Возрожденное виленское Свято-Духовское братство (конец XIX - начало XX вв.) и издание народной литературы

Автор: Юрий Лабынцев

004310

Собор Виленского Свято-Духовского монастыря. Фото 2000-гг. Здесь 6 августа 1865 года по утверждении устава митрополитом Иосифом после литургии было вновь торжественно открыто Виленское Свято-Духово братство. Его целями стали благотворительность и содействие народному образованию.

Появление в древней Вильне (современном Вильнюсе) православного братского движения относится к начальному периоду развития этого города, в котором уже в XIV в. православные составляли большинство населения. Первые виленские православные братчики скорее всего стали одновременно наследниками братских традиций востока, юга и запада Европы - Slavia Byzantina и Slavia Latina, Slavia Orthodoxa и Slavia Romana. Вместе с тем они ничуть не уступали, а во многом даже опережали своих ближайших западных соседей - польских католиков, у которых пик становления братств относится к XVI в.1
Более всего на сегодняшний день мы знаем о виленском православном Троицком братстве, преобразованном около 1600 г. в ходе наступления сторонников Брестской церковной унии в Свято-Духовское при возведенной в 1597 г. братчиками Свято-Духовской церкви2, находившейся всего лишь в нескольких десятках метров от покинутого ими Троицкого монастыря, занятого униатами.

Уже тогда, в 1588 г., Константинопольский патриарх Иеремия II «повелел» и «благословил» Троицкому братству иметь «також и друкарню вся книги Ветхаго и Новаго Завета по святых отец преданию печатати... и все купно написанное в книзе братства церковнаго в вечныя роды крепко и незыблемо держати и творити...»3. Принципиально важный вопрос о статусе братства несколько проясняет известная нам в копии собственноручная грекоязычная записка того же времени самого Иеремии: «позволяем братству Святой и Живоначальной Троицы иметь печать... для скрепления посланий братства к Киевскому митрополиту к топархам и иным... никто не может чинить препятствий братству ни священники и даже ни сам киевский митрополит...»4.

Интенсивность деятельности виленского Свято-Духовского братства ко второй половине XVII в. постепенно снижается, а еще через столетие оно прекращает свое существование, чтобы в 1865 г. при митрополите Иосифе Семашко возродиться вновь. Предтечей этого возрождения стало движение начала 1860-х гг. по созданию в Вильне православного братства, задачей которого было бы «содействие распространению образования среди белорусского населения в духе Православия», «издание русских и славянских букварей, учебников и книг для народного чтения», «учреждение при церквах, при школах и в других местах бесплатных народных библиотек». При этом инициаторы народного просвещения «белорусского населения в духе Православия» предлагали весьма перспективные схемы печатания народной литературы, а также совершенно новые, структурно-тематические решения при подготовке изданий, что нашло свое частичное воплощение только в начале XX в. Они, например, писали: «Все наши молитвенники, славянские и русские, составлены применительно к чину церковных служб, но в них нет молитв для домашнего чтения, на разные случаи жизни; а такие молитвы любит читать здешний крестьянин, потому что они ему доступны, понятны». Все эти вопросы позднее весьма интересовали видного члена виленского Свято-Духовского братства и его историографа А. И. Миловидова, который оказался одним из главнейших идеологов издания народной литературы5.

