ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История и Философия

Вступление русских войск в Бессарабию и ликвидация Буджакской татарской орды в начале русско-турецкой войны 1806–1812 гг.

Белгород-Днестровская крепостьЛюбой юбилей значимого события новой и новейшей истории неизбежно оборачивается тем, что политика и идеология пытаются крепко стиснуть историческую науку в своих объятиях. И сколь бы ни стремились настоящие учёные освободиться от этого удушающего внимания, в глубине души они сознают невоз­мож­ность добиться этого в полной мере. Сейчас, в дни 200-летнего юбилея Бухарестского мирного договора 1812 года, историки ломают копья в спорах о том, было ли присоединение Бессарабии благодеянием или преступлением со стороны России.

Кадеты и власть: горе от ума?

Карнавал на Фонтанке. 1900. А.Н. БенуаРусский радикальный либерализм сформировался на рубеже ХIХ-ХХ вв. как идейное течение, оппозиционное самодержавно-бюрократическому государственному строю. Радикальные либералы претендовали на первенство в среде освободительного движения в силу представления о своем интеллектуальном превосходстве как над властью, так и над соседями по политическому спектру – умеренными либералами и социалистами.

Свобода совести или веротерпимость? К вопросу о полемике в российской печати в начале XX столетия

«Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860, Павел ЧистяковРоссийский институт веротерпимости в конце XIX - начале XX вв.

В России гражданская «свобода веры», или «веротерпимость», утверждённая в «Основных законах» империи, носила первичный характер и предшествовала исторически введению манифестом 17 октября 1905г. таких политических свобод, как свобода слова, печати, собраний и т.д.  Веротерпимость, сформировавшуюся в XVIII ­`первой половине XIX вв. в качестве симбиоза  западноевропейских и византийско-московских правовых норм, можно рассматривать в качестве особого правового института, регулировавшего государственно-религиозные и межрелигиозные отношения в России.

Что русского в русском либерализме?


Хорошая тема для краткой статьи, - извиняющимся тоном скажет скованный рамками автор. Еще лучше она смотрелась бы в пределах пространной монографии, - ответит вовсе ничем не скованный читатель. И правда: вопрос покажется сложным уже при поверхностном взгляде на предмет разговора. Прежде всего, потому что требует нескольких предварительных суждений, которые в глазах многих сделают его бессмысленным.

«Каждый Русский должен служить Престолу». С. С. Уваров. (Часть II)

С.С. Уваров. 1840-е гг.Часть I | Часть II

С первых же лет своего царствования император Николай I обратил внимание на то, что «необходимое всем Русским подданным обучение отечественному языку» крайне слабо поставлено в учебных заведениях Остзейского края. В 1827 году после посещения губернских гимназий в Риге и Ревеле он распорядился добавить в каждую из них из числа наилучших выпускников русских университетов по два учителя русского языка и словесности с окладами выше штатных.

«Каждый Русский должен служить Престолу». С. С. Уваров. (Часть I)

С.С. Уваров. Портрет работы С.Голике. 1833

Часть I | Часть II

Сергей Семенович Уваров (1786–1855), несомненно, принадлежит к числу выдающихся русских государственных деятелей. Он заложил основы самостоятельной отечественной системы общественного образования, значение которых в исторических судьбах русской культуры XIX–XX вв. трудно переоценить. Без многочисленных и высококачественных кадров, подготовленных в уваровское время университетами, пансионами, лицеями, гимназиями не состоялось бы ни одно  из реальных достижений пореформенного времени в области государственного строительства, общественной самодеятельности, науки, литературы, искусства.

Александр Христофорович Бенкендорф: государственный деятель николаевской эпохи.

А.Х. Бенкендорф. Портрет работы Дж. Доу. 1822

Граф Александр Христофорович Бенкендорф – одна из ключевых фигур русской истории первой половины XIX в., создатель знаменитой тайной полиции и организатор жандармерии Российской империи, ближайший сподвижник императора Николая I. Однако в России за Бенкендорфом закрепилась не очень заслуженная репутация гонителя просвещения и закоренелого реакционера.

А была ли война Отечественной?

Заданный вопрос отнюдь не праздный. В последнее время находится слишком много любителей от истории, которые хотят поставить под сомнение устоявшийся в литературе термин. И необходимо признать, что в их распоряжении есть определенный набор фактов и аргументов в пользу такого мнения. И это обстоятельство заставляет еще раз проанализировать  события 1812 года в этой плоскости.

