Эта брошюра написана галицко-русским публицистом Л. Я. Луцыком. Об авторе ничего неизвестно. Возможно, он был родственником православного деятеля Иеронима Яковлевича Луцыка (1861-1935) или писателя Владимира Федоровича Луцыка (1859-1909).
Иерноим Яковлевич и Владимир Федорович были активными деятелями галицко-русской жизни (последний находился под влиянием русского поэта А. В. Кольцова). О В. Ф. Луцыке упоминает галицко-русский писатель Василий Романович Ваврик, бывший узник сразу двух австрийских концлагерей, Талергофа и Терезина, в своей книге «Краткий очерк галицко-русской письменности».
Брошюра Л. Я. Луцыка была издана Обществом русских студентов «Друг». Как указывает С. Медвецкий в статье «Как росла и воспитывалась русская молодежь вне пределов Державной Руси» (1945 г.), «во Львове уже в 1873 году было основано общество русских студентов “Друг”. Члены этого общества были студенты высших учебных заведений Галичины, Буковины и Угорской Руси. Студенты принимали живое участие в общественной и национально-политической жизни страны. Наши студенты шли в народ не для пропаганды революционных, разлагающих народ идей, как это делала молодежь типа Е. Кусковой в Державной Руси, а для просвещения его. Особенно кипучую деятельность проявляла русская молодежь во время выборов в австрийский парламент и в сейм во Львове. Русская молодежь жила жизнью своего народа и для своего народа…
Мировая война (первая) была Голгофой для всего русского населения Прикарпатья. Вследствие доносов тех же предателей своего народа — “украинцев”, польско-австрийскими властями были арестованы десятки тысяч русской интеллигенции, духовенства, крестьян, мужчин, женщин и детей, подвергались они всяким издевательствам и побоям уличной толпы и конвоя. Посажены в концлагеря, где в невероятно тяжелой обстановке умирали тысячами только за то, что называли себя русскими. Никому из арестованных никакого обвинения предъявлено не было…Вторая мировая война была избавлением русского населения Червонной Руси от польского порабощения, ополячивания и преследований, но и уготовила ему, несчастному русскому племени, неслыханное доселе рабство. В течение двух недель сентября 1939 года немцы заняли почти всю Польшу, не натыкаясь на серьезное сопротивление польских “валечных” войск. Большевики, занявшие по договору Молотова-Риббентропа восточную Галичину по реку Сян, русские земли Волыни, Полесья и Виленщины, приступили к истреблению всего национального во Львове и в остальных городах и селах. Во Львове уже в первых днях занятия города большевиками по доносу человека из Луцка были схвачены и расстреляны русские студенты общества «Друг».
Тот же С. Медвецкий в другой статье «Борьба Прикарпатья за Русь» пишет: «С 70-тых годов существовало во Львове русское студенческое общество «Друг». «Друзяки» сыграли в жизни национально-политической нашего края исключительно ценную роль. Русская студенческая молодежь не знала никогда отдыха. Во время занятий в университете посещала лекции, интересовалась событиями дня, принимала участие в организации и жизни русских обществ. Каникулы и праздничные отпуска проводила на провинции, среди народа. Каждый студент считал своей обязанностью нести луч просвещения в народ. Цель работы русского студента в деревни – внедрение и укрепление русского национального сознания. Это был труд созидательный, полезный».
Л. Я. Луцык иллюстрирует положение русского населения в Польше словами ген. А. Кутепова: «Вы – армия особого назначения. Вам дана задача. Эта задача – сохранить национальный облик русских областей в Польше. Этой задаче должно подчиниться все ваше поведение».
Приводим сканированные листы брошюры и ее текстовый вариант. Текстовый вариант дан в новой орфографии (возможно, это неправильно).
Идеология русскаго студенчества и задачи русскаго студента — меньшиньственника
Мой доклад будет краток. Я не буду широко обосновывать и развивать идеологии русскаго студенчества в Польше, так как она мне представляется. Моя задача дать только основные пункты нашей идеологии и тактики, причем тактикой в данном случае назову способы разрешения очередных задач, которыя ставит нам жизнь.
В виду того, что идеология и в особенности тактика каждой национальной, общественной, политической группы в значительной степени предопределяется внешним положением этой группы, посвящу несколько, слов нашему положению, положению русскаго студенчества в Польше.
Положение русскаго студенчества в Польше не имеет аналогий ни в государствах западной Европы, ни в дореволюционной России.
В государства западной Европы, границы котораго часто покрываются с этнографическими границами данной национальности (нпр. Франция, Испания, Португалия, Венгрия, Италия, и т. д.) студенчество находится в таких условиях, что может всецело посвятиться своему прямому назначенш, может только учиться, приготовляясь к служению своему Народу, в своем государству.
