С 26 по28 июня 2014 года в Калининграде проходила Международная научная конференция «Великая, Священная, Отечественная: Россия в Первой мировой войне», совпавшая со столетием «Сараевского убийства» (28 июня 1914 г.) австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, ставшего спусковым крючком невиданной ранее всемирной бойни.
Конференция была организованна Министерством культуры Российской Федерации и Российским военно-историческим обществом при поддержке Музея мирового океана, Калининградского историко-художественного музея и Калининградской областной таможни.
Можно сказать, что по количеству и представительности участников, по охвату и освещению тем, это было самым масштабным из всех, ранее проходивших в России, мероприятий, посвященных Первой мировой войне. На конференцию приехали ученые-историки, краеведы и представители общественных организаций, популяризирующих память о Первой мировой войне из многих регионов Российской Федерации, а также из Литвы и Белоруссии. В течение двух рабочих дней на пленарном заседании и на тематических секциях было зачитано 76 докладов и прозвучало свыше десятка приветственных слов от официальных лиц и выступлений руководителей научных и общественных организаций, как во время открытия конференции, так и в ходе торжественных мероприятий. И тут не могу не отметить высокий профессионализм людей, занимавшихся непосредственной подготовкой и организацией конференции.
Первое - конференция проходила в удаленном и, территориально изолированном российском анклаве, что потребовало согласования с каждым участником индивидуального маршрута и разного времени трансферов аэропорт/гостиница/аэропорт.
Второе - размещение, питание, ежедневная доставка из различных гостиниц к месту проведения конференции довольно большого числа людей.
Третье - организация экскурсий и торжественных мероприятий сопутствующих конференции:
- открытие выставки «Дорогами Первой мировой» в Калининградском областном историко-художественном музее (в конце первого рабочего дня);
- обзорная экскурсия по Калининграду и торжественный митинг у Памятника героям и воинам, павшим в годы Первой мировой войны (в первой половине второго рабочего дня конференции);
- две экскурсии (на выбор участников на третий день) - по Калининградской области с посещением памятных мест, связанных с Первой мировой войной или по местам боев Первой мировой в Республике Польша.
Абсолютно всё от трансферов и размещения, до экскурсий, было организовано безупречно и прошло без единого сбоя. Также, в рамках конференции в аудиториях РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ в Калининграде) работала Молодежная ассамблея с проведением исторических деловых игр и циклом лекций, посвященных Первой мировой войне.
Более всего следует отметить саму концепцию и организацию работы конференции, в ходе которой был обсужден широкий круг вопросов от непосредственно исторических и политических тем, до социальных и этических аспектов, и отражения Первой мировой войны в произведениях искусства и сохранения о ней памяти. Для охвата и освещения всего этого спектра вопросов к участию в конференции были привлечены не только ведущие ученые-историки, исследующие период Первой мировой войны, но и историки-краеведы, а также представители общественных организаций, занимающихся поисковыми работами и практическим возрождением памяти о забытой Великой войне.
Высокий уровень организации характеризовали и такие, казалось бы рядовые вещи, как раздаточные материалы в виде буклетов, записных книжек и прочих атрибутов, но выполненные в едином, соответствующем теме стиле, при этом, весьма многочисленные и порой даже трогательные. Например, в конвертах от Военно-исторического общества были подборки специального выпуска открыток на картонной основе с фотографиями русских авиаторов, участвовавших в боях в Восточной Галиции в 1914 году.
Также, все участники получили специальное издание книги под редакцией Константина Александровича Пахалюка «Первая мировая. Взгляд из окопа», выпущенной Военно-историческим обществом к началу конференции. Книга является сборником воспоминаний, составленных из, сохраненных потомками, дневников участников Первой мировой войны из нижних чинов, так называемой «серой массы», которая и вынесла все тяготы военных будней.
Думаю, все испытали особый эмоциональный подъем от подаренного «Дневника солдата Александра Арутюнова 1914-1915» его внуком Александром Давидовичем Арутюновым, издавшим его на собственные средства. Примечательно, что дизайн и верстку «Дневника» выполнил правнук солдата Первой мировой Евгенией Арутюнов, а набор текста сделала внучка автора Ирина Арутюнова. Вот такой пример семейной памяти о Великой войне. Дневник небольшой с кратким изложением боевых событий, но написан удивительно образным и живым языком. Поспешу сделать анонс - в ближайшее время на сайте «Западная Русь» появится интервью с внуком автора и издателем дневника, а также сам «Дневник солдата».
