Повседневная деятельность православных священников северо-западных губерний России в революционном 1917 году

Автор: Александр Воробьев

Священник   Александр Норанович с семьей. Город Миоры Витебской губернии 1916г.

До Февральской 1917 года революции, завершившейся свержением в России абсолютной монархии, православные священники вели относительно спокойную и размеренную повседневную жизнь. Относительность спокойствия и размеренности этой жизни были обусловлены тем, что с лета 1914 года Россия участвовала в Первой мировой войне и это участие имело очень большое влияние на все без исключения население России, включая и православное духовенство. Свержение монархии застало православное духовенство врасплох, что, впрочем, можно сказать и в отношении подавляющей части населения, которая заняла выжидательную позицию, пытаясь понять, сможет или нет сохраниться в стране монархия. Как только стало понятно, что возврата к старым порядкам больше не будет (по крайней мере в ближайшее время), представители православного духовенства, которых отречение Николая II от престола освободило тем самым от необходимости хранить верность монарху, начали совершать молебны, как по поводу Временного правительства продолжать Первую мировую войну до победного конца, так и по поводу других решений новой власти. Традиционно православное духовенство оказывало сильное влияние на население, как всей России, так и ее северо-западных губерний, в частности. Так, крестьяне Столинской, Теребежовской и Плотницкой волостей Пинского уезда Минской губернии горячо приветствовали Временное правительство и молили Бога о даровании побед русской армии (по территории Пинского уезда проходила линия фронта) 1. Крестьяне Жуховичской волости Новогрудского уезда Минской губернии заявили о единодушном подчинении Временному правительству и 15 марта 1917 года собрали пожертвование на победу в войне одну тысячу рублей2. Для крестьян этой волости победа в войне была столь же желанной, как и для крестьян соседнего Пинского уезда, так как почти весь Новогрудский уезд был оккупирован немецкими войсками еще в 1915 году. Поскольку подавляющее большинство населения России составляли именно крестьяне, священнослужители Русской православной церкви принимали активное участие в их повседневной жизни. Самым насущным вопросом в жизни российского крестьянства был вопрос о земле, т.е. о ликвидации помещичьего землевладения и переделе всех конфискованных у помещиков земли между крестьянами. Для решения этого вопроса на территории северо-западных губерний России очень часто созывались крестьянские съезды. Временное правительство, сознавая важность вопроса о земле, обещало крестьянству, что он будет решен Всероссийским Учредительным собранием. До этого созыва крестьяне должны были воздерживаться от самовольных захватов помещичьих земель. На проходившем в июне 1917 года Витебском губернском крестьянском съезде от партии большевиков выступали матрос Новиков и православный священник Василенко. Оба большевистских делегата выступили с популистским призывом к крестьянам немедленно начать делить помещичьи земли, не дожидаясь решений ни Временного правительства, ни Учредительного собрания. Тем не менее, несмотря на заманчивость данного предложения, делегаты съезда проголосовали за присоединение к постановлению по земельному вопросу Всероссийского съезда крестьянских депутатов от 25 мая 1917 года. Всероссийский крестьянский съезд признал самовольные захваты земли отдельными крестьянами и крестьянскими обществами недопустимыми. Окончательное решение земельного вопроса относилось к компетенции Учредительного собрания. До его созыва все земельные споры и вопросы передавались в ведение местных земельных комитетов3. Еcли весной и летом 1917 года население еще верило Временному правительству и соглашалось ждать решения всех насущных проблем тогдашней жизни Учредительным собранием, то осенью ситуация стала накаляться, ибо широкие народные массы уже устали ждать и, что хуже всего, верить Временному правительству, а его глава (А.Ф.Керенский) получил прозвище «главноуговаривающего». Тем не менее, Временное правительство занималось подготовкой выборов во Всероссийское Учредительное собрание и они должны были состояться по всей стране в период с 12 по 14 ноября 1917 года. Однако в конце октября власть в стране была захвачена вооруженным путем партией большевиков, которые, видя популярность Учредительного собрания среди народных масс, занялись проведением выборов в него. И здесь вновь довольно активно проявили себя православные священнослужители, которые во многих случаях вошли в состав избирательных комиссий, так как они были людьми абсолютно грамотными, тогда как большинство крестьян были неграмотными. При проведении выборов православное духовенство северо-западных губерний России заняло все политические сектора, ибо среди священников были сторонники (они назывались сочувствующими) и члены различных политических партий. Так, в Монастырщинской участковой избирательной комиссии Мстиславского уезда Могилевской губернии православный священник Иван Дмитриевич Богданов призывал всех избирателей голосовать на выборах в Учредительное собрание только за список №6 (партии кадетов), говоря, что все остальные политические партии, включая и захвативших власть большевиков, никуда не годятся 4.

