У партий есть возможность
получать доходы другими, нелегальными путями.
И они вынуждены это делать.
И никакие разоблачения и судебные процессы
не в состоянии остановить развитие
данной объективной тенденции.
Александр Зиновьев
В работе профессора доктора Зорана Милошевича приводится анализ коррумпированности политических партий. Исходя из теории организации политических партий, в которой в качестве одной из причин указывается на участие личных интересов и коррупции, автор приходит к выводу, что коррумпированность (партий) законное явление, которое уже в определенном смысле выработало свою систему.
Борьба против коррупции является одним из условий вхождения в члены Европейского союза. Бороться с коррупцией призывает и Всемирный банк, Совет безопасности стран Европы, а также ряд других влиятельных международных и национальных организаций. Однако, в то же время, переход к либерально-демократическому режиму выдвигает на первый план политические партии. Таким образом, борьба с коррупцией, при всем уважении к многопартийности, преподносится как первостепенный и обязательный вид модернизации посткоммунистического общества.
Политология неодназночно относится к коррупции политических партий. Некоторые теоретики предлагают гипотезу, согласно которой коррупция – «необходимое зло», другие же клеймят данное явление с точки зрения морали. Наша позиция, которую мы в данной работе попытаемся защитить, основывается на утверждении, что политические партии и коррупция являются плодом либерально-демократического порядка.
Политические партии можно трактовать по-разному. Для нашего исследования имеют особое значение два довольно-таки часто цитируемые определения. Согласно Максу Веберу, политическую партию необходимо рассматривать в качестве объединения, основанном на базе (формально) свободного вхождения в его ряды, с целью наделения лидера влиянием, распространяемым на всех участников данного сообщества, а также с целью получения (идеальной или материальной) возможности для активных его участников (реализовать определенные планы или осуществить личные замыслы, или и то, и другое). Подобные объединения могут носить эфемерный или наперед спрограммированный характер, их цель заключается в том, чтобы иметь возможность реализовать себя в обществе любого строя, не зависимо от того, на какой основе входят участники: личные симпатии, традиционный подход, рационалистические расчеты (целевые или ценностные, «сходно мировоззрению»). Данные объединения могут быть ориентированы на личные интересы, или же на истинную цель[1].
Любомир Тадич утверждает, что название «партия» происходит от латинского «pars» (часть) или «partire» (делить). В сущности же, политическая партия представляет собой часть политически активного народа, т. е. населения или граждан. Партии существуют там, где неорганизованным социальным группам необходима способность к действию, своеобразный толчок и ясность целей в политической борьбе. Политические партии – общественные организации, или организованные социальные группы, осознающие цели, к которым стремятся неорганизованные группы со сходными интересами, и представляющие собой эталонную общественную систему, в которой могут реализоваться интересы всех участников. То, что в позиции определенных общественных групп еще не приняло четких очертаний и порой является неосознанным, политические партии трансформируют в сознание и волю группы. Для существования одной политической партии необходимо два элемента: организация и программа[2].
Согласно этому, политические партии – это политические организации с политическими программами, цели которых направлены на приход к власти в государстве, вопреки тому, что некоторые (социалистические и коммунистические) партии руководствуются далеко идущими планами отмены любого вида власти человека над человеком[3]. Будучи в достаточной мери прочными и стойкими образованиями, политические партии представляют собой наиболее простую форму интеграции политически активных граждан. Они основаны на принципе добровольного вхождение в ряды членов и добровольной агитации избирателей. По определению, политические партии – свободные ассоциации, существование которых, возможно только в системах, построенных по принципам политической демократии. В тех же случаях, когда данное условие не срабатывает, партии свое дальнейшее существование в обществе могут обеспечить лишь насильственным путем.
Коррупция (от лат. сorruption – подкуп, испорченность, декадентство) широко распространена среди различной степени ответственности служащих и начальников, политиков и офицеров, а также среди политических партий[4]. В Словаре иностранных слов и выражений Радомира Алексича слова «коррумпировать» означает: 1. путем подкупа склонить кого-либо к аморальным действиям; 2. морально портить[5].
