Оглавление седьмой части документов:
- И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870).
- Максим Богданович о русской литературе (1916 г.)
- Слуцкое восстание (1920 г.).
И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870).
И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870). Борьба за правильное наделение русских крестьян Западного края с польскими помещиками. – «Исторический вестник», кн.III, IV, 1884.
Автор, русский писатель, драматург, очеркист, поэт(1837 — 1906) очевидец событий, указывает на польское происхождение белорусского национализма, на маскировку польских русофобов под «белорусов» и на их враждебность к белорусам настоящим – русским белорусам.
С.66 «Большинство чиновников в Могилевской губернии состояло все еще из поляков, между которыми была масса лиц, числящихся православными, это были местные уроженцы – «белоруссы», как они стали называть себя после усмиренного восстания. В сущности же это были истые поляки, рожденные от смешанных браков, носившие даже польские фамилии, предпочитали для молитвы костелы церквам и вспоминали о своем православии, когда это делалось выгодным. Они занимали в губернии очень видные должности, потворствовали на каждом шагу полякам и вредили русскому делу, мстя, где только можно, крестьянам за их участие в подавлении мятежа».
С. 73»…беспощадность крестьян к панам, участвовавших с войсками в подавлении восстания…панов крестьяне вязали и доставляли в Могилев».
И.Н.Захарьин. Воспоминания о Белоруссии (1864-1870) на сайте Президентсой библиотеки имени Б.Н. Ельцина (http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=24.11.2012&DocUNC_ID=8350&Token=T)
Максим Богданович о русской литературе.
Из публицистики замечательного русского, белорусского поэта Максима Богдановича.
М.Богданович считал белорусов одной из русских народностей.
«Умер Иван Франко! В его лице одна из русских литератур— литература украинская — понесла тяжелую утрату. Не пройдет эта кончина незамеченной и в среде великорусского общества. Для него, думается, не чужды судьбы украинской литературы, по крайней мере не должны быть чужды. Но Франко и помимо этого заслужил право на его внимание: он много сделал для ознакомления галичан с великорусской культурой, и его сочинения в свою очередь не раз переводились на великорусский язык».
«Особняком в шевченковском творчестве стоят трогательные произведения, тесно связанные с его ссылкойи полные автобиографических данных. Многие из этих стихов принадлежат к числу самых выдающихся в поэзии Тараса Шевченко. Наконец, несомненным украшением ее служат оригинальные и грациозные песенки, блещущие народно-украинским колоритом, целый ряд которых написан Шевченко под конец жизни. Многообразными нитями связаны наши души — души русских читателей — с душой покойного поэта. В лице его мы чтим прежде всего «Божией милостию — поэта», чей стих был полон изящной простоты…»
(http://www.maksimbogdanovich.ru/stories/238.htm)
Слуцкое восстание.
Слуцкі збройны чын 1920 г. у дакументах і успамінах. / уклад., пардыхт. тэкстаў, іл., заўв., камэнт., паказ. А. Гесь, У. Ляхоўскі, У. Міхнюк; Прадм. У. Ляхоўскага. – Мінск: Медысонт, 2006. – 400 с.
Справка:
Слуцкое восстание против Советской власти в районе города Слуцка (ноябрь – декабрь 1920 г.). Во время Польско-Советской войны 1919—1920 годов Случчина несколько раз переходила от поляков к большевикам. Основной движущей силой Слуцкого восстания было крестьянство, которое сопротивлялось как советской политике военного коммунизма, так и польской власти. Общей стратегии у восстания не было. Слуцкое восстание можно рассматривать как частный и незначительный эпизод Гражданской войны. Есть все основания считать, что начало восстания было во многом инспирировано польскими властями, уступившие Советам Слуцк по Рижскому договору. Основным мотивом участия в восстании крестьян, как и по всей России, было неприятие большевиков. В составе избранной Рады оказалось некоторое количество белорусских националистов, принесших символику не существующей БНР (бело-карсно-белый флаг), что дало повод современным белорусским националистам создать миф о борьбе белорусов за независимость от Россиии. Это также соответсвует правде как если бы прочие антисоветские выступления времен Гражданской войны называли “освободительной войной" против России. Антирусская трактовка Слуцкого восстания не соотносится с тем фактом, что перед Первой мировой войной на выборах в Думу на территории белорусских губерний монархисты получили за счет крестьянства самый высокий процент голосов. Об истинном отношение крестьянства и восставших Случчины к русскому и белорусскому языку, а также к России, говорят цитаты из архивных документов. Дополнительно о насильственной белурисизации и сопротивлению ей уже в БССР можно посмотреть по архивным документам в специальном цикле публикаций.
