Читальный зал Виленской публичной библиотеки, в которой многие годы работал Александр Иванович Миловидов.
В дореволюционный период изучением конфессиональной истории Белоруссии занимались в основном выходцы из среды духовенства, преимущественно православного, для которых научное творчество органически сочеталось с борьбой за утверждение в обществе «господствующей» православной веры – духовной основы нашего народа. Среди них следует отметить таких выдающихся церковных историков и краеведов как М. Коялович, П. Жукович, Е. Орловский, Г. Киприанович, С. Рункевич и др.
Для данных авторов был характерен цивилизационный подход к исследованию прошлого. Применительно к изучению истории Белоруссии он выражался в раскрытии событий и процессов сквозь призму взаимодействия своей – Восточно-славянской (Русской) православной цивилизации и чужой – Западно-европейской католической. При этом авторы стояли на позициях западнорусизма, полагая, что белорусы наряду с великороссами и малороссами (украинцами) являются составной частью триединого русского народа.
Одним из приверженцев и твердых последователей западнорусизма был выдающийся историк, археограф, библиограф, публицист и общественный деятель Александр Иванович Миловидов.
Жизнь и многогранная деятельность Миловидова не заняли, к сожалению, должного места в научной литературе. Лишь в отдельных справочных изданиях даны краткие и к тому же неполные сведения о довоенном периоде его жизненного пути[1].
До последнего времени оставались невыясненными и некоторые моменты биографии А. Миловидова. И лишь благодаря исследованиям А. Хотеева удалось восстановить отдельные пробелы[2]. Данный автор, в частности, установил точную дату смерти А.И. Миловидова, а также составил достаточно полный перечень научных трудов и иных публикаций ученого. Реконструкция биографии А. И. Миловидова весьма важна, так как происхождение ученого и последующий его жизненный путь сыграли ключевую роль в формировании общественных и научных взглядов исследователя.
Согласно имеющимся источникам жизнь и деятельность А. Миловидова были тесно взаимосвязаны с православной церковью. Так, Александр Иванович родился 6 августа 1864 г. в селе Иван-Озеро Веневского уезда Тульской губернии в семье священника. В 1883 г. он успешно закончил сначала Тульскую духовную семинарию, а затем – Московскую духовную академию. В числе лучших студентов он был отмечен в 1889 г. за кандидатское сочинение на тему «Участие Русской Церкви в законодательстве Московского государства со времени Уложения до смерти патриарха Адриана» и получил степень кандидата богословия[3].
На протяжении многих лет Александр Иванович занимался преподавательской работой: в 1883 – 1885 и 1889 – 1890 гг. был народным учителем в родном селе Иван-Озеро, с 1890 г. преподавал греческий и латинский языки в Пинском духовном училище, а с 1894 г. – в Литовской духовной семинарии.
В 1901 г. А. Миловидов был назначен членом Комиссии по устройству и управлению Виленской публичной библиотеки, а в 1902 году он стал также хранителем Музея древностей при Виленской публичной библиотеке[4]. Здесь ученый активно занимался библиографической и археографической работой, вплоть до Первой мировой войны.
После вынужденной эвакуации Миловидов оказался в Петрограде, где по ходатайству известного историка профессора С.Ф. Платонова, он был принят на работу в секцию Сенатского архива в Едином государственном архивном фонде РСФСР (Ленинградском губархивбюро)[5]. Здесь он продолжал заниматься любимым делом – сбором, систематизацией и изданием древних документов, а также просветительской деятельностью. В качестве сотрудника архива А.И. Миловидов занимался, главным образом, описанием архивных фондов бывшего Сенатского архива. Вместе с тем, он участвовал в библиотечных чтениях, в акциях т.н. «ликбеза». После выхода на пенсию Миловидов занимал различные должности в научно-просветительских обществах. Умер А.И. Миловидов 18 декабря 1935 г.[6]
После себя А. Миловидов оставил богатое научное наследие, которое представлено трудами по истории, археографии и библиографии Белоруссии и Литвы. По подсчетам самого А.И. Миловидова, содержащихся в его анкетных данных от 30 ноября 1925 г., общий объем его печатных работ составил свыше 100 статей, отдельных изданий 12 томов, всего до 6000 печатных страниц[7] [5]. Многочисленные статьи Миловидова были опубликованы на страницах таких изданий как «Чтения Императорского общества истории и древностей Российских», «Христианское Чтение», «Журнал Министерства народного просвещения», «Русский Вестник», «Виленский календарь», «Вестник Виленского Свято-Духовского братства» и др.