А еще в работе конференции принял участие прямой потомок офицера Русской армии, воевавшего в годы Первой мировой войны на территории Калининградской области. Это кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета Николай Дмитриевич Постников, чей прадед был героем Гумбинненского сражения. Николай Дмитриевич выступал на тематической секции «Восточно-прусский театр военных действий в годы Первой мировой войны» с докладом «Гумбинненское сражение. Взгляд с поля боя». Гумбиниен это ныне город Гусев Калининградской области. Прадед Николая Дмитриевича героически сражался в этой битве, и затем вывел свой батальон из окружения, за что получил Георгиевское оружие. Сейчас Николай Дмитриевич написал книгу о своем прадеде, которая вышла в издательстве «Вече».
В небольшой обзорной статье невозможно рассказать о всех выступлениях, поскольку даже физически было невозможно присутствовать на восьми тематических заседаниях. Поэтому приведу в файле PDF программу конференции с темами докладов. Однако, начиная с сентября, по мере поступления текстов от участников для публикации в сборнике, и по предварительной договоренности с организаторами конференции, на сайте «Западная Русь» будут размещены отдельные доклады. В этой заметке и в последующих нескольких статьях от членов проекта «Западная Русь», принявших участие в конференции, мы постараемся рассказать об отдельных запомнившихся событиях и о личных впечатлениях. Попутно следует сказать, что от Белоруссии в конференции участвовало четыре человека и все члены нашего проекта: Александр Дмитриевич Гронский, Вячеслав Васильевич Бондаренко, Андрей Юрьевич Каркотко и автор этих строк. Еще на конференции мы встретились с нашими постоянными авторами из Москвы Олегом Рудольфовичем Айрапетовым и Фёдором Александровичем Гайдой, а также с рядом коллег из различных российских городов, которые в скором времени тоже будут представлены на нашем сайте. Вне рамок конференции также состоялась неформальная встреча членов нашего проекта с постоянными авторами сайта «Западная Русь», живущими в Калининграде, но об этом будет отдельный рассказ.
У меня получилось присутствовать на пленарном заседании, работать на круглом столе «Память о Первой мировой – общественная инициатива» и принять участие в дискуссии в ходе тематической секции «Международные отношения накануне, в период и после Первой мировой войны». Поскольку в дальнейшем на нашем сайте многие доклады будут опубликованы, то приведу только наиболее запомнившиеся отрывки из выступлений, которые мне довелось услышать.
Пленарное заседание. (Утро 26 июня)
Поршнева Ольга Сергеевна, д.и.н., проф., Уральский Федеральный университет - «Национально-патриотические настроения в России в годы Первой мировой войны (1914 - февраль 1917 гг.)».
В большом и содержательном докладе Ольга Сергеевна отметила, что Первая мировая война во всех отношениях была войной нового времени, в которой огромное значение играла также пропаганда и формирование патриотических настроений. Однако, в России перед войной не было идеологической подготовки народных масс к предстоящему противоборству с Германией, дабы не возбудить антигерманских настроения из-за значительной немецкой прослойки в правящем классе и в династии. Это пришлось наверстывать с началом войны. При этом предвоенные опасения оказались не беспочвенными – в народе сразу же обострились погромные настроения, а также усилилось недоверие к правящему классу. Незрелый русский крестьянский патриотизм (вятский, рязанский, орловский…), который преобладал и в рабочей среде, проигрывал в динамике немецкому патриотизму сформировавшейся индустриальной нации. Процесс складывания русской нации не был завершен к началу войны и был прерван в результате Октябрьской революции. Традиционного патриотизма во время мировой войны было недостаточно для противостояния всем существовавшим вызовам.
Нагорная Оксана Сергеевна, д.и.н., проректор по научной работе ЧОУ ВПО "Южно-Уральский институт управления и экономики" - «Репатриация как транснациональное экспериментальное поле: правовой и институциональный опыт возвращения военнопленных Первой мировой войны»
В докладе Оксаны Сергеевны были приведены интересные факты, что Красный крест, несмотря на перечисления на его счета средств от России, старался не помогать русским военнопленным или делал это по остаточному принципу. Вследствие чего в лагерях наблюдалось явление «социального расслоения» среди пленных союзников, в результате которого русские оказывались в приниженном положении. Немецкие власти, в нарушение международных конвенций, активно использовали труд русских военнопленных и препятствовали возвращению их на родину после окончания войны. Также массовым явлением было размещение выходцев из Украины в отдельные лагеря, в которых проводилась активная антироссийская пропаганда и создавались воинские соединения. И если великороссам строились препятствия возвращению из Германии, то украинцы были отправлены в первую очередь, из которых впоследствии на 90% были сформированы войска Украинской директории, образованной под германским протекторатом.
