Духовно-нравственные аспекты творчества церковного музыканта

Церковный музыкант является одним из обязательных участников богослужения. Во время богослужения звучат голоса священнослужителей, чтецов и певцов, которые формируют звуковое и, выражению А.М.  Лидова, сакральное пространство храма [1]. Большое значение для создания необходимой в храме атмосферы,  помогающей восприятию и осознанию высоких истин, имеет деятельность церковного регента, чье творчество стало темой исследования Н. Разумовского (XIX в.), современных российских искусствоведов С. Зверевой, М. Рахмановой и А. Наумова, Н. Балуевой, Н. Денисова. Основанием нашего исследования,  выявляющего необходимые для регента духовно-нравственные качества, которые оказывают непосредственное влияние на характер музыкального творчества церковного музыканта послужили работы Л.В.Левшун [2].

Ченстоховский и Белыничский Образ Божьей Матери: особенности иконографии

Одигитрия Ченстоховская (Ченстохов)Предание присваивает авторство Ченстоховской иконы Богородицы апостолу Луке, написавшему одно из четырех Евангелий и Деяния Апостолов. Оно указывает на Иерусалим, как на место написания этого образа, точнее, на так называемую Сионскую горницу в Иерусалиме, в которой Иисус Христос совершил Тайную Вечерю накануне Своих крестных страданий и смерти. Есть мнение, что евангелист Лука написал всего до 70-ти икон Богоматери, в число которых входит и Ченстоховская, но исследователь Кондаков Н.П. не считает  его достоверным. Ученый считает, что «греческое предание знало о существовании лишь одной иконы, приписываемой евангелисту Луке, и только обычное смешение оригиналов со списками и перерыв преданий с падением Византии породили разнообразные иконы письма евангелиста Луки».

«Две правды» – или одна?

«Русь распята». Юрий Петров. 1991 год17 ноября 1920 года крейсер «Генерал Корнилов» с главнокомандующим П. Н. Врангелем на борту отчалил от крымского берега и пустился догонять ушедшую двумя днями ранее армаду, увозившую в Константинополь остатки Белой армии и многочисленных беженцев. Так закончилась Гражданская война. Еще продолжалась «малая», как назвал ее Фрунзе, Гражданская война: весь 1921 год в разных концах России бурлили крестьянские восстания, поднял мятеж Кронштадт, а на Дальнем Востоке белые отряды оказывали сопротивление красным до конца 1922-го, но все эти выступления имели ограниченный характер и никакой реальной альтернативы большевизму уже не способны были выдвинуть. Судьба России определилась – на многие десятилетия вперед – в ноябре 20-го.

Граф Савва Владиславич как предтеча славянофилства и основатель сербско-русских духовных связей

Савва Лукич Владиславич-Рагузинский (1670 – 17.06.1738)В истории развития сербско-русских связей, сложившихся еще в средние века и укрепленных в период правления Петра Первого, важную роль сыграл наш земляк-серб Савва Владиславич, который в российских источниках упоминается под фамилией Рагузинский. Во время своего пребывания в России он был советником российского императора Петра I, а также Екатерины I, что свидетельствует о большом доверии этих великих правителей к нему. Статус одного из самых влиятельных людей в России первой половины XVIII века сохранялся за Владиславичем до конца его жизни.

Русское Закарпатье и Святой архимандрит Алексий Кабалюк

Архимандрит Алексий (Кабалюк)Если сейчас у сербов заходит речь о русских Карпатах (Закарпатье),  вспоминается прежде всего, что там успешно миссионерствовали сербский архиепископ Иоанн Максимович и архиманндрит Иустин Попович, знаменитый богослов. А вообще-то выявляется незнание истории этой исконно русской земли,  отсутствие   представлений о трагической судьбе и реальном положении карпаторусов – русинов ([1]).

Сейчас Прикарпатская Русь «отсечена» от православного мира двумя униатскими областями – Ивано-Франковской и Львовской, а с других сторон ее окружают Венгрия, Словакия и Польша – страны, по преимуществу римо-католические, дружественности к Православию не проявляющие.

