Предлагаем вниманию читателей текст, посвященный западнорусским православным священникам-мученикам, погибших от рук польских мятежников в 1863 году. Заметка «Пастыри –Мученики» была опубликована в 16 номере за 1909 год «Приложения к Церковным Ведомостям», издаваемых при Святейшем Правительствующем Синоде.
Публикацию в электронном виде для сайта "Западная Русь" подготовил Михаил Джега (Польша).
Оригинал в формате PDF можно открыть по ссылке
Шестьдесятъ лѣтъ тому назадъ Н. В. Гоголь, столѣтіе со дня рожденія котораго недавно отпраздновано Россіей, писалъ тогдашнимъ нашимъ «освободителямъ», по поводу ихъ злобныхъ нападокъ на православное духовенство:
«Отчего у васъ такой духъ ненависти? Я зналъ дурныхъ поповъ, но встрѣчалъ зато и такихъ, которыхъ святости жиззни и подвигамъ я дивился, и видѣлъ, что они –созданіе нашей восточной Церкви, а не западной... Вы отдѣляете Церковь отъ христіанства, ту самую Церковь, тѣхъ самыхъ пастырей, которые мученичествомъ своей смерти запечатлѣли истину всякаго слова Христова, которые тысячами гибли подъ ножами и мечами убійцъ, молясь за нихъ, и, наконецъ, утомили самихъ палачей... И этихъ самыхъ пастырей, этихъ мучениковъ-епископовъ, которые вынесли на плечахъ святыню Церкви, вы хотите отдѣлить отъ Христа, называя ихъ несправедливыми истолкователями Христа! Кто же, по вашему, ближе и лучше можетъ истолковать теперь Христа? Неужели нынѣшніе коммунисты и соціалисты, объясняющіе, что Христосъ повелѣлъ отнимать имущества и грабить тѣхъ, которые нажили себѣ состояніе? Опомнитесь, куда вы зашли!»[*].
Это лучшій отвѣтъ и теперешнимъ нашимъ «освободителямъ», преисполненнымъ того же духа ненависти и изощряющимся въ тѣхъ же злобныхъ нападкахъ и инсинуаціяхъ по адресу православнаго духовенства, стараясь всячески унизить и дискредитировать его въ глазахъ народа, лишить его народнаго довѣрія и уваженія и, такимъ образомъ, оторвать его (народъ) отъ Церкви.
Всякое отрицательное явленіе въ жизни духовенства подхватывается стоустной молвой, во образѣ печати, и усердно разносится по бѣлу-свѣту, преувеличенное во сто кратъ и разукрашенное тенденціозными комментаріями. Положительныя же явленія, наоборотъ, замалчиваются и затушевываются. Но, благодареніе Богу, мы не оскудѣли еще такими пастырями, жизни и подвигамъ которыхъ дивился Гоголь.
Происходившій не такъ давно въ Минскѣ епархіальный съѣздъ духовенства, между прочимъ, постановилъ увѣковѣчить память двухъ покойныхъ членовъ духовнаго клира Минской епархіи – священника Даніила Конопасевича[1] и псаломщика Ѳеодора Юзефовича[2], постановкою капитальныхъ памятниковъ на ихъ могилахъ. Для этой цѣди ассигновано изъ личныхъ средствъ церковныхъ причтовъ Минской епархіи по два рубля для каждаго причта. Кромѣ того, предложено мѣстному духовенству произвести въ церквахъ за богослуженіемъ и по подписнымъ листамъ сборъ на устройство двухъ памятниковъ, а также – занести имена священника Конопасевича и псаломщика Юзефовича въ церковные поминальники для вѣчнаго поминовенія, а въ ближайшій воскресный день ко дню ихъ смерти совершать въ церквахъ панихиды объ упокоеніи ихъ душъ съ произнесеніемъ соотвѣтствующихъ поученій.
Кто же такіе священникъ Даніилъ Конопасевичъ и псаломщикъ Ѳеодоръ Юзефовичъ? Почему память ихъ такъ чтится и увѣковѣчивается всею епархіей? Это и есть одни изъ тѣхъ членовъ православнаго духовенства, жизни и подвигамъ которыхъ можно дивиться. Священникъ Даніилъ Конопасевичъ – это одинъ изъ пастырей, принявшихъ въ 1863 году, во время польскаго мятежа, мученическую кончину за свою непоколебимую приверженность вѣрѣ и Церкви православной и за свою сыновнюю вѣрность Царю и Отечеству: подвергнутый страшнымъ истязаніямъ и мученіямъ, онъ былъ повѣшенъ польскими мятежниками, предпочтя мученическую смерть измѣнѣ Церкви, Царю и Отечеству, чего отъ него требовали мятежники, но на что не могли его вынудить ни страшными истязаніями и мученіями, ни самой смертью на висѣлицѣ. Его примѣру послѣдовалъ и псаломщикъ Ѳеодоръ Юзефовичъ.