Гребенкин Игорь Николаевич, д.и.н., проф., Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина - «Забытая» война как феномен общественного восприятия и изучения».
Игорь Николаевич, объясняя причины забвения Первой мировой как Второй Отечественной, указал, что помимо большевистской политики этому способствовало то, что для массового сознания тяготы Первой мировой войны оказались прологом «Хождения по мукам» после событий, последовавших после революции. В дальнейшем, советской пропагандой Первая мировая война в смысловом плане была противопоставлена Гражданской войне, с вытеснением революционной героикой традиционного русского патриотизма.
Круглый стол: «Память о Первой мировой – общественная инициатива». (Вечер 26 июня)
В круглом столе приняли участие «историки-практики». Это краеведы, люди, посвятившие себя поисковой работе на полях сражений, созданию баз данных участников Первой мировой войны, а также увековечиванию героев и восстановлению памяти о Второй Отечественной войне. Среди 16 участников круглого стола трудно выделить чью-либо работу, по ее значимости для общества.
Однако, особенно впечатлила почти колонна из толстенных книг, представленных рязанским историком-краеведом Григоровым Александром Игоревич. Это оказались тома первых территориальных баз данных в РФ «Книги памяти Великой войны 1914-18гг. (Рязанская, Воронежская, Крымская)», в которые внесены имена уроженцев перечисленных губерний с указанием по каждому, где он сражался и погиб.
Не могу не отметить содержательный доклад постоянного автора сайта «Западная Русь», магистра политических наук, археолога 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь Андрея Юрьевича Каркотко. На примере богатого иллюстративного материала Андрей Юрьевич представил методы датировки захоронений и установления имен погибших по наградам Российской Империи и другим сопутствующим находкам.
В докладе заместителя начальника филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидата военных наук, полковника Урюпина Михаила Борисовича, были приведены примеры, что делает Балтийское высшее военно-морское училище (БВВМУ) им. адмирала Ф. Ф. Ушакова для восстановления памяти о Первой мировой войне и воспитанию патриотизма. По-военному четкое выступление полковника Урюпина вселило уверенность в том, что со временем все памятники в Калининградской области будут восстановлены. Также Михаил Борисович вынес на обсуждение резолюцию, в которой предлагалось, что воинскими захоронениями и памятниками должны заниматься армия и флот.
На круглом столе выступил и я с докладом «Вторая Отечественная или Империалистическая? Оценка Первой мировой войны в различных научных и общественно-политических кругах Белоруссии». Как мне показалось, присутствовавшие слушали внимательно, и после доклада было задано несколько уточняющих вопросов.
Тематическая секция «Международные отношения накануне, в период и после Первой мировой войны». (Вечер 27 июня)
Поскольку меня интересуют вопросы геополитики и особенно исторические параллели с современностью, на этой секции я особо отметил два доклада.
Рудая Елена Николаевна, к.и.н., руководитель научно-просветительских и культурных программ «Фонда исторической перспективы» - «Внешняя политика России накануне Первой мировой войны».
Внешние признаки нерешительности и вроде бы «маятниковости» предвоенной российской политики Елена Николаевна объясняет как раз тем, что Россия проводила очень взвешенный имперский курс (в лучшем смысле этого слова), основанный на ответственности не только перед своим народом, но и за весь Православный мир. Предположения, что Германия могла не объявить войну, если бы Россия проводила не полную, а частичную мобилизацию после нападения Австро-Венгрии на Сербию - не более чем домыслы. У Германии была цель – война с Россией. И конечно, Россия не вступила в мировую войну как агрессор. Война нам была навязана и объявлена Германией.
Шкундин Григорий Давидович, к.и.н., доцент, зав. кафедрой исторических и гуманитарных наук "Академии МНЭПУ", вице-президент Российской ассоциации историков Первой мировой войны -«Болгария в стратегии и политике держав Антанты в годы Первой мировой войны».