Из письма временного инспектора Белорусской школьной рады Минщины в Слуцком уезде Юрки Листопада Симону Рак-Михайловскому (на бел.яз.) (1.11.1919)
«Тем временем я […] пошёл по ближайшим деревням от Слуцка, чтобы узнать, в каком состоянии находятся сельские школы. Я узнал, что из одиннадцати сельских школ Слуцкой волости открыта только одна русская. Что касается белорусских школ, то ни один учитель про них ничего не знал, а приговоры подают, чтобы открыли хоть какую школу. Вообще говоря, чуть ли не все школы подали заявления, чтобы открыть Русскую [Расейскую] школу с польским языком». [с.23]
Примеч.:
- Приговор – меморандум, который сельские общества направляли польской администрации с просьбой открыть школу.
- «Школу с польским языком» - т.е. с русскую школу с учебным предметом «польский язык».
Из «Доклада о школьном и национальном положении в Слуцком уезде» школьного инспектора Слуцкого уезда А. Барановского (на бел.яз) (1920)
«Что касается перевода русских школ на белорусские, то с этим он [уездный школьный инспектор] также не согласился, говоря, что крестьянство уже высказало свою волю при открытии школ, указав в протоколах, на каком языке им предпочтительно преподавание науки в школе» [с.31]
Из рапорта инспектора Общества стражи кресовой по Слуцкому уезду Яна Сушиньского о ситуации на Случчине (польск. яз) (январь 1920)
«Молодёжь преимущественно тенятся к Москве, и этому не стоит удивляться; потому что воспитана она была в школах русских, поэтому вздыхает по Деникину и великой неделимой России. Кроме того, тут видна и агитация с[оциал-]революционеров» [с.35]
«Наблюдается интересное явление; в некоторых местных школках [szkółkach] белорусских, где преподаётся русский язык и будто бы польский - после пару месяцев занятий потребовали, если нельзя сделать русскую школу, тогда просим польскую» [с.35]
«Ещё раз подчёркиваю: требуем обратить особое внимание на подрыв доверия ко всему русскому и стараться пробудить уважение к Польше» [с.35]
«Массового национального сознания [имеется в виду белорусское сознание] нет: православные считают себя русскими – католики поляками. Мы обязаны использовать несознательность здешних крестьян в этом смысле. Это тот материал, который, если не пожалеем расходов, мы переделаем на свой манер» [с.36]
«Вся русская интеллигенция выстроилась под белорусским флагом» [с.37]
«Выборы в Городской Совет должны состояться 29/I с[его] г[ода]. Скорее всего, из 24 радных [radnych] выйдет по 8 от пол[яков], евреев и белорус[ов]-москалей [białorus.-moskali] [с.38]
Из протоколов Первой общенациональной политической конференции в Праге (28.09.1921)
Курилович (от Слуцкой бригады): «Против поляков шли все белорусы в большевистские войска, чтобы бороться с паном, но это было в 1920 г., а теперь психология народа изменилась, как всего населения России» [с.147]
Курилович: «Есть повстанческое движение в Белоруссии, об этом свидетельствуют большевистские газеты. Есть две ориентации – польская и русская (на вопрос, какой вы ориентации, ответ – белорусской, несколько раз; но тенденциозно – со скрытыми польскими симпатиями)» [с.148]
Павлюкевич: «Акции Балаховича и Слуцкое восстание были тесно связаны с Польшей, потому что иначе мы бы сидели в тюрьмах». [с.148]
Из доклада Егора Злоцкого Константину Езавитову «Паўстанчэскі рух на Беларусі» (3.10.1921) (на бел.яз.)
О причинах появления национального самосознания у местных крестьян: «[…] нужно иметь в виду, что это сознание распространялось, благодаря общей политической ситуации, а не влияниями той или иной политической группировки на крестьян. Крестьяне ощутили и перенесли на себе гнёт коммунистов и увидели, что всё то, что несут коммунисты, чужое для них, а в коммуне самой видели для себя кабалу. Вот тут они и ухватились за принцип самоопределения, тот самый принцип, который был популяризован самими же коммунистами» [с.151]