По причине распространенности коррупции и сложности структуры ее проблематики, данному понятию тяжело дать определение, хотя значение самого слова относительно ясно. Разные авторы приводят различные толкования коррупции, в зависимости от ее роли в общественной и политической жизни. Определения коррупции также не совпадают в отдельных странах, что, в свою очередь, находит свое отражение в принятии мер по борьбе с ней. Согласно анализу литературы, мнения авторов из разных стран совпадают в выделении активной коррупции (дача денег, материальных ценностей) и пассивной (взятие денег, материальных ценностей).
Толкованием понятия «коррупция» занимаются независимые авторы, институты и учреждения. Все они сходятся во мнении, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, т. е. принятие подарков в целях удовлетворения личных потребностей. Совет Европейского Союза предлагает следующее определение коррупции: «Коррупция – это подкуп или аналогичные действия по отношению к лицам, обладающих определенной властью в общественной или частной сфере, приводящие к незаконным действиям с их стороны в исполнение служебных полномочий в зависимости от статуса служащего в общественной организации, от функции наемного рабочего в частном секторе, независимого представители и т. д. с целью извлечения выгоды для себя лично или для некоторого третьего лица»[6].
Мировой банк определяет коррупцию следующим образом: «Предложение, дача, согласие взять или требование каких-либо выгод, которые могут повлиять на решение служащего при подписании договора или в выборе поставщика услуг»[7]. Transparency International определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением с целью получения выгоды нечестным и незаконным путем»[8].
Коррупция представляет собой широкое понятие, которое включает в себя несколько категорий. Некоторые авторы относят коррупцию к наказуемым действиям: подкупу с целью получения материальной выгоды со стороны служащего при исполнении своих обязанностей, данное явление зачастую сопровождается угрозами и шантажом; обману, цель которого заключается в получении материальной выгоды, когда служащий намеренно недоговаривает или скрывает детали сделки, вводя клиента таким образом в заблуждение, что влечет за собой ущерб его материального положения; злоупотреблению положением служащего, что представляет собой злоупотребление служебным положением или служебными правами, бесчестное поведение на рабочем месте, фольсификацию или уничтожение документов, книг, записей и списков, раскрытие коммерческой тайны, незаконное посредничество и т. д.; фальсификации, отмыванию денег, контрабанде, сокрытию данных и спекуляции.
Кроме того, выделяют малую (мелкую) и крупную – систематизированную коррупцию.
Коррупция имеет место как в развитых, так и в бедных странах – это доказывает то, что бедность и переходный период не являются первопричинами коррупции. Коррупция, прежде всего, зависит от государственной системы и положения морали нации. Данное явление, конечно же, базируется на нескольких факторах, политического, экономического, социального, культурного, исторического и правового характера.
О том, насколько серьезно встал вопрос коррупции, говорит и тот факт, что данной проблемой в свою очередь занималась ООН, вынесшая в 1996 году Декларацию ООН по борьбе против коррупции, а в 2003 – Конвенцию ООН против коррупции. Совет Безопасности Европы также в 1990 и 1999 годах рассматривал данный вопрос и принял определенные Конвенции по этому поводу.
Политическая коррупция – примеры
Доказать факт присутствия политической коррупции обычно достаточно тяжело, так как прямых доказательств часто нет. В случае политической коррупции прежде всего речь идет о использовании политической мочи с целью получения материальной выгоды для себя и своей политической партии. Зачастую данный вид коррупции имеет место в области хозяйственной деятельности, экономического и неэкономического криминала, а также в процессе принятия некоторых законов.
Важнейшую проблему политической коррупции представляет проблема финансирования политических партий.
