На прошлой неделе случилось событие, касающееся, как русской литературы, так и Республики Беларусь – Нобелевский комитет присудил литературную премию белорусской гражданке Светлане Алексиевич.
Сайт «Западная Русь» не только исторический, но, пожалуй единственный, рассказывающий о русской литературе в Республике Беларусь. Поэтому редакция решила попросить у ряда наших авторов ответить на вопрос:
"Что вы подумали в тот момент, когда узнали о присуждении Нобелевской премии Светлане Алексиевич и каково ваше личное отношение к этому событию?"
Анатолий Юрьевич Аврутин - Поэт, переводчик, критик, публицист. Автор двадцати книг, изданных в Беларуси, России и дальнем зарубежье. Главный редактор журнала «Новая Немига литературная», в 2005-2008гг. – Первый секретарь Правления Союза писателей Беларуси. Глава Представительства русских писателей Беларуси при Санкт-Петербургском городском отделении Союза писателей России. Член-корреспондент Академии поэзии и Петровской Академии наук и искусств. Лауреат большого числа международных литературных премий.
***
Если говорить честно, без всякого политеса, то известие о том, что с какого-то дня я стал согражданином нобелевского лауреата вызвало у меня двойственные чувства. С одной стороны, страна, у которой появился свой нобелевский лауреат, да еще по литературе, сразу обретает некий дополнительный вес в международном сообществе. Что, кстати, очень тонко почувствовал А.Г.Лукашенко, все же направивший свое президентское поздравление человеку, в разное время адресовавшему в его адрес немало недобрых слов. В этой ситуации Президент, к своей чести, оказался выше личных взаимоотношений.
Но есть и вторая сторона вопроса… Давайте посмотрим, кто этому событию возликовал? В подавляющем большинстве -- либеральная националистическая оппозиция, для которой, как известно, главный принцип отношения к своей Родине: «Чем хуже, тем лучше!». Но даже там радовались далеко не все -- скажем, для художника А. Марочкина важнее оказалось то, что пишет С. Алексиевич на ненавистном для него русском языке. Единственном, замечу, языке на постсоветском пространстве, который не разъединяет, а, наоборот, объединяет людей.
Впрочем, использование С. Алексиевич в своем «творчестве» русского языка отнюдь не делает ее русской писательницей. Ведь та чернуха, которую автор ушатами обрушивает на читателя, стремясь как можно сильнее измарать и советское прошлое, и русский народ, никаким вкладом в русскую культуру назвать невозможно… А потому пристраивание Алексиевич, пусть и с оговорками, к ряду русских писателей --нобелевских лауреатов: Бунин, Шолохов, Пастернак, Солженицын, Бродский выглядит примерно так же, как поименование бородатой дамы Кончиты Вудс, ставшей победительницей конкурса «Евровидение», великой исполнительницей… Или великим исполнителем -- как там, в современной гей-Ропе кому больше нравится. По большому счету С. Алексиевич и оказалась своего рода Кончитой Вудс от словесности (язык не поворачивается сказать «от литературы»). У перечисленных выше русских нобелиантов и слог изысканный присутствует, и слово, особенно у первых троих, сочное, вкусное, несущее свет даже тогда, когда авторы повествуют отнюдь не о веселом. Алексиевич же - это человек с диктофоном, записывающий показания людей, ставших свидетелями или участниками определенных событий, хитроумно выбирающий затем только то, что можно использовать, порой приукрасив чужую речь собственными измышлениями, в деле опорочивания собственного Отечества, давшего ей, замечу, не только образование, но и первоначальную славу, несколько авторитетных на тот момент литературных премий и устойчивое положение в обществе… Добавьте сюда враждебность к государственной власти, неприкрытую русофобию, откровенную неприязнь к современной России и ее внешней политике, крайне негативную словесную реакцию на возвращение Крыма и совсем недавние рассуждения о «баррикадном настроении»… Одним словом, все то, что так ласкает слух гей-ропейской общественности. Причем, вряд ли эта дама когда-нибудь поедет в Донбасс записывать показания детей, оставшихся инвалидами во время АТО украинских властей…
В итоге окажется, что второго такого человека, да еще нечто там пописывающего, что, как выяснилось, вообще никакого определяющего значения не имеет, сыскать не так уж просто. Хотя, конечно, до некоторых нобелиантов ей и в своем извращенном понимании действительности далековато. Например, до Г. Мюллер (2009), тоже дамы и автора, среди прочих, такой книги: «Странный взгляд, или Жизнь – это пердёж в фонаре»… Так что резервы еще не исчерпаны…
Выдающийся белорусский писатель Василь Быков, также в свое время выдвинутый на «нобеля», но так его и не получивший, даже в самых своих антироссийских статьях ничего подобного писаниям Алексиевич о русском народе себе не позволял…Но то Быков…А здесь писательница «секон-хэнд», форменная Кончита Вудс от европейской «словесности»… Осталось лишь отрастить бороду…
Дмитрий Александрович Дарин - Член Союза писателей России, член Высшего Творческого Совета МГО Союза писателей России, член Союза журналистов России, лауреат Всероссийской литературной премии им. Сергея Есенина "О, Русь, взмахни крылами...". Член редколлегии всероссийских лит. Журналов "Российский колокол", "Дом Ростовых", "Невский альманах". Доктор экономических наук. Автор шести поэтических сборников.