В дореволюционной Росси, под влиянием целого ряда условий, студенчество все свои силы обращало на борьбу с существовавшим политическим и сощальным строем, причем борьба эта была в сущности борьбой со своим собственным национальным государством.
Положение русскаго студенчества в Польше другое. Положение это можно сравнить только с положением студенчества недержавных народов в былой Австро-Венгрии: чехословаков, поляков, сербо-хорватов, русских и т. д., и пожалуй лучше всего чехословаков.
Ибо как чехословаки тогда, так мы теперь лишены той моральной поддержки, какой является свое национальное государство.
И подобно тому, как чехословаки до 1918 года, так мы теперь можем и должны в самих себе, во вере в светлое новое, найти силу и выдержку, дабы передержать наше национал-лихолетье и увидать лучшие дни.
—*—
Идеология русскаго студенчества в Польша должна быть такой, чтобы ее могли признать и исповедывать все русские студенты, для которых слово „русский" не пустой только звук, а полный глубокаго значения символ, все студенты без разяичия политических и социальны убеждений: правые и левые, монархисты и республиканцы, фашисты и либералы...
Только на платформе такой идеологии русское студенчество в Польше сможет объединиться.
И только такая идеология сможет превратить его в Польше в ту силу, которой оно должно-бы быть.
Основываясь на всем тысячелетнем ходе русской истории мы утверждаем, что велико, бело и мало-россы составляют один Русский Народ.
Наперекор расплодившимся теперь на Святорусской Земле сепаратизмам, поддерживаемым всякими темными силами, стремящимся к разбитию и порабощению Русскаго Народа, мы твердо верим, что придет наконец время, когда Русский Народ сбросит с себя сепаратическое навождение и все существом своим осознает свое единство.
Было время, когда, как это ни странно, единство Русскаго Народа открыто и гордо, несмотря на угрозы и преследовали, исповедывала только Галичина, Буковина и Угорская Русь.
В Poccии — единство Русскаго Народа считалось преимущественно выдумкой проклятых черносотенцев, направленной против угнетенных нащональностей: нпр. белороссов.
Времена переменились.
Пришли „dies irae".
Вожаки украинских и белорусских сепаратистов показали свое истинное лицо.
Тогда многие русские люди прозрели.
_*_
Вторая часть нашего национальнаго символа веры: Salus Russiae — suprema lex"
Под термином „Russia" надо понимать всю Русь.
Не только ту ея часть, которая, как Россия, жила своей собственной государственной жизнью, и которая теперь томится под игом III Интернационала.
Но и те ея части, которыя или раньше или теперь, входя в состав чужих государств, лишены возможности устваивать свою жизнь согласно своим собственным взглядам и усмотрениям.
_*_
Итак принцип единства Русскаго Народа и стремление к его успеху составляют основы нашей национальной идеологии, являются нашим национальным „Верую".
_*_
Но идеология только тогда может быть жизненной, когда исповедывающие ее люди или организации, во первых исповедывают ее открыто, а во вторых активно, т. е. стараются ознакомить с ней и привлечь к ней возможно большие круги последователей.
Поэтому и русское студенчество в Польше, если не желает, чтобы его идеология сделалась только кабинетской теорией, только фетишем „pro domo sua", не может ограничиваться тем, что в рамах своих организаций будет проявлять сверхестественный, но в сущности совершенно безполезный и никому ненужный патриотизм.
Наоборот, студенчество должно свою идеологию открыто псповедывать и стараться проводить ее в жизнь.
_*_
Как за это взяться, как это делать?
Прежде всего нужно ясно осознать, что является нашей ближайшей целью, к осуществлению которой мы должны стремиться.
Я знаю, что многие студенты в Польши считают ближайшей целью, к которой должно стремиться, свержение сатанинской власти большевицких палачей.
Я вполне понимаю и важность этого дела и стремления моих коллег.
Но да будет мне позволено сказать, что я об этом вопросу думаю.
Я думаю во-первых, что роль русских студентов-меншинственников в Польщи в деле свержения большевицкой власти может быть лишь весьма незначительной, почти микроскопической, а во-вторых, что даже эту микроскопическую роль можно сыграть не декламациями в четырех стенах о ненависти к большевикам, а действительной антибольшевицкой работой в России.
Платоническая же ненависть к большевикам, если даже и кажется исповедникам настоящим делом, большевикам абсолютно не вредит.
Мало того.