Существует большое количество законов, в которых оговаривается процесс финансирования политических партий. В данных законах, как правило, речь идет об ограничении получения денежных средств во время предвыборных кампаний. Политические партии также финансируются из государственного бюджета, еще одной статьей пополнения партийной «казны» являются членские взносы, дотации физических и юридических лиц, прибыль от собственных предприятий, процентные выплаты. Все перечисленное приносит партиям большие доходы, но, не смотря на это, данные субъекты политики без больших усилий обходят многочисленные правила для того, чтобы получить дополнительные средства.
Политической коррупции посвящается много внимания и в Европейском Союзе, а в качестве одного из условий вступления в данную организацию является требование сокращения всех форм коррупции, в том числе и тех, которые связаны с политическим процессом и политическими партиями[9]. В то же время, в самом Европейском Союзе разоблачаются многочисленные коррупционные скандалы, связанные с политическими партиями и их членами – чаще всего речь идет о незаконном присвоении средств, которые выделяет Европейский Союз государствам-членам и государствам-кандидатам.
Европейский суд по финансовым нарушениям на протяжении семи лет не мог отклонить иски Евросоюза, объясняя это тем, что Комиссия не располагает полной и проверенной информацией, где бы конкренто указывалось на то, каким путем поступали средства Европейского союза: на прямую или через посредника[10].
Становится все яснее, что корруцпция, прежде всего связанная с деятельностью людей, занимающих высокую политическую позицию, превратилась в серьезную проблему во многих государствах Европейского Союза. Речь идет о самых влиятельных представителях данной организации: Великобритании, Германии, Франции и Италии. Согласно приводимым данным, выясняется, что государства-кандидаты на вступление в Евросоюз менее коррумпированы, чем старые члены[11].
Если говорить о конкретных примерах коррупции со стороны отдельных политиков и политических партий, в данной работе мы приведем несколько. В начале 1992 года в Италии произошел скандал, связанный с тем, что Социалистическая партия (в то время «партия власти») получила «благодарность» от частного предпринимателя за то, что тому было предоставлено уникальное право оказывать определенный вид услуг для государства. Лидер партии Кракси заявил, что аналогичным образом поступали все партии. Под следствием оказалось более 400 человек, среди которых были лидеры Социалистической и Социал-демократической партий, 9 министров, 46 депутатов, 12 сенаторов, 182 локальных политических деятеля и государственных чиновника[12].
Аналогичный скандан произошел и во Франции. В политической коррупции были замешаны и уличены верховные представители гоударственной власти. По словам политолога Иво Мени, опубликовавшего фундаментальное исследование на данную тему, коррупция во Франции еще никогда не была настолько системно и методично организована, как в последние десять лет[13].
Например, согласно данным Open Society Institute во Франции было несколько коррупционных скандалов, среди них и тот, который ппроизошел с президентом страны Жаком Шираком, или в Италии с Сильвио Берлускони, в Германии также имели место скандалы, связанные с финансированием политических партий[14]. Для всех данных примеров характерно то, что они связаны с присвоением денежных средств отдельными лицами и партиями, в результате чего определенные частные фирмы получили возможность осуществлять некоторые виды деятельности.
В Словении, начиная с 2000 года все политические партии нарушали Закон о финансировании партий. Ни один данный субъект политики не понес за это серьезного наказания или других санкций. Кроме того, Социалдемократическая партия получила 24 758 евро от некоторого английского фонда на предвыборную кампанию. Финансирование из зарубежа осуществлялось не на текущий счет партии (что само по себе незаконо), а на счет неизвестного сообществоа которое организовали руководители и члены партии.
Либеральная партия Словении также получила около 1.95 миллиона евро от одной швейцарской фирмы, у которой Правительство (его составляли кадры и члены данной партии) закупала продукт по завышенной цене.
В Чешском парламенте, например, у политических партий есть «неформальный» рынок, на котором «продаются» законы. Иными словами, заплатив депутатам и их политическим партиям, предприниматели и другие заинтересованные богатые лица могут «купить» нужный им закон. В данном государстве в 1997 году произошла смена правительства по причине скандала, связанном с получением денег лидирующими партиями от предпринимателей на нужды предвыборной кампании. В Румынии данное явление представляет собой системную проблему, а в Болгарии, Литве, Польше и Словакии политические партии ассоциировались с коррумпированностью[15].
