарные родословия великих князей литовских и великих князей московских: принципы построения // Русский родословец. 2001. № 1. С. 6—14). Бесспорно, что «в генеалоги­ческих легендах, созданных в конце XVXVIв. в Литве и России, отразился ряд черт политического менталитета и идеологем, присущих этим государствам»; однако вряд ли проанализированный исследователем материал дает основания для вывода о том, что речь шла «о моделях, парадигмах государственного и культурного развития стран Восточ­ной Европы; сближаться ли им с Западом — ибо именно западная система ценностей присутствует в литовской версии, или же создавать автохтонное государство, основыва­ясь на древних исторических традициях (пусть иной раз и мифического плана)»