Положение православной церкви в Западной Белоруссии в 1939-1941 годах

Автор: Александр Цымбал

 22553 1
Жировичский монастырь. 1930-е годы.

Начало Второй мировой войны привело к значительным изменениям в положении Православной Церкви на территориях, которые ранее входили в состав Польского государства. 1 сентября 1939 г. митрополит Дионисий Валединский обратился к верующим Православной Церкви в Польше с призывом к защите Отечества. В своем обращении глава Церкви в Польше приводил примеры гетмана Константина Острожского и воеводы Адама Киселя как православных защитников и патриотов Речи Посполитой*. Однако противостоять немецким войскам, а с 17 сентября и Красной армии, Польша была не в силах.

* Свитич А. Православная Церковь в Польше и её автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии 1917–1980 гг. М., 1997. С. 255.

В результате раздела Польши между Германией и СССР Западная Белоруссия и Западная Украина были заняты советскими войсками. Автокефальная Православная Церковь в Польше, возглавляемая митрополитом Дионисием Валединским, потеряла Волынскую, Полесскую, Гродненскую и Виленскую епархии. Актуальным стал вопрос о церковном организационном устройстве и управлении в западном регионе Белоруссии, на который еще распространялась юрисдикция Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ).

С установлением советского режима в западных областях Белоруссии в сентябре 1939 г. религиозная жизнь претерпела существенные изменения. На нее наложили отпечаток как политика государства в целом, так и отношение советской власти к религии и Православной Церкви в частности.

Происходящие перемены в экономической, политической, культурной сферах были бурными: формирование и укрепление новых органов власти, национализация промышленности, конфискация помещичьих, церковных земель, начало коллективизации.

Согласно данным польского статистического ежегодника, в 1939 г. на территории восточных воеводств проживало: 4734,9 тыс. человек римско-католического вероисповедания (36,4 %), 3273,3 тыс. греко-католиков (25,1 %), 3514,7 тыс. православных (26,9 %), 105,5 тыс. евангелистов, 87,9 тыс, человек исповедующих другие религии христианского толка 1Свитич А. Православная Церковь в Польше и её автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии 1917-1980 гг. М., 1997. С. 255. (0,7 %), 1269,1 тыс. исповедующих иудаизм (9,7 %), 17,9тыс. исповедующих другие религии или атеистов (0,1 %)*.

Большевики застали в Западной Белоруссии религиозную жизнь хорошо организованной. В отличие от восточных областей, где были закрыты все церкви, не существовало ни одной епархии и не было ни одного епископа, в западных областях в 1940 г. насчитывалось 542 церкви и 606 священников**. Православные архиепископы - виленский Феодосий Федосьев и пинский Александр Иноземцев - остались на своих местах. Спешно выехали за границу до прихода советских войск епископ гродненский Савва Советов и викарный епископ Виленской епархии Матвей Семашко***. Перед своим отъездом епископ Савва поручил управление Гродненской епархией местной консистории, которую возглавил протоиерей Георгий Боришкевич, настоятель гродненского кафедрального собора. Сам же епископ, используя югославский паспорт, выехал сначала в Берлин, затем в Румынию, а в 1940 г., после короткого пребывания в Константинополе и Белграде, отправился в эмиграцию в США****.

После передачи Виленщины Литве из Ковно вернулся в Вильно депортированный в 1923 г. из Польши митрополит Елевферий Богоявленский. Он возглавил руководство Литовско-Виленской епархии. Архиепископ Феодосий признал ошибочным свое вхождение в состав Польской Автокефальной Православной Церкви, покаялся и попросил принять его обратно в Русскую Православную Церковь (РПЦ). Решением Московского Патриархата от 20 декабря 1939 г. он был принят в РПЦ и был направлен в юрисдикцию митрополита Елевферия*****. После смерти митрополита в декабре на его место был назначен митрополит Сергий (Вознесенский) с титулом митрополита Литовского и Виленского и всей Прибалтики.

*Bonusiak W. Polska podczas II wojny światowej. Rzeszów, 1995. S. 128.
** Национальный архив Республики Беларусь (далее НАРБ). Ф. 4. Оп. 21. Д. 2355.Л. 26; Шкаровский М. В. приводит другую цифру – 749 церквей. (См.: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000. С. 102.)
*** Мартос А. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Минск, 1990. С. 318
**** Arcybiskup generał brygady Sawa (Jerzy Sowietow) : wybór dokumentów. Białystok –Warszawa, 1997. S. 9–11.
***** Касяк І. З гісторыі праваслаўнай царквы беларускага народу. New York, 1956.
С. 79; Свитич А. Православная Церковь в Польше и её автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии… С. 263.