Значительное внимание в трудах А. Миловидова занимают различные аспекты конфессиональной истории Белоруссии. К числу основных работ по данной проблематике принадлежат следующие: «Распоряжения и переписка гр. М. К. Муравьева относительно римско-католического духовенства в Северо-Западном крае» (1910), «Заслуги графа М. Н. Муравьева для православной церкви в Северо-Западном крае» (1900), «Церковно-строительное дело в Северо-Западном крае при гр. М. Н. Муравьеве» (1913), «Исторические основы латино-польской политики в Северо-Западном крае» (1901), «Из бумаг архиепископа минского Антония Зубко (по поводу исполнившегося столетия со дня воссоединения западно-русских униатов)» (1900), «О современных задачах внешкольной просветительной деятельности западно-русских братств» (1910) и др. В большинстве из них получили освящение различные аспекты конфессиональной политики царской администрации в Белоруссии, в т. ч. деятельность виленского генерал-губернатора М. Муравьева по упрочению влияния православия, включая меры материальной поддержки духовенства, восстановление и строительство церквей и др.
Нужно отметить также ряд публикаций Миловидова, вышедших под псевдонимами «А. Братчик», «Виленец», «А. Виленец». В них автор затронул актуальные темы, связанные с деятельностью церковных братств, противокатолической миссией, различными церковными торжествами.
Миловидов в своих трудах по-разному оценивал значение основных христианских церквей в исторической судьбе белорусского народа. Симпатии Александра Ивановича были на стороне православия. Он прекрасно понимал, что именно православная церковь, которая на протяжении многих столетий защищала традиционные ценности народа Белой Руси и активно противостояла духовной экспансии извне, является главным инструментом сохранения и развития своих цивилизационных основ в настоящем и будущем.
В тоже время Миловидов критически отзывался о роли католического духовенства в исторической судьбе белорусского народа, особенно в свете польского восстания 1863 года. «С тех пор как Северо-Западный край вошел в состав русского государства, – отмечал в одном из своих трудов ученый, – в нем самым мятежным сословием всегда являлось латино-польское духовенство. Забывая свои прямые духовные обязанности, оно всегда стремилось принять участие в политической жизни края, действуя против православия, русской государственности и народности. Такое направление латино-польского духовенства сложилось путем продолжительного исторического процесса…»[8].
В значительной степени, по мнению А. Миловидова, антиправительственная позиция католического клира связана была с утратой господствующего положения, которое они занимали в период нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой. «Все привилегии, полученные во время Речи Посполитой, – пишет далее Миловидов римско-католический костел с подчинением края России, когда господствующей религией в крае явилось православие, утратил». С тех пор римско-католическое духовенство не желает примириться со своим новым положением, стремится восстановить старые преимущества»[9].
По мнению Миловидова главной своей целью в Белорусии костел ставил ополячивание местного коренного населения. «Пользуясь своим, сложившимся веками, авторитетом и влиянием на народ, – отмечал далее автор, – латино-польское духовенство все свои усилия, не разбирая средств, направляет к ополячению коренного русского населения Западного края путем привития к нему католицизма. Что усиленное окатоличение русского населения совершалось не во имя религиозно-миссионерских целей, а во имя политических за это говорит следующее: край издавна представлял агрегат разных вероисповеданий: здесь много было евреев, караимов, магометан, лютеран, кальвинистов, методистов и прочих. Однако все усилия латино-польского духовенства были направлены на православное население. Можно даже сказать, что у латинян Северо-Западного края миссионерское дело не имело правильной организации, почему вовсе не заметно успехов католицизма в еврейской массе и в среде всех перечисленных иноверцев. Несло большой урон от латино-польской пропаганды одно лишь православное население, против которого направлены были все ее усилия с целью ополячения» [10].
