Русское Закарпатье и Святой архимандрит Алексий Кабалюк

Автор: Зоран Милошевич

Конфессиональный состав нынешнего населения Закарпатья таков, что  отражает глубокие разделения:   40%  составляют православные, верные исконному Православию и Московскому Патриархату; 23%  принадлежит к раскольнической т.наз. «Украинской православной церкви  Киевского патриархата», под идейным руководством униатов созданную украинскими сепаратистами и шовинистами, украинизированными карпаторусами и малороссами, идеология которых – ненависть к русским и обустройство Украины по рекомендациям США ([2]); 28% карпаторусов принадлежит к другой раскольнической «православной церкви» – Украинской автокефальной; 6%  составляют сторонники Греко-католической (униатской) церкви ([3]).

Как  видим из этих данных, хотя население оказалось разделенным по вероисповедному признаку, все-таки значительная часть осталась верна православной традиции, что в нынешних условиях является отнюдь не легким делом.

 

Русская идея и Православие для карпаторусов

Проблемы Закарпатской Руси начинаются с ослабления Русского государства  и отсутствия политической воли  сохранить эти исконно русские земли в своих границах. Уже в XII веке эти области занимают угры, и впоследствии наступает самая большая трагедия жителей Закарпатской Руси, связанная с вытеснением Православия. А именно: в 1596 году, после многовековых усилий, Римской церкви  удалось заключить с четырьмя православными епископами Брестскую унию ([4]). С тех пор основной характеристикой вероисповедных процессов в Польше, прибалтийских землях, Белоруссии, Малороссии (Украины) и Карпатской Руси является  униатизация и денационализация русского православного населения, а точнее –  сопротивление этому. Закарпатская Русь (Закарпатье) часто меняла властителей – от угров до поляков и чехо-словаков. Несколько раз римские священнослужители  интенсифицировали униатизацию и католизацию руссов, а соответственно и полонизацию их. Упрочившийся здесь после Брестской унии  римокатолицизм при помощи Польско-Литовского государства осуществил  нападение на Малороссию,  и в 1651 году Киев  был разорен  римокатолическим польско-литовским войском. В 1711 году польская шляхта и римокатолическое священство открыто повели кампанию по вытеснению православных. С 1717 года в Речи Пасполитой, которая была  государством, объединившим  Польскую Корону и  Великое Княжество Литовское, кампания  против православных «руссов» возобновляется и еще усиливается. В 1768 году православные восстали, начали поднимать меньшие или большие локальные бунты, которые вместе с действиями Российского государства по освобождению соплеменников привели в 1790 году к разделу Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австро-Венгрией.  Закарпатье отошло к Австро-Венгерской империи. С этого времени, а точнее – пять лет спустя, под властью России начался процесс возвращения униатизированных русских к Православию, что распространилось – правда, постепенно и очень медленно – также на не освобожденные еще русские земли, в том числе Закарпатскую  Русь.

Конечно, для возвращения к Православию недостаточно было освобождения исконно русских земель и вхождения в состав Государства Российского. Значение имели и другие факторы. Самый важный из них – то, что под духовным влиянием Московского Патриархата осуществилась консолидация русских национальных сил в Москве (1654), затем – объединение юга и севера России  (1654???), присоединение Белой Руси (1795). Между тем, для Руси Закарпатской особое значение имеет 1848-й год, когда в Венгрии вспыхнула револуция, а русские войска  пошли на помощь  императорской семье   Габсбургов и прошли  Закарпатьем. Таким образом для народа Карпат  возникла возможность убедиться, что он говорит на одном языке с  «москалями» ([5]). Это событие вызвало к жизни галицийско-русское национальное движение, а то в свою очередь  вывело на культурно-политическую сцену ряд значительных историков и просветителей, обновителей русского сознания и русских ценностных ориентаций, в том числе и Православия   ([6]).  В Закарпатской Руси   национальное возрождение происходило благодаря таким выдающимся личностям, как Александр Духнович (1803 – 1865), Иван Силвай (1834 – 1904), Иван Раковский (1815 – 1885), Юрий  Венелин (1802 – 1837) и Адольф Добрянский – Сачуров (1817 – 1901). Деятельность  этих карпаторусских просветителей в значительной степени способствовала также возвращению жителей Закарпатья в лоно Православия. Позднее это движение в Закарпатье (как и в других неосвобожденных русских землях) поощрялось и поддерживалось  выдающимся церковным и государственным деятелем России митрополитом Антонием (Храповицким), до того –  архиепископом Волынским,  епархия которого граничила со Львовской.