Еще во время войны в 1812 г.литератор Н.И.Греч стал издавать журнал «Сын Отечества», а название он дал, использовав строки из письма брата (артиллерийского офицера), убитого в Бородинском сражении. Журнал стал очень популярным и в обществе, и в армии и имел огромное воздействие на читательскую аудиторию.

Бухарестский мир 1812 г. Часть вторая

Гостиница Манук-бея в Бухаресте, где был подписан Бухарестский мирный договор (современный вид).Часть I | Часть II

Завершение русско-турецкой войны 1806-1812 гг.

7(19) марта 1811 года очередным(после ген. И.И. Михельсона, ген. барона К.И. Мейендорфа, генерал-фельдмаршала кн. А.А. Прозоровского, ген. кн. П.И. Багратиона, ген. граф Н.М. Каменского) главнокомандующим Дунайской армией в эту войну был назначен М.И. Кутузов.

Бухарестский мир 1812 г. Часть первая

Гостиница Манук-бея в Бухаресте, где был подписан Бухарестский мирный договор

Часть I | Часть II

Начало русско-турецкой войны 1806-1812 гг.

16(28) мая 1812 года султан Махмуд II созвал чрезвычайный совет, который должен был обсудить условия мирного соглашения между Российской и Оттоманской империями. Из 54 его участников 50 подали голоса за мир, и турки пошли на заключение Бухарестского мирного договора.

Книга «Надсянская Русь. Вырванные страницы»

Ранее на нашем сайте было несколько публикаций, посвященных самым западным окраинам Русского мира - Подляшью и Холмской Руси. На территории современной Польши по реке Сан была еще одна Русь - Надснянская. Все эти земли изначально составляли Червоную (Красную) Русь с центром в Перемышле, в последующем ставшую Русским воеводством в составе Польши. После раздела Речи Посполитой южная часть Русского воеводства под названием Галиция попала под власть Австро-Венгрии. После Второй мировой войны все эти древние русские земли, включая Белосточчину, вошли в состав Польши и в результате ее жесткой ассимиляторской политики полностью перестали быть русскими и сейчас являются Подкарпатским, Любленским и Подляшским воеводствами с незначительным процентом русского населения (украинцы, белорусы и русины).

Царско-советско-русский крест

Предмет исследования – двоякий. С одной стороны, это категории «царский», «советский», «русский» («царскость», «советскость», «русскость») и попытка их системного анализа. С другой стороны, интерес вызывает иерархия предпочтений, связанная с ментальностью людей, поколений, «стоящих» за этими абстрактными дефинициями. Авторская гипотеза связана с пониманием данных определений как отражающих единство ментальных, мировоззренческих, метафизических характеристик, присущих их носителям.

«Дело Мясоедова». XX век начинается... Часть III

Часть I | Часть II | Часть III

Завершение истории.

Как некомпетентность и безответственность начальства искупаются  клановой солидарностью его подчиненных.

В начале 1915 г., после поражения 10-й армии, положение Главковерха было довольно сложным, и он стремился отвести от себя ответственность за катастрофу 10-й армии в Восточной Пруссии.

«Дело Мясоедова». XX век начинается... Часть I

Закат над столицей Империи.

Часть I | Часть II | Часть III

На основе анализа широкого круга исторических источников и литературы Олег Рудольфович Айрапетов детально исследует обстоятельства, связанные с «генезисом» и существом так называемого «Дела Мясоедова», жандармского полковника, обвиненного в шпионаже против России и казненного в марте 1915 года. Получив огромный общественно-политический резонанс, это «дело» сыграло печальную роль в истории последнего периода существовании императорской России.

Католицизм – друг или враг? Межведомственный спор в российском правительстве (1905 -1914 гг.).

Модернизируя законодательство о Римско-католической церкви (указ о веротерпимости от 17 апреля 1905 г. и законы от 26 декабря 1905 г.)  правительство упразднило систему ограничительных мер, вызванных участием части ксендзов и мирян в антироссийском восстании 1863 г.

Новые законы способствовали развитию правового статуса этой Церкви и гарантировали соблюдение её прав и интересов в рамках  законодательства о веротерпимости[1].

Сейчас на сайте

Сейчас 98 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Присоединяйтесь в Вконтакте Присоединяйтесь в Facebook Присоединяйтесь в LiveJournal

Антология современной западнорусской поэзииБелорусы и украинцы – русский народ. Свидетельства  исторических источников

Отечественная война 1812 г. в истории БелоруссииЗападнорусский календарь