***
Я посмотрел интервью этой нобелиарки до 15-й минуты. Потом услышал смысловой ряд ответа по отношении к власти: Берия, Сталин, Путин. До этого шли рассуждения о любви ко всем народам, составляющим ее кровь и происхождение- русскому, украинскому и белорусскому. Старая либеральная песня - целить в режим, но попадать непременно в народ.
Нобелевка - не просто ангажированная премия, это эвфемизм для обозначения продажности - как продает свои услуги наемник, "солдат удачи". Но наёмников кличут и иначе - "псы войны". Вот и эта либерастическая журналистка, не имеющая никакого отношения к литературе, просто выделена европейскими вассалами США как пример выгодности ненависти к русскому миру, не только несмотря, но и даже благодаря писанию на языке того самого мира. Так нагляднее... поэтому белорусская лауреатка - власовка от литературы, пёс...вернее - сука уже почти горячей мировой войны против России.
Вячеслав Васильевич Бондаренко - Писатель, поэт, журналист, киносценарист, музыкант, актер, радио- и телеведущий. Член Союза писателей Беларуси, член Союза писателей России, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Автор 20 книг, изданных в России и Беларуси. Дипломант Всероссийской литературной премии «Эврика», номинант Всероссийской литературной премии имени Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».
***
Ну а кому ж еще?..
Кажется, только ленивый в последние дни не рассуждал о том, что Нобелевская премия уже давным-давно не является главной литературной премией мира, что времена, когда ее получали действительно величайшие писатели современности, давно прошли. И это действительно так: теперь это – просто средство поощрения нужных людей, чаще всего оппозиционного толка. Но в то же время почтенная история премии невольно заставляет и следить за процессом, и испытывать какие-то чувства, когда в Стокгольме звучит та или иная фамилия. Ведь волей-неволей лауреат оказывается в ряду таких Личностей, как Бунин, Шолохов, Бродский – а значит, его книги будут переиздаваться еще долго-долго, автоматически будут признаны классикой и войдут в школьные программы, даже если самим школьникам это не нужно.
Чаще всего в последние годы чувства были двух видов: привычный вопрос «А кто это?», после чего следовали Гугл и Википедия, терпеливо объяснявшая, что это, оказывается, дивный гений, всю жизнь положивший ради того, чтобы его свободолюбивый народ etc.; либо не менее привычное «Ну а кому ж еще?..» Алексиевич исключением не стала. Второй вариант. Плюс грустная улыбка: Бунин, Шолохов, Бродский, Алексиевич… Гомер, Мильтон и Паниковский, ей-Богу.
Действительно, ну а кому ж еще?..
Представим себя на месте людей, решающих, кого поощрить. Вот они сидят над анкетой Алексиевич, или что у нее там было. Место рождения – Ивано-Франковск, Западная Украина - отлично!.. Наполовину украинка, наполовину белоруска – просто замечательно!.. Подборочка высказываний про Путина и Крым – то, что надо!.. Не любит Лукашенко – мо-ло-дец! И выборы через несколько дней. Это ж какая красивая картинка складывается… А, ну да, она еще что-то там понаписала. Тоже нужное, можно будет использовать.
В СССР, чтобы вступить в партию, нужна была соответствующая анкета. Чтобы получить сегодня литературную Нобелевку, анкета нужна посильнее, чем «Фауст» Гёте. Поэтому Алексиевич для Европы сегодня – просто находка, начиная с места рождения и заканчивая темами книг и цитатами.
Жаль только, что власти вынуждены делать хорошую мину при плохой игре и включились в кампанию поздравлений лауреатши. В теленовостях прозвучала даже такая растерянная дикость, как «присвоение премии Алексиевич глубоко закономерно в год 70-летия Великой Победы» (если она слышала эту фразу, то наверняка посмеялась от души). Никуда не денешься – она гражданка Беларуси, хотя к Беларуси ни малейшего отношения не имеет и ни в коей мере не олицетворяет собой ни белорусскую культуру, ни народ, ни ценности, а представляет, в сущности, только саму себя и свой взгляд на мир. Более того, всем своим творчеством, всеми высказываниями она планомерно ломает эти самые ценности (включая Великую Победу), заставляя своих читателей почувствовать себя такими же, как она сама, - людьми без роду без племени, жалкими человечками, чьи судьбы в той или иной степени искалечены безжалостным монстром по имени Государство. У которых нет ни истории, ни предков, ни веры, ни будущего, а только постоянная унылая озабоченность и разочарование в том, что «не срослось» (что – неважно).