Именно А. И. Миловидов инициировал в середине 1890-х гг. создание специальной Комиссии Свято-Духовского братства по устройству религиозно-нравственных народных чтений и возглавил ее6. Одним из сподвижников А. И. Миловидова в этом деле был и такой в будущем видный деятель белорусского движения как В. В. Богданович, сенатор во Второй Речи Посполитой, а тогда - преподаватель Литовской духовной семинарии. Все чтения проходили по заранее оговоренной весьма разнообразной тематике, о широте которой едва ли не лучше всего свидетельствует перечень световых картин (что-то вроде современных слайдов), показываемых во время их проведений:
A. Евангельская и библейская история.
Земная жизнь Господа нашего И. Христа (3 чтения); Чудеса Господа И. Христа; Судьи израильские и цари; Иосиф, пр. Моисей и Иисус Навин; Спаситель и грешники.
Б. Православное богослужение, история чтимых икон, монастырей, путешествия по святым местам.
Православные святыни г. Вильны; Жизнь Божией Матери, праздники и иконы в честь Ее (2 чтения); Св. Земля Палестина (2 чтения); Соловецкий Монастырь; Почаевская Лавра; Поминовение усопших; Великий пост.
B. Церковная история.
Начало христианства на Руси; Гонения на христиан и святые мученики; Церковь Христова со времен Апостолов; Фабиола или древние христиане; Первые подвижники земли русской.
Г. Жития святых.
Св. Василий Великий; Св. Георгий Богослов; Св. Иоанн Златоуст; : Св. Филипп митр. Московский; Св. Алексий, человек Божий; Св. Сергий Радонежский; Св. Николай Чудотворец; Св. Александр Невский; Св. Московские митрополиты; Св. Мария Египетская; Св. Варвара Великомученица; Пр. Серафим Саровский; Св. Екатерина Великомученица; , Св. Тихон еп. Воронежский; Св. Феодосий Углицкий; Св. Пантелеймон; Св. Евстафий Плакида; Св. Георгий Победоносец; Муч. Иулиан и его дружина; Св. Филарет Московский; Св. Иоанн Воин; Св. Евфросиния, кн. Полоцкая.
Д. Гражданская история.
Венчание русских Государей на царство (2 чтения); Смутное время на Руси и воцарение дома Романовых (2 чтения); О рукописном деле и книгопечатании на Руси; Купец Иголкин и его подвиг; Елена Ивановна, княжна: Литовская; Народная война 1812 года; Погибель Иерусалима; Жизнь за Царя; Добрые люди древней Руси.
Е. Нравоучительные рассказы.
О вреде пьянства; Дивное сказание; Милости хочу, а не жертвы; Пить до дна - не видать добра; За Богом молитва, за царем служба не пропадает; ‘ Галя; Эхо пьянства; Иван Петрович Зноев; Из одной рюмочки; Вера не гас- ’ нет; Где честный труд, там и счастье; Ни за грош погиб; Божеское правосудие; Господь покарал; Где любовь, там и Бог; С пьяных глаз; Колокол ! Св. Духа; Тяжкий грех; Бог правду видит, да не скоро скажет; Суд Божий; Сила веры и молитвы; Ложь. Бог поругаем не бывает; Корысть; Чужое добро; Детские слезы дошли до Бога; Мальчик у Христа на елке; Бог простит; Княжны подвижницы; Чужое добро в прок не идет; Любите друг друга; Светлое Христово Воскресение; Из разбойника - подвижник; Зверь - послушник; Последняя треба; Много ли человеку земли надо.
Ж. По сельскому хозяйству.
Как живет растение и чем нужно удобрять землю; Грядковая культура.
3. По общедоступной медицине.
О холере, ее предупреждении и лечении; Как идет жизнь в человеческом теле.
И. По естественной истории. 
О теплоте и воздухе; Явления природы; О землетрясениях и горах огнедышащих7.

Возрожденное виленское Свято-Духовское братство имело в Российской империи и во всем православном мире очень высокий статус. Его почетным председателем являлся сам император Николай II, а последним председателем Совета Братства был будущий патриарх Московский св. Тихон.

