РУСЬ ЕДИНА
Гей-же, братья галичане,
Вже настала та пора,
Щоб на небосклоне Руси
Засияла нам зоря.
Зоря правды и любови
Щоб злучила всех сынов,
Що родились в русском краю,
Де Перемышль, Галич, Львов.
Мы Червовой Руси дети
Пятьсот лет стоим в борьбе.
У нас нет друзей-суседов,
Только Бог, и мы одни.
Мы еще не победили,
Но и враг не победил.
Только силы сполучимо,
У нас много-много дел.
Мы не знаем земли красшой,
Як наш край; Галичина —
Часть всей Руси безпредельной,
Наша близша вотчина
Поза Бескид и Карпаты,
Понад Сян, Буг, Збруч и Прут.
Станьмо в обороне Руси,
Най не делят Русь, не рвут.
Разом руки! Разом силы!
Мы часть мира, мы — народ!
Русь едину передаймо
Нашим детям з рода в род.
--//--
Эти возвышенные строки о Галичине, как части единой Руси, принадлежат крестьянскому поэту с Галицкой Руси Ивану Процеку (1864 – 1911).
Да, такие настроения преобладали среди простого народа Галиции вплоть до Первой мировой войны, несмотря на искусственно насаждаемое австрийскими властями и польским панством украинство в противовес русскому движению. В 1915 году Галиция была освобождена русскими войсками и если бы не революция, то она бы влилась в Единую Россию, о чем говорит автор стихотворения. Но большевизм, пришедший к власти, разделил Россию и вырастил из зерен местечкового украинского национализма, посеянных австрийцами и поляками, нынешний украинский национализм, враждебный как всей России, так и самой Малороссии, или нынешней Украине.
Иван Процек был не единственным поэтом Галичины, писавшим о трудной судьбе Руси и необходимости ее единства. Размещаем книгу выдающегося русинского писателя и общественного деятеля Василия Романовича Ваврика «Крестьяне – поэты», изданной в 1973 году в Бельгийском городе Лувен уже после смерти Ваврика (в Советской Украине, а тем более в нынешней, такие книги не печатались и были под запретом). В книге представлена поэтическая антология произведений самобытных народных поэтов из крестьянской среды Галичины конца XIX начала XX веков.
--//--
ПРЕДИСЛОВИЕ
Всеми уважаемый автор книги Василий Романович ВАВРИК долгие годы уделял много внимания воспитанию молодежи и принимал живое участие в литературной самодеятельности галицко-русских народных поэтов. Он с вниманием читал стихи, исправлял их, давал указания авторам, поощрял их к работе, был учителем, к которому все обращались с полным доверием. Благодаря его руководству и практическому опыту появился ряд талантливых поэтов-крестьян, которые своими произведениями вполне могут занять определенное место в истории галицко-русской письменности.
В нашем предисловии мы считаем полезным привести краткий очерк литературной деятельности В. Р. Ваврика, искреннего друга и учителя галицко-русских крестьян-поэтов.
Василий Романович Ваврик, уроженец села Яснище Бродского уезда, родился в 1889 году в крестьянской семье. В Бродах окончил немецкую гимназию и уже на школьной скамье принимал живое участие в культурно-общественной жизни гимназической молодёжи. Свирепый 1914-ый год не позволил ему продолжать учёбу на юридическом факультете Львовского университета. Свой «народный университет» прошёл Василий Романович в застенках австрийских концлагерей Терезина и Талергофа, где сочинял стихи, посвященные подневольной жизни карпаторусского народа и редактировал подпольные листовки с разоблачением лагерных жестокостей. Первые послевоенные годы посвятил пополнению своего высшего образования; в 1926 году он окончил философский факультет Карлова университета в Праге с научной степенью доктора славянской филологии. Одновременно, в студенческие годы, принимал участие в общественной жизни, возрождающейся Подкарпатской Руси. Вернувшись на родину во Львов, В. Р. Ваврик был принужден поступить в Львовский университет, который и окончил в 1929 году с научной степенью доктора славянской филологии. В этом же году Василий Романович посвящает себя народной службе как писатель, как секретарь Ставропигийского Института и как научный сотрудник Галицко-русской Матицы, При Совестной власти Василий Романович после кратковременного занятия в Львовском университете в качестве преподавателя русского языка» поступает на работу в Исторический Музей, как старший научный сотрудник и на этом посту остается вплоть до выхода на пенсию в 1956 году.
Писательский диапазон В. Р. Ваврика обширный. Он ученый, поэт, писатель, публицист, и при всем этом горячий патриот Родины» общественный деятель.
Из научных, научно-популярных, филологических и исторических трудов приведем главнейшие: «Яков Федорович Головацкий, его деятельность и значение в галицко-русской словесности» (1925), «Львовское Ставропигийское Братство» «Львовский Ставропигион в освещении исследований И, И. Шараневича» (1927), «Денис Ив. Зубрицкий и его труды о Ставропигийском Институте» (1928), «Основные черты деятельности И. И. Шараневича» (1929), «Галицко-русская литература «Слова о полку Игореве» (1930), «Материалы, относящиеся к истории Львовского синода в 1891 году» (1931), «Старейшины и члены Ставропигийского Института» (1932), «Русская троица (Вагилевич, Головацкий, Шашкевич)» (1933), «Жизнь и деятельность Ивана Николаевич Далибора- Вагилевича» (1934), «Слово о полку Игореве». «Литература и перевод на галицко-русское наречие» (1937), «Члены Ставропигиона за 350 лет» (1937), «Галицкая Русь Пушкину» (1937), «Школа и. бурса Львовского Ставропигиона» (1938), «Суд над Гоголем» (1959).
