Священномученик Василий Измайлов
Василий Васильевич Измайлов родился 4 июня 1885 года в городе Вышний Волочек Тверской губернии в семье мещанина. После окончания Тверской Духовной Семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии и прослушал в ней полный курс наук. Сохранился академический диплом Василия Измайлова, свидетельствующий о том, что в сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.
По окончании учебы Василий был направлен преподавать словесность и дидактику в Паричское женское училище Минской губернии.
Вскоре Василий Измайлов женился. Его избранницей стала Евгения Николаевна (фамилия, к сожалению, неизвестна). У четы родилось два сына: в 1912 году — Николай, а в 1914 году — Василий.
7 декабря 1913 года епископ Минский Митрофан (Краснопольский) обратился к Учебному комитету с просьбой перевести Василия Измайлова в Минскую духовную семинарию, считая, что это будет полезным для учебного дела, и дал ему отличную характеристику. 15 января 1915 года Василий Васильевич был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Минской духовной семинарии. Незадолго до этого события он был рукоположен в сан священника.
После закрытия семинарии, с 1920 года, отец Василий перешел служить в Свято-Покровскую церковь села Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927-м стал настоятелем Свято-Воскресенского собора города Борисова. Здесь отец Василий выступил против обновленцев, пытавшихся захватить собор, открыто высказывался о гонениях на Церковь. Прослужив в Воскресенском соборе всего несколько месяцев, 2 июня 1927 года по доносам обновленцев священник был арестован, обвинен в «контрреволюционной агитации».
Незадолго до ареста за отцом Василием была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в так называемое «Обвинительное заключение». В нем, в частности, читаем:
«…приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, причем советовал мужчинам в это дело не вмешиваться… Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война…
2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью…
…в частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время — это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь…
Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против советской власти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом…»
Виновным себя в предъявленных ему обвинениях отец Василий не признал, заявив, что «все эти обвинения ни на чем не основаны», на допросах никого не оговорил.
Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 августа 1927 года протоиерей Василий Измайлов был сослан в Соловецкий концлагерь особого назначения (СЛОН) сроком на три года. Там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года, но, скорее всего, был расстрелян, войдя в сонм новомучеников, за веру православную пострадавших в страшное время гонений на Церковь Божию. (Это предание основывается на том факте, что в 30-е годы власти расстреливали многих заключенных с оформлением подложных документов. Отбывавший заключение в лагерях Карелии Иван Солоневич так вспоминает об этом: «... ежедневно в "санитарную ведомость" лагеря приходилось вписывать цифру ... означавшую число расстрелянных. Где и как их расстреливали, "официально" оставалось неизвестным... Борис (родной брат И. Солоневича, врач), на соответствующих личных карточках должен был изобретать диагнозы и писать exitus litalis. Это были расстрелы втихомолку — самый распространенный вид расстрелов в СССР».
Священномученик Николай Мацкевич
Николай Степанович Мацкевич родился 4 мая 1878 года в г. Борисове. Происходил из семьи священнослужителей. Обучался в Слуцком Духовном Училище. В 1899 году окончил Минскую Духовную Семинарию. В 1900 году был рукоположен в сан иерея. Служил настоятелем Поречьской церкви Игуменского уезда. В 1910 году был определен на должность уездного наблюдателя церковных школ Борисовского уезда с причислением сверх штата к Борисовскому Свято-Воскресенскому собору. Позднее священствовал при Свято-Троицкой церкви д. Бродовка Борисовского уезда.
Впервые отца Николая Мацкевича арестовали в 1933 году, заключив на один месяц в тюрьму. После освобождения он стал настоятелем Свято-Андреевской церкви г. Борисова. Его перемещение на новое место отчасти объяснялось тем, что храм в Бродовке оказался закрытым.
В Борисове о. Николай прослужил несколько лет. Его не раз вызывали в местное отделение НКВД, угрожали арестом, насмехались над ним и однажды потребовали, чтобы он публично отрекся от сана, заявив об этом с церковного амвона. Потребовали и, наверное, ожидали, что так и будет. Но отец Николай поступил иначе. Совершая богослужение на следующий день, он, обращаясь к прихожанам, сказал: «Люди! Бог есть!» Эти слова он произнес с особым акцентом, адресуя их прежде всего своим недавним собеседникам из НКВД. После этого 15 августа 1937 года его арестовали.
Священник Николай Мацкевич виновным себя ни в чем не признал и никого из своих прихожан не оговорил. Его осудили на 10 лет заключения в концлагере. Из лагеря он уже не вернулся, мученически пострадав за Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Священномученики Василий Измайлов и Николай Мацкевич канонизированы в лике местночтимых святых постановлением Священного Синода Белорусского Экзархата от 28 октября 1999 года, прославлены для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.
Газета «Воскресение» № 3. 2018
(по материалам сайта Борисовской епархии
и статей о. Федора Кривоноса)
Мартовский номер газеты в формате PDF.
Весь архив газеты «Воскресение».
Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337