Свято-Николаевский монастырь. ИзаМассовое возвращение населения Закарпатья  к Православию началось в 1903 году в селе Иза, где  служил Иван Раковский ([7]). Он сам,  будучи униатом, перешел в Православие, и примеру его последовали  десятки  тысяч жителей Закарпатья. Государственные власти и Римско-католическая церковь предприняли ряд мер, включая и геноцидные, чтобы воспрепятствовать возращению к православной вере. Духовным вождем закарпатских  русин в это время был  иеромонах Алексий Кабалюк ([8]).

Подвиг иеромонаха Алексия Кабалюка осуществлялся  в условиях, когда    православное сознание закарпатцев крепло, однако на это весьма жестко реагировали  государственные власти Австро-Венгрии и Римско-католической церкви. Так, властями при  поддержке Рима был организован известный Мармарош-Сигетский судебный процесс 1913-1914 гг.,  когда   за возвращение в Православие осудили 94 закарпатских крестьян во главе с их духовным вождем, иеромонахом Кабалюком([9]).

Но этот суд  стал  предысторией намного более страшных событий, включая геноцид над карпаторусами со стороны Австро-Венгерской империи. Начались политические судебные процессы  над «русофилами», которых помещали в специально для этого созданные концентрационные лагеря. Геноциду  способствовала «Украинско-австрийская партия», возглавляемая униатами и в основном из униатов состоявшая ([10]).

С началом Первой мировой войны получил размах  и массовый антирусский террор. Тогда было создано несколько концентрационных лагерей, из которых самый известный  --  Талергоф, возле Граца  в Австрии. Уже в начальный период было уничтожено более 60 000 человек, 100 000 бежало в Россию, а затем, после первого отступления  Русской Армии, уничтожено еще около 80 000. Были убиты также  300 униатских священников, симпатизировавших Православию и России. Этот геноцид исследовал  и сведения о нем обнародовал депутат Венского парламента поляк А.Дашинский, после того как  все закарпатские и галицийские депутаты-русские были убиты ([11]). Исполнителями большинства  убийств и истязаний карпаторусов стали  украинизированные русины, принадлежавшие к Греко-католической церкви.

Новая волна насилия над закарпатскими русинами   пришла с революцией в России. Когда  «революция» достигла  Закарпатья, ее осуществители принялись за аресты  и устранение всех тогдашних карпаторусских лидеров,   в том числе архимандрита Феофана Сабова, а сотни тысяч карпаторусов  подвергли насильственной украинизации.  Это их потомки сейчас  принадлежат к раскольническим структурам УПЦ  КП и УАПЦ ([12]).

 

Апостол Карпатской Руси архимадрит Алексий Кабалюк

Свято-Благовещенский храм в г.Хусте, построенный о.Алексием. Храм был освящен в 1928 г. и некоторое время являлся кафедрой православных епископов.Будущий святой рожден  12 сентября 1877 года в  семье карпаторусского крестьянина-дровосека Ивана Кабалюка, жителя села Ясенье. Семья эта была в русском духе воспитанной, поэтому ребенка назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. С ранних лет Александр стал  послушником греко-католического монастыря Киш-Баранья, но в унии разочаровался ([13]), перешел в Православие и бежал на Святую Гору Афон,  в русский монастырь св. Пантелеимона. Оттуда его направили в Россию, где  он стал послушником монастыря на Холмщине, а впоследствии был рукоположен во священника. Отец Алексий посещал  все населенные пункты, жители которых возвращались в Православие. Так, в селе Иза он за один день крестил 200 детей и причастил более тысячи  верующих, а в следующие два дня крестил 400  жителей  соседних  сел. За это время, как писала венгерская газета  «Вечер», в Мармарошском крае перешло   в Православие более 14 000 человек. Цифра эта, конечно же, свидетельствует о размахе православно-русского движения в Угорской Руси. Но оно натолкнулось на жестокое противодействие. Жандармы брали в осаду церкви, устраивали обыски в жилых домах, отнимали книги, в том числе и  молитвенники. Крестьян  подвергли новому налогообложению, во всех селах установили жандармские околотки, проводившие закрытие  православных храмов. Всех людей,  перешедших в Православие,  стали преследовать и лишать свободы. Между тем,  ответ на эти меры – новые переходы в лоно Православной Церкви. Венгерские власти выдвинули серьезные обвинения против  отца Алексия,  и он  вынужден был  уехать в Америку, где существовало большое и сильное карпаторусское землячество ([14]).  О. Алексий Кабалюк из Америки продолжил свою миссионерскую деятельность и добился того, что  сотни тысяч карпаторусов вернулись в Православие. Он наладил переписку со своей паствой в отечестве, но австро-венгерские власти вскоре начали изымать все письма с американскими почтовыми знаками ([15]). Осознав, что посредством  почты миссионерствовать в Закарпатье  возможностей нет,  о. Алексий  добровольно вернулся из США к своим пасомым. Но этим воспользовался  королевский прокуратор Венгрии Андор Иллеш,  передавший  Мармарош-Сигетскому  суду акт за № 5919/1913, в котором  говорилось: Александр Кабалюк (в монашестве – Алексий), 36 лет от роду, униатского вероисповедания, из крестьян-дровосеков, русский монах, родился и проживает в Ясине.  Названный Кабалюк,  добровольно вернувшийся из США, совместно еще с 94 лицами, в числе которых также православные священники Григорий Грицак и Николай Сабов, а остальные – крестьяне,  жители села Иза, находятся в контакте с графом Владимиром Бобринским, российским подданым, председателем Русского национального союза, депутатом Думы и членом Синода... Названные лица  имели целью  обратить униатское население государства, жителей Мармароша, Угочи и Переи, в православную русскую веру... Все  это – в целях присоединения  указанных территорий к Российскому государству.