Но священникъ Даніилъ Конопасевичъ далеко не единственный пастырь-мученикъ за Вѣру, Царя и Отечество, предпочетшій мученическую смерть измѣнѣ въ 1863 году. Онъ лишь одинъ изъ такихъ пастырей, примѣрами мученичества которыхъ отмѣчена эпоха польскаго мятежа въ Западной Россіи.
Поднявъ знамя мятежа, поляки объявили войну не только русскому государству, но и «схизмѣ», т.-е. вѣрѣ и Церкви православной, къ которой всегда питали фанатическую ненависть. Стремясь овладѣть душой западно-русскаго народа и, такимъ образомъ, пристегнуть его къ мятежу, поляки обрушились на православное духовенство, какъ на пастырей народныхъ, пользующихся довѣріемъ и уваженіемъ русскаго народа и ведущихъ его по пути истины. Желая увлечь народъ на свою строну, мятежники поносили и позорили православное духовенство, оскверняли православные храмы. Но ничто не дѣйствовало: духовенство оставалось вѣрнымъ пастырскому долгу, и народъ оставался съ нимъ. Тогда началось устрашеніе духовенства, издѣвательство надъ нимъ и мученія его, съ цѣлью понудить на измѣну и повести на нее народъ. Суля крестьянамъ всякія милости, и благодѣянія въ будущей Польшѣ, мятежники требовали себѣ помощи отъ православнаго духовенства, хотя бы только моральной. Такъ, они требовали, чтобы священники приводили своихъ прихожанъ къ присягѣ на вѣрность Польшѣ, чтобы читали въ церквахъ манифесты мятежнаго «ржонда», чтобы не настраивали крестьянъ противъ мятежа, а, наоборотъ, – вліяли бы на нихъ въ благопріятномъ для мятежниковъ смыслѣ и т. п. За неповиновеніе священникамъ угрожали обритіемъ бороды, побоями, истязаніями и смертью.
Западно-русское духовенство, однако, не поддалось ни соблазнамъ, ни угрозамъ. За это оно подверглось жестокимъ гоненіямъ со стороны мятежниковъ. Изъ многочисленныхъ примѣровъ издѣвательства надъ духовенствомъ и его мученичества отмѣтимъ слѣдующіе.
Въ Слонимскомъ уѣздѣ, Гродненской губерніи, мятежники, захвативъ двухъ непокорныхъ имъ священниковъ – А. Рожковскаго и Н. Ступницкаго – обрили имъ бороды и выставили на посмѣшище народа. Священника Гинтовта мятежники вытащили изъ дома во дворъ за волосы и стали обстрѣливать его холостыми зарядами, затѣмъ саблями изранили голову и, наконецъ, ранили въ бокъ револьвернымъ выстрѣломъ. Священника Дружиловскаго мятежники избили рузкейными прикладами и повели на висѣлицу; только отчаянныя мольбы матушки и дѣтей спасли его отъ лютой смерти.
Подобныхъ примѣровъ 1863 годъ далъ множество во всей Западной Россіи[3]. Но они блѣднѣютъ предъ мученичествомъ трехъ священниковъ – Конопасевича, Рапацкаго и Прокоповича, принявшихъ мученическую смерть за вѣру, Царя и отечество. Особенно назидателенъ подвигъ священника Романа Рапацкаго (села Костры, Пружанскаго уѣзда, Гродненской губерніи), замученнаго мятежниками.
