История и Философия

История и философия  Русского Мира - Россия, Украина, Белоруссия, Русское Зарубежье

Предслава (не) для Болеслава

Автор: Яков Алексейчик

Болеслав Храбрый.  Картина Яна Матейко.

 

В 2017 году исполняется тысяча лет первой большой войне между русскими и поляками. Она началась после неудачного сватовства польского князя Болеслава к княжне Предславе – родной сестре русского князя Ярослава. Получив отказ, войска Болеслава совершили агрессию на Русь и временно оккупировали Киев. Болеслав пленил и изнасиловал Предславу. Затем обстоятельства сложились так, что Ярославу пришлось спасать целостность польского государства.   

Февральская революция 1917 года в воспоминаниях посла Французской республики М. Палеолога

Автор: Валерий Рачковский

Рисунок из серии Петроград революционный художника Ивана ВладимироваВоспоминания иностранных послов о русской революции 1917 г. представляют большой интерес для исследователей. Не случайно воспоминания послов Франции и Англии были переведены и опубликованы в советской России еще в начале 20-х годов, и с тех пор неоднократно переиздавались. Все эти издания трудно считать образцовыми: несовершенство перевода, сокращения, ошибки; но в тоже время, они, несомненно, сыграли большую роль в расширении источниковой базы.

«Лемки ошиблись в своих надеждах». Национальное движение русинов-лемков в 1918-1920 гг.

Автор: Кирилл Шевченко

ЛемкиРусины-лемки — самая западная часть восточнославянской этноязыковой общности. Историческая территория лемков, занимавшая северные склоны Карпатского хребта, глубоким клином вдавалась в область проживания западных славян, отделяя поляков на севере от словаков на юге. Географическая изолированность и оторванность от других восточнославянских народов, горная среда обитания и влияние западнославянских соседей обусловили этнокультурную специфику русинов-лемков, сохранивших многие архаичные черты.

Малая Русь как территория расселения и формирования национального самосознания русских (XII-XIV века)

Автор: Михаил Виноградов

Храм Св. Пантелеймона - единственное сохранившееся сооружение древнего Галича княжеской эпохи. Строительство храма на северо-восточной окраине города было завершено в 1194 г. Его основал Галицко-волынский владыка Роман Мстиславич, назвав в честь своего деда, киевского князя Изяслава, христианское имя которого было Пантелеймон. В XIV в. храм был преобразован в костел Святого Станислава. После Первой мировой войны Пантелеймоновский храм долгое время был в запустении, реставрирован в 1998 г., освящен греко-католиками.В XVIII-XIX веках понятия «Малая» и «Великая Русь» были рассмотрены в трудах В.Н. Татищева, А.И. Мусина-Пушкина, М.А. Максимовича, В.И. Ламанского, В.О. Ключевского и др. Особенностью освещения этой темы являлось использование не совсем точных названий, которые не учитывали происхождение и развитие терминов. Более глубокому и детальному исследованию указанные категории были подвергнуты в XX веке. По мнению многих историков, «Малая Русь» - это название, придуманное в XIV веке греческими православными иерархами для того, чтобы различать 2 части бывшего Древнерусского государства.

Начальный этап литовской экспансии в «Черной Руси»

Автор: Алексей Кибинь

Литовский князь Миндовг
Вопрос о литовской экспансии в так называемой Черной Руси (территория Верхнего Понеманья) важен для понимания тех политических процессов, которые привели к образованию новой стабильной политической структуры в Восточной Европе — Великого княжества Литовского. Главная проблема, требующая решения, состоит в том, на какой основе выстраивались взаимоотношения между литовскими князьями и местной русской элитой — завоевали ли литовские князья города Понеманья в ходе единовременной экспедиции, или здесь были задействованы иные механизмы подчинения. На этот счет в историографии существуют крайне противоположные точки зрения.