В этой связи Миловидов, как и другие представители западнорусизма весьма активно поддерживал усилия виленского генерал-губернатора М.Н. Муравьева по деполонизации тогдашнего Северо-Западного края, в том числе некоторые ограничительные меры в отношении католицизма. Вот что, в этой связи, Миловидов отмечает в предисловии к изданной в 1910 году работе «Распоряжения и переписка графа М.Н. Муравьева относительно римско-католического духовенства»: «Такая хитрая политика ксендзовства впервые была со всей ясностью разгадана М. Н. Муравьевым… Еще в 1831 г. он назвал римско-католическое духовенство «самым враждебны элементом Северо-Западного края»… Меры рекомендованные Муравьевым в 1831 г., русским правительством не были проведены в жизнь края. И вот в 1863 году году римско-католическое духовенство стало во главе революционного движения. Усмирив мятеж и умиротворив край, Муравьев предпринял целый ряд мер, направленных к ограничению самовольства римско-католического духовенства, его политической деятельности и влияния»[11]. В числе таких мер было закрытие ряда монастырей, ограничение контактов с Царством Польским, пресечение пропаганды католицизма в православной среде, ужесточение административного контроля над деятельностью католических иерархов и др.
Представленная Миловидовым аргументация и его категоричные суждения могут вызвать возражения. Понятно, что католическое духовенство занимались активно и духовно-нравственным воспитанием народа и просветительской деятельностью, строительством храмов, благотворительностью, пропагандой здорового трезвого образа жизни. Однако, нельзя отрицать очевидное – на протяжении длительного периода времени костел выступал на территории Белоруссии одним из главных инструментов распространения и поддержания польского влияния, как в культурной сфере, так и в политической. В этой связи суждения Миловидова заслуживают серьезного внимания.
Наряду с изучением различных аспектов развития основных христианских конфессий Белоруссии А. Миловидов был одним из немногих отечественных авторов, которые не обошли вниманием проблемы распространения в белорусских губерниях протестантского сектантства. Следует отметить, что в дореволюционный период вышли весьма обстоятельные труды по сектантству в России Г. Буткевича [11] и С. Бондаря[12]. Однако белорусский аспект проблемы в них был представлен лишь фрагментарно. В этой связи работа А. Миловидова «Современное штундо-баптистское движение в Северо-Западном крае» (Вильно, 1910) является уникальным исследованием по начальным этапам истории новых течений протестантизма в Белоруссии. Она не потеряла значимости и до настоящего времени.
На основе официальных сведений Миловидов представил общую картину распространения в белорусских губерниях одного из новых религиозных течений – баптизма. Согласно официальной статистике баптистские общины тогдашнего Северо-Западного края состояли примерно из 230 сектантов[13]. Приводя данную информацию Миловидов справедливо отмечал, что эти сведения «не претендуют на полноту и точность, так как собирались спешно, к известному сроку, затем сами сектанты скрывают свою статистику, сообщают неточные сведения о своем положении, да и само население западно-русских городов и местечек подвержено большой подвижности и частой смене, так что точная статистика здесь очень затруднительна»[14]. В целом ряде мест существовали, по его мнению, незарегистрированные общины.
Баптизм, по мнению Миловидова, имел иностранное происхождение. «Несомненно, – отмечал исследователь, – что баптизм нашего края немецкого происхождения и колыбелью его была Ковна»[15]. Оттуда он проник в Вильно и Гродно. В данном случае с утверждениями Миловидова можно согласиться лишь отчасти. Действительно баптизм имел западноевропейское происхождение. Однако его проникновение в Белоруссию из Прибалтики было лишь одним из путей его распространения. Наряду с этим новые культы активно проникали к нам и с юга, из территории современной Украины, где масштаб сектантства к этому времени был более широким.
Также Миловидов обратил внимание на то обстоятельство, что миссионерская деятельность баптистов была направлена в основном на православное население. «Недостаток внимания к сектантам со стороны гражданских властей края, почти полное отсутствие их регистрации, - указывает автор, - дали им полную возможность распостраняться среди православного русского населения»[16]. При этом, ссылаясь на официальные заявления, Миловидов сделал вывод, что уклонения из православия в баптизм не носили массовый характер. Что касается других вероисповеданий, то пропаганда новой религии в их среде успеха вовсе не имела. Здесь можно привести цитату автора: «Население римско-католического исповедания, среди которого сильна привязанность к своей вере и силен авторитет духовенства, стоящего на страже своей паствы, относится к баптистам или безразлично, или даже враждебно. Еврейский элемент, хотя и встречается среди баптистов, но как единичные и случайные явления»[17].
Заметное место в работе «Современное штундо-баптистское движение….» уделено рассмотрению правового регулирования деятельности сектантов, а также усилиям православного духовенства по противодействию расширению сектантства. При этом автор сам предлагал некоторые меры в этом направлении[18].
