Традиции белорусской певческой культуры православной традиции в Польше

Автор: Лариса Густова

Кафедральный собор святой Марии Магдалины Польской Православной Церкви в ВаршавеВследствие русской революции 1917 г., гражданской войны и Рижского мирного договора 1921 г., белорусы оказались разделены по разным государствам. На Западе, в Польше белорусская культура концентрировалась вокруг Православной Церкви и понятие «белорусский» ассоциировалось с понятием «православный». Мы можем уверенно назвать культуру Польской Православной Церкви  белорусской, потому что православное население Польши составляют белорусы. Польские белорусы и в настоящее время любят и берегут свою родную культуру, считая ядром своей культуры Православную Церковь.

 

Музыкально-певческая культура Польской Православной Церкви сугубо традиционна. К традициям белорусской богослужебно-певческой культуры , которые польские белорусы передают из поколения в поколение, относятся  богослужение, осуществляемое на церковно-славянском языке и  напевы Петербургского обиходного церковного стиля пения XIX -- начала ХХ вв.
В церковных хорах польских православных храмов сохранилась белорусская исполнительская хоровая традиция, которая отличается необыкновенной мягкостью, единством стиля, внутренним достоинством и исключительно глубокой проникновенностью[1]. Характерной чертой белорусской богослужебной музыкально-певческой культуры Польской Православной Церкви стал  ее любительский характер. В польских православных церковных хорах поют только любители, демонстрируя высокую культуру пения.

В автокефальной Польской Православной Церкви (с 1925 года [2, с. 76]) было серьезное певческое и регентское образование можно было получить в духовных семинариях и духовных училищах. Действовали две духовные семинарии – в Вильно и в Кременце (Волынь), где обучали церковному пению, и псаломщицко-диаконская школа в Яблочинском монастыре[2].

Г. Бельск. Директор иконописной школы на клиросеНеобходимо отметить, что необыкновенная благочестивость отличала и отличает население Белосточчины. В кафедральном соборе в честь св. Николая г. Белостока служило много выдающихся представителей белорусской православной богослужебно-певческой культуры. В довоенный и военный период здесь работал регентом выдающийся композитор и дирижер Константин Кислый. В 1950 -- 70 гг. -- управлял хором украинец Петр Доманчук, который затем преподавал церковное пение в Варшавской духовной академии. С 1964 г. -- в Кафедральном соборе г. Белостока руководил  хором церковный композитор о. Петр Гудкевич.

В 60-е гг. управлял хором также Виктор Осипов (из Минска), который был переведен в Лодзь. В течение 20 лет, с 1970 по 1992 гг. хором управлял выпускник Варшавской академии священник Георгий Мацкевич.

В период 1946 -- 1970 гг. в Кафедральном соборе г.Белостока служил   протодтиакон Леонтий Миронович[3]. Его голос (бас) оказывал исключительное впечатление на молящихся, вызывая у них восторг и умиление. Прекрасное знание церковного устава и диаконского служения, исключительно тонкий слух, прекрасный голос делали служение о. Леонтия образцовым. А исполнение им богослужебных песнопений, особенно «Разбойника благоразумнаго» П. Динева, «Ныне отпущаеши» М. Строкина и «Ныне отпущаеши» Н. Куликовича-Щеглова приводили в состояние восхищения всех, кто его слышал.

Хор Кафедрального собора (г. Варшава). Регент протодиакон Сергий Бовтручук(В 90-е гг. XX века хор Белостоцкого Св.-Николаевского Кафедрального собора пережил второе рождение. В хор пришло много молодежи, коллектив начал участвовать в фестивалях церковной музыки, что помогало росту его исполнительского уровня. С 1992 г. по настоящее время -- руководят соборными хорами выпускники Варшавской духовной семинарии  протодьяконы Василий Дубец и Александр Лысенкевич.)

Перед Второй мировой войной даже небольшие города, поселки и деревни Белосточчины становились центрами певческой культуры. В конце 40-х гг. в городках Заблудов и Сокулка, затем в местечке  Клишчэли (около Бельска)  управлял клиросными хорами выдающийся хормейстер А.В. Оверчук. Антон Викторович до революции окончил Гродненское хоровое училище, а затем -- Гродненские регентские курсы.

Неудивительно, что ученики выдающихся белорусских регентов работали и работают в православных храмах разных стран. Например, известный белорусский регент и композитор Евгений Иванович Ивец служил в парижском кафедральном соборе в честь св. Александра Невского, его сын Василий Ивец -- служит регентом в одном из храмов Парижа и поныне.

