Предлагаем вниманию читателей сайта «Западная Русь» статью нашего нового автора из Болгарии, доктора исторических наук, сотрудника Института исторических исследований Болгарской академии наук Димитра Христова. Ниже размещена подготовленная им для сайта «Западная Русь» интернет-версия доклада, с которым он выступил на Международной научно-практической конференции «М.Д. Скобелев и современность», прошедшей 27 – 28 сентября 2013 г. в Рязани.
«Прошу не любви ворованной,
Не милостей на денёк,
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб не был так одинок.»
Андрей Вознесенский, «Песня акына»
1. О Свободе
Когда мы свободны, мы не очень часто задумываемся о свободе. Просто свободно делаем то, что мы делаем - вот и все. Свободу, конечно, мы ценим и бываем признательными освободителям. В честь освободителей наши поэты писали поэмы, а скульпторы и архитекторы создавали памятники. Вначале, когда мы, болгары, получили нашу свободу, мы были склонны чаще задумываться о ней. Нашу признательность мы выразили прежде всего Царю-Освободителю Александру Николаевичу, он конечно был первым, кому болгарский народ воздвиг целый ряд памятников, а после покушении на его жизнь 2 апреля 1879 г. депутаты Народного Собрания даже решили построить собор, как место молитв «о здравии же и спасении освободителя нашего, императора Александра II».
Время идет своим чередом, люди идут своими путями, иногда даже не замечая в память кого названы эта улица или тот бульвар… И все-таки имя сохраняет память о прошлом и иногда неожиданно напоминает прохожим о том, что надо быть признательными.
Первая улица имени Скобелева появилась в Плевне 5 месяцев после освобождения города. 24 апреля 1878 г. Городской совет освобожденного Плевна принял решение о новых названий улиц. Третьей в этом списке является Скобелевская улица. Внизу перевод текста решения из дневника заседаний Плевненского городского Совета. Дневник сохраняется в Областном Государственном Архиве в г. Плевен.
«Городской совет в его полном заседании в присутствии городских старейшин и некоторых из горожан:
ПОСТАНОВИЛ
Назвать улицы города Плевна следующими названиями:
1. Александровская улица: от фабрики Хыцова... до склада Панаеота...
2. Николаевская улица: от...до...
3. Скобелевская улица: от Табацкого моста влево мимо конака Махмуд-бея до Сарая.
4. Игнатьевская улица:...
5. Черкаская улица:...
6. Раковская улица:...
7. Свято-Николаевская улица:...
....
18. Телеграфная улица:...
Начинаеться с 24 апреля 1878 г.
г. Плевен
И.Д. Председатель: Атанас Костов...»[1]
2. О мужестве
В Болгарии сегодня пять деревней, которые называются «Скобелево» – в сегодняшних Ловчанской, Старозагорской, Пловдивской, Хасковской и Сливенской областей. Была и шестая деревня «Скобелево», тоже в Старозагорской области, но ее слили с другой и сегодня у нее иное наименование.[2] Из всех генералов Освободительной войны никому другому не оказано столько «топонимической» почести. Второй в списке это ген. Гурко, но в Болгарии только четыре деревни зовутся “Гурково”. Лишь наименование “Александрово” можно встретить чаще, но в не в каждом случае мы можем быть вполне уверены, что деревня носит имя Царя-Освободителя. Показательно и то, что имя «Скобелево» данных деревен выбрал сам простой народ сразу после Освобождения. Здесь нет так хорошо знакомого административного наименования, которое иначе бывает часто из-за политических выгод или идеологических причин. Только о двух деревен, одна в Ловчанской, а другая в Хасковской области изданны государственные указы о переименовании (соответственно в 1880 и 1882 гг.), однако и в этих случаях указы вероятнее всего просто утверждали имена, которые уже были в обиходе у жителей деревень. Скобелево Ловчанской области (бывшее Метудово) было освобождено Скобелевым в сентябре 1877 г. Горное Скобелево Пловдивской области в 1879-1880 гг. еще не было деревней, а только скоплением нескольких хижин горцов-пастухов, в защиту которых, говорят, Белый генерал направил казачьи разъезды. Прочие деревни «Скобелево» также связаны с кампаниями генерала в Русско-турецкой освободительной войной (1877-1878 гг.) или с его деятельностью во Временном Российском управлении Восточной Румелии (1878-1879 гг.) Стоить задаться вопросом: почему именно в честь Скобелева названо столько много деревень? Ответ не однозначный, но пожалуй, причина этому необычайное мужество Белого генерала и его теплое отношение к братьям-болгарам.