Значительная часть публикаций А.И. Миловидова посвящена истории церковных братств. В статьях ученого широко раскрыты издательское, просветительское и миссионерское направления их деятельности. Автор также коснулся актуальной для того времени проблемы участия братств в политической жизни, в связи с выборами в Государственную Думу Российской империи[19].
Учитывая то, что Александр Иванович наблюдал за жизнью церковных братств, что называется изнутри, принимая активное участие в работе Виленского Свято-Духового братства (состоял председателем Братской комиссии религиозно-нравственных чтений, исполнял обязанности редактора «Вестника Виленского Свято-Духовского братства»), он смог достаточно полно и всесторонне показать главные достижения и проблемы в деятельности данного общественного института. Несомненной заслугой Миловидова является и публикация целого ряда документов, которые являются важными источниками для изучения истории церковных братств.
Отдельно следует отметить работы А. Миловидова носящие церковно-краеведческий характер. Среди них следует отметить публикации, посвященные церковной истории Пинского края: «О положении Православия и русской народности в Пинском удельном княжестве и городе Пинске до 1793 года» (1894), «Пинский Богоявленский, бывший братский монастырь (Из истории Православия на Полесье)» (1896), «Церковно-археологические памятники города Пинска» (1898), «Архив упраздненного Пинского Лещинского монастыря» (1900), «Пинский Богоявленский второклассный монастырь (по поводу исполнившегося столетия его существования)» (1900) и др.[20]. В этих работах представлена значительная по объему и уникальная по содержанию документальная информация по истории двух старейших монастырей Пинщины – Лещинского и Богоявленского[21]. Особый интерес представляют материалы о борьбе за владение данными обителями между православными и униатами. Споры о принадлежности монастырского имущества, тянувшиеся на протяжении XVII – XVIII вв., отразили весь драматизм того положения, в котором оказалась православная церковь в Белоруссии после Брестской церковной унии.
Негативная роль насаждения униатства прослеживалась и в последующий период, когда после вхождения белорусских земель в состав Российской империи униаты стали объектом притязаний со стороны католической церкви и фактором межконфессиональной напряженности. Достаточно четко это явление прослеживается на примере так называемого «логишинского дела», получившего освящение в публикациях Миловидова[22].
Таким образом, следует отметить, что Александр Иванович Миловидов внес значимый вклад в изучение различных аспектов истории христианских конфессий Белоруссии. Широкое освещение в его трудах получили конфессиональная политика царской администрации, храмостроительная, просветительская и миссионерская деятельность церквей, создание и деятельность церковных братств, межконфессиональные отношения. Богатый фактический материал, представленный в его многочисленных публикациях, оригинальные суждения и оценки автора, несмотря на спорный характер некоторых из них, могут представлять значимость, как для современных исследователей конфессиональной истории, так и той части белорусского общества, которая проявляет интерес к своему прошлому. Поспособствовать популяризации творческого наследия А. Миловидова могло бы переиздание его трудов.
Линкевич Виктор Николаевич,
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и славянской истории Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
Текст доклада на Международной научной конференции
«Церковь, идентичности и нациестроительство в Европе в XIX-XX веках»,
приуроченная к 180-летнему юбилею Полоцкого церковного собора 1839 года.
Опубликовано: Междунароный независимый журнал
социлаьных и гуманитарных исследований "Аспект" 2019 № 1-4 (9-12) Стр. 98-104
-----------
[1] Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей в 7 томах. Петроград: Академия наук, 1917. – Т. IV. – С. 309–310; Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 т. Т.5. / Рэд. Г.П. Пашкоў. Мн.: Бел. Энц. 1999. – С. 141.