Кафедральный собор св. Марии Магдалины, г. ВаршаваПрекрасные хоры существовали и в небольших городах, селах и даже деревнях. В 1930-е гг. в деревне Городилово Молодечненского района настоятелем церкви, выпускником Виленской семинарии о. Алексеем Маевским был создан замечательный хор из прихожан. О. Алексей сам обучал прихожан звукоизвлечению, нотной грамоте, гласовым песнопениям. О. Алексей прослужил в этом приходе 67 лет и всегда заботился об исполнительском уровне церковного пения.

Превосходный хор в довоенное время существовал в Дятлыческой церкви (регент -- диакон Яков Семашко). Замечательный хор Св.-Успенской церкви д. Чижи Белостоцкого воеводства несколько десятилетий  пользовался известностью на Белосточине; в довоенное и военное время им управлял  священник и церковный композитор Илья Юшкевич, а в 50-е гг. -- священник Григорий Юшкевич.

В одной из гродненских церквей регентом служил Владимир Цинцевич (сослан в 1939). В церкви д. Голынка регентом был Микуть, который имел высшее музыкальное и духовное образование. В церковном хоре под его руководством пели 16 человек (8 мужчин и 8 девушек). Современники вспоминают о нем как о талантливом регенте.

Православную национальную культуру белорусов сохраняли и деревенские псаломщики-дьячки: в Семятичах служил псаломщиком А. Вышенка, в Бельск-Подляске -- П. Цыбрук, в Белостоке -- Л. Мирович, в Кляшчелях -- А.-Аверчук, в Плосках -- М. Мицевич [3, № 85, С. 5]. В Гродненской области в различных приходах служил о. Георгий Цинцевич (Цинцевич Георгий Николаевич)Э, который в 1930-е годы служил диаконом в деревнях Свислочь, Загорье, Сенное, м. Волпа, а затем – священником в м. Большая Берестовица, в д. Голынка. В каждом приходе о.Георгий организовывал хоры, обучал певчих церковному чтению, пению, нотной грамоте. В хорах названных приходов пели большие любители и ценители церковного пения; в каждом хоре были певчие всех возрастов, много детей. В хор брали певцов, обладающих сильными, красивыми голосами.

Регент Св.-Никольского Кафедрального собора (г.Белосток) протодиакон Василий ДубецВ православных храмах Польши служили регентами многие замечательные музыканты, которые всю свою жизнь и творчество посвятили Церкви. До войны в церквях Вильно, Гродно, Клецка, Слонима, Новогрудка работал выпускник богословского факультета Варшавского университета и Варшавской консерватории церковный композитор Антон Михайлович Волынчик (1896 -- 1985 гг.), в гайновской церкви (Белостоцкое воеводство) пел замечательный тенор П. В. Пташинский.

На клиросах Польской Православной Церкви на богослужении использовались и используются богослужебно-певческие сборники, изданные как в XIX, так и в ХХ веке. Это, в основном, «Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов», изданный в Москве в Синодальной типографии в 1890 г. Этот певческий сборник является точной копией Обихода 1772 г. В свою очередь, Обиход 1772 г. перепечатан с более древних печатных сборников, песнопения в которых изложены в знаменной нотации (крюками). Использовались также сборник «Руководство древнего богослужебного пения» (изданный в Москве в 1875 г., составитель Н. Потулов), «Полесский сборник», изданный архиепископом Александром Иноземцевым в 1929 г. в Пинске и «Нотный сборник Православного Русского церковного пения» в 4-х томах, изданный в Брюсселе в 1957 г., а затем в Лондоне в 1962 г. и  посвященный памяти выдающегося церковного музыканта Михаила Михайловича Осоргина.

Рассказывая о белорусской православной богослужебной культуре Польской Православной Церкви, нельзя обойти молчанием новые формы развития православной музыкально-певческой культуры. С 1982 г. по благословению Блаженнейшего Митрополита Варшавского и  всея Польши в небольшом провинциальном городке Гайновка Белостокского воеводства ежегодно проходит Международный фестиваль церковной музыки (Miedzynarodowy Festiwal Muzyki Cerkiewnej). Фестиваль стал международным православным праздником и одной из страниц жизни Польской Православной Церкви.

Регент Св.-Никольского Кафедрального собора (г.Белосток) протодиакон Александр ЛысенкевичВ 1982 г. в Гайновке пели церковные приходские хоры из местечек Бельск Подляский, Гайновка, Дубны, Чижи, Клещели, Кленики, Люблин и Подбеле. Впервые в мире на Фестивале (тогда он назывался Дни церковной музыки) звучали православные литургические песнопения. Не забыть того радостного волнения, которое охватывало тогда и участников и организаторов первого Фестиваля.