Скажем несколько слов о том, как сам ген. Скобелев относился к Болгарии. Патриарх болгарской литературы Иван Вазов (1850-1921) цитирует опубликованные в газете “Вестник Европы” свидетельства очевидцев о реакции Скобелева, когда генерал узнал о смерти своей матери в Пловдиве в июле 1880 г. Телеграмму Михаил Димитриевич получил под Геок-тепе.
«Несколько мгновений генерал стоял как получивший удар: потом вспрыгнул грозный и голосом раненного льва взревел:
Ах, турки убили мою мать! Это я знаю верно! Сразу когда война кончиться, я подам отставку и поеду повести моих болгар на Царьград, и сотру с лица земли турецкую империю!... Клянусь!...» [3]
Обратите внимание на фразу «мои болгары», произнесенная в, может быть, самом трагическом мгновении жизни генерала.Кстати, турки – враги Скобелева на поле боя, по-своему уважали его как достойного противника и человека надареннего необыкновенной отвагой. Среди турецкого гарнизона в Плевне его страшились, они называли его Ак-генерал (Белым генералом), о нем шли слухи, будто его еще мальчиком заколдовали, чтобы его пуля не ловила. М. Д. Скобелев ошибился: оказываеться, не турки убили его мать, а капитан российской армии Узатис, которого генерал считал преданным офицером, а он оказался предателем.[4]
Что касается смелости Скобелева, ездившего в белом парадном кителе в самом жутком бою, Скобелева, не страшившегося пулей – об этом можно говорит много. Однако мужество Белого генерала могло быть вполне понято и признано только таким же мужественным людям. К счастью, такие в Болгарии имелись.
3. О признательности
Стоян Заимов (1853-1932) – главнейший организатор и двигатель построения пямятников признательности русским героям в Болгарии. Он один из самых неукротимых духов болгарского освободительного движения, дважды осужденный турками на пожизненую ссылку в Азию, первый раз бежавший из тюрьмы (1874), второй раз амнистированный после Освободительной войны в марте 1878 г.
Вместо того, чтобы принять государственную должность в свободной Болгарии как заслуженный герой, Заимов поехал учить педагогике в России (1878-1882) , а после возвращения работал в области образования. В России Заимов женился на Клавдию Поликаровну Корсак, дочери русской дворянки и польского офицера на российской службе. Клавдия Заимова-Корсак последовала своего мужа в Болгарию и была всегда его надеждной помощницей, в особенности в деле воздвижения памятников признательности. Во время русофобского режима Стамболова (1886-1894) Заимов был снова преследован властьями, в этот раз болгарскими – несколько месяцев он жил емигрантом в Одессе (1886-1887), а после возвращения в Болгарию был арестован и брошен в тюрьму на полгода (1887). В 1897 г. Стоян Заимов в первый раз выдвинул идею о увековечения памяти освободителей, и прежде всего императора Александра Николаевича. Показательно то, что это случилось на конгрессе болгарских ветеранов борбы освобождения и ополченцев. В 1899 г. начал свои заседания созданный для этой цели Комитет «Царь Освободитель Александр II», под председательством Заимова.[5] В марте 1900 г. Комитет определил место и опубликовал условия конкурса о создании памятника Царя Освободителя в центре болгарской столицы. Здесь мы снова увидим огромное место Скобелева в памяти признательных болгар.
«Скульпторы, которые будут принимать участие в конкурс, должны представить следные лица и события Освободительной войны:
1.Статуя во весь рост Царя Освободителя...