Очень яркий и блестящий доклад Григория Давидовича раскрыл многие перипетии военно-политических раскладов воющих сторон, вызванных центральным положением Болгарии на Балканском полуострове. Как случилось, что страна, которую не так давно освобождали русские и румынские войска от турецкого ига, сейчас воюет против них на стороне Турции? Русское общество видело в этом позорное предательство, а Николай II считал, что болгар следует за это наказать. На вопрос была ли возможность уже в ходе войны вывести Болгарию из «Четверного союза» через сепаратный мир, Григорий Давидович отвил, что нет, потому что такого желания не было, прежде всего, у самих болгар.
Отмечая отдельные выступления на секции, не могу пройти мимо докладак.и.н., старшего научного сотрудника ИВИ РАН Кукушкиной Ирины Анатольевны - «Украинские земли в Первой мировой войне: историческая память, историография».
Ирина Анатольевна довольно подробно рассказала об освещении в украинских учебниках истории Первой мировой, как войны разделенного украинского народа, который не по своей воле воевали друг с другом на стороне противоборствующих империй, и что эта война стала началом национально-освободительной революции на Украине. Были показаны слайды уже современных памятников героям из «сичевых стрельцов» австро-венгерской армии, храбро и мужественно сражавшихся против русских войск, в том числе и в битве за гору Маковка. То есть все положения современной украинской официальной историографии были освещены более чем подробно. Мне, хорошо знакомому с подобными мотивами в публикациях отдельных литвинствующих историков в Белоруссии, захотелось задать докладчику вопрос о работах по истории того периода в изложении например русинов-москвофилов, о концлагере в Талергофе и прочих «не востребованных» сегодняшним украинским официозом трактовок истории Первой мировой войны. Ответа не получил, поскольку Ирине Анатольевне оказались не известны другие источники по истории Украины. Не смогла она ответить и на многочисленные вопросы других участников секции. Это, пожалуй, был единственный доклад на прошедшей конференции, вызвавший недоумение своей недостаточной подготовленностью. Но поскольку на других подобных мероприятиях таких выступлений бывает гораздо больше, можно утверждать, что, в общем, конференция прошла на очень высоком уровне.
В заключение хочется поделиться впечатлениями от Калининграда и его области, по которым были организованы ознакомительные экскурсии. Так получилось, что в советские времена, часто бывая в Прибалтике, из Минска все время ездил или в соседний Вильнюс, или в гости к родственникам в Ригу, а Калининград оставался в стороне. Затем появились границы, и Калининград вдруг стал совсем далеким.
Должен сказать, что город очень уютный, зеленый и располагающий. Калининградцы показались приветливыми и симпатичными. И вроде, это не самообман первого и весьма мимолетного впечатления. Бывший Кёнисберг все-таки присутствует среди, еще в основном, советской застройки. Слышал много споров вокруг немецких памятников, якобы, возбуждающих в калининградцах новую идентичность. Возможно, ошибаюсь, но думаю - это излишние страхи. Петербуржцы ведь не стали нерусскими из-за иноземной архитектуры и наследия, живших в нем иностранных ученых, как Эммануил Кант в Кёнисберге. Это все только обогащало нашу культуру. Например, когда во время экскурсии в Черняховске подъехали к лютеранской кирхе в неоготическом стиле, и все пошли вовнутрь, а я как бы споткнулся о порог чужого храма. Но тут экскурсовод показал на православный крест и пояснил, что это сейчас Свято-Михайловская церковь. Внутри оказалось все уже наполнено православием, русским духом и молитвой. И интерьер вроде наш. Стоявший рядом Фёдор Гайда заметил: «Удивительно, архитектор будто знал, и интерьеры выполнил в псевдо-византийском стиле». Вот такой пример – формы вроде немецкие, а содержание уже русское. Так и Калининград останется русским, если будет развиваться и застраиваться современными красивыми и функциональными зданиями.
Территория области очень живописная. Повсюду буйство природы с многочисленными каналами, реками, бывшими полями и лугами, зарастающими лесами, которые зримо поглощают и развалины сельских строений. Ощущение, что находишься среди руин двух империй - Германской и Советской. Весьма романтичная и немного грустно пастораль.
Однако, это означает, что здесь, как и в остальной России, будем строить новую - Русскую Державу. И у нас для этого все есть. И главное - пример подвига наших дедов и прадедов в Отечественных войнах Святой Руси.
Также смотрите заметки о прошедшей конференции в Калининграде от других ее участников из Минска:
- Андрей Каркотко. Кенигсберг-Калининград. Русско-немецкий город с богатой историей.
- Александр Гронский. Калининград. О городе и конференции, посвященной Первой мировой войне
- Вячеслав Бондаренко. Кёнигсберг-Калининград.