23 февраля 2019 года в Минске состоялась Международная научно-практическая конференция «Церковь, идентичности и нациестроительство в Европе в XIX-XX веках», приуроченная к 180-летнему юбилею Полоцкого церковного собора 1839 года.
Одним из приверженцев и твердых последователей западнорусизма был выдающийся историк, археограф, библиограф, публицист и общественный деятель Александр Иванович Миловидов. Жизнь и многогранная деятельность Миловидова не заняли, к сожалению, должного места в научной литературе.
Если бы мы, белорусы, действительно обладали самосознанием просвещенной нации, то совсем иначе бы ценили наследие Евфимия Федоровича Карского (1861-1931). Как-никак, он является первым и поныне самым главным нашим академиком, выдающимся славистом, основоположником научного белорусоведения
Нередко в работах современных авторов уния преподносится как «синтез», «гармония» между культурами христианского востока и запада, как «модернизация» и «европеизация» духовной сферы в жизни белорусского народа. За этими цветистыми фразами стоит представление о том, что в результате контактов между двумя культурами появляется третья, новая и по-своему уникальная культура.
180-летие Полоцкого Собора 1839 года, является замечательным поводом для того, чтобы поразмышлять над масштабом этого исторического события и значением Полоцкого Собора для современной Белорусской Православной Церкви и всего белорусского общества.
В XIX веке, особенно во второй его половине, миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Российской Империи велась в двух направлениях: а) борьба с сектантством и старообрядчеством; б) проповедь среди «язычников» (шаманистов, мусульман, ламаистов и т.п.
Во второй половине тринадцатого столетия Византийская империя очутилась под угрозой турецкого нашествия. Рим решил воспользоваться этим положением и предпринял попытку, начатую им ешё во время крестовых походов, — подчинить себе и византийскую церковь.