В Союзной Республике Югославия, т. е. В Сербии и Черногории, также имели место случаи коррумпированности политических партий. Специфика сербской политической арены заключается в том, что те, кто давали деньги, а значит, покупали «государство», были США и Евросоюз. Так, в 2001 году средствами массовой информации были опубликованы фельетоны, а также переведен ряд книг западных авторов, указывающих на то, что большенство сербских политических партий, составлявших Демократическую оппозицию Сербии (ДОС), борящуюся с режимом Слободана Милошевича и стремящуюся «вывести Сербию в Европу», получали деньги от США и Европейского Союза. В то же время, в период после Слободана Милошевича отмечаются и классические формы партийной коррупции, а также основание новых партий на данных принципах[16].
Конечно же, подобная практика коррумпированности политических партий и политиков имеет место и после вступления в Евросоюз. В первую очередь коррупции подвержены политики – депутаты Европарламента. Так, например, зарплата депутата Европарламента составляет 3 000 евро, к этому следует прибавить 17 000 на оплату услуг личных помочников, саветников и др. Каждая страна имеет от 50 до 100 своих представителей в европейском парламенте (некоторые меньше), согласно данному факту, можно заключить, что в с транах, где средняя зарплата составляет 250 евро, депутаты не стремятся отстаивать интересы своего народа, нежели Европейского союза, т. е. Больших корпораций и олигархов Европы[17].
Олигархи и политики Европейского союза при помощи коррупции со стороны политических партий, их лидеров и политической элиты также обеспечивают себе пласман кредитов в банках и куплю своих «рабов» в государствах – кандидатах для вступления в Евросоюз.
Также следует обратить внимание на то, что обычно не замечают аналитики при исследовании коррупции: политические представители США и Евросоюза в период кризиса после распада Югославии, занимающие высокое положение при решении данного вопроса, уезжали из Боснии и Герцеговины, Косова и т. д. значительно поправив свое финансовое положение. Вся помощь «при строительстве» и при поддержке других проектов буквально возвращалась в Евросоюз, т. е. к её жителям[18]. Исследования степени коррумпированности политиков и политических партий проводили в 64 странах мира такие компании, как Transparency International и Gallup International. Самыми коррумпированными государствами оказались Аргентина (58,27%), Япония (51,9%), Турция (42,5%), Великобритания (41,2%)[19], Индия (41,2%), США (39,1%)... В России, например, коррупция охватывает около 24,5 % политиков и партий[20]. Исследование во многом меняет представление о коррупции и, в первую очередь, о коррумпированности политиков и политических партий – выяснилось, что в бедных государствах, а также переживающих переходный период, коррупция распространена меньше в сравнении с теми, которые считаются развитыми, и из которых осуществляется «экспорт демократии».
Подобная практика политических партий – практика продажи государственных, национальных и экономических интересов – на жаргоне Мирового банка называется «покупкой государства». Мировой банк располагает сведениями, что около 20 % от общего числа народов мира терпит ущерб от политической коррупции, осуществляемой путем принятия законов в парламенте («покупка законов») и финансированием политических партий[21].
Таблица 1. Показатели «покупки государства»: процентные показатели предприятий, пострадавших от принятия «купленных» решений
|
Парламентское законодательство |
Президентские дерективы[22]
|
ЦЕНТРОБАНК
|
СУДЫ
|
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ |
ПАРТИЙНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
|
Хозяйственный индекс покупки |
Болгария |
28 |
26 |
28 |
28 |
19 |
42 |
28 |
Чехия |
18 |
11 |
12 |
9 |
9 |
6 |
11 |
Эстония |
14 |
7 |
8 |
8 |
8 |
17 |
10 |
Венгрия |
12 |
7 |
8 |
5 |
5 |
4 |
7 |
Литва |
40 |
49 |
8 |
21 |
26 |
35 |
30 |
Латвия |
15 |
7 |
9 |
11 |
14 |
13 |
11 |
Польша |
13 |
10 |
6 |
12 |
18 |
10 |
12 |
Румыния |
22 |
20 |
26 |
14 |
17 |
27 |
21 |
Словакия |
20 |
12 |
37 |
29 |
25 |
20 |
24 |
Словения |
8 |
5 |
4 |
6 |
6 |
11 |
7 |
Средний поеазатель |
19 |
14,4 |
14,6 |
14,3 |
14,7 |
18,5 |
15,1[23] |
Таблица 2. Ответ предприятий на вопрос: «Какое влияние имели следующие формы коррупции на деятельность Вашего предприятия? – Продажа голосов депутатов в парламенте во имя частных интересов» (в %)
|
Никакого влияния |
Малое |
Значительное
|
Очень большое
|
Число ответов
|
Болгария |
62 |
10 |
18 |
10 |
68 |
Чехия |
71 |
12 |
14 |
4 |
95 |
Эстония |
67 |
19 |
9 |
5 |
103 |
Венгрия |
73 |
15 |
7 |
5 |
101 |
Литва |
77 |
8 |
10 |
6 |
73 |
Польша |
66 |
21 |
8 |
5 |
171 |
Румыния |
62 |
16 |
12 |
11 |
76 |
Словакия |
69 |
11 |
17 |
3 |
71 |
Словения |
80 |
12 |
2 |
6 |
111 |
Латвия |
30 |
30 |
31 |
9 |
122 |
Таблица 3. Ответ предприятий на вопрос: «Какое влияние имели следующие формы коррупции на деятельность Вашего предприятия? – принятие политическими партиями средств во имя частных интересов» (в %)
|
Никакого влияния |
Малое |
Значительное
|
Очень большое
|
Число ответов
|
Болгария |
47 |
10 |
22 |
21 |
78 |
Чехия |
87 |
8 |
2 |
3 |
89 |
Эстония |
55 |
29 |
13 |
4 |
108 |
Венгрия |
90 |
7 |
2 |
2 |
108 |
Литва |
69 |
18 |
7 |
6 |
83 |
Польша |
74 |
16 |
6 |
4 |
172 |
Румыния |
59 |
14 |
17 |
10 |
71 |
Словакия |
56 |
24 |
14 |
6 |
84 |
Словения |
67 |
22 |
6 |
5 |
109 |
Латвия |
34 |
31 |
24 |
12 |
119 |
Политические партии и коррупция – попытка дать ответ
В рамках политилогии существует несколько теорий относительно основания политических партий: институциональная, кризисная, модернизационная и организационная. Согласно первой, институциональной теории, в качестве причин возникновения партий приводятся парламент, избирательное право, идеология, роль личных интересов и коррупция[24].
Подобное мнение о возникновении политических партий по причине личных интересов и коррупции основывается на политической практике государств, где и были основаны первые политические объединения – в США и Великобритании. Например, в Великобритании политические партии развиваются при помощи средств, полученных путем коррупции, а в США подобным образом политический вес набирают выборные комитеты.