Как революция 1917 года вынесла на поверхность миллионы духовных и телесных монстров, так и перестройка породила таких, как Алексиевич, - либеральных журналистов, уверенных в том, что «правду жизни» легко постичь, если свести воедино жалобы тысяч «маленьких людей» (себя они таковыми, понятное дело, не считают) на беспросветность их существования. И сразу возникнет Настоящая Литература Факта. Между тем в народе такому «творчеству» давно уже нашли короткое обозначение – чернуха. Именно то, что нужно в мире о нас. Никак не рассказы о наших подвигах и достижениях, кому это интересно?.. А вот стоны полураздавленных, изверившихся, упавших духом, трупный яд уныния под обложкой, - самое то. В конце 1980-х многим это казалось ошеломляюще свежим и новым, многим так кажется до сих пор. Советского Союза давно нет, но премии за его развал дают до сих пор. Алексиевич в это дело внесла немалый вклад и наверняка этим гордится…
Но самое интересное – это даже не сам факт присуждения премии, а реакция на это разных людей, как близких к литературе, так и далеких от нее. Которые искренне радовались и поздравляли друг друга с победой, с тем, что «наконец-то и нашей чего-то дали». Или осторожно замечали, что с Алексиевич не согласны, но ведь с Нобелем не спорят, она получила, а ты-то кто такой?.. Вот и радуйся, а за что дали – дело десятое…
Сколько таких людей при этом не читали Алексиевич и вообще впервые услышали ее фамилию? Уверен, что большинство. Не далее как вчера довелось общаться с работником крупной минской библиотеки; эта добрая и милая женщина была искренне рада за Алексиевич, хотя, как призналась, творчество ее знает смутно и, в принципе, согласна с тем, что премию ей дали за антирусскую позицию, а это неправильно. Но – всё равно приятно, потому что наша же!.. Такая логика.
Так это, скажут мне, нормальная провинциальная логика. У нас всегда хают все свое, но стоит человеку получить признание за рубежом, его тут же начинают ценить и у нас… А вот ничего подобного. Пример приведу из личного опыта, просто чтобы не ходить далеко. Год назад Ваш покорный слуга за книгу «Герои Первой мировой», вышедшей двумя изданиями в серии ЖЗЛ, был удостоен Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» - одной из самых значимых премий России. Впервые за историю премии ее присудили не гражданину России, впервые она уехала за рубеж, точнее, в Беларусь. И что – был в нашей стране по этому поводу всеобщий восторг и ликование? Да нет, конечно. Потому что премия ведь не та. За книгу о наших победах, наших достижениях, нашей доблести, наших плюсах, в конце концов. И ведь кто еще дал – русские!.. Вот они дали, они пускай и ликуют. А тут же – Европа, что ты!.. Любой итальянский портной и повар для нас авторитет, любой Шнобель – повод плакать и обниматься на улицах.
Проклятое холопство, которое не выбьешь из нас никакой палкой.
Кстати, отличный сюжет для Алексиевич, нет?..
Олег Борисович Неменский - Историк, политолог, публицист, научный сотрудник Института славяноведения РАН, автор работ по истории этнического и исторического самосознания православных и униатских жителей Западной Руси в XVI-XVII вв., а также по истории становления национальных проектов у славянских народов в XIX-XX вв.
***
Присуждение Нобелевской премии Светлане Алексиевич трудно не воспринимать с юмором. Конечно, оно политическое, но фактически оно означает круглый «неуд.» всей постсоветской украинской и белорусской литературе. Была задача вручить премию какому-нибудь украинскому или белорусскому писателю, занимающему в современных политических вопросах антироссийскую позицию, и не смогли найти ни одного подходящего автора, пишущего на украинском или белорусском языках! И ведь действительно, национальные культуры народов бывшего Советского Союза после его распада не только не стали процветать, но как раз наоборот - сильно сжались в объёмах и провинциализировались. Не могут теперь не только украинцы и белорусы, но и вступившие в ЕС прибалты позволить себе даже небольшую часть от того богатства и разнообразия национальной культурной жизни, которая была им доступна в прежнее время. В результате выбрали русскую писательницу, соответствующую всем остальным критериям: и родилась на Украине, и гражданка Белоруссии, и вроде как оппозиционерка, и даже русофобка. Разве что не очень писатель, скорее журналист, но это для нобелевки не впервой. Однако в целом никуда не деться от того факта, что это премия в копилку наград именно русской литературы. И её вручение русскому писателю, живущему за рубежами России и являющемуся гражданином другой страны, тоже не ново. При этом культурная и политическая значимость Алексиевич столь невелика, что вряд ли её удастся раскрутить до политически значимого голоса. Так, хотели насолить России, а опять не вышло – скорее наоборот, очередной раз отметили русскую литературу.