Отца Алексия Кабалюка осудили  на четыре с половиной  года лишения свободы и, кроме того, обязали  в   шестимесячный срок  уплатить 100 крон штрафа. Отец Николай Сабов был приговорен к  трем годам заключения,  остальные –  от двух с половиной лет  до шести месяцев.

После этого суда император Нилолай II демонстративно  даровал отцу Алексию (Кабалюку) золотой наперсный крест за  подвижничество, а в православных храмах России были отслужены молебны во славу его подвига.

Вернувшись  из заключения, отец Алексий Кабалюк остался в селе Иза, в Свято-Никольском монастыре, который он там основал. И, конечно же, он продолжил  свою миссионерскую деятельность. Уже к 1920 году все  население Мармарошского округа –  а именно: сел Иза, Быстро, Горинчево, Уйбарево, Липча, Селище, Теребля, Кошелево –  перешло в Православие. 19 августа  1921 года о. Алексий открыл собор Карпатскорусской Православной церкви. На Сабор прибыло более 400 делегатов из всех православных краев. Делегаты приняли Устав и официальное название: «Карпаторусская Восточная Православная Церковь». Православное население края находилась под юрисдикцией Сербской Православной Церкви еще со времен Австро-Венгрии, и это  было причиной того,  что сербские монахи пребывали в Закарпатье с миссионерскими целями, а также   для поддержания церковных структур. Поскольку на это время  пришлись гонения православных в Советском Союзе, отец Алексий не позволил  ставить вопрос о переходе под юрисдикцию Русской Церкви, а решил остаться под омофором  Сербского Патриарха ([16]).

Активное развитие Православия  в Закарпатской Руси мешало  римокатоликам,  и они через власти Чехословакии организовали раскол ([17]). В роли исполнителя раскола выступил Константинопольский Патриархат, который  неканононически объявил Закарпатье своей канонической территорией и назначил епископа.

Отец Алексий (Кабалюк) вновь оказался на страже церковных канонов. Карпаторусская Церковь отстояла свое право быть  вне зоны притязаний Константинополя, так что  проблема эта была снята в  1946 году, когда  о. Кабалюк инициировал движение за присоединение к Русской Православной Церкви, что и завершилось  успехом.

Отец Алексий – монах-аскет, но в то же время и политик, и общественный деятель, не только духовный, но и  национально-политический предводитель карпаторусского народа. Он был решительным сторонником  идеи национального единства карпаторусов с русским народом и воссоединения Карпатской Руси с Россией ([18]).

Мощи преподобного отца АлексияВ 1944 году он стал инициатором созыва  Православного сабора, который и состоялся 18 новембра этого года в Мукачеве.  Православное население  выступило с требованием, чтобы  Карпатская Русь была присоединена к Советскому Союзу как  Карпаторусская Советская Республика с границами от Ясиня до Попрала и от Ужка до Добричина ([19]). Одновременно Собор  просил Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Сербской Православной Церковью и каноническим путем обеспечить переход Мукачевско-Пряшевской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата.