На присоединенных территориях Русская Православная Церковь стремилась подчинить себе приходы, входившие ранее в Польскую Автокефальную Православную Церковь. В Жировичском монастыре находился на покое архиепископ Пантелеймон Рожновский, не признававший образованной в 1924 г. ПАПЦ, юрисдикция которой распространялась на Западную Белоруссию. Архиепископ Пантелеймон, узнав об отъезде епископа Саввы, сообщил духовенству Гродненской епархии о том, что он принимает на себя управление епархией. Гродненская консистория ожидала прибытия на гродненскую кафедру епископа Острожского Симона Ивановского, но тот отказался от поездки в Гродно. После этого консистория и духовенство Гродненской епархии подчинилось архиепископу Пантелеймону. В начале октября 1939 г. он написал в Московскую Патриархию письмо, в котором он просил присоединить его к РПЦ и назначить епископом Пинско-Новогрудским*. Митрополит Сергий ответил письмом от 22 декабря 1939 г. следующее: «Митрополит Елевферий пишет мне, что Вы не получили ни моего письма, ни указа от 17 октября за № 613. Мы Вас утвердили епископом Пинско-Новогрудским с присвоением Вам ношения на клобуке бриллиантового креста, а также звания экзарха Патриархии в виду поручения Вам принять в общение с Патриархией и в свое ведение всех тех областей вновь присоединенных территорий, кто пожелает от автокефалии войти в сношение с Патриархией»**. Заканчивалось письмо предложением прибыть в Московскую Патриархию.

Вскоре после присоединения Западной Белоруссии советское правительство отдало Вильно Литовской республике. Вследствие такого положения Виленская епархия лишилась своего епархиального центра, который остался за границей. Митрополит Сергий указом от 24 июня 1940 г. утвердил Пантелеймона архиепископом Гродненским и Вилейским. Таким образом, архиепископ Пантелеймон объединил две епархии Западной Белоруссии в одну, исключая г. Вильно.

Архиепископ Пантелеймон разослал епископату Западной Украины и Западной Белоруссии письма, в которых уведомлял архиереев о своем вступлении в должность экзарха и запретил за богослужением поминать имя митрополита Варшавского Дионисия. Необходимо было поминать местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия и его экзарха архиепископа Пантелеймона. Экзарх предложил архипастырям выслать ему декларации о признании за Московской Патриархией канонической власти. Декларацию выслал лишь епископ Острожский Симон***.

*КостюкВ. История Полесской епархии (1922-1944). Брест, 1999. С. 113.
**Мартос А. Указ. соч. С. 319.
***Костюк В. Указ. соч. С. 113.

Создавшееся церковное управление не удовлетворяло архиепископа Александра. 1 ноября он и епископ Волынский и Кременецкий Алексий Громадский создали Священный Синод Православной Церкви в границах Западной Украины и Западной Белоруссии. В состав Синода был включен и епископ Острожский Симон*.

Указом Священного Синода Православной Церкви в Польше от 1 января 1939 г. в состав Варшавско-Холмской епархии включался Брестский повет. В сентябре 1939 г. Брестчина оказалась в составе СССР. Учитывая это, Священный Синод Православной Церкви в границах Западной Украины и Западной Белоруссии постановлением от 15 декабря 1939 г. возвратил приходы Брестского повета в ведение архиепископа Александра. Действия Синода вносили раскол в церковное управление на Полесье. Синод архиепископа Александра и епископа Алексия не признавался ни экзархом архиепископом Пантелеймоном, ни митрополитом Сергием**.

В связи с нежеланием части духовенства Брестской области поступать в подчинение архиепископу Александру, оно обратилось с соответствующим ходатайством в Патриархию. Ее указом № 161 от 28 марта 1941 г. Брестская область в церковном отношении передавалась из Полесской епархии в Гродненскую, с учреждением кафедры епископа Брестского, викария Гродненской епархии. В епископа Брестского был хиротонисан архимандрит Венедикт Бобковский, настоятель Свято-Успенского Жировичского монастыря***.

