Конструирование национальной идентичности в социалистической Югославии и македонский церковный вопрос

Кафедральный собор святителя Климента Охридского в Скопье  Македонской православной церкови — Охридской архиепископии  (неканоническая православная церковь, действующая на территории Республики Македонии, а также в македонской диаспоре).В национальной политике социалистической Югославии имело место принципиальное расхождение между лежащей в основе правовой базы государства социалистической марксистской доктриной о нациях и религии, заимствованными из СССР и реальной ситуацией в стране.

Украинизаторские процессы в Православной церкви в межвоенной Польше

Свято-Успенская Почаевская лавраКонституция Польского государства 1921 г. гарантировала национальным меньшинствам равные гражданские права, свободу вероисповедания и использования родного языка в общественной жизни. Однако статус украинского и белорусского населения был не вполне определен, поскольку польские власти придерживались мнения, что украинцы и белорусы  являются поляками.

Болгария: невидимая церковь

Храм-памятник Святого Александра Невского в Софии - кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Автор проекта — русский архитектор Александр Померанцев. Воздвигнут храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвящен  русскому святому Александру Невскому На протяжении веков православная церковь играла важную роль во всех драматических эпизодах болгарской истории. Национальное возрождение началось в середине XIX века с попытки восстановления независимой Болгарской церкви.

Сербская церковь и национальная идея

Храм Святого Саввы в Белграде. Один из самых крупных православных храмов в мире. Образцом построенного храма послужил собор Святой Софии в Константинополе.Сербская православная церковь выступает как активный субъект политической и общественной жизни и одновременно с этим является объектом политических схем светских политиков и общественных деятелей.

Косовский миф и его хронология.

 «Бой на Косове» Картина Адама Стефановича 1870В основном под «косовским мифом» понимают сербский национальный миф, переживший расцвет в ходе движения «национального возрождения» на Балканах в XIX -начале XX в. Его лейтмотивом была проповедь борьбы за создание независимого сербского государства и присоединение Косова.

Возрожденная Дардания: история новопровозглашенного государства в экспозиции музея Косово.

Музей Косово. Приштина.Современные косовары считают себя потомками древнего иллирийского племени дарданцев, а свою страну преемником сильного Дарданского королевства, якобы существовавшего на территории Косово в IV-I вв. до н.э.

Иллирийский миф: интерпретации славянских интеллектуалов Западных Балкан (XV-XXI вв.)

Иллириец в бою с македонянином  IV веке до н. э.Сегодня хорошо известно, что мифология не является исключительно пережитком давних времён. В современном обществе она принимает формы социальных, политических и националистических идеологем. Учёные предлагают разделять все мифы на архаические (первичные, классические) и современные, хотя и тем и другим свойственно много общих черт.

С. Ю. Витте и П.А. Столыпин: два взгляда на террор в период революции 1905-1907 гг.

revolyutsiya 1905Политический террор, принявший невиданный размах в период революции 1905-1907 гг., стал серьёзной проблемой для власти. Во-первых, необходимо было думать о безопасности кадров. Во-вторых, чтобы справиться с революцией, власть должна была прежде всего справиться с террором.

Книга Якова Алексейчика «Имя на площади Победы»

image000Представляем книгу Якова Алексейчика «Имя на площади Победы», посвященную автору монумента Победы на площади Победы в Минске Г. В. Заборскому, который начал проектировать этот обелиск еще в 1942 году, находясь в госпитале после ранения, полученного в оборонительных боях за Смоленск.

«Над русскою славой кружит вороньё…»

Площадь победы в КалининградеУ Русских, как великого народа, всегда было много недоброжелателей «от Атлантики до Тихого океана». Сегодня к внешним недоброжелателям прибавляется всё больше внутренних, маскирующих свою русофобию неким «либерализмом».

Белорусы, русские и украинцы — взаимное восприятие в межкультурной среде

1 1 1Если обратиться к историческому прошлому, то еще совсем недавно Россия, Украина и Белоруссия были едины. У них была одна общая государственная граница, территория, одна история. Их общим языком  был признан русский язык.