2.Статуи четырех виднейших сподвижников Царя в Освободителной войне, а именно: Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича Старшего, Главнокомандующего российских войск; графа Игнатиева, как главного деятеля при подготовки войны, и полководцев –героев: генералах Скобелева и Гурко...»[6]
Италианский мастер Арнальдо Дзоки (Arnaldo Zocchi) из Флоренции (1862-1940) стал победителем в анонимном конкурсе. В 1901-1907 гг. он сделал для болгар свой шедевр, в котором с правой стороны Царя нашел свое место и Белый генерал.
Памятник был официально открыт осенью 1907 г. в связи с торжественным празднованием тридцатилетия Освободительной войны. Комитет под руководством Заимова не остановился только на воздвижении памятника Царю Освободителю в Софии. В тот же период (1901-1907 гг.) в Плевне и в других местах, связанных с войной было сделано еще больше для увековечения памяти освободителей. В 1904 г., благодарении огромным усилиям Заимова и его друзей, был открыт и Скобелевский парк в Плевне, в местности, раньше называемой Зеленые высоты, которая находилась в соседстве с самой страшной точке полесражений – Мертвая долина. На то самое место находились турецкие редуты Кованлык и Исса-Ага, занятые Скобелевым в героических сражениях 28-30 августа 1877 г. во время третьего штурма Плевна, а потом покинутых по приказу командования после неуспеха русских по другим направлениям. Для ограды Скобелевского парка использованы оставшееся после боях поврежденное вооружение обоих армий: пушки, сабли, штыки и пр.
Заимов не только создал парк для увековечении памяти Скобелева и его солдат - «орлов северных небес». Герой болгарского Освобождения, звезда собственного блеска, Заимов поселился в Плевне и отказался от всего того, что он мог получить в столице Софии. С 1908 г. до своего конца в 1932 г. он жил в небольшом доме в Скобелевском парке, заботился о созданным им домам-музеям и встречал каждого посететителя парка как своего гостя. О конечном успехе его героического дела признательности предсказывал друг Заимова, поет Вазов. В 1906 г. он писал: «Эти дома, пока малоизвестные, в течение времени превратятся в места поклонения болгарского народа... Они - иерусалимы болгарской признательности.»[7]
Поэт не ошибался. И я, как эти дети, которых Вы видите на фотографиях, и как еще многие другие, вырос в этих парках признательности и поэтому для меня вопрос о благодарности освободителям не какая-нибудь абстрактная идея, вызванная политической или идеологической необходимостью. Напротив, признательность – это дело живое и это так не только для меня. Посмотрите внимательно на эту фотографию, сделанной в июле 2013 г. – на одной из братских могил в Скобелевском парке небольшая свечь, зажженная об упокоении душ павших солдат, видетельствует о живой признательности анонимного жителя или гостя города.
И посколько все памятники, о которых идет речь, дело рукотворное, что означает – дело временное, переходное, обратимся в конце презентации к делам, переходящим в вечность. Каждый день в каждой болгарской православной церкви, на каждой Св. литургии во время Великого входа церковнослужители возглашаюти следующую ектению:
«БЛАЖЕННОПОЧИВШАГО ОСВОБОДИТЕЛЯ НАШЕГО ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА И ВСЕХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОЖДЕЙ И ВОИНОВ НА ПОЛЕ БРАНИ ЖИВОТ СВОЙ ПОЛОЖИВШИХ ЗА ВЕРУ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВА НАШЕГО ДА ПОМЯНЕТ ГОСПОД БОГ ВО ЦАРСТВИИ СВОЕМ!»
7 сентября 2013 г. в Рязань.
Международная научно-практическая конференция
«М.Д. Скобелев и современность» (к 170-летию со дня рождения).
[1] Областный Государственный Архив-Плевен (ОДА – Плевен), ф.60к, оп.1, а.е.1, л.6
[2] Коледаров, П., Мичев, Н., Промените в имената и статута на селищата в България (1878-1972), изд. Наука и изкуство, София, 1973, 225-226.
[3] Вазов, Иван, От Марица до Тунджа – В: Събрани съчинения, Т. 12, изд. Български писател, София, 1977, 224-225.