Чтобы лучше объяснить нашу гипотезу, мы воспользуемся теорией А. Зиновьева, который, в свою очередь, различает идеологическую демократию и реальную демократию. То, что преподносится общественности, когда речь заходит о демократии и носителях демократического процесса – о политических партиях, является идеологической, идеализированной и несуществующей демократией. Реальная же, согласно описанию Зиновьева, выглядит так: «В одном из журналов я прочитал следующую характеристику американской демократии. Тайные центры организуют выборы, избирают президента и формируют правительство, которое устраивает их. Выборы «народных избранников» - циничный обман. Партийная борьба представляет собой ни что иное, как прямое насмехательство над «настоящей демократией» (обратите внимание – «настоящая демократия»!) Используются все средства: подкуп, взятки, обман, насильственные методы. Кандидаты обещают все и сразу, сулят реформы, руководствуясь самыми благородными намерениями, своим сторонникам обещают деньги, высокое положение и т. д. Исход президентских выборов зависит от суммы вложенного капитала. Борьба за власть, постоянные колебания то в одну, то в другую сторону заставляют находящихся у власти оставить свое положение. Победители же, осознавая, что их ждет аналогичная участь, стараются извлечь из своего положения как можно больше собственной выгоды. Девиз «Воспользуйся шансом» является руководством к действию для чиновников. Подкуп и личные эгоистические интересы господствуют во всей политической системе. Во главе партий стоят акулы животного мира, принцип которых заключается в том, чтобы урвать как можно больше. Дух взяточничества и подкупа пропитал все устройство. Нет независимого суда. При помощи денег можно выйти из любого неприятного положения и избежать заслуженного наказания. Газеты находятся в руках тех, кто создает «политический климат» и определяют направление вектора внутренней и внешней политики. Зависимые от воли общественного покровителя, газеты или молчат, или кричат на все стороны о том, о чем получили приказ, однако истина всегда остается скрытой. Хитрые дельцы обманывают народ и манипулируют общественным мнением как им вздумается. Газеты и продажные партийные лидеры зомбируют людей, вынуждая их слепо и бездумно верить тому, что все поступки совершаются ими во имя свободы, права, равноправности, прогресса и демократии. Положение вещей не изменится, даже если к власти придет другая партия. Сменяются люди, система остается»[25].
В подобной системе коррупция представляет собой многоуровневое и многообразное явление. В данном случае интересен аспект, связанный с финансированием партий. Пути финансирования, послужившие поводом вышеупомянутых скандалов, все еще считаются преступными. Партии обладают возможностью получения средств другими, нелегальными путями. И они вынуждены делать это. Поэтому никакие расследования и суды не в состоянии остановить развитие данной объективной тенденции[26].
Естественно, что голоса в пользу легализации партийной коррупции стали раздаваться громче, данный процесс получил название «параллельное финансирование», или несколько иначе, но обязательно без криминального оттенка. Подобные названия отражают суть вещей, однако все еще в завуалированной форме. Сама же суть состоит в том, как по праву указывает Зиновьев, что партии и партийное руководство стремятся официально занять то положение в обществе, которое они уже фактически имеют в государственной системе, идеалом же данного положения может послужить статус аппарата КПСС и партийных чиновников при советском режиме[27].
Немного иначе, однако в том же клуче и с теми же выводами было сформулирована позиция Open Society Institute, где на 14 страницах цитируемого издания говорится: «Коррупция в многих государствах-членах Евросоюза представляет препятствие качеству и нормальному функционированию демократических институтов».
Иными словами, коррупция «исчезнет» только тогда, когда политики получат право, которое им обеспечит возможность брать из государственной казны столько денег, сколько им надо, принимать на работу того, кого они хотят, и где они хотят, продвигать и протежировать тех людей и ценности, которые им выгодны, или же устранять и подвергать критике тех, кто им мешает.
Меры Евросоюза по борьбе с коррупцией
Евросоюз различными методами пытается бороться с коррупцией вообще и коррупцией политических партий в частности. Рекомедации, даваемые Евросоюзом по этому поводу кандидатам и государствам членам ЕС следующие:
- Отругулировать устранение конфликта интересов;
- Принять Закон о финансировании политических партий;
- Обеспечить доступ к информации о коррупции[28].
По опыту большого числа стран-членов Евросоюза, а также кандидатов для при нятия туда, очевидно, что коррупция, несмотря на закон о финансировании политических партий, не упразднилась сама по себе. Результом нововведения по регулированию партийного финансирования стало появление нового типа партий – картельного – как его еще называют: различные партии объединяются по вопросу принятия нового закона, согласно которому большую часть денег на проектирование получат от государства. В то же время, в подобной системе финансирования, партии становятся государственными агентами, что само по себе во многом меняет саму природу политических партий, так как они перестают зависеть от членских взносов и самих членов, что ведет к отчуждению от избирателей.