В 1895 г. виленское Свято-Духовское братство обзавелось собственной типографией, вопрос об открытии которой получил положительное решение за несколько лет перед тем при архиепископе Донате, инициировавшем также создание особого Комитета по изданию народных книг. В основном это были брошюры и различного объема листовой материал, рассчитанные преимущественно на простонародную среду, прежде всего деревенскую. При этом многие издания братства выполняли и миссионерскую роль, так как, предназначались местному простонародному, населению вообще и особенно белорусскоязычным крестьянам-католикам. Тиражи всех народных изданий были весьма значительными, порой многотысячными, и в скором времени они заполнили приходские, школьные и личные библиотеки в тогдашних западных землях Российской империи. До сих пор во время наших многочисленных экспедиционных поездок по Белоруссии, Литве, Польше и Украине мы тут и там видим сильно потрепанные, зачитанные экземпляры изданий народной литературы, выпущенные столетие назад виленским Свято-Духовским братством.

По мере накопления литературно-издательского опыта Свято-Духовское братство совершенствовало свою эдиционную идеологию и политику, становилось организатором в сфере народной книжной культуры и литературы для местных провинциальных братств. «Подражая... обширной просветительской деятельности древних братств, современные братства..., - призывал А. И. Миловидов, - должны озаботиться по возможности заведением... типографий и вообще пошире развить издательскую деятельность, что вызывается современным состоянием латино-польского издательства в нашем крае... Для этого необходимо при каждом епархиальном братстве нашего края организовать свой издательский комитет, на обязанности которого будет лежать местное периодическое братское издание, издание брошюр и листков, организация книгопродажи и книгоношества, живой обмен изданиями с другими епархиальными братскими комитетами... Особенное-внимание братства должны обратить на развитие летучей братской литературы: брошюрами и листками должны буквально засыпать наши белорусские села и деревни. Содержание этой народной литературы может быть самое разнообразное: обличение p.-католических заблуждений, поучения и. беседы религиозно-нравственного содержания, рассказы из местной истории...»8.

Начиная с середины 1890-х гг. издательская деятельность самого Виленского Свято-Духовского братства постоянно возрастает. В общей сложности к началу эвакуации из Вильны в августе 1915 г. оно печатает несколько сот отдельных изданий, включая и листовые. Некоторые народные издания братства были весьма объемны, хотя и недороги - ценой всего в несколько копеек. Общий совокупный тираж только отдельных изданий виленского Свято-Духовского братства насчитывал, видимо, около одного миллиона экземпляров. Большинство этих изданий бесплатно раздавалось во время многочисленных народных чтений, при посещении паломниками святынь Вильны и в поездках владык по епархиям. Как констатировалось на съезде православных братств в Вильне летом 1909 г., многие из народных изданий Свято-Духовского братства «пришлись по сердцу белорусу, и теперь не редкость в белорусской хате найти на столе братскую брошюру или листок, а под образами какую-нибудь картинку братского издания»9.

На том же съезде православных братств в Вильне летом 1909 г. был объявлен конкурс на издание книги по местной истории для народного чтения, о которой известный историк П. Н. Жукович, уроженец Брестчины, писал: «И популярная историческая книжка должна и отражать в себе последнее слово науки, и быть во всем документально-убедительной. Иначе, вместо пользы, она принесет вред, давши врагам возможность набросить тень на самую русскую народную книгу вообще»10. При этом участники съезда ставили вопрос и об изданиях народной литературы, «где нужно, на местных наречиях»11. Особым успехом и у авторов и у читателей сразу же стали пользоваться описания местных святынь, о чем на съезде говорил гродненский соборный протоиерей Иоанн Корчинский, наполненные разнообразным историческим материалом, порой совершенно уникальным.

