ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и Философия

Православные священники в русской императорской армии в годы Первой мировой войны

Православная служба перед боем во время Первой мировой войныПервая мировая была встречена в российском обществе небывалым патриотическим подъемом. Уже в августе 1914 г. в публичном пространстве доминирующей стала ее интерпретация как «народной», а различные общественные группы стремились продемонстрировать собственный вклад в будущую победу. Православная церковь не осталась в стороне. В символическом пространстве того времени ей отводилась роль помощника сражающейся армии.

Черниговский губернатор князь С. П. Голицын и крестьянская реформа 1861 г. в Черниговской губернии.

Сергей Павлович ГолицынКнязь Сергей Павлович Голицын (1815-1888) не принадлежит к числу широко известных российских администраторов второй половины XIX века. На фоне знаменитых деятелей эпохи «Великих реформ» императора Александра II его имя выглядит практически незаметным. А между тем, его вклад в разработку крестьянской реформы 1861 года в качестве члена Редакционных комиссий был весьма значительным. После принятия знаменитого Манифеста и «Положений» 19 февраля князь Голицын по решению Императора возглавил Черниговскую губернию, где ему на практике предстояло проводить в жизнь положения крестьянской реформы.

Практика применения российского указа 17 апреля 1905 г. о веротерпимости в Холмской Руси.

После воссоединения в 1875 г. греко-униатов  Холмской Руси с Православной церковью, церковные и светские власти столкнулись с массовым протестом «упорствующих» униатов. Обер-прокурор святейшего Синода К.П. Победоносцев во всеподданнейшем  отчете за 1898 г. отмечал, что: «Со времени воссоединения, многие из бывших греко-униатов Холмско-Варшавской епархии, проживающих преимущественно в приходах, пограничных со сплошным католическим населением, стали заявлять о своем нежелании оставаться православными, отказывались ходить в православные храмы и исполнять духовные требы у православных священников”.

Имя страны «Россия» («Rossia») на западно-европейских картах XIV-XVI веков.

Разные варианты именования нашей страны, имеющей изначальное название Русь, на протяжении столетий употреблялись в средневековых европейских источниках. Греки с середины X в. и поныне называют наше Отечество словом Ρωσία, в латинской традиции Русь с XI в. получила названия Russia, реже Ruthenia. Вариант названия Russia (подобно греческому Ρωσία), образован согласно идущей от античности греко-римской традиции прибавлением к основе, в данном случае, Rus(s), суффикса -ia.

Полководческое искусство А.В.Суворова в русско-турецких войнах 1768 – 1774 и 1787 – 1791 годов


О полководческом таланте генералиссимуса российских сухопутных и морских сил Александра Васильевича Суворова можно сказать одной чеканной фразой: «Не проиграл ни одного из 60 проведенных сражений, большинство из которых были выиграны при численном превосходстве противника».

Император Николай II на станции Вилейка 23 декабря 1915 года.

Государь Император Николай II приветсвует своих офицеров. 1915 г.

 

В конце декабря 1915 года, накануне Рождества, Верховный главнокомандующий русской армии император Николай II провел ряд смотров войск армий Западного фронта.

Александр Невский – предтеча российских державников.

  Великий князь Александр Ярославич. Миниатюра из Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
Александра Невского (13 мая 1221 – 14 ноября 1263) можно зачислить  в предтечи российских державников.  «Солнце земли Суждольской»    - так именовал князя  киевский и владимирский митрополит  Кирилл (1243-1280).    До сих пор бессмертны  слова  защитника  Руси, сказанные им перед  Невским сражением:  «Не в силе Бог, а в правде».  Именно на него в первые десятилетия  невыносимого ига  возлагалась надежда. «Сила же бе его  - часть от силы  Самсоня». Вот почему  при его кончине в 1263 г. «священники и дьяконы, монахи, нищие и богатые  и все люди» горестно восклицали: «Уже погибаем!»

А.В. Суворов как христианин

Могила Суворова в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге
Славянскими народами всегда были особо любимы и почитаемы защитники Отечества – люди, которым выпадает на долю нести все  тяготы походов, подвергаться смертельным опасностям в битвах. Они своими ратными подвигами воплощали в жизнь заповедь Божию о том, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Исключительное место среди таких защитников Родины по искреннему народному почитанию занимает Александр Васильевич Суворов – полководец, фельдмаршал, генералиссимус, а самое главное - истинный православный христианин, исполненный веры в  Бога.

А.В. Суворов и его наследие в военно-исторической концепции А.А. Керсновского.