В Дриссенском уезде Витебской губернии в пятом избирательном участке за призыв не голосовать за те политические партии, которые выступают за отделение церкви от государства, был арестован председатель данной участковой комиссии православный священник Забелин. При этом было отмечено, что один из членов участковой комиссии являлся неграмотным5. В этот же период времени в первом Замочульском участке Церковищенской волости Мстиславского уезда солдаты не допустили к участию в выборах большое количество местных жителей, мотивируя это тем, что они не знают, какая политическая партия более выгодна. Тем самым они чуть вовсе не сорвали выборы в данном избирательном участке, о чем в Мстиславскую уездную избирательную комиссию сообщил председатель шестого Церковищенского избирательного участка Ольшанский 6. Там же местные жители, которые явно были верующими, отметили однажды весьма негативную картину, которая все более и более распространялась и внедрялась в повседневную жизнь населения не только северо-западных, но и большинства всех губерний тогдашней России. Вечернюю службу в местном храме священник был вынужден провести очень быстро, так как опасался за свою жизнь. Опасаться было отчего, так как в церковь зашла группа солдат-дезертиров, которые были пьяными, не снимали своих папах (т.е. головных уборов), держали руки в карманах, громко говорили, при этом сквернословили и имели при себе оружие. На замечания священника и верующих отвечали очень враждебно, грозя расправиться с батюшкой и теми верующими, которые стали на его защиту7. Здесь мы наблюдаем целый комплекс отступлений от норм общечеловеческого поведения и, одновременно, от норм поведения в храмах: 1. головные уборы в церкви солдаты не сняли; 2. они держали руки в карманах; 3. громко разговаривали в храме; 4. наконец, позволяли себе брань по адресу протестующих против подобного поведения; 5. солдаты были пьяными; 6. они пришли в церковь с огнестрельным оружием; 7. угрожали расправиться с инакомыслящими. Это было в Могилевской губернии, где располагались тыловые части Западного фронта русской армии. В Псковской губернии, которая относилась к губерниям прифронтовым, так как по ее территории проходила линия фронта, располагались части Северного фронта русской армии, а штаб фронта находился в самом Пскове. Солдаты же Северного фронта, по воспоминаниям хорошо знавшего положение русской армии в период Первой мировой войны генерала А.И. Деникина были сильно большевизированы8. Именно поэтому в Псковской губернии одними угрозами священникам православной церкви, и другим инакомыслящим пробольшевистски настроенные солдаты Северного фронта не ограничивались. Так, в Порховском уезде Псковской губернии во время выборов в Учредительное собрание в Бараново-Озерецкой волости был убит местный священник, который являлся председателем участковой избирательной комиссии и там же тяжело избит сельский учитель, являвшийся членом данной избирательной комиссии. Впрочем, кем это все было сделано, в средствах массовой информации не сообщалось 9.

В заключение можно сделать следующие выводы: 1. повседневная жизнь православных священников северо-западных губерний России в 1917 году была весьма сложной и напряженной, так как требовала от них постоянной осторожности в поведении, ибо на всем протяжении этого года все время менялись, как общественно-политическая ситуация, так и настроения народных масс; 2. священникам, еще недавно призывавшим большинство населения в лице крестьянства к верности вере, царю и Отечеству, пришлось заменить призыв в верности царю на верность Временному правительству, что поколебало верность крестьянских масс своему Отечеству, да и веру их это тоже подвергло значительной деформации; 3. несмотря на все это, православная церковь продолжала активно участвовать в общественной жизни страны, что нашло свое отражение в участии, как в подготовке, так и производстве выборов в Учредительное собрание; 4. это участие явилось не только выполнением православными священниками своего гражданского долга, но и готовности, если понадобится, жертвовать своей жизнью, как было отмечено в изложенном фактическом материале; 5. впрочем, едва ли православное духовенство, уже в 1917 году отмечая значительное «повреждение нравов» населения России, думало о том, что очень скоро эти нравы повредятся настолько сильно, что приведут к братоубийственной гражданской войне, до которой оставалось всего несколько месяцев.

Воробьев Александр Александрович,
кандидат исторических наук, начальник центра дополнительного образования
и профориентации ИПКиП Могилевского государственного университета.

Текст доклада на Международной научной конференции «Память в назидание»,
 посвященной столетию начала подвига новомучеников Русской Православной Церкви., состоявшейся в Минске 4.11.2017.

Опубликовано в журнале социальных и гуманитарных наук "Аспект". №1 (5). 2018г.


--------------------------------------
1 Вестник Минского губернского комиссариата, 1917, 23 марта
2 Там же, 30 марта
3 Витебский листок, 1917, 15 июня
4 Национальный исторический архив Беларуси (далее – НИАБ), ф.3449, оп.1, д.3, л.33
5 НИАБ, ф.3448, оп.1, д.50, л.7
6 НИАБ, ф.3449, оп.1, д.3, л.14
7 Там же
8 Деникин А.И. Очерки русской смуты. – Париж, 1921. – Т.1. – Выпуск 1. Крушение власти и армии. Февраль – сентябрь 1917 г. – С.87
9 Псковская речь, 1917, 19 ноября