Виленский братский съезд 1909 г. принял обширную комплексную программу деятельности братств в области организации народных чтений, создания библиотек, в том числе «по селам и деревням», народных читален, «куда крестьяне могли бы зайти, обогреться, поговорить о своих делах и почитать книжку», а также книжных складов, включая общий центральный братский склад книг, «который должен быть организован на чисто коммерческих началах». Согласно части резолюции съезда «Братская издательская деятельность»: «Необходимо образовать в каждой епархии Западного края при епархиальных братствах издательские комитеты (где таковые еще не организованы), не стесняя издательскую деятельность уездных и сельских братств, у которых найдутся силы и средства. В видах усиления братской издательской деятельности и постановки ее на. более экономических началах, желательно учредить центральный издательский братский комитет для 10-ти губерний Западного края (включая и Холмщину), не предрешая пока вопроса о месте нахождения комитета. Впредь до учреждения такого комитета желательно устраивать периодические съезды существующих братских издательских комитетов и вести постоянные письменные сношения по поводу выпуска новых изданий и обмена ими. Необходимо по учреждении центрального издательского комитета и прочих братских центральных органов устройство центральной братской типографии. В видах возможно большего распространения братских изданий среди народа, необходимо заведение братствами особых книгонош, для чего войти с ходатайством перед подлежащею властью о разрешении иметь таковых с представлением им бесплатного проезда по казенным железным дорогам и пароходам. Необходим общий братский периодический орган, который объединял бы деятельность братств, давал ей направление, служил целям противо-инославной миссии и был органом церковно-общественной жизни Западного края... ввести в Епархиальные Ведомости библиографический отдел всех вышедших и выходящих в свет братских изданий. Необходимо издание в возможно большем количестве братских летучих листков, отзывающихся на все выдающиеся случаи текущей жизни. Необходимо издание и широкое распространение краткого и возможно дешевого молитвослова, а также краткого миссионерского катехизиса. В виду распространенности в народе календарей, которыми часто пользуются, как орудием латино-польской пропаганды, необходимо издание особого братского календаря, отвечающего местным потребностям и просветительным задачам братств. Так как такое издание является недешевым, то желательна поддержка всех братств, особенно в деле его распространения. Объявить конкурс с премией в 300 р. на составление краткой и популярно изложенной истории Западного края и издать ее с иллюстрациями»12.

Одними из самых традиционно любимых в народе книг являлись многочисленные богогласники, активно издававшиеся всеми братствами, в том числе и виленским Свято-Духовским, которому вменялось также «издать сборники церковных песнопений для руководства участникам в общем пении при богослужении и распространить эти сборники по всем приходам края»13. Вообще православные богогласники становятся как бы особым типом братских изданий, спрос на которые порой превышал предложение, что предполагало переписку таких изданий в простонародной среде от руки во фрагментах или даже целиком, примеры чего мы до сих пор видим во время наших экспедиционных поездок. Пение по богогласнику сопровождало и все народные чтения, устраиваемые братствами, так что он со временем стал своего рода непременной «братской книгой». Священник Александр Рождественский, настоятель Петропавловской церкви в с. Касута, что в нынешнем Вилейском районе Белоруссии, большой знаток и любитель церковного пения, устроитель множества народных чтений, в том числе специально посвященных творчеству выдающихся писателей, таких, например, как Н. В. Гоголь, подготовил объемный «Богогласник» в нескольких частях и выпусках, изданных виленским Свято-Духовским братством14. Этот «Сборник церковных песнопений и духовных песен для пения в семье, школе и на внебогослужебных собеседованиях в 3-х голосном изложении» получил очень широкое распространение и служит людям в нескольких странах до сих пор. Книга эта не только продавалась Свято-Духовским братством (по цене 40 копеек за одну часть), но и бесплатно рассылалась подписчикам «Литовских епархиальных ведомостей». В своем предисловии к «Богогласнику» о. Александр от лица всего Виленского Свято-Духовского братства писал:

Православные люди Святой Руси искони заполняли свой праздничный досуг пением особых религиозных песен, к которым и до сих пор питают исключительную любовь. Песни эти, сохранившиеся и до нашего времени в форме духовных стихов, кантов, колядок составляли особый род религиозной музыки домашней-«демественной», игравшей много лет большую роль в развитии нравственного миросозерцания народа.
Поддержать этот род музыки, столь любимой народом, вот прямая задача предлагаемого Богогласника.
Совместно с этой задачей Богогласник преследует и другие более практические цели.
В настоящее время везде, где устраиваются внебогослужебные собеседования и народные чтения, руководители последними находят необходимость вводить на них и пение.
К сожалению, организация религиозно-нравственных чтений и собеседований с пением народа или участием хора сильно тормозится отсутствием в духовно-музыкальной певческой литературе таких нотных сборников, которые вполне отвечали бы цели внебогослужебных собеседований и по изложению были доступны для сельских хоров.
Предлагаемым сборником церковных песнопений и религиозно-нравственных песен Братство стремится прийти на помощь руководителям народных хоров, принимающих участие в пении на собеседованиях, облегчая им труд выбора песнопений для исполнения на последних.
Соответственно указанной цели в состав настоящего Богогласника, кроме колядок, кантов, духовных стихов и других религиозно-нравственных песнопений, внесены и некоторые церковные песнопения, более знакомые народу по своему содержанию, и легкие по мелодии.
Лучшим проводником песен Богогласника должна явиться начальная, сельская школа, где предлагаемый Богогласник-Дёмественник, изложенный в простой трёхголосной гармонии, может служить полезным пособием при обучении церковному пению.
Издавая настоящий Сборник духовных песен по преимуществу для православного населения Западного края, Виленское Свято-Духовское Братство выражает надежду, что старая, освященная веками песня, сложенная в тяжелые годы гонения на православную веру со стороны католиков, послужит и ныне лучшей руководительницей в жизни духовной, укрепит веру и внесет мир и утешение в многотрудную жизнь здешнего православного христианина”.

Виленское Свято-Духовское братство и его члены были инициаторами многих не только общецерковных, но и образовательных и общекультурных начинаний, оказавших громадное влияние на местное население, прежде всего белорусское, не исключая и католиков из его числа. Виленское Свято-Духовское братство оказалось в начале XX в. лидером среди сотен местных городских и сельских братств и особенно проявило себя после знаменитого царского указа от 17 апреля 1905 г. «Об усилении начал, веротерпимости», после которого десятки тысяч официально до того православных перешли в католичество, стали в массе своей, по весьма ироничному, но меткому холмско-подляшскому выражению, «калакутами» и постепенно совершенно порвали со своей этнокультурной средой, практически изменили свое этническое самосознание. С начала 1907 г. Виленские братчики начинают издавать пользовавшийся большой популярностью во всей Российской империи и особенно в западной ее части журнал «Вестник Виленского Свято-Духовского братства», продолжавший выходить вплоть до 1916 г. уже в период беженства в Москве. В 1907 г. резко возрастает и интенсивность братского книгоиздания. Тогда за год было выпущено 30 наименований народных изданий общим тиражом 37000 экземпляров, а в 1908 г. -32 наименования тиражом 88000 экземпляров16. В качестве приложения к своему «Вестнику» виленское Свято-Духовское братство издает особые «Листки для народа» и «Поучения на православные праздники», да и сами «Литовские епархиальные ведомости» становятся своего рода приложением к нему. «Вестник» составляют и редактируют крупнейшие ученые и общественные деятели Вильны, такие как известный белорусский историк и архивист Д. И. Довгялло, будущий сенатор В. В. Богданович, археограф и историк А. И. Миловидов, который, в частности, способствовал тому, что виленское Свято-Духовское братство стало организатором в 1909 г. Литовского епархиального древлехранилища, призванного собирать и изучать предметы «церковной старины с целью дать возможное представление о ходе церковно-исторической жизни в крае».