Фельдмаршал Александр Суворов (художник Kreutzinger Joseph).
А.В. Суворов был «нами понят еще меньше, чем Наполеон французами. «Науку побеждать» мы читали  телесными глазами, а не духовными очами — весь ее неизреченный духовный смысл остался для нас сокровенным», — это суждение, звучащее вызовом всей отечественной историографической традиции, принадлежит Антону Антоновичу Керсновскому, видному военному писателю русского Зарубежья с короткой и яркой творческой биографией.

Язык и цивилизация: универсализм и космополитизм против партикуляризма и национализма.

Основная функция языка – коммуникация, т.е. передача информации. Язык является «нервной системой» любого общества, поддерживая его внутреннюю связность и упорядоченность. В то же время, язык является основным разделительным барьером, дробящим человечество на изолированные сообщества, которые неспособны к прямой коммуникации из-за несовпадения используемых ими языковых систем. Эти барьеры не являются непреодолимыми, а в случае близкого родства языков возможно и непосредственное общение между их носителями. Однако в целом преодоление языковых барьеров требует немалых усилий и энергии, как на уровне отдельного человека, так и всего человечества в целом.

Походы армии А.В. Суворова в 1799-1800 годах в чешском общественном мнении и прессе.

  Бюст Александра Васильевича Суворова во дворе дома Якуба Виммера (дворец Поргесов) в Праге, в котором останавливался А.С. Суворов.

Непосредственное знакомство чехов с Суворовым произошло в самом начале чешского национального возрождения, деятели которого только начали узнавать Россию и русскую культуру, черпая вдохновение в самом факте существования мощной славянской державы, символом которой для чехов надолго стал прославленный русский полководец и его армия.

Читаем «классиков украинства» - Н. И. Костомаров.

Николай Иванович Костомаров

 

В случаях, когда современным украинским националистам приводят в пример высказывания различных исторических лиц, которые, этнически относясь к Украине, занимали позицию, совершенно противоположную идеологическим установкам современного украинского национализма, достаточно стандартный ответ  - это были «неправильные» деятели, которые выслуживались перед московско-петербуржским самодержавием (или были им обмануты) и потому декларировали именно эти высказывания. А вот если обратиться к настоящим патриотам…

Как князь Радзивил и гетман Хмельницкий Речь Посполитую делили

Карикатура XVIII в. на раздел ПольшиКогда заходит разговор о разделах первой Речи Посполитой, случившихся в конце восемнадцатого века, то почти каждый обыватель в современной Польше скажет, что это исключительно российских рук дело. А уж политик тем более. Да и в Беларуси, даже в России, тоже многие так считают. Правда, историки в той же Польше, притом такие авторитетные, как Павел Ясеница, Валериан Калинка, Александр Бохеньский, все-таки подчеркивали, что идея разделов возникла не в Санкт-Петербурге, который тогда был столицей Российской Империи.

Твердорус Феофил Павликов (из львовской газеты 1890 г.)


Был некогда в истории Украины (в современных её территориальных очертаниях) популярный термин – «твердорусы». В это трудно поверить, но так называли сторонников общерусского единства, живших в XIX в. в Галиции и Буковине, нынешних западно-украинских регионах, находившихся тогда под австро-венгерским ярмом, а сегодня превращенных в отстойник украинского шовинизма.

Феномен чужебесия и предательства в российской истории и культуре (Cтатья II)

Фрагмент иконы 17 века «Огненное восхождение святого пророка Ильи»В XVII-ом веке Россия оказалась не только ввергнута в Смуту, но и пережила ещё несколько кризисных явлений, на которые помимо внутренних причин в прямой или опосредованной форме влияли и внешние факторы. Известный богослов протоиерей Александр Шмеман дает следующую характеристику той эпохе: «Две главные темы определяют жизнь Русской Церкви в семнадцатом веке. Это – встреча с «Западом» через «Киевское» православие с одной стороны, и раскол старообрядцев – с другой. Обе имеют огромное историческое значение».

О происхождении русских дворянских родов из Древней Пруссии

Пруссы убивают св. Адальберта изображение на бронзовых вратах в соборе города Гнезно (Польша)
Край, который сегодня именуется Калининградской областью, еще в глубокой древности имел обширные связи с русскими землями. Этот факт находит своё подтверждение не только в археологии, например, в нахождении во время раскопок целого ряда русских княжеских шлемов X – XII вв., но и в родословных многих боярских родов Древней Руси.

Сейчас на сайте

Сейчас 205 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте