Доминантой донациональной идентичности русинов в XIX - начале XX в являлся конфессиональный фактор: принадлежность к «русской вере» - христианству восточного обряда. Выражением этой идентичности являлся целый ряд этнонимов с корнем рус- (в первую очередь, руснак), которые проявляли отчетливые этноязыковые черты, связанные, в частности, с восточнославянскими языковыми особенностями. Параллельно у русинов и представителей переходных групп функционировали другие варианты донациональной идентичности, в частности, выраженные в локальных названиях или же, например, популярном на русинско-словацком пограничье этнониме словяк.
Общественный интерес к личности многолетнего руководителя советской страны И. В. Сталина, в частности его отношению к религии на различных этапах политической деятельности и государственной карьеры, не снижается. Весьма важной представляется тема отношения вождя к религиозному вопросу в период становления советского государства в 1917—1923 гг. В исторической публицистике продолжает дебатироваться вопрос, была ли у Сталина в то время какая-либо особая «либеральная» линия или его позиция не отличалась от жестких антицерковных установок других большевистских вождей?
Русский перевод статьи «Русь, Россия, Москва.» из богемской (чешской) газеты «Národni Listy» напечатан в 1864 г. в журнале «Вестник Юго-Западной и Западной России». «Вестник ЮЗиЗР» издавался с 1862 г. по свежим следам польско-шляхетского восстания 1863 г. и давал нелицеприятную отповедь польским притязаниям на земли Западной России.
В советской исторической литературе тема большевистских репрессий против Русской Православной Церкви в период Октябрьской революции (1917—1921) фактически была под запретом и в лучшем случае затрагивалась мимоходом. Лишь к концу перестройки эти сюжеты стали активно обсуждаться, и то в публицистическом ключе. Тем не менее в целом антицерковный террор в период Октябрьской революции остается относительно малоисследованной темой.