Летом 1940 г. епископат западных областей Украины и Белоруссии был вызван в Патриархию для оформления присоединения к РПЦ. Акт присоединения включал покаяние бывших автокефальных архиереев, исповедь и совместную службу с митрополитом Сергием. 25 июня в Москву прибыл викарий Полесской епархии епископ Камень-Каширский Антоний Марценко, 10 июля - архиепископ Пантелеймон****

* Там же. С. 116.
** Там же. С. 115–116
***Там же. С. 118.
**** Свитич А. Указ. соч. С. 265..

Архиепископ Александр был вызван в Патриархию письмом № 319 от 7 июня. Он должен был прибыть в Патриархию к 20 июня, но в Москву Полесский архипастырь не поехал, сославшись на болезнь. Действительно, в 1940 г., после того, каку верующих Пинска была отобрано помещение Духовной консистории, в которой власти устроили школу милиции, архиепископ Александр находился в подавленном состоянии и ожидал своего ареста. Формально, таким образом, он отказался присоединиться к РПЦ, за что был митрополитом Сергием уволен на покой. На его кафедру в Пинске был посвящен архимандрит Почаевской Лавры Вениамин Новицкий. Посвящение состоялось в Луцке в первой половине июня 1941 г.

В Москву также не поехали архиепископ Феодосий Федосьев и епископ Поликарп Сикорский*. Однако Московский Патриархат не был последователен в своих действиях. Отказ приехать в Москву со стороны епископа Поликарпа не повлек за собой его увольнение, как в случае с епископом Полесским Александром. Позднее, епископ Поликарп неоднократно совершал богослужения вместе с присланным из Москвы экзархом Николаем Ярушевичем и принимал участие в хиротонии епископа Вениамина**.

Визит в Московскую Патриархию привел к существенным изменениям во взаимоотношениях митрополита Сергия и архиепископа Пантелеймона. Архиепископ был лишен титула экзарха Западной Белоруссии и Западной Украины. В его управлении оставалась лишь Гродненско-Вилейская епархия, в состав которой входили три области: Барановичская, Бело-стокская и Вилейская. На территории епархии находилось 307 приходов***.

В июле 1940 г. из Москвы в Луцк был прислан митрополит Николай Ярушевич, назначенный митрополитом Сергием на кафедру Волынской епархии. Он поселился в Луцке с титулом экзарха Западной Украины и Западной Белоруссии. С нападением Германии на Советский Союз митрополит Николай 15 июля 1941 г. был эвакуирован в Киев, где был назначен экзархом всей Украины и митрополитом Киевским и Галицким.

В конце 1939 г. советское руководство, признавая гораздо более сильное влияние церкви в западных областях Украины и Белоруссии, было вынуждено проводить более корректную, чем на остальной территории СССР политику. Она заключалась в использовании хорошо контролируемой Московской Патриархии, как средства советизации****. Учитывая факт дискриминации Православной Церкви польскими властями, и нуждаясь в деятельности Московской Патриархии, советское государство в 1939-1940 гг. уменьшило масштабы антицерковных акций.

* Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917–1980 // Запісы. Беларускі інстытут навукі і мастацтва. New York, 1983. P. 159; Mironowicz A. Kościół prawosławny w Polsce. Białystok, 2006. S. 657.
** Mironowicz A. Op. cit. S. 657.
*** Ibid. S. 643
**** Sword K. Polityka wyznaniowa władz sowieckich na terenie Białorusi Zachodnej w latach 1939 – 1941 // Społeczenstwo białoruske, litewske  polske na zemiach północno – wschodnich II Rzeczypospolitej w latach 1939–1941. Warszawa, 1995. S. 157.

Одной из главных задач третьего пятилетнего плана, принятого в апреле 1937 г., была задача коммунистического воспитания масс и ликвидации пережитков капитализма в сознании людей. Самым распространенным пережитком объявлялась религия. Более того, утверждалось, что дальнейший рост и процветание СССР наталкиваются на противодействие со стороны капиталистического окружения. В числе подобных попыток не последнее место занимала и «гнусная деятельность международной поповщины», призывавшей к «крестовому походу» против большевиков. Поэтому партия потребовала от каждого коммуниста, комсомольца, от каждого активиста - антирелигиозника «сознательного вмешательства в процесс организованной помощи массам в их освобождении от религиозного дурмана». Пропаганда безбожия велась под лозунгом: «Борьба с религией есть борьба за социализм»*.

