С самого начала Первая мировая война резко изменила темп и образ жизни не только взрослого населения страны, но также детей и подростков. Юношеский максимализм, желание ощущать себя не «зрителями», а действующими лицами на кардинально меняющейся исторической сцене заставили учащуюся молодежь занять активную жизненную позицию. Интерес к событиям на фронтах охватил юное поколение фактически всех сословий и всех возрастов. Возникла и стихийная тяга к непосредственному участию в деятельности, направленной на нужды войны, к содействию воюющим взрослым.


Белорусский вопрос во второй Речи Посполитой возник под громкие заявления польских политиков о том, что на самом деле его не существует. Правда, “польские роды” были довольно сложными. В ходе первой мировой войны полякам обещали независимость и германский, и австро-венгерский и российский императоры, однако в ходе нее все три монархии рухнули, и к реализации была принята формула, провозглашенная США. Тринадцатый пункт гласил, что государство поляков должно быть воссоздано на территориях, на которых “преобладание польского населения было бы бесспорным”.
Тема идентичности (тождественности) появляется в привычном нам виде из туманных перспектив революционных французских брожений, когда гибель старой теоцентричной и монархической Европы настойчиво объяснялась социальной пропастью между классами, вопиющей разницей между бедными и богатыми. После низвержения старого порядка дел и перехода к буржуазно-промышленному укладу, встала проблема «замазывания» этих трещин, так как они остались и исчезать не собирались.