Особое место в творчестве В. Р. Ваврика занимает мартирология карпаторусского народа в первую мировую войну 1914-1918 гг. Здесь следует отметить его сотрудничество при издании «Талергофского Альманаха» (Львов, 1924-1934) и при его переиздании «Военные преступления Габсбургской монархии» П. С. Гардым (США, 1964); затем его монографии «Талергоф» (1934) и «Терезин и Талергоф» — «к 50-летней годовщине трагедии галицко-русского народа» (1966); кроме того ряд отдельных произведений по этой тематике в художественной обработке, как: повести: «В водовороте» (1926), «Изверг»; рассказы: «Калинин сруб» (1926), «Атаман» (1932), «Маша» (1933), «Урша», рассказ о расстреле галичанина в Альпах (1928), «Суд и расстрел», рассказ о расстреле крестьян в Мацаеве» Зборовского района, украинско-немецкими террористами (рукопись), «Нравоучитель», рассказ о жизни и подвигах В. Ф. Марущака (рукопись), «В кольце штыков» (1928), «В перекрестных огнях», в 5-ти частях (1929-1938), «Жертва австрийского террора о. Игнатам Гудима» (1930); драмы: «Одна невеста, два жениха» (1928), «Талергоф», «Драматаческие картины» (1933), «Русины-партизаны в Карпатах» (рукопись); поэмы (18) : «Анастасия Чагрова» (рукопись), «Крещение Руси» (1938), «Слово о полку Игореве» и др.; научно- популярные очерки: «Григорий Семенович Малец» (1936), «Дмитрий Андреевич Марков» (1938), «Николай Павлович Глебовицкий» (рукопись), «Народно-славянская Галицкая Русь» (рукопись), «Обзор галицко-русской письменности» (рукопись). По теме «Талергофа» поместил В. Р. Ваврик много статей публицистического характера в галицко-русской печати, как вообще и на злободневные вопросы, которыми живо интересовался. Сюда следует отнести также документальную публицистическую монографию п.з. «Черные дни Ставропигийского Института» (1928).
Поэтическое творчество В. Р. Ваврика очень богато. Его поэзии, напоминающие народную лирику, проникнуты горячим патриотизмом, особенно любовью к родным Карпатам, рассеяны по всем карпаторусским изданиям. Назовем здесь только вышедшие сборники. Это: «Трембита» (1921), «Стихотворения» (1922), «Красная горка». Третий сборник стихотворений (1923) и «Гаивки». Четвертый сборник стихотворений (1925).
Особую статью в творчестве В. Р. Ваврика занимают литературные портреты выдающихся культурных деятелей Руси. Назовем некоторые: «Дмитрий Васильевич Залозецкий» (1922), «Иван Григорьевич Наумович» (1924) и монография «Просветитель Галицкой Руси Иван Гр. Наумович» (1926), «Яков Федорович Головацкий» (1924), «Богдан Андреевич Дедицкий» (1927), «Исидор Иванович Шараневич» (1929), «Федор Федорович Аристов» (1933), «Владимир Андреевич Францев» (1937), «Игорь Эмануилович Грабарь» (1945), «Мариан Феофилович Глушкевич» (1960), «Проф. Тит Ив. Мышковский» (1962), «Семен Юрьевич Бендаоюк» (1962), «Антоний Степанович Петрушевич» (1963), «Иван Федоров, первый русский печатник и его пребьшание во Львове» (1963), «Иван Степанович Шлепецкий (1963), «Андрей Васильевич Карабелеш» (1965), «Андрей Степанович Шлепецкий — добрый пастырь» (1968) и много других.
В. Р. Ваврик скончался 5 июля 1970 года во Львове.
Литература: «Талергофский Альманах», вып. IV, стр. 87-89; «Карпаторусский Календарь Лемко-Союза на 1963 год»; газета «Вестник» за 19/3 1969 г.
Львов, 1970 г. Р. Д. Мирович.
--//--
ВВЕДЕНИЕ
Народная поэзия — сокровищница всего народа, Создавали и создают её талантливые певцы, поэты, лирники, сказатели. Автор «Слова о полку Игореве» был, несомненно, одним из баянов на дворе галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла. Летопись отметила, что при князе Данииле Романовиче прославился певец Митуса. Он один нам известен, а сколько имен затерялось и пропало бесследно в продолжение веков!
Отзвуки народного творчества древней Руси сохранились в обломках до сих пор: колядки, щедровки, гаивки, русалии, ладкания, голосения, поговорки, пословицы, загадки, сказки, былины. Эти крошки народной словесности представляют собой ценнейшие источники быта наших предков.
Галицко-русские писатели, связанные неразрывными узами с народом, всем сердцем и разумом оберегали заветы и наследие своих отцов и дедов. Д, И. Зубрицкий начал свое литературное поприще рассуждениями о народных песнях: «Uber galizische Volkslieder (1823). Священники И. Г. Наумович, В. Д. Залозецкий, В. И. Хиляк, прожившие всю жизнь в деревне, были глубокими знатоками народной души, а И. Вишенский, И. Гушалевич, Ф. Белоус, Ф. Свистун, Д. Вертун, Д. Марков, С. Бендасюк вышли из самых недр народа.
В ниже следующих рядках остановимся на именах подлинных народных певцов-крестьян, песни которых представляют яркую картину самобытной поэзии и отличаются глубоким патриотическим содержанием. Не много их, всего несколько человек, но все они — соль Галицкой Руси. Помянуть их хотя бы самым скромным словом — неотложный долг благодарности потомства.
Открыть книгу "КРЕСТЬЯНЕ - ПОЭТЫ" в формате PDF в формате PDF