Не принося вреда большевикам, она приносит косвенно вред русскому делу, так как является для таких „sui generis" антибольшевиков достаточным предлогом для отказа от своего прямого и непосредственного долга.
_*_
Что-же является нашим непосредственным долгом?
Прошу выслушать то, что сказал по этому поводу человек, имя котораго произносится с уважением каждым русским.
Человек этот — Александр Кутепов.
Когда Кутепова ознакомили с положением русскаго населения в Польше, генерал подумал и сказал:
„Я характерезую ваше положение чисто военным термином.
Вы — армия особаго назначений.
Вам дана задача.
Эта задача — сохранить национальный облик русских областей в Польше.
Этой задаче должно подчиниться все ваше поведение".
Так сказал генерал Кутепов.
—*—
Перед нами важная историческая миссия которую можно сравнить конечно mutatis mutandis с миссией былинных богатырей.
Былинные богатыри стояли на восточных заставах Русской Земли.
Стояли не для украшения.
Не для того, чтобы заботиться о своих личных денах и делишках.
Не для того, чтобы погружаться в размышления о прошлом и в мечты о будущем.
Они, помня о прошлом и сознавая всю свою ответственность перед будущим, жили в настоящем.
Они зорко оберегали Русскую Землю от вторжения степных кочевников.
Велениями судьбы мы, русская интеллигенция вообще и русское студенчество в частности, поставлены на западных заставах Русской Земли.
На долю нашу выпала высокая честь быть продолжателями дела западно-русских богатырей: Романа Мстиславовича и Даниила Романовича, Федора и Константина Острожских.
Нашей ближайшей целью является защита русскаго облика западных Русских Земель: Галичины, Волыни, Полесья, Подляшья и т. д.
Былинные богатыри свой долг исполнил. Исполним-ли его мы?
—*—
Но как же нужно русский характер нашей ближайшей Родины защищать? Нужно внедрить и развить в Народе, населяющем компактной массой восточные области в Польше от Карпатских гор по Западную Двину, что он является частью Великаго и Могучаго, Многочисленного но Единаго Русскаго Народа.
Если мы укрепим в Народе мысль его нераздельности со всем Русским Народом, если мы создадим в нем веру в лучшее будущее России, в ея воскресение, наша цель достигнута и наше существование, как русских студентов, оправдано. Сделав это, мы достигнем того, что национальный облик нашего Народа нельзя будет стереть и мы смело можем сказать что тогда русский характер наших земель сохранится.
—*—
Перейдем к практическим приемам осуществления нашей задачи.
Нужно создать в Польше тип русскаго общественнаго деятеля, тип, который существует у всех народов, в особенности недержавных, который имеется также у русских нпр. в Галичине, Подкарпатской Руси, в Латвии, в Эстонии и т. д., но который чрезвычайно редко встречается у русских в Польше, вне Галичины.
Нельзя сидеть сложа руки и отгораживаться китайской стеной от того народа, из котораго мы вышли и предоставлять его в качестве матерьяла для своих эксперментов различнаго рода культуртрегерам, начиная польскими шовинистами и кончая украинскими коммунистами.
Это было бы просто преступно!
Как выработать тип общественнаго деятеля?
Прежде всего нужно учиться, чтобы докончить свое профессиональное образование.
Эго необходимо делать потому, что русскому делу нужны знающие специалисты, не полуобразованные и многоглаголивые диллетанты.
—*—
Но профессиональное образование не всегда может принести пользу русскому делу.
Поэтому нужно его пополнить самообразованием.
Я поставил на первом месте образование и самообразование и подчеркиваю это. Эго является очень важным фактором, если мы думаем серьезно заняться работой среди Народа. Наши университетския знания, как бы они серьезны не были, являются чисто теоретическими и их нельзя непосредственно применить в работе среди Народа. И потому мы должны стараться приобрести как можно больше знаний, нужных для нашей работы и с этими знаниями идти в Народ, на святое дело.
—*—
Конечно, не каждый может работать на всех поприщах, но пусть всякий из нас специализируется в одном каком-нибудь направлений нпр. коопераций, а тогда двинем дело с места.
Теперь только немногие работают, и им потому приходится быть энциклопедистами своего рода, но если мы все станем за работу, тогда поможем тем, которые слишком обременены работой и работа пойдет спешнее и лучше.
Именно самообразование наше связано с выбором поля будущей нашей деятельности, потому, что тут мы должны присвоить себе те знания которые, нам будут нужны в будущем.
—*—
Присвоив себе знания, мы сможем их применить на разных поприщах. Зависимо от наших способностей и заинтересованности мы сможем посвятить себя деятельности на поле общественно-политическом. Мы сможем, войдя в уже существуюшия русския политическия организации, заняться отставаиванием политических прав Русскаго меньшинства.
