Продолжаем размещать материалы из польской межвоенной публицистики Второй Речи Посполитой. Цикл этих статей был начат материалами по украинскому и русинскому вопросу «Русины или украинцы» и «Земля голода, бедности и террора» . На сей раз приводим две статьи о военном потенциале Германии перед самым началом Второй мировой войны.
***
Генерал Сикорский о перспективах советско-германской войны
«Вечерний Курьер».
Краков. № 353 30.12.1938
Военный министр и бывший начальник генерального штаба генерал Сикорский размышляет на страницах «Варшавского Курьера» (Kuriera Warszawskiego) о возможных итогах военного столкновения между Германией и Советским Союзом. Среди прочего, мы там можем прочесть что:
«Их (советской армии) наступательная способность была и остается для нас сомнительной. Вряд ли советские войска будут способны, за исключением авиации, наносить мощные удары. И это несмотря на принятую большевиками военную доктрину полостью в наступательном духе. Однако, военное противоборство может разворачиваться иначе в случае немецкого вторжения на территорию России. Не будет ли в таком случае эта самая многочисленная армия, и с точки зрения технического обеспечения первоклассная сила в мире, наказана московскими правителями? Ведь на их стороне будут еще и бескрайние просторы российских территорий с их суровой природой, что при умелой тактике командования может сделать советскую армию очень опасным противником. Более того, оборона соответствует характеру русского крестьянина. А воспоминания, оставленные немецкой оккупацией в России, этих крестьян не воодушевляют.
В прошлом немцы понимали и правильно оценивали эти опасности. В довоенный период (имеется ввиду Первая мировая война. Прим ЗР) среди них преобладало полное уважение к обороноспособности русских. Преобладало убеждение в непобедимости России. Однако, планы Графа Альфреда фон Шлиффена (разработал в 1905 году плану по разгрому Франции и Российской империи при ведении войны на два фронта. Прим. ЗР), рожденного в эпоху Наполеона, пережили мировую войну, дошли до наших дней и сейчас стали основными в нацистских военных кругах.
Политические лидеры Третьего рейха забывают историю, когда разрабатывают туманные планы экспедиции на Восток. Судя по всему, они рисуют ошеломляющий успех. В любом случае очевидно речь идет о применении действующей в Германии стратегической доктрины в борьбе против большевистской империи, которая построена на стремительном, сверхмощном и, следовательно, разрушительном и победоносном наступлении. Тогда стоит им напомнить, что это непростая задача.
Война с Россией станет войной на истощение, что не сулит победы Третьему рейху.
Тем более, что никаких реальных оснований для планов вооруженных восстаний местного населения и их сепаратистских настроений не было и нет.
Перевод на русский редакции "ЗР"
Источник Проект "Retro Press" http://retropress.pl/
***
Способна ли немецкая армия вести войну?
Tęcza/ Познань/
№ 8 август 1939
О немецкой армии, о ее силе на суше, на море и в воздухе уже много писали, и, казалось бы, к этому нечего добавить. И все же мы должны. Потому что, если мы просмотрим эти груды статей, нас должен поразить один фундаментальный факт: до сих пор сила немецкой армии обсуждалась в основном с точки зрения численности войск и техники, и мало внимания уделялось такому важному вопросу и таким элементам, как моральный дух и опыт армии, а прежде всего экономическая способность Германии вести войну.
При этом, несмотря на то, что командование немецких вооруженных сил уделяет большое внимание спайке солдат и офицеров общей немецкой идеей, последняя нравится далеко не всем, о чем свидетельствует периодически вспыхивающее в офицерском корпусе брожения, в основном в Австрии и Судетской Чехии. Брожения гасятся перемещением офицеров из Судетов и Австрии в северные районы. Несомненно однако, что сам факт вспышки брожений, которые со временем могут превратиться в мощное движение, являются серьезной внутренней проблемой, постоянно угрожающей единству и силе Рейха.
Численность, ударные возможности и общее состояние немецкой авиации стали причиной капитуляции западных держав в Мюнхене. Фактически, немецкая авиация - серьезный фактор в сегодняшней международной ситуации.
"The Economist" - еженедельник с общепризнанной исследовательской добросовестностью - недавно написал о секретах немецкой авиации. Согласно английскому анализу, в конце 1938 года Германия имела в своем распоряжении 280 авиаэскадрилий. Если исходить из состава эскадрильи (9 + 3), это будет 3400 боевых самолетов, плюс 500 разведовательных, 500 транспортных и 700 учебных самолетов. Итак, возможности всей авиации - от 5000 до 6500 самолетов первой ударной волны. Английский обозреватель проводит расчеты по особым методикам, в результате чего количество немецких самолетов уточняется до 4200, в том числе 2300 бомбардировщиков.
Другой, уже американский обозреватель, подсчитав, что производство в Германии составляет 800 самолетов в месяц, приходит к выводу, что мощность по линии фронта колеблется в районе 3000 самолетов. Но и англичане, и американцы сходятся во мнении, что производство 800 самолетов в месяц преувеличено, и не превышает 600 самолетов в месяц. Они оба согласны с тем, что английское производство, хотя и меньшее и оценивается всего в 500 единиц, превосходит немецкое производство более быстрыми темпами роста.
Не вдаваясь в качественные оценки, необходимо отметить одно: возможности использования Германией замещения импортного сырья в промышленности пока еще недостаточно проверены, а значит, будут сюрпризы, особенно во время войны.
Добавьте к этому вопрос о топливе, и в результате возникнет величайшее затруднение для немецкой авиации и немецкой моторизованной армии. Согласно немецкому четырехлетнему плану мирное потребление жидкого топлива в 1940 году составит 6 300 000 тонн, из которых только 1 200 000 будут покрыты за счет собственного производства. Это в комфортных условиях. А в военное время? Потребность будет колебаться в пределах 15-20 миллионов тонн.
Вышеупомянутый английский обозреватель подсчитал суточное потребление бензина немецким воздушным флотом в 3000 тонн. За основу расчетов он взял 6000 самолетов средней мощностью 800 л.с. и два часа полетов в день. В результате только потребности авиации превысят мощности Германии по производству топлива. А что остается моторизованной армии?
Поэтому недостаток топлива - главный недостаток немецких воздушных сил и моторизованной армии.
Военно-морские силы Германии даже вместе с Италией намного меньше флотов Англии и Франции. У Германии нет шансов в морской войне. Англия и Франция явно превосходят с их 2 660 000 тоннами боевых кораблей, что является преимуществом во всех типах военно-морского вооружения, даже в подводных лодках, несмотря на то, что Германия и итальянцы уделяют этому огромное внимание.
Целью этой дискуссии не было вызвать презрение к немецкой армии. Нельзя недооценивать даже самого слабого противника. Я только выделил несколько минусов Вооруженных Сил Рейха, минусов, необходимых для понимания истинной силы немецкой армии.
Henryk Bzyl
Перевод на русский редакции "ЗР"
Источник Проект "Retro Press" http://retropress.pl/
***
Статья написана в конце августа, а спустя несколько дней – 1 сентября 1939 года Германия начала войну и в течении двух недель разгромила Польшу. Франция и Англия нехотя исполнили свой союзнический долг, и имея вышеуказанное превосходство над Германией начали с ней вялотекущую «странную войну», что закончилось их полным разгромом. (Редакция "ЗР")