Выдача Младича - акт прискорбный и позорный

3 июня бывший командующий Армией Республики Сербской Ратко Младич отложил свое выступление по обвинению в Гаагском Трибунале, назвав утверждения обвинения «гнусными». «Я защищал свой народ, а не Ратко Младича. Я не убивал ни мусульман как мусульман, ни хорватов как хорватов. Я не убиваю сейчас ни в Ливии, ни в Африке, я всего лишь защищал свою страну. Я генерал Ратко Младич, и весь мир знает это», - сказал бывший генерал.

Редакция

События сербской истории необходимо мерить Косовской битвой и косовским заветом святого Царя Лазаря. Как известно, в Косовской битве имело место предательство. И как Вук Бранкович ушел, предав своего Царя и свой народ, так и сегодня в верхах Белграда торжествует дух предательства.

1863 г. в судьбах старообрядцев Северо-Западного края Российской империи.

Старообрядческая церковь во имя пророка Ильи. Гомель, XVIII в.В статье Александра Бендина, посвященной вопросам правового положение старообрядцев Российской империи в середине XIX в, особое внимание уделяется положению старообрядцев Северо-Западного края, которые во время польского восстания 1863 г. выступили на стороне России. Почти сто лет советская, а потом белорусская  националистическая  пропаганда искажали историю мятежа польской шляхты, представляя ее как борьбу белорусов за освобождение от «царского гнета».

«Русский солдат ничего не сказал …»: Юрий Смирнов

17 мая 2011 г. издательство «Вече» (Москва) выпустило книгу Вячеслава Бондаренко «100 великих подвигов России». (В Белоруссии книгу можно приобрести пока только в интернет магазине) Главы из нее уже публиковались ранее на нашем сайте. В конце июня – начале июля в Минске состоится презентация (о точной дате и месте будет сообщено дополнительно), а пока предлагаем Вам ознакомиться с еще одной главой из новой книги.

Редакция

Юрий Васильевич Смирнов родился 2 сентября 1925 г. в деревне Дешуково (ныне Костромская область) в семье лесного объездчика. С 1933-го жил с родителями в городе Макарьев.

Научные чтения, посвященные 15-летию Института стран СНГ


Члены проекта «Западная Русь»: Юрий Аверьянов и Игорь Зеленковский приняли участие в научных чтениях, посвященных 15-летию Института стран СНГ , которые проходили 26-27 мая в «Президент-отеле» в Москве. На этом масштабном форуме присутствовали и приняли участие в его работе ученые из России, стран СНГ и Прибалтики, политики и общественные деятели почти из всех стран постсоветского пространства.

В первый день чтений прошло пленарное заседание на тему «Постсоветское пространство и проблемы интеграции как предмет научного осмысления».

Расформирование полиции и жандармерии в белорусских губерниях

 Городовые на улицах МинскаФевральская революция 1917 г., уничтожив монархию, сделала ненужными и структуры, охранявшие её. Новая власть решила, что она не нуждается в аппарате подавления антиправительственных выступлений. 6 марта Временным правительством был упразднён Отдельный Корпус жандармов, а 10 марта – Департамент полиции. Однако в прифронтовые губернии эти новости дошли с опозданием.

Святые Кирилл и Мефодий в судьбах славянских народов

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий24 мая 2011 года, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В этот день празднуется тезоименитство Его Святейшества. За Литургией Его Святейшеству сослужили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Белорусы в Российской империи. К вопросу о формировании этнической идентичности (вторая половина XIX - начало XX вв.).

 Белорусы. Рисунок с натуры М.Микешина . 1856 год.С включением белорусско-литовских земель в состав Российской империи на её западных окраинах на протяжении  XIX  - начала XX вв. происходила сложная борьба за установление политических, конфессиональных и этнолингвистических границ. Результаты этой борьбы должны были определить принадлежность территории и населения этих земель либо к Речи Посполитой, либо к Российской империи.