Люблинская уния, по оценке Кояловича, была первым шагом в изменении развития ВКЛ, которое было русским по своему влиянию. Такое превращение, гворит Коялович, не могло быть лёгким, так как требовалось изменить православную веру и язык. По мнению Кояловича, даже в начале XVI в. при Сигизмунде Справедливом положение православных очень напоминало положение христиан в Турции.
Именно Люблинская уния «широко открыла двери» полякам, которые двинулись «широким потоком» на украинские земли, неся с собой католическую веру и «пренебрежительный взгляд на все русское», православное.
Решения Люблинской унии имели негативные последствия для Украины. Во-первых, территориально она была расчленена между Польшей и Литвой. Украинские земли окончательно утратили свою автономию и были поделены на пять воеводств: Русское (Львовская, Галицкая, Перемышльская, Санокская и Холмская земли), Белзское (Владимирский, Луцкий и Кременецкий уезды), Подольское (Каменецкий, Червоноградский и Летычевский уезды), Брацлавское (Брацлавский и Винницкий уезды), Киевское (Киевский, Овручский и Житомирский уезды). Они не имели своего единого административно — территориального центра. Во-вторых, на украинских и белорусских землях в массовом порядке появилоськатолическое духовенство, которое по своему социальному положению приравнивалось к шляхте. В то же время русский православный священник относился к разряду тягловых людей, то есть к зависимым холопам. Это стало одним из раздражительных факторов для всего населения православного вероисповедания.
В-третьих, украинские земли понесли наибольшие потери от унии в национально-религиозной и культурной жизни, от разрыва связей с государственно-правовыми традициями Древней Руси.
В-четвертых, усиливается социальный гнет, закрепощение польскими магнатами и католической церковью украинского крестьянства. Польская широкомасштабная экспансия на Украине, целью которой являлась постепенная духовная колонизация русского народа, обусловила расширение источников пополнения казачества представителями разных слоев православного общества. Запорожская сечь к концу XVI столетия стала общепризнанным центром организации и консолидации всего украинского казачества.
Западную Россию Коялович делит на Малороссию и Белоруссию. Характеризуя эти обе части западной России, он в сравнении белорусов и малороссов делал положительные выводы в пользу последних. Именно белорусы, утверждал Коялович, не имеют таких черт, как малороссы (уверенность, энергия, твёрдость в религии). Вину за это он возлагает и на природно-климатические особенности края - «она так бедна, так убога», и белорусское племя в такой стране «не может отличаться богатыми физическими свойствами людей» . В результате такого положения, по мнению Кояловича, путь Белоруссии только вместе с Россией, так как «никакой сепаратизм не может иметь силы».
Скачать книгу в формате PDF (3.7 MB)