В западных областях в борьбе с религией применялся богатый арсенал атеистической пропаганды, накопленный в 1920-е - 1930-е годы в СССР. Большевики придавали ей острую классовую направленность. Наступление на церковь советская власть начала с уничтожения материальной базы церкви и духовенства. Уже 29 октября 1939 г. было объявлено о национализации церковной собственности. В соответствии с практикой Восточной Белоруссии межвоенного периода предпринимались шаги по изъятию храмовых ценностей, колоколов, обложению духовенства завышенными налогами. Эта практика использовалась и в Западной Белоруссии**. Все служители культа облагались подоходным налогом и культсбором. Обычно финотдел узнавал о размере дохода священников и облагал их налогом в несколько раз большим, чем весь доход. Так, Белицкий священник был обложен налогом в 6000 руб., а он подал годовой доход в 3000 руб. Священники в Хотенчицах и Ховхле были обложены налогом в 9000 руб. В результате здесь были прекращены богослужения. Священник в Мире был обложен налогом в 15 000 руб. в год***. Во многих приходах верующие начали собирать пожертвования на оплату непосильных налогов на священников. 

*Онищук Н. П. Деятельность Союза Воинствующих Безбожников в Западной Беларуси в 1939 - 1941 гг. // Чалавек. Этнас. Тэрыторыя. Праблемы развіцця заходняга рэгіена Беларусь Матэрыялы міжнароднай навукова - практычнай канферэнцй. Брэст, 1998. С. 227.
** Ярмусик Э. С. Католический Костел в Белоруссии в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.). Гродно , 2002. С. 55.
***Касяк I. Указ. соч. С. 74.

Так, в деревне Бостынь Лунинецкого района поп Вечерко для уплаты налога организовал сбор средств от 10 до 15 руб. с каждого крестьянского двора*.

Ликвидировались позиции церкви в сфере образования. Были закрыты все духовные учебные заведения, запрещалось преподавание Закона Божьего в школе. Однако попытки органов народного образования искоренить религиозность школьников путем атеистической работы не увенчались успехом. В докладной записке о состоянии антирелигиозной работы в Слонимском районе за 1940 г. сообщается: «Антирелигиозная работа среди детей ведется от случая к случаю, она затруднена еще тем обстоятельством, что многие учителя сами не порвали с религией. Учитель деревни Хадевичи Петрарецкого сельсовета Томильчик заявил: «Никто меня не убедил, что нет Бога, и вы меня не убедите. В этом духе я буду воспитывать детей». Учительница Жировичской школы Ванда Кравчик высказала работникам РОНО: «Меня воспитывали в религиозном духе, и я такой останусь»**.

В отходе народа от религии большевики важное место отводили культурно-массовой работе. Вместо храмов народ завлекали в дома соцкультуры, избы-читальни, библиотеки, кинотеатры и иные куль-тпросветучреждения, вместо молитв и обрядов им предлагалось слушать лекторов, радио, смотреть кинофильмы, участвовать в художественной самодеятельности. Однако многие из «очагов культуры» существовали формально, не оказывали значительного влияния на мировоззрение населения, особенно сельского, не меняли его отношение к религии. Это признавалось и в письме ЦК КП(б)Б от 21 октября 1940 г. «О недостатках в работе партийных и советских органов в западных областях Белоруссии»: «Избы-читальни, которые должны быть превращены в очаги культурно-массовой, политической работы, во многих случаях бездействуют: обставлены малокультурно, неуютно, кадры зачастую подобраны неудачно, а в некоторых случаях на работу заведующих избой-читальней пробрались классово враждебные элементы»***.

*НАРБ. Ф. 4. Оп. 21. Д. 2355. Л. 28.
**Там же. Оп. 47. Д. 19. Л. 8.
***Ярмусик Э. С. Указ. соч. С. 48.

Одним из приемов атеистической атаки на религию и церковь стало шельмование духовенства в статьях, памфлетах и карикатурах. Эта «традиция» началась в 1930-е годы, когда «воинствующие безбожники», подогреваемые массированной сталинской пропагандой, срывали с храмов кресты, жгли на кострах иконы, богослужебные книги, церковную утварь.

Духовенство представлялось не иначе как «мракобесы», «черное воинство», «слуги мирового империализма», выставлялось в уродливо-карикатурной форме. Такие характеристики должны были пробуждать у верующих если не ненависть, то хотя бы недоверие к «слугам божьим».