По свидѣтельству близко знавшихъ о. Рапацкаго, онъ «былъ идеальнымъ священникомъ, къ прихожанамъ относился, какъ отецъ къ дѣтямъ, очень любилъ простой народъ и всегда училъ и наставлялъ своихъ прихожанъ на все хорошее; въ особенности часто напоминалъ, какъ крестьяне должны любить своего Батюшку- Царя, быть ему вѣрными и молиться за Него за то, что Онъ освободилъ крестьянъ отъ панской неволи. По разсказамъ стариковъ, батюшка горько оплакивалъ каждаго покойника и зачастую заливался слезами, читая въ церкви святое Евангеліе. Каждый, кто обращался къ нему за совѣтомъ и помощью, уходилъ домой съ просвѣтленнымъ челомъ, такъ какъ находилъ въ лицѣ о. Романа своего родного отца. Жилъ о. Романъ со своей семьей въ крайней бѣдности».
Мятежники питали особенную злобу къ о. Роману Рапацкому, такъ какъ знали, что въ лицѣ его встрѣтятъ непреклонное противодѣйствіе своей «посполитой справѣ». И они не ошиблись: какъ только начался мятежъ и появились польскіе манифесты, призывавшіе русскій народъ къ отступленію отъ православной вѣры и неповиновенію законному правительству, о. Романъ сталъ мужественно убѣждать своихъ прихожанъ не слушать мятежниковъ, а оставаться вѣрными сынами своей отчизны и крѣпко держаться православной вѣры. Зная, что за нимъ слѣдятъ мятежники и что ему угрожаетъ, онъ, однако, неуклонно увѣдомлялъ русскія войска о движеніи мятежническихъ бандъ.
Мятежный «ржондъ» приговорилъ о. Романа къ смерти; ему совѣтовали скрыться, но онъ, зная о своей участи, остался до конца на своемъ пастырскомъ посту, до послѣдней минуты наставляя своихъ прихожанъ въ вѣрѣ и вѣрности. Вотъ какъ описывается его мученическая кончина за вѣру, Царя и отечество, принятая имъ отъ польскихъ палачей безропотно и безъ малѣйшаго противленія:
«Предчувствуя свою близкую кончину, о. Романъ 29 іюня (1863 года) очистилъ свою душу таинствомъ покаянія, и послѣдніе дни былъ непокоенъ. Предчувствія его скоро сбылись. Насталъ роковой для его жизни день 3-е іюля. Въ этотъ день покойный батюшка отправился на сѣнокосъ, расположенный въ 5 верстахъ отъ Костры, недалеко отъ того мѣста, гдѣ скрывались повстанцы. Окончивъ рано работу около 3 часовъ пополудни, стали возвращаться домой. Но не успѣли пройти версты, какъ были окружены конными повстанцами, которые и повели всѣхъ въ село. Зайти домой попрощаться съ семьей о. Роману не позволили, а повели прямо къ мѣсту казни. Пока приготовлялись орудія казни, изувѣры-мятежники всячески издѣвались надъ обреченнымъ на смерть. Священникъ безмолвствовалъ, и только по движенію замирающихъ устъ замѣтно было, что онъ читалъ предсмертную молитву. Настала послѣдняя минута. Злодѣи подвели о. Романа къ грушѣ и, надѣвши петлю, повѣсили, а одинъ изъ мятежниковъ выстрѣлилъ въ правую сторону груди висящаго. Три дня тѣло страдальца не было снято, и только прибывшіе на погребеніе священнослужители сняли его съ петли. На ликѣ усопшаго пастыря-мученика не было замѣтно ни ужаса, ни страданія, но отпечатлѣвалось выраженіе величаваго спокойствія». Такой же лютой смертью, почти одновременно съ о. Рапацкимъ, погибли и, о. о. Прокоповичъ и Конопасевичъ и псаломщикъ Юзефовичъ. Память послѣднихъ, двухъ мѣстное епархіальное духовенство рѣшило увѣковѣчить постановкою памятиковъ на ихъ могилахъ. Къ участію въ постановкѣ памятниковъ призывается все населеніе епархій, и, такимъ образомъ, это будутъ всенародные памятники пастырямъ-мученикамъ, павшимъ за вѣру православную и за русское отечество[4].