Всеволод Владимирович Шимов – Политолог, публицист, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии БГУ.
***
Я от творчества Алексиевич далек, а ее гражданскую позицию не разделяю. Особых эмоций решение о присуждении ей "литературного Нобеля" у меня не вызвало, так как оно полностью укладывается в идеологическую линию Запада относительно государств бывшего СССР, и в общем было вполне предсказуемым.
Хотел бы обратить внимание на другое. Алексиевич - русскопишущий автор и, так или иначе, является частью русского мира (судя по ее недавним высказываниям, она и сама этого не отрицает). Ведь русская культура неоднородна, как и любая большая культура, и либеральное западничество, которое представляет Алексиевич, также является ее частью (хоть и глубоко нездоровой на мой взгляд). Так что Нобелевский комитет, сам того, может, и не сознавая, признал Белоруссию частью русского мира.
Впрочем, повторюсь, воспринимать эту премию слишком всерьез не стоит, т.к. она давно стала частью политических игрищ, далеких от литературы как таковой.
Владислав Александрович Гулевич - Политолог, публицист, член Союза журналистов Украины, член экспертной команды внешнеполитического издания МИД РФ "Международная жизнь", аналитик Центра консервативных исследований фак-та социологии международных отношений МГУ им. Ломоносова.
***
Присуждение Нобелевской премии белорусской писательнице Светлане Алексиевич – признак вырождения само института этой премии. Она давно превратилась в элемент пропаганды.
Нобелевскую премию присуждали Александру Солженицыну, Михаилу Горбачеву, и т. д., не за их выдающиеся способности, а за участие в пропагандистской войне против СССР (Солженицын) и его развале (Горбачёв). ЦРУ финансировало издание книг Солженицына и Пастернака (тоже лауреата Нобелевской премии), стараясь всучить их чуть ли, не каждому приезжему из Советского Союза.
Отныне мерилом одарённости лауреата становится не его талант, а градус его русофобии. Западу удалось создать интеллектуально-политический ландшафт, при котором русофобия превращена в доходное ремесло.
Алексиевич – всего лишь очередной писарь Чумичка, заигрывающий с Западом.
Игорь Федорович Зеленковский – Публицист, член Союза писателей России, руководитель проекта «Западная Русь».
***
"Не читал, но осуждаю" — это фраза, сказанная в отношении Б. Л. Пастернака, когда тому присудили Нобелевскую премию, и ставшая крылатой в СССР, принадлежала кому-то из членов Союза писателей СССР.
И вот недавнее известие – белорусской гражданке, пишущей на русском языке в жанре журналистских расследований, присудили Нобелевскую премию аж за литературу. Когда об этом узнал, то первой промелькнувшей мыслью было, что Алексиевич имеет к литературе такое же отношение, как Барак Обама к «миру во всем мире».
Затем пожалел белорусских школьников, которых заставят читать эту нобелиарку без права осуждать. И точно - на днях Минобр РБ известил, что со следующего года Алексиевич включается в учебную программу.
Читал ли я сам Алексиевич? Пролистывал много лет назад ее «Неженское лицо», и отложил, поскольку если «необязательно», то в такое не вчитываюсь. Тогда, слава Богу, она была «необязательной».
Третье, о чем уже улыбнулось - как же сейчас возмущаются белорусские писатели, ведь «мовной» литературе уже никогда не светит получить Нобеля. Простая арифметика – в третьем мире, где в любой момент может потребоваться «цветная революция», более сотни стран, и следующий раз до Белоруссии очередь дойдёт только через сто лет с гаком. Будет ли тогда кому присуждать? Возможно, «творчае супольнасць» успокоятся если Алексеевич выучит «мову» и исполнит давнее пожелание «пісьменнікам» от президента Беларуси, написав что-то равное Толстому или Шолохову, например - «Ціхі Нёман» или «Вайну і мір». Но в ее-то годы выучить «мову»?
А если серьезно, то из этой прозападной русофобствующей дамочки белорусам лепят непререкаемый авторитет в последней инстанции. Увы, но до сих пор Нобелевская премия работает как охранная грамота, и общественный статус нобилиара возносится выше президентского. А впереди парламентские выборы, которые Запад требует провести по его правилам. Для Алексиевич в Белоруссии запрограммирована роль примерно такая, как у Сахарова в деле уничтожения СССР. Так что белорусам, сказав спасибо за такой «подарочек», надобно крепко призадуматься….