Поле деятельности, правда неблагодарное, но очень широкое и в жизни Народа очень важное.
Мы сможем, переоценив старыя ценнности, которых придерживаются наши старшие политики, повести Народ по новому пути и создать новую эпоху жизни подъяремной Руси.
—*—
Если политика не отвечает нашим устремлениям, мы можем заняться трудом на ниве культурно-просветительной. Это труд более обстоятельный, разсчитан на многие годы, но и плоды его долговечнее.
Тут, войдя в контакт с русскими, уже существующими, культурно-просветительными организациями, мы можем заняться организацией среди народа читалень, любительских кружков, хоров и т. п. Труд правда большой но зато и благодарный. Этот труд самый важный для будущаго, ибо он укрепляя сознательность среди крестьянства, дает нам ручательство успеха тоже и на других поприщах. Тут самая широкая и самая благодарная почва для работы.
—*—
На поле экономическом работа сводится к таким же приемам, как на поле культурно-просветительном. Нужно войти в контакт с экономическими организациями и заняться работой по существующим уже кооперативам, оздоровлять или основывать новые там, где их нет.
Работа на этом поприще требует уже определенных знаний по коопераций, который нужно приобрести, если у нас действительное желание принести пользу делу.
—*—
Кроме трудов, требующих организационных способностей, есть труды, на тех же поприщах, где эти способности не так уж нужны. Если кто-нибудь из нас обладает публицистическими способностями, может и должен применять их к делу. Поле очень широкое. Ведь у нас совсем почти не использован исторический материал, недавнего прошлаго, который все более и более забывается и пропадает. Ведь русские, особенно в Польше, так мало издают исторических, научных и популярных трудов, что всякое начинание на этом поприще будет благим и важным.
Мне скажут, не каждаго интересует история, но ведь это поле деятельности так широко, что каждый может найти применение своим способностям. Можно ведь помещать в газетах статьи на темы историческия, политическия, общественныя, экономическия, культурно-просветительныя и др.
Можно тоже писать соответствующия популярно-научныя изследования по экономии, ветеринарии, агрономии и т. д., помещая их в календарях и изданиях культурно-просветительных обществ.
—*—
Те у кого решительно нет ни тех, ни других способностей, да займутся распространением наших культурно-просветительных, экономических и др. изданий, пусть ведут пропаганду в пользу русскаго печатнаго слова, среди населения. Итак, работа есть, для всех хватит, лишь бы охотники были.
—*—
Эта наша работа, чрезвычайно важна для сохранения са собой влияния среди Русскаго Народа на западных рубежах Руси.
Работа среди народа сугубо важная, если мы желаем сохранить Русское Имя этого народа.
Только тогда, когда мы сойдемся с народом, когда мы укрепим в нем сознание единства всего Русскаго Народа, станут невозможными всякаго рода сепаратистические украинские, белорусские и др. эксперименты.
Только тогда мы сможем сказать, что национально и культурно наши рубежи обезпечены на будущее за нами.
Итак, заветы, цели, задачи и пути наши чесны.
—*—
Правда, мы живем ныне в исключительно тяжелыя времена, особенно для русской меньшинственной работы.
Я знаю, что многим сердце обливается кровью при виде тех условий, среди которых приходится работать.
Но разве условия оправдывают апатию и дезерцию из рядов борцов? Нет!
Ибо за эту Идею сотни тысяч пало по Талергофским и Терезинским тюрмам, за эту Идею сотни тысяч, цвет истинно патриотическай части русской интеллигенции и офицерства, сложили свои головы, по необъятным степями просторам Сибири, Южной, Северной и Западной России, за нее клали свои кости наши отцы и братья по большевицким застенкам, за нее пали в борьбе не оставив своих постов Корнилов, Алексеев, Колчак, Врангель, Кутепов, а мы, оставшиеся в живых, остались только для того, чтобы и дальше бороться.
Вы, неверующие и нерадивые, посмотрите в измученные глаза народных работников, вы прочтете в них, что они остались и дальше непоколебимыми и верными той Идее, за которую пали их друзья и за которую каждый из них готов всего себя отдать.
Спросите их о целесообразности этой работы, а ответ вам будет один, потому что другого и быть не может:
Мы исполним свою историческую задачу. Наша работа и наша борьба за лучшее будущее Народа даром пропасть не может. Если даже мы все погибнем до одного, тогда мы будем удобрением почвы для грядущаго поколения, которое оценит наш труд и наши жертвы и будет черпать из них силу, осведомленность и Идею.