На Фестивале пели почти все приходские хоры Польской Православной Церкви. В настоящее время в приходских хорах поет много молодежи, а ведь совсем недавно хоры состояли почти только из пожилых женщин и бабушек. И в этом тоже во многом заслуга Фестиваля.

Польские регенты (большинство из которых являются выпускниками Варшавской духовной семинарии) имеют хорошую школу, даже можно сказать учебную базу в лице Фестиваля музыки церковной, ведь любой музыкант приобретает образование не только в учебных стенах. Главное в образовании музыканта – возможность слушать и сравнивать различные стили и уровни исполнения. Эту возможность и певцам, и регентам предоставляет Фестиваль церковной музыки в Гайновке.

Хор церкви св. Александра Невского (г. Сокулка), регент м. Валентина Мисеюк (вторая слева).На Фестивале пели не только церковные хоры, но и светские. Многие польские любительские хоры (состоящие из католиков) и даже хоры католических учебных заведений для участия в Фестивале вводят в свой репертуар православные песнопения, изучают манеру их исполнения.

На Фестивале церковной музыки в разные годы звучали древние богослужебные песнопения многих поместных Церквей – грузинской, армянской, румынской, болгарской, русской, индийской, греческой, коптской и др. Все чаще на Фестивале звучат древние знаменные распевы Русской Православной Церкви.

Итак, белорусское православное пение в Польской Церкви развивает традиции, существовавшие в белорусской среде Православной Церкви еще в XIX в. Наряду с этим возникают и новые формы православной певческой культуры. Носителями белорусской православной певческой традиции являлись (и являются) выдающиеся певцы и регенты, имена которых мы восстанавливали не только по письменным источникам, но и по свидетельствам тех современников, которые сохранили память о вдохновенном звучании церковных песнопений в храмах своих приходов в течение долгих лет.

 

Литература:

1. Кривонос, Ф. Белорусская Православная Церковь в ХХ столетия: спецкурс лекций для Минской Духовной Семинарии / священник Федор Кривонос. – Минск: «Врата», 2008. – 255 с.

2.Пiхура, Г. Царкоўная музыка на Беларусi / Г.  Пiхура // Лендан: Божым шляхам.– 1964.– № 83.– С. 8–14; № 84.– С. 4–10; № 85.– С. 5–7.

 


[1] Такая же исполнительская хоровая манера отличает пение мужского хора студентов Лювенского университета под руководством Н. Ровенского, записи которого (1950-е гг.) имеются в фондах Белорусского радио.

[2] Некоторые сведения о белорусской православной музыкально-певческой культуре довоенного, военного и послевоенного периода получены от регентов и певчих, которые служили в белорусских православных храмах (на территории БССР, ЛитССР и Республики Польша) – н.а. СССР В. В. Ровдо (Минск, Беларусь), А. Г. Ракитской,  и диакона Леонида Ракитского (Минск, Беларусь), священника Виталия Голуба (д. Сенница Минского района, Беларусь), священника Бориса Пташинского (д.Сенница Минского района, Беларусь), Д. М. Рулинского   (Минск, Беларусь), Василия Юшкевича (Белосточчина, Польша), Евгения Семеновича Грыко (Белосток, Польша), Леонида Адамовича Мурашко (Вильнюс, Литва), исследователя  Г. Пикардо (Лондон, Англия),

[3] Леонтий Миронович (1920 -- 1983) окончил псаломщицкую школу при Свято-Онуфриевском монастыре в Яблочине,  и был назначен псаломщиком в д.Телятичи Бельско-Подляшского уезда, где священствовал в то время его отец Николай Миронович (1940 -- 1942); затем переведен в св.-Дмитровский приход д. Жерчицы (1942 -- 1946) и в 1946 г. декретом Высокопреосвященнейшего архиепископа Тимофея переведен для диаконского служения  в Св.-Николаевский собор г.Белостока.  С 1970 г. до конца своей жизни участвовал в каждом богослужении Кафедрального Св.-Никольского собора г. Белостока в качестве певчего.

Лариса Густова

Белорусская певческая культура православной традиции в Польше // Беларуская культура ва ўмовах глабалізацыі : Матэрыялы навуковай канферэнцыі прысвечанай 35-годдзю БДУКМ (3 снежня 2010 г.) : у 2 т. / рэдкал. : М. А. Мажэйка (старшыня) [і інш.]. – Мінск : Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2011. – т. 1. – С. 11 – 115.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.