Анатолий Филатов. Крымский референдум как аспект геополитики в цивилизационном измерении.

Автор: Анатолий Филатов

Анатолий Сергеевич ФилатовПредставляем вниманию наших читателей интервью с директором Центра этно-социальных исследований Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Анатолием Сергеевичем Филатовым (Крым,Симферополь), в котором он поделился личными впечатлениями о референдуме в Крыму, и своим видением будущего Крыма, России и всего Русского мира. Вопросы Анатолию Сергеевичу были отправлены в самом преддверии референдума 15 марта, а ответить на них, по понятным причинам, он смог спустя несколько дней. Через день после референдума вышла из печати монография А.С. Филатова «Геополитика в цивилизационном измерении», в которой говорится о неизбежности объединения Русского мира в рамках новой самобытной цивилизации. Вот такие совпадения.

 


  Анатолий Сергеевич, огромное спасибо, что Вы откликнулись на нашу просьбу поделиться с читателями сайта «Западная Русь» своими мыслями о настоящем и будущем Крыма и всей Украины. Так получилось, что мы сформулировали и отправили Вам вопросы 15 марта - за день до референдума о вхождении Крыма в состав Российской Федерации,  Вы же на них ответите уже после референдума. Но тем это и интересно. По логике событий, не только последних месяцев, но и всей истории Крыма, результат референдума предопределен.  Поэтому вопросы задаются с полной уверенностью, что с огромным перевесом голосов крымчане выбрали воссоединение с Россией. Также, не имеет значение, что наша беседа состоялась на пике событий, потому, что нас интересует не так  новостной  калейдоскоп, как долговременные последствия этого эпохального события и его цивилизационные аспекты. 

- Прежде всего, хотелось бы узнать в какой атмосфере проходил референдум, что чувствовали лично Вы, Ваши знакомые, и просто какое настроение на улицах?

 Начну с цифр. За три часа утра 16 марта (с 8 до 11 часов) по Крыму проголосовало более 40 процентов граждан имеющих право голоса. Люди шли как на праздник, после голосования не расходились, делились впечатлениями, пели песни. С 18 часов во всех городах и посёлках Крыма прошли народные торжества. В Симферополе на центральной площади и соседних улицах собралось более 50 тысяч человек – народ ликовал. Когда в 11 часов объявили, что подсчитано половина бюллетеней для голосования и из них более 95 процентов за воссоединение Крыма с Россией, то город буквально «взорвался» от возгласов «Россия!», «Крым!», «Севастополь-Крым-Россия!» Со сцены, установленной у Крымского музыкального театра на центральной площади Симферополя, прозвучала песня «День Победы», которую пели все пятьдесят тысяч человек.

- Почему крымчане ранее не выступали так активно за воссоединение с Россией, например, после развала СССР, почему ранее так легко согласились на ограничения автономии? Неужели все объясняется просто страхом перед бандеровцами и желанием избежать экономического коллапса, на пороге которой находится Украина?

 Крымчане, в абсолютном большинстве, всегда выступали за воссоединение страны. Причём, не только Крыма, но и Украины. Крымчане всегда были и остаются ирредентистами, а не сепаратистами. А в случае ирредентизма должна быть воля к воссоединению со стороны матричного государства, в нашем случае, со стороны Российской Федерации. Сейчас эта воля обнаружилась. В 90-х годах её и близко не было.

- Нет ли «колбасных настроений» в выборе крымчан, как на то указывают некоторые либеральные журналисты в России? Насколько осознанный выбор?

 Знаете, «колбасные настроения» однозначно повели бы крымчан в сторону Евросоюза. Ведь именно материальными благами прельщают украинцев, агитируя за вступление в Евросоюз. В нашем случае, мы имеем дело, однозначно, с культурно-цивилизационным выбором, прежде всего. И именно в рамках этого культурно-цивилизационного, своего, выбора крымчане будут строить и свою хозяйственную жизнь, которая, они уверены, в своём Доме будет гораздо более эффективной и даст сопутствующее её материальное благополучие.