Желания карпаторусов  не  были до конца исполнены. Сербская Церковь  позволила  осуществить переход Мукачевско-Пряшевской епархии под юрисдикцию Московского Патриархата, а вот из Карпаторусской Советской Републики ничего не получилось. Закарпатскую Русь присоединили к Украине, без какого бы то ни было  особого статуса, а ее население оказалось подверженным новой беде,  измышленной  униатами и римокатоликами – насильственной украинизации ([20]). Напрасно  карпаторусы писали: «Мы против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть ни чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими (русинами), а свою страну хотим видеть  автономией в рамках Советской России». Ответа не последовало.

Когда начались гонения на Православие и в Закарпатье, это стало трагическим моментом и для отца Алексия Кабалюка. 2 декабря 1947 года его сердце не выдержало, и он, в 70-летнем году возрасте, умер, явно подкошенный   бесчестностью новой безбожной власти,  переименованием карпатских русинов в украинцев и гонениями на Православную церковь. Сначала  осужден был Феофан Сабов, убежденный русофил и главный кандидат во епископа Карпатской Руси. Затем подверглись арестам  русофильски настроенные местные деятели,  а население подверглось насильственной украинизации. Более 500 русских школ  преобразовано в украинские. Несмотря на это около 40%  карпаторусов  и далее считает себя русскими.

 

* * *

Преподобный Алексий Карпаторуский«Независимая» Украина продолжила  украинизаторскую политику и поддерживает раскольнические религиозные группы по всей своей территории. Несмотря на это в Закарпатье имеется более 500 православных приходов и 20 монастырей  Московского Патриархата. В сентябре 1991 года в Подкарпатской Руси был проведен местный референдум о придании этому краю статуса автономии в рамках Украины. Киевские власти не обратили внимания на этот референдум.

В 1999 году начат  процесс канонизации отца Алексия Кабалюка. Открыт  гроб, в котором  почивают его полностью сохранившиеся тело и мантия.

Канонизация отца Алексия должна бы  стать процессом прославления всех святых Подкарпатской Руси и  снять завесу молчания с карпаторусской проблема, а монастырь св. Николая в Изе должен стать русинской Лаврой.

Карпаторусы, при всем вышеупомянутом, ждут решения и в правовом аспекте. Геноцид, который осущестляла над ними Австро-Венгрия, не теряет срока давности. В этом смысле следует учиться у армян, которые добились со стороны  ООН  признания, что над  ними осуществляло геноцид  турецкое государство. Подобным же образом и карпаторусы хотели бы  закончить свою борьбу за истину о Закарпатье  русских Закарпатья.

Следующий вопрос – бесправность карпаторусов в суверенной Украине,  не менее очевидная, хотя и покрытая молчанием. Репрессии, которым  Украинская ССР подвергла  карпаторусов, тоже являются предметом изучения и правовой оценки. От результов этого изучения будут зависеть последующие шаги представителей карпаторусов. И это особенно необходимо из-за того, что нынешняя Украина не отказывается от проторенного пути, а  использует и далее насилие, ведет денационализацию,  антиправославную и антирусскую деятельность. Тем не менее известно одно: преступления не теряют срока давности в принципе. Почему же  должны терять его, если дело касается   русских – без разницы,   велико-, мало-,  бело-  или карпаторусов?

 


[1] «Русин» – обычное именование  русских с Карпат. «Русин», «руснак» или «руский» ( в женском роде - «руска»), означает человека,  говорящего по-русски // См.: Аристов Ф.Ф. Карпато-русские писатели. - М., 1916. С. 181.

[2] См.: Милошевић Зоран. Црква, наука и политика. - Источно Сарајево: Филозофски факултет Универзитета у Источном Сарајеву, 2005. С. 103-123.

[3] Статистика держкомрелiгiй, http://orthodoxy.org.ua/page-976.html

[4] См.: Унија. Политика Римокатоличке цркве према православним Словенима / Приредио Зоран Милошевић. - Београд: ИПС, 2005.

[5] Уничижтельное  название  великороссов, которое придумало и распространяло римокатолическое и униатское священство.

[6] Фролов Кирилл. Русские Карпаты – terra incognita православного мира // http://www.pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty.htm. С. 10.