С установлением советской власти западные области Белоруссии приковали к себе внимание Союза воинствующих безбожников (СВБ). Однако в отличие от других регионов СВБ не создал здесь своих ячеек и не развернул активной деятельности. Его идеолог ЕмельянЯрославский в статье «Об антирелигиозной работе в Западных областях Украины и Белоруссии», напечатанной в газете «Безбожник» от 2 ноября 1940 г., писал: «Мы против того, чтобы организовывать в Западной Украине и в Западной Белоруссии ячейки Союза воинствующих безбожников. Это вовсе не значит, что мы отказываемся от борьбы против предрассудков, против реакционного движения религии, против религиозных предрассудков, против реакционной деятельности духовенства». Основной задачей партийных органов в религиозном вопросе провозглашалось опровержение «гнусных выдумок мракобесов о преследовании за веру в СССР». Поэтому, полагал автор, основной формой «борьбы против реакционного влияния церкви и религии здесь должна стать систематическая, планомерная, всесторонняя политико-просветительская работа. Основной формой пропаганды в западных областях Белоруссии и Украины должна быть огромная работа, построенная на естественно-научном материале, на разъяснении советского законодательства о религии и церкви и партийной программы по вопросу об отношении к религии»*.

В 1940 г. Центральный совет СВБ БССР совместно с ЦК КП(б)Б, ОК ЛКСМБ, ЦК ЛКСМБ провел в западных областях Белоруссии четыре трехдневных семинара в Белостокской, Брестской и Барановичской областях с охватом 155 человек. Сюда была направлена пропагандистская литература: «Церковь панской Польши», «15 лет СВБ», «Об антирелигиозной работе в западных областях Белоруссии и Украины» (статья Е. Ярославского), «Православные обряды и их вред», «Миссионеры на службе империализма» - всего по 1000 экземпляров**.

*НАРБ. Ф. 4. Оп. 27. Д. 326. Лл. 20-21.
**Ярмусик Э. С. Указ. соч. С. 51.

Президиум Академии наук БССР совместно с ЦС СВБ БССР создал группу атеизма, в которую вошли академики С. Я. Вольфсон, Н. М. Никольский, Т. М. Годнев, профессор П. Е. Герке и другие. Подготовленные ими популярные брошюры: «Контрреволюционная роль православного духовенства в период русской революции 1905-1907 гг.», «Католическая церковь на службе польских панов», «О происхождении человека» и другие распространялись среди населения западных областей Белоруссии.

За 1940 г. лекторами ЦС СВБ в западных областях, согласно отчету, было прочитано 526 лекций. Вызывает сомнение указанное количество присутствующих - 57 тысяч, т.е. в среднем более 100 человек на одной лекции. Вряд ли можно было найти помещение такой вместимости, особенно в сельской местности. А партийным и комсомольским активом и того более - 922 лекции и доклада для 153 838 человек (более 160 на одной лекции). Их заидеологизированная тематика вряд ли могла заинтересовать слушателей: «Марксизм-ленинизм о религии», «Происхождение религии», «Нравственность и религия», «Сталинская Конституция и свобода совести», «Враги народа под маской религии», «Наука и религия» и т.п*.

Проводились мероприятия по подготовке антирелигиозных кадров. С 5 марта по 3 апреля 1940 г. СВБ БССР и отдел пропаганды и агитации ЦККП(б)Б проводили республиканские курсы антирелигиозного актива областей и районов республики. На них занимались 62 человека. Среди участников были 42 белоруса, 18 евреев, 2 русских, 1 поляк. С высшим образованием - 2, средним - 31, низшим - 30. Коммунисты и кандидаты ВКП(б) составляли большинство - 38, комсомольцы - 23. Все они были партийными деятелями, культработниками, учителями либо рабочими предприятий. Занятия проводились по ускоренной программе и включали лекции из истории религии, марксистско-ленинского понимания религии, происхождения человека, истории атеизма, о формах и методах антирелигиозной пропаганды. После их окончания слушатели направлялись в распоряжение обкомов, райкомов, облсоветов СВБ для использования в антирелигиозной работе**.

*НАРБ. Ф. 4. Оп. 21. Д. 2355. Лл.18-19.
**Ярмусик Э. С. Указ. соч. С. 52.

Однако низкий уровень антирелигиозной работы не удовлетворял государственное руководство и 10 февраля 1941 г. ЦК КП(б)Б принимает постановление «О состоянии антирелигиозной пропаганды в западных областях». Обкомы, горкомы, райкомы партии обязывались «организовать среди населения повседневную систематическую антирелигиозную пропаганду и агитацию. Основной формой должно было стать чтение лекций и докладов на антирелигиозные темы, построенных на естественнонаучном материале, на разъяснении советского законодательства о религии и церкви и партийной программы по этому вопросу». В постановлении намечалась программа идеологической кампании против религии, в которой задействовались редакции