- Нет ли излишней эйфории от событий, после чего последует разочарование если предстоят экономические трудности уже в составе России, которой угрожают экономические санкции?

 Ответ на этот вопрос был дан уже 17 марта. – Российский фондовый рынок отреагировал новым движением наверх на объявленные санкции США. Индекс РТС вырос на 5,6% до 1.116,92 пункта, индекс ММВБ - на 3,85% до 1.284,62 пункта. При этом выросли цены на нефть на мировом рынке, что, сами понимаете, на пользу России. Значительно выросли индексы и ряда ведущих российских экономических компаний – Сбербанка на 8,22%, КАМАЗа на 9,7%, «Русского алюминия» на 7,7%, ОАО «Распадская» на 12%, «Башкирнефть» на 11%, «Ростелекома» на 9%. Я, думаю, что этих фактов достаточно, чтобы не пугать нас пресловутыми евро-американскими санкциями.

Я уже высказывался и сейчас повторю, что в ответ на угрозы США, Германии, Франции, Великобритании исключить Российскую Федерацию из состава «Большой восьмёрки» Кремль должен в Сочи на предстоящий в июне саммит пригласить Китай, Индию, Бразилию, ЮАР, Сингапур, Венесуэлу и Турцию. Естественно, при участии Белоруссии и Казахстана как членов Таможенного союза и ЕврАзЭС. И на этой встрече начать процедуру переформатирования мироустройства и обуздания империалистических устремлений Запада (включая Японию).

 - Крым не однороден, в нем проживает около 60% русских, 12% или более татар, много украинцев и представителей других народов. Как вы оцениваете настроения в каждой из этих этнических групп?

 Крымских татар, с учётом Севастополя в Крыму 10%. Русских, вместе с украинцами, 84 процента.

В Крыму никогда не делились на русских и украинцев. Это важно иметь в виду. И метричные (записанные в метрике) русские и метричные украинцы в Крыму представляют себя русским народом. Украинцами себя в Крыму считают человек пятьдесят. Собственно они и есть «опора» Украины в Крыму. Потому и русские, и украинцы одинаково восприняли воссоединение Крыма с Россией как праздник.

На референдуме проголосовали более 83 процентов всех избирателей. Кстати, на украинских президентских выборах 2004 года во втором туре, когда боролись В. Янукович и В. Ющенко, и когда была зафиксирована высокая явка избирателей, и когда крымские татары активно поддерживали В. Ющенко в выборах тоже приняло участие около 83 процентов избирателей. Следовательно, мы можем говорить о том, что, несмотря на давление нелегальной экстремистской крымско-татарской организации «меджлис», в Крымском референдуме о воссоединении с Россией приняли активное участие и крымские татары, в массе своей.

Опасность этнического конфликта в Крыму связана в большей степени с провокационной деятельностью «меджлиса», который уже заявил о том, что не признаёт вхождение Крыма в качестве субъекта в состав Российской Федерации. Но, теперь он может рассчитывать на поддержку не более десяти процентов крымских татар, а то и меньше.

- Каковы позиции ваххабитов среди мусульман?

 В Крыму ваххабиты практически незаметны. Зато достаточно активно действует партия мусульманского освобождения «Хизб-ут-Тахрир». Она не имеет множества сторонников среди крымских татар, но способна мобилизовать до двух тысяч своих приверженцев, которые высоко организованы и дисциплинированы. У них есть проблемы в отношениях с традиционным мусульманским духовенством, но сейчас, «меджлис», который контролирует крымский муфтият, стремится установить с ними контакты для совместного противодействия воссоединению Крыма и России, а может быть и борьбы с новой крымской и общероссийской властью. Это сближение объясняется и тем, что «Хизб-ут-Тахрир» запрещена в Российской Федерации, а «меджлис» претендует на статус представительного органа крымских татар, т.е. действует как параллельные структуры власти, оппонирующие законным, официальным.

 - Какие перспективы окончательного уврачевания  взаимных русско-татарских обид?