[7] Иван Раковский – настоятель униатского прихода в селе Иза,  видный русский писатель и патриот. Он воспитывал  своих прихожан в духе любви к России и Православию, но сам не решился на борьбу с Ватиканом. После смерти Раковского его воспитанники начали  помышлять о возвращении в лоно Православной Церкви. Хотя в Венгрии действовала Конституция, гарантировавшая свободу вероисповедания, на православных это  не распространялось.   Соответственно, когда жители  села Иза заявили властям о  переходе в Православие, это для  них означало путь мученичества.

[8] Фролов Кирилл. Русские Карпаты – terra incognita православного мира. С. 16.

[9] Там же. С. 22.

[10] Там же.

[11] См.: Ваврик В. Терезин и Талергоф.  - Филадельфия 1996.

[12] Насколько  развернулись тогда гонения,  свидетельствуют следующие факты:   Василий Ваврик, автор уникальной книги о концлагерях  «Терезин и Талергоф», а также «Краткой истории галицийско-русской письменности»,  работал  обычным сотрудником  музея; Семена Бандасюка, дважды доктора наук, украинские власти не пожелали брать на работу из-за того, что он отказался записать в паспортной графе национальность «украинец», и он,  яркий писатель и журналист, автор многих публикаций,  вынужден был продавать свечи в одном из  православных храмов; карпаторус Феодор Аристов,  автор уникального трехтомного сочинения «Карпаторусские писатели» организовавший в Москве «Карпаторусский музей» с 200000 експонатов, был  арестован, а материалы музея,  как и тираж его књиги, уничтожены; дочь Аристова,  доктор исторических наук Татьяна Феодоровна, продолжила  дело своего отца, но ее  полностью ингнорируют  украинские сепаратисты и униаты.

[13] Фролов Кирилл. Духовный триумф карпатороссов http://www.pravoslavie.ru/put/sv/archimalexijkabalyk.htm . С. 1.

[14] Там же.

[15] Успех о. Алексия Кабальнюка особенно значителен потому, что местное православное священство было малочисленным и весьма слабо образованным. Во время служения в Закарпатье  епископа Иринея, в 1926 году, там было около 100 православных священников. Из этого числа только  четверо имели законченное гимназическое плюс богословское образование; трое – выпускники русской духовной семинарии, девятнадцать человек – окончили богословские курсы в селе Буштин, девятеро – только основную общеобразовательную школу, остальные  – учились, не закончив,  педагогических, экономических, военных училищах (См.: Пузовић Предраг. Мисија епископа Иринеја у Карпатској Русији // Годишњак (Фоча) . 2005, №. 4. С. 115).

[16] В Сербии  была весьма значимая русская эмиграция. Церковные дела повел  митрополит Антоний (Храповицкий), всемерно помогавший карпаторусам. Кроме того, Карпатской Руси немалую помощь оказывала и Битольская духовная семинария,  представители которой –  Иоанн Максимович и Иустин Попович – некоторое время миссионерствовали на  Пряшевщине. А Подкарпатская Русь, в свою очередь, приняла  около 11 000 белоэмигрантов из России.

[17] « Что за этим стоит правительство  Чехословакии,  видно  и по тому, что  власти одновременно усилили  гонения на православных карпаторусов. У них отбираются храмы, запрещается преподавание Закона Божьего в  школах, не признаются браки,  заключенные  с участием православных священников... из календаря удаляются православные праздники,  а вводятся римскокатолические и т.д.» (См.: Пузовић Предраг. Мисија епископа Иринеја у Карпатској Русији // Годишњак (Фоча) . 2005, №. 4. С. 101–102). Интересно, что П.Пузович ни словом не упоминает отца Алексия Кабальнюка. Интересно также, что этого апостола Карпатской Руси не упоминает в своих донесениях и епископ Ириней (Ср.: Једлински Радомир. Горазд, епископ чешкоморавски. –Крагујевац, 1991).

[18] Фролов Кирилл. Духовный триумф карпатороссов. С. 6.

[19] Следует подчеркнуть, что в 1919 году на мирной конференции эта область, официально названная Карпатской Русью, в соответствии с Сен-Жерменским соглашением об автономных правах, была присоединена к Чехословацкой Республике.

[20] См.: Милошевић Зоран. «Галицијска идеологија» и политичко-религиозни процеси у Украјини // Политичка ревија (Београд), 2005, №2 .

Зоран Милошевич

Перевод с сербского языка Ивана Чароты

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.