Кроме того, Евросоюх выстраивает сложную систему «хорошего поведения», активная работа над которой началась после издания так называемой Белой книги о правлении в июле 2001 года. Меры, сопровождавшие принятие Белой книги, составляли издание Кодекса поведения членов Европарламента, а также попытки усовершенствовать кодекс служащих Евросоюза.
Кроме данных мер, назовем их новыми, Евросоюз в начале 90-х гг. прошлого века подписала несколько антикоррупционных постановлений и конвенций по защите финансовых интересов и по борьбе с коррупцией. Однако по сей день ни одна из принятых Конвенций не была ратифицирована в достаточной мере, чтобы её исполняли[29].
Не смотря на это, Евросоюз от каждого государства – кандидата в качестве условия для вступления выдвигает требование сокращение объемов коррупции до «терпимой меры». Практика приема в Евросоюз показывает, что данный критерий соблюдается в недостаточной мере (случай Румынии, Болгарии, Польши, Чехии, Литвы и Латвии). Также можно заметить, что и у самого Евросоюза есть «допустимый» и «недопустимый» уровень коррупции. «Допустимым» для данного политического объединения считается коррумпировать политические партии, лидеров и правительства других стран во имя реализации собственных интересов, «недопустимым» же является наносить ущерб европейской политической системе, став кандидатом в её члены.
Из всего выше сказанного, наше мнение заключается в том, что корупция, связанная с деятельностью политических партий, станет системной проблемой Евросоюза, т.е. проблемой всего либерально-демократического устройства. Чем больше оно будет применяться, на поверхность взойдет «истинное лицо» данного устройства в реальном, а не идеализированном облике. И это, по нашему мнению, один из недостатков данной системы, который представляет собой её неотъемлемую часть.
ЛИТЕРАТУРА
Aleksić R. Rečnik stranih reči i izraza. Beograd: Prosveta, 1978.
Бусыгина И. «Невидимая рука»: корпоративный лоббизм в Европейском союзе. // http://www.polit.ru/research/2007/02/06/busygina_print.html
Weber M. Partije // Političke stranke kao faktor suvremenog političkog sistema. Sbornik. Priredio Stjepan Pulišelić. Zagreb: Naprijed, 1971.
Corruption and Economic Development, URL: http://www.worldbank.org (html)extdr/corruptn/cor02.htm
Зиновјев А. Запад, феномен западњаштва. Београд: Наш дом, 2002.
Мельник В. Современный словарь по политологии. Минск: Книжный дом , 2004.
Милошевић З. Између Европске уније и савеза православних Словена. // Јединство православних Словена. Сборник. Источно Сарајево: Филозофски факултет , 2006.
Милошевић З. Путинова политика. Београд: Институт за политичке студије, 2007.
Spremljanje pridruževanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. Open Society Institute. Budapest, 2002.
Tadić Lj. Nauka o politici. Beograd: Rad, 1988.
Fink-Hafner D. Politične stranke. // Ljubljana: Fakulteta za družbene vede, 2001.
Helping Countries Combat Corruption: The Role of the World bank // http://www.worldbank.org/publicsector/antikorrupt/corrupt/coridx.htm
Hellman, J./ Jones G. in Kaufmann, D.: Seize the State, Seize the Day: State Capture, Corruption and Influence in Transition, Policy Research Working Paper 244, World Bank Institute and Office of the Economist, EBDR, September 2000.
[1] См.: Weber М. Partije // Političke stranke kao faktor suvremenog političkog sistema. Под ред. Pulišelić S. Zagreb: Naprijed, 1971. С. 81 – 82.
[2] См.: Tadić Lj. Nauka o politici. Beograd: Rad, 1988. C. 313.
[3] См.: Там же. С. 314.
