К вопросу о почитании православных святых на землях Белоруссии в XV–XVII вв.

Собор Белорусских святых

Есть одно "загадочное" обстоятельство, повергающее белорусского медиевиста в крайнее недоумение и растерянность. Это – почти полное отсутствие белорусского[1] агиобиографического материала в сохранившихся богослужебных и четьих сборниках XV–XVII вв., созданных на землях Беларуси, то есть в сборниках, которые обязательно должны были бы содержать, как минимум, жития подвижников, вошедших в Собор Белорусских Святых[2] (дальше – СБС).

Имя им – Легион

«Белый Папа» — Бенедикт XVI и «Черный Папа» - Адольфо Николас, верховный генерал ордена иезуитов.

С недавнего времени именно «третьи» страны стали объектом пристального внимания со стороны Ватикана, что вовсе не случайно. Сместив вектор деятельности в направлении Африки, Азиатско – Тихоокеанского региона, Йозеф Ратцингер провёл несколько встреч с африканскими епископами, где обсуждались внутриполитические проблемы Африканского континента (нищета, экономическая безопасность, помощь страждущим, политика основных политических тяжеловесов в Африке и степень вовлечённости мировых держав в политические игры на континенте).

Отношения между российскими властями, польским и белорусским населением Северо-Западного края накануне и в период восстания 1863 – 1864 гг

Северо-Западный край на Большом гербе Российской ИмперииСитуация второй половины XIX в. на территории Белоруссии представляла собой достаточно запутанный клубок религиозных и этнических отношений. Взаимодействие этносов, культур, национальных идеологий происходило практически в каждом моменте правительственной деятельности и акте взаимоотношений населения с администрацией. Политизация самого духа Северо-Западного края давала возможность представлять любое действие определённых группировок населения как антиправительственный демарш. В этом случае правительство оказывалось в патовой ситуации – демонстративное поведение представителей шляхты, подчёркивание ими своей польской ориентации, пренебрежительно-показное отношение ко всему русскому должно было каким-то образом пресекаться администрацией.

Этноконфессиональный состав населения Виленского края: проблема идентификации

 Герб Виленской губернии
Процесс формирования белорусской национальной государственности был неразрывно связан с проблемой определения территориальных границ проживания белорусского этноса. Современная конфигурация территории Беларуси явилась результатом сложных этнополитических процессов в 20 в., результат которых был изначально неочевиден и не предопределен.

Русско-польская война 1831 г. Главы из книги "История внешней политики Российской империи, 1801-1914"


Герб Царства ПольскогоДля Западно-русских земель, и в частности для Белоруссии, знаменитый «польский вопрос», стоявший перед великими державами на протяжении последних трех-четырех столетий, зачастую являлся внутренним. После монголо-татарского нашествия западную часть ослабленной Руси сначала захватили литовцы, а затем она вошла в состав Речи Посполитой – республики польской и литовской католической шляхты, в которой русское православное население оказалось на положении «быдла» (польск. – скотина).
Начиная с образования Великого Княжества Литовского до последнего раздела Речи Посполитой, русский народ Белой и Малой Руси вел непрерывную борьбу за свое освобождение, которое претерпело несколько этапов  от организованных выступлений под началом родовитых русских князей, до казацких войн и партизанских действий гайдамаков.
В силу своего антинародной природы, и безмерной расточительности шляхты, Речь Посполита к восемнадцатому веку пришла в полный упадок.

Этнический национализм – экспорт в Россию

Татарс Бульба. М. Зичи

Формирование так называемой этнической оппозиции на территории России всегда входило в круг интересов Запада. Учитывая, что население Российской Федерации состоит из 160 национальностей и этнических групп, западные стратеги старались воздействовать на внутриполитическую и социальную обстановку таким образом, чтобы вызвать расползание России по «этническим швам».

Общие этнические корни белорусов, русских и украинцев

Вскоре после «парада суверенитетов» белорусское телевидение провело специальный круглый стол, каждый из участников которого высказался против тезиса о существовании древнерусской народности. Поразительно, что среди них не было ни одного исследователя, кто бы занимался этой проблемой. Подбор был явно тенденциозным.

Идеи литвинства в современной Белоруссии

В последнее время  в информационном пространстве Белоруссии все чаще стало появляться понятие «литвин» в качестве способа альтернативной идентификации белорусского этноса. Несмотря на то, что распространение идей «литвинизма» происходит по большей части лишь в среде националистически настроенной интеллигенции, в перспективе они способны изменить не только культурную, но и национальную составляющую белорусского самосознания.

Лужицкие сербы в Германии: уцелеет ли самый малый славянский народ в XXI веке?

Лужичанка со своим национальным флагом.Лужицкие сербы, самый малый славянский народ, проживающий в федеральных землях Саксония и Бранденбург на юго-востоке ФРГ, является прямым потомком автохтонного славянского населения, занимавшего в раннее средневековье значительную часть территории современной восточной и центральной Германии. О славянских обитателях обширной области от берегов Северного и Балтийского морей, низовьев Эльбы и бассейна Майна до северо-восточной Баварии сейчас напоминает лишь славянская этимология местных населенных пунктов. Названия таких немецких городов, как Лейпциг (Липск), Дрезден (Дрежджаны), Бранденбург (Бранибор), Плауэн (Плавно), Пирна (Перна), Гера (Гора), Цоссен (Сосны) и многих других имеют славянское происхождение.

Творчество Е.Ф. Карского и проблема белорусского языка в западнорусской традиции

Александр Киселев во время конференции посвященной 150-летию Е.Ф.Карского.

Текст выступления кандидата исторических наук, доцента кафедры социальных наук УО "Военная академия Республики Беларусь" Александра Александровича Киселева, на конференции посвященной 150 - летнему юбилею Евфимия Карского.

«Ты бурь уснувших не буди…»

В последнее время в церковной и околоцерковной среде   все чаще и громче  звучат речи о том, что католическое духовенство собирается перенести из Ватикана в Республику Беларусь так называемые «святые мощи» Иосафата Кунцевича. Этим самым сознательно делается попытка взорвать конфессиональный мир в республике, поскольку   этот персонаж остался  в народной памяти лютым  ненавистником  православия и ярым сторонником насильственного  насаждения  унии, за что и получил от  современников прозвище  «папежника» и «душехвата».

Черная кошка "литвинизма"

Ахиллесова пята общественного строя Белоруссии - безыдейность. По своему простой и ясный, основанный на крестьянском прагматизме, этот строй совершенно не оставляет пространства для духовных исканий интеллигенции. И подобно тому, как в безводном ландшафте произрастает лишь специфический тип засухоустойчивых растений, так и в замкнутом белорусском обществе набирает силу специфический тип фрондирующей идеологии - литвинизм.