Представляем книгу Ивана Ивановича Носовича, которая должна быть настольной (в электронном архиве) каждого, кто интересуется историей и культурой белорусов.
Белорусские песни очень многие составляют глубокую старину, из века в век устным единственным путем перешедшие к нынешним простолюдинам, и эти старинные песни носят тип Славянского, а в особенности Кривечского племени. …
Древность Белорусских песен ясно видна из следующих обстоятельств:
1) В песнях, распеваемых и ныне Белорусскими простолюдинами, оказываются слова совершенно вышедшие из употребления в живом простонародном говоре, как-то: бояре, боярочка, Лях – Поляк, Царь-город, шараварка, шестак и другия.
2) Выражаются древние воинские обстоятельства, напр.
Едуць татарския рати.
Хочуць твоего коня взяци
3) В старинных Белорусских песнях, и ныне употребляемых Белорусскими простолюдинами, выражается дух не крестьянского быта, а свободного и состоятельного сословия и даже богатого, как-то:
Бояре (сваты) ворота облегли,
Посыпали золото по скамьи.
... Здесь предстоит вопрос: не были ли в древности простолюдины свободны и собственники земель, подобно как однодворцы и даже нынешняя шляхта, прежде нежели подпали они под администрацию сильных польских помещиков, которые поработили их, и земли их защитали своими собственными?
Чем древнее Белорусская песня, тем, кажется, более прогдлядыватся в ней образованность и изящество в сравнении с песнями позднейшего сложения. …
… Поэтические красоты, которыми, по представленным мною образцам, отличаются старинные песни, заставляют заключить, что Белорусское Кривичское наречие в старину было уделом не одного Юелорусского простонародия, но и высшего класса народа, который лишен был совершенного образования: но воспитание детей в иезуитских школах вытеснило привязанность к родному наречию польским элементом.
И.И. Носович. Из вступительной статьи Книги «Белоррусские песни»
Скачать книгу Ивана Ивановича Носовича " Белорусские песни" в формате PDF (7МГ)