Виленское Свято-Духовское братство во многом благодаря своей издательской деятельности оказалось способным организовать местное православное население во время выборов в Государственную думу и, например, в 1912 г. даже провести в ее состав двух своих кандидатов - почетного члена братства Г. Г. Замысловского и священника В. П. Юзьвюка. В одной из своих листовок, распространявшихся тогда среди местного здешнего населения, преимущественно крестьянства, братство констатировало и свою особую роль в организации всей местной общественно-политической жизни: «Как церковно-народная организация, стоящая вне политических партий, Виленское Свято-Духовское братство призывает всех русских людей объединиться с ним для предстоящей выборной компании во имя религиозных и национальных начал и интересов местного населения».

В изданном Свято-Духовским братством в начале Первой мировой войны очерке А. И. Миловидова «К 50-летию русской Вильны», подводился полувековой итог развития кириллографичной печати и книжной культуры в самом столичном городе - Вильне, где к августу 1914 г. имелось уже 76 «заведений, печатающих русским шрифтом или изготовляющих его»17. В этом деле весьма важная роль принадлежала и Виленскому Свято-Духовскому братству, хотя и не создавшему свою достаточно надежно работающую типографию, но в конце XIX - начале XX вв. выступившего в качестве мощного литературно-издательского центра, лидера выпуска изданий народной литературы, организатора массовых народных чтений, оказавших большое влияние на духовную жизнь местных крестьян, их национальное самосознание18.

Лабынцев Юрий Андреевич,
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
Отдела восточного славянства, Института славяноведения.

Журнал "Славянский мир в третьем тысячелетии". 2009


Примечания

1. См., напр.: KloczowskiJ. Wspdlnoty chreicijaiiskie. Krakow, 1964.
2 См., напр.: Зилитинкевич И. Учреждение Виленского Свято-Троицкого православного братства. Вильна, 1883; Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов монастырь: Историческое описание. Вильна, 1888.
3. Отдел рукописей Библиотеки Вильнюсского университета (далее сокращенно - ОР БВУ). F5-BI6. Е.х. 2081. Л. I об.
4. ОРБВУ. F5-B16. Е.х. 2081. Л. 2. /
5. ОР БВУ. F36-AM63;. F36-AM64.
6. См., напр.: Миловидов А: К 15-летию деятельности Виленской Братской комиссии по устройству религиозно-нравственных народных чтений (1895-1909 гг.). Вильна, 1910.
7. Список серий.световых картин, имеющихся в распоряжении Виленского Братского Комитета по устройству религиозно-нравственных чтений. Б. м., б. г.
8. Миловидов А. Западно-русские православные братства, их совремеиное значение и задачи. Вильна, 1912. С. 19-21.
9. Труды съезда представителей западно-русских православных братств, состоявшегося в городе Вильне, по инициативе Вилеиского Православного Свято-Духовского Братства, 2-5 августа 1909 года. Вильна, 1909. С. 69.
10. '"Труды съезда... С. 30.
11. "Труды съезда... С. 37.
12. "Труды съезда... С. 43-44.
13. Труды съезда... С. 51.
14. См.: Богогласник/ Составил и гармонизовал свящ. Александр Рождественский. СПб., 1912-1913. Вып. 1-2.
15. Богогласник... 1912. Вып. 1.4. l.C. I—II.
16. Труды съезда... С. 69.
17. "Миловидов А. И. К 50-летию русской Вильны. Вильна, 1914. С. 21.
18. Вопрос о роли и значении народных чтений в Российской империи практически не изучен. В отношении Литовской епархии и, в частности, самого современного г. Вильнюса и его окрестностей, определенный материал имеется прежде всего в фондах Литовского государственного исторического архива (Lietuvos valstybinio istorijos archyvas): F 605, наиболее многочисленный, содержащий документы Виленской православной консистории; F 610, содержащий документы Виленского Свято-Духовского монастыря. Любопытны в данной связи и некоторые местные церковные и частные архивы бывшей Литовской епархии, в одном из которых сохранилась рассылавшаяся по православным приходам виленским Свято-Духовским братством инструкция о порядке организации народных чтений и деятельности соответствующего комитета братства.