[2] Хотеев, А.С. А.И. Миловидов — представитель западнорусской исторической школы начала XX века // Калужский сборник. Вып. 7. / Ред.: В.Я. Филимонов, Д.Э. Миронов – Калуга: Эйдос, 2015. – С. 129–145; Хотеев, А.С. История церковной книжности на территории Беларуси в публикациях А.И. Миловидова // Матэрыялы XX Мiжнародных Кірыла-Мяфодзiеўскiх чытанняў, прысвечаных Дням славянскага пісьменства i культуры (Мінск, 20-23 мая 2014 г.) / Рэдкал.: В. Р. Языковiч (адк. рэд.) [i шт.]. - Мінск: БДУКМ, 2014. – С. 263–274; Хотеев, А.С. Мировая война и судьба человека: поворотное событие в жизни архивиста А.И. Миловидова // Западная Русь: научно-просветительское интернет-издание [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://history-mda.ru/publ/mirovaya-voyna-i-sudba-cheloveka-povorotnoe-sobvitie-v-zhizni-arhivista-a-i-milovidova 4107.ht.m1. – Дата доступа: 24.04.2016; Хотеев, А.С. Педагогическая деятельность А.И. Миловидова, ученика С.А. Рачинского // Православная русская школа как система культурного образования и духовного воспитания детей и молодежи: сборник материалов XVIII научно-практической образовательной конференции / под редакцией Н.Ф. Злобиной, Н.И. Лукьяненко. - М: Издательство "Перо", 2015. – С. 136–145; Хотеев, А.С. Церковная история г. Пинска в публикациях А.И. Миловидова // Православные ценности в современной белорусской культуре. Сборник докладов XXI Международных Кирилло-Мефодиевских чтений (Институт теологии БГУ, 26-27 мая 2015 г.) / Сост.: М.А. Можейко, С. Рогальский и др. — Мн.: Минар, 2016. – С. 116–121.
[3] Хотеев, А.С. Мировая война и судьба человека: поворотное событие в жизни архивиста А.И. Миловидова / А.С. Хотеев // Западная Русь: научно-просветительское интернет-издание [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://history-mda.ru/publ/mirovaya-voyna-i-sudba-cheloveka-povorotnoe-sobvitie-v-zhizni-arhivista-a-i-milovidova 4107.ht.m1. – Дата доступа: 24.04.2016.
[4] Отчет Виленской Публичной библиотеки и музея за 1906 г. Вильна: Тип. А.Г. Сыркина. 1907. – С. 5; Литовские епархиальные ведомости. – 1901. – №15. – С. 114.
[5] Хотеев, А.С. Мировая война и судьба человека: поворотное событие в жизни архивиста А.И. Миловидова / А.С. Хотеев // Западная Русь: научно-просветительское интернет-издание [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://history-mda.ru/publ/mirovaya-voyna-i-sudba-cheloveka-povorotnoe-sobvitie-v-zhizni-arhivista-a-i-milovidova 4107.ht.m1. – Дата доступа: 24.04.2016.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Миловидов, А.И. Распоряжения и переписка гр. М. Н. Муравьева относительно римско-католического духовенства в Северо-Западном крае. / А.И. Миловидов. – Вильна: Русский почин, 1910. – С. 3.
[9] Там же. – С. 3-4.
[10] Там же. – С.4.
[11] Там же. – С.4-5.
[12] Буткевич Г.И. Обзор русских сект и их толков. – Москва, 1915. – 287 с.; Бондарь С.Д. Современное состояние русского баптизма. – Санкт-Петербург, 1911. – 135 с.
[13] Миловидов, А.И. Современное штундо-баптистское движение в Северо-Западном крае / А.И. Миловидов. – Вильно, 1910. – С. 6.
[14] Там же. – С. 7.
[15] Там же. – С. 3.
[16] Там же. – С. 4.
[17] Там же – С. 7.
[18] Там же. – С. 24.
[19] Миловидов, А.И. Предстоящие выборы в Государственную Думу и западно-русские братства // Вестник Виленского Свято-Духовского братства. – Вильна, 1912.
[20] Миловидов, А.И. Историческая легенда пинчуков о начале веры католической в Пинском крае. - СПб.: Тип. Мин. Путей сообщения, 1909. — 15 с.; Миловидов, А.И. Освящение церкви в местечке Логишин Минской губернии и так называемая «логишинская вера» / А.И. Миловидов // Минские епархиальные ведомости. – 1892. - № 24. – С. 780–785.
[21] См. Хотеев, А.С. Церковная история г. Пинска в публикациях А.И. Миловидова // Православные ценности в современной белорусской культуре. Сборник докладов XXI Международных Кирилло-Мефодиевских чтений (Институт теологии БГУ, 26-27 мая 2015 г.) / Сост.: М.А. Можейко, свящ. С. Рогальский и др. — Мн.: Минар, 2016. – С. 116–121.
[22] См. Миловидов, А.И. Освящение церкви в местечке Логишин Минской губернии и так называемая «логишинская вера» // Минские епархиальные ведомости. – 1892. - № 24. – С. 780–785.