[4] См.: Мельник В. Современный словарь по политологии. Минск: Книжный дом, 2004. С. 184.
[5] Aleksić R. Rečnik stranih reči i izraza, Prosveta. Beograd: Prosveta, 1978. C. 411.
[6] Corruption and Economic Development, URL: http://www.worldbank.org (html)extdr/corruptn/cor02.htm
[7] Helping Countries Combat Corruption: The Role of the World bank, http://www.worldbank.org/publicsector/antikorrupt/corrupt/coridx.htm
[8] Там же.
[9] В данном случае сложилась двусмысленная ситуация: у самого Европейского Союза нет конкретной, последовательной и системной программы борьбы против коррупции. В то же время, Европейская Комиссия по принятию новых членов настаивает на том, чтобы новые кандидаты подписали и ратифицировали Конвенцию Совета Европы, содержащую ряд правовых актов, а также другие документы.
[10] См.: The Independent, 30. maj 2002.
[11] См.: Spremljanje pridruževanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. Budapest: Open Society Institute, 2002. С. 20.
[12] См.: Зиновјев А. Запад. Феномен западњаштва. Београд: Наш дом, 2002. С. 162.
[13] См.: Там же.
[14] См.: Spremljanje pridruževanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. С. 33.
[15] См.: Там же. С. 65.
[16] Организация «Транспорентност Србиjа», исследуя январские выборы (2007 года), заключили, что политические партии в ходе предвыборной кампании потратили больше, чем предусмотрено законом, израсходовали суммы, превышающие выплаты из бюджета и от донаторов. Иными словами, это означает то, что существуют и «тайные» донаторы и «тайные» способы получения политическими партиями средств, т. е. на лицо классическая коррупция и «продажа страны». См.: Странке потрошиле више него што су смеле? // Политика, 10. 02. 2007. Стр. 07.
[17] См.: Милошевић З. Између Европске уније и савеза православних Словена // Јединство православних Словена. Источно Сарајево: Филозофски факултет, 2006. С. 61.
[18] Смягченный вариант описания данного процесса можно найти на страницах загребского периодического издания «Јутарњи лист». См.: Политика. 8. 2. 2007. С. 10.
[19] В апреле 2006 г. в Великобритании произошел еще один скандал, связанный с деятельностью премьер-министра Тони Блера и Лейбористской партией. «Речь идет о сенсационном продолжении афере, которая проползла по страницам британских изданий, как какая-то жирная гусеница, известная как «Ваша честь» за деньги» - так прозвали расследование, связанное с продажей титула лорда богатым людям, которые не «за просто так» были готовы «отстегнуть» парочку миллионов Лейбористской партии». См.: Поповић П. Полиција у Даунинг стриту 10 // НИН. Београд, 8. 02. 2007. С. 58.
[20] http://www.gazeta.ru/#265704
[21] Spremljanje pridruževanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. С. 61.
[22] Директивы в Евросоюзе почти всегда связаны с коррупцией. Когда власти или президент государства вынесут директиву, первый вопрос, возникающий в Евросоюзе, «кто заказчик?». Иными словами, директива считается недемократическим методом предоставления льгот определенному предприятию или индивидуальному лицу.
[23] См.: Hellman J., Jones G., Kaufmann D. Seize the State, Seize the Day: State Capture, Corruption and Influence in Transition // Policy Research Working Paper 244, World Bank Institute and Office of the Economist, EBDR. September 2000. C. 9.
[24] Fink-Hafner D. Politične stranke. Ljubljana: Fakulteta za družbene vede, 2001. C. 41.
[25]См.: Зиновјев А. Запад. С. 142.
[26] Там же. С. 162
[27] Там же.
[28] Spremljanje pridruževanja EU: Korupcija in protikorupcijski ukrepi v Sloveniji. С. 24.
[29] Там же. С. 32.
Проф. д-р Зоран Милошевич
Слобомир П УниверситетБиелина,
Република Сербская
Босния и Герцеговина