Въ равной же мѣрѣ, конечно, достойна увѣковѣченія и память о.о. Рапацкаго и Прокоповича, о чемъ уже и поднятъ вопросъ на мѣстѣ. Нельзя не согласиться съ «Вѣстникомъ Виленскаго Свято-Духовскаго Братства», что «въ виду серьезнаго переживаемаго Западной Россіей момента слѣдовало бы подпискѣ на увѣковѣченіе памяти пастырей-мучениковъ дать самое широкое распространеніе», т. е. привлечь къ этому все православно-русское населеніе Западной Россіи. Дѣйствительно, переживаемый въ настоящее время Западною Россіей моментъ чрезвычайно важенъ, едва ли не важнѣе эпохи 1863 года: тогда польско-католики стремились поработить себѣ Западную Русь открытымъ мятежомъ, который, естественно, встрѣтилъ энергичный отпоръ со стороны всей Россіи и былъ подавленъ; теперь польско-католики стремятся къ тому же порабощенію, но не открытымъ мятежомъ, а «мирнымъ» и съ виду «лойальнымъ» натискомъ на православную вѣру и Церковь, вновь оккупированную ксендзами, іезуитами и польскими фанатиками. Православная вѣра испытываетъ въ настоящее время въ Западной Россіи такое же гоненіе, а православное населеніе такое же тѣсненіе, какъ и въ 1863 году, но теперь это не встрѣчаетъ должнаго отпора, теперь Западная Русь предоставлена самой себѣ въ этой борьбѣ католицизма съ православіемъ, Польши съ Россіей...
Пусть же будетъ вѣчная память пастырямъ-мученикамѣ, павшимъ въ 1863 году за вѣру православную и за Русь единую, и пусть примѣръ ихъ служитъ назиданіемъ для западно-русскаго народа и утверждаетъ его въ непоколебимой вѣрности истинной Церкви Христовой и великому русскому Отечеству!
А. Л.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. 1909. № 16 (18 апрѣля). С. 697-701.
-----------------------
[*] Письмо Н. В. Гоголя къ В. Г. Бѣлинскому. // Письма Н. В. Гоголя. Редакція В. И. Шенрока. Т. 4. СПб. 1901. С. 32-41. – ред.
[1] Алексѣй Конопасевичъ. Воспоминанія о жизни и мученической кончинѣ въ 1863 году священника Богушевичской Крестовоздвиженской церкви Минской губерніи Даніила Стефановича Конопасевича, записанныя сыномѣ его, Алексѣемъ Конопасевичемъ, 15-го ноября 1908 года со словъ очевидицы его смерти, жены его, Елены Ивановны. // «Минскія епархіальныя вѣдомости». 1909. № 1 (1 января 1909 г.). Отдел неофиц. С. 7-26; С[вященникъ] П[етръ] С[ущинскій]. Къ воспоминаніямъ о священникѣ Богушевичской церкви Д. Конопасевичѣ. // «Минскія епархіальныя вѣдомости». 1909. № 11 (1 іюня 1909 г.). Часть неофиц. С. 262-273. С. 7-26. – ред.
[2] Д. В. Скрынченко. Ѳ. Я. Юзефовичъ (повѣшенъ поляками 1 іюня 1863 г.). // «Минскія епархіальныя вѣдомости». 1909. № 11 (1 июня 1909 г.). Часть неофиц. С. 273-274. – ред.
[3] Страдальцы и мученики за вѣру православную и народность русскую въ Западной Руси, въ частности, въ Гродненской губерніи. (Посвящается простому Западнорусскому народу). // «Гродненскія епархіальныя вѣдомости». Г.9 1909. Отд. неофиц. 21 іюня, №24/25. С. 245-266; 5 іюля, №27. С. 271-292;19 іюля, №29. С. 293-306; Страданія православнаго духовенства Литовской епархіи оъ польскихъ мятежниковъ. // «Литовскія епархіальныя вѣдомости». 1863-1864. Отд. неофиц. № 10. С. 325-335 № 11. С. 372-384. № 12. С. 410-443. № 13. С. 457-463. № 17. С. 655-659; С[вященникъ] С[офроній] З[осимовичъ]. О гоненіяхъ на православных въ Ковенской губерніи отъ польскихъ мятежниковъ въ 1863 году. // «Вѣстникъ Западной Россіи». Историко-литературный журналъ, издаваемый К. Говорскимъ (Вильна). 1865. Год 3-й. Т. III. Мартъ. Отд. IV. C. 24-38; Евстафій Филаретовичъ Орловскій. Судьбы православія въ связи съ исторіей латинства и уніи въ Гродненской губерніи въ XIX столетіи (1794-1900 гг.). Гродно, 1903. – ред.
[4] Желающіе принять участіе въ пожертвованіяхъ, могутъ направлять ихъ жъ членамъ комитета: каѳедральному протоіерею В. Успенскому (Минскъ-губ.) или священнику Изяславской церкви П. Сущинскому (гор. Заславль, Минской туб.).