 На бытовом уровне таких обид практически не видно. Есть политическое наслоение, исходящее, прежде всего, от «меджлиса». К слову сказать, крымские «хизбы» в своей практике занимаются религиозной пропагандой и даже не ставят вопрос о государственности в Крыму для крымских татар. А вот «меджлис» такой вопрос постоянно ставит, считая, что крымские татары есть «коренной народ» Крыма и отсюда единственный претендент на осуществление государственного управления в Крыму. Со стороны русских (как я отметил выше – и украинцев в том числе), высказывается точка зрения о государственном строительстве в Крыму на основе общегражданских, а не этнических позиций. Мне видится в этом единственный способ «уврачевания» проблемы»

 - На протяжении последних двадцати лет было очень много публикаций, что из Крыма пытаются сделать что-то похожее на Косово. В этих целях используют крымских татар, их обиды за депортацию, противоречия с русскими из-за земель, всячески насаждается ваххабизм. И действительно,  Джамаат во многом стал таким инструментом. Даже в Сирии сейчас воюют крымские татары на стороне, так называемой, оппозиции. Потом, получается неприятный сюрприз для очень многих - отряды татарских ваххабитов уезжали в Сирию из Украины, а вернутся в Россию.

 С Косово Крым сравнивать нельзя, потому что этническая структура принципиально отличается. Как известно, в Косово косоваров-мусульман более 90%, т.е. там по сравнению с Крымом всё с точностью до наоборот. Что касается вояков из Крыма, задействованных в сирийском вооружённом конфликте на стороне мятежников, то, во-первых, их не много, а, во-вторых, в Российской Федерации законы исполняются более последовательно, нежели они избирательно использовались на Украине.

 - Вопрос конфессиональный. Насколько сильны в Крыму позиции непризнанной православной церкви Киевского патриархата? Какие могут быть изменения после референдума?

 Позиции «Киевского патриархата» в Крыму близки к уровню плинтуса. И держались только благодаря государственной украинской поддержке, которую осуществляли все укровласти, включая президентскую от Януковича. Сейчас они должны просто съехать с крымской земли.

 - И все-таки, нет ли осадка и какого-то сожаления уходя из Украины? Там ведь тоже не чужой народ, особенно в Одессе или в Донецке?

 Я не думаю, что мы надолго прощаемся с Киевом – матерью городов русских. А что касается Одессы, Харькова, Донецка и Луганска, то они вообще на подходе. И этот подход сразу же поведёт за собой Запорожье, Николаев, Херсон и Днепропетровск, возможно и Кировоград. То, что я называю Новороссией в расширенном варианте.

 - Решение Крыма может быть решением и для всего Юго-Востока Украины?

 Безусловно. Они сейчас ставят вопрос о федерализации. Крым начинал в декабре прошлого года с Договора о разграничении полномочий. Очень похоже всё это.

 - Какие перспективы остальной Украины если:

  1.  останется у власти неонацисткая хунта и сможет подавить сопротивление на Юго-Востоке, что вполне возможно, если Россия не окажет силового давления.
  2. хунта будет свергнута и будет некая форма федерации, что тоже вряд ли получится без помощи России.

Я всё-таки, без ложной скромности, сошлюсь вначале на свою статью по украинской проблеме – В случае раскола Украины, кому достанутся её осколки» (http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=3165). Мне представляется, что описанный в ней сценарий как-то реализуется. Другими словами, агрессивная украинизация, радикальное внедрение украинского проекта неизбежно приведёт к расколу Украины. Если Россия останется безучастной, то этот раскол будет сопровождаться кровью гражданской войны. Если Россия выполнит охранные и миротворческие функции, то разделение пройдёт без катастрофических последствий для гражданского населения. Мне кажется, в интересах безопасности самой Российской Федерации ей необходимо выбрать второй вариант.

 - Многие полагают, что сейчас разворачиваются эпохальные события, которые полностью изменят карту Евразии и грядет восстановление Российской империи, правда в несколько иных формах. Насколько вы разделяете такую точку зрения, или согласитесь с либеральными политологами, что это начало тяжелых потрясений для самой России?

 У меня сегодня вышла книга под названием «Геополитика в цивилизационном измерении», в которой я доказываю, что сейчас идёт процесс формирования геополитического центра мира в пространстве Русской / Российской цивилизации.

Возникающая у меня концепция включает в себя следующие тезисы (имеющие отношение к нашей теме разговора):

  • Россия – становящаяся цивилизация. Древняя (Новгородско-Киевская) Русь и Московская Русь – воспроизводство Византийской цивилизации. Царская Россия и Советская Россия – воспроизводство европейской цивилизации. Сейчас формируется собственно Российская цивилизация на базе Российского социокультурного пространства.
  • Непосредственно до этого состояние российской цивилизации можно охарактеризовать как ассоциативное, т. к. она соединяла в себе российские социокультурные ценности и европейские цивилизационные стандарты.
  • С учетом исторических параметров и пространственно-географических координат, над формированием российской цивилизации трудились не только автохтонные этносы российского социокультурного пространства – абхазы, азербайджанцы, армяне, башкиры, грузины, казахи, киргизы, латыши, литовцы, молдаване, осетины, таджики, татары, туркмены, узбеки, чуваши, эстонцы, – но и представители иноземных этнических групп – греки, евреи, итальянцы, немцы, поляки, французы, датчане и многие другие.
  • Перспективы российской цивилизации строятся исходя из следующей концептуальной модели. Историко-временная ось человеческой культуры возникает из последовательно сменяющих друг друга уровней и в различной степени активности взаимодействующих очагов культуры: Южная Африка (архаическая культура древнейшего человека, до периода отстоящего от нашего времени в 40 тысяч лет); Средиземноморье – Ближний Восток – Индия – Китай (Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Древний Рим, 10-2 тысячи лет назад); Европа (эпоха Средневековья, Нового и Новейшего времени, вплоть до сегодняшнего дня); Россия (Новороссия, становление в XXI веке).
  • В пространственно-географическом плане ось культуры возводится по географическим параллелям от Южной Африки до Северной Европы, осваивая на каждом уровне подъема все более сложные, информационно и энергоемкие, требующие все более сложных технологий освоения природные пространства.
  • Крепления оси культуры (мосты культуры): Древняя Греция и Древний Рим, Византия и Царская Россия.
  • Стержнем социокультурного прогресса является востребованность новых знаний и информации. От Африки до Европы растет потребность в информации по нарастающей, в связи с усложнением деятельности в окружающей среде. Освоение человеком новых геопространств требует от него новых культурных технологий и новых цивилизационных стандартов. Смена очагов культуры означает переходы к таким условиям экологической (окружающей) среды, которые стимулируют культурные достижения и цивилизационное совершенство. Исходя из этого, можно предположить, что вслед за Европой новым очагом культуры должен стать регион Урала и Южной Сибири.
  • Выражением потенциала Российской цивилизации являются достижения в области освоения космического пространства, атомной энергетики и производства вооружений. Первые космические спутники, первый космонавт, первая АЭС, автомат Калашникова и атомное оружие появляются в стране, материальная культура которой в сфере быта и массового производства товаров и услуг явно уступала культуре социально развитых стран мира, европейской культуре.
  • Параметры взаимоотношений европейской и российской цивилизаций: преемственность, конкуренция, взаимоподдержка. Европа кровно заинтересована в развитии российской цивилизации, т. к. она обеспечит Европе будущее и европейцы смогут пользоваться ее благами, как сейчас пользуются европейскими технологиями в Китае, Японии, Новой Зеландии и других регионах нашей планеты.
  • Финальная стадия европейской цивилизации отмечалась О. Шпенглером и Т. Фукуямой. И в этом нет трагедии, как минимум гуманитарной. «Старая» цивилизация имеет все возможности пользоваться благами новой цивилизации, как, например, Китай пользуется достижениями европейской цивилизации.

 

Ну, вот так как-то.

 

Анатолий Филатов
вопросы задавал Игорь Зеленковский

Минск-Симферополь
15-20 марта 2014 г.

 


 

Редакция сайта «Западная Русь» поздравляет Анатолия Сергеевича Филатова с историческим событием воссоединения Крыма с Российской Федерацией и выходом его монографии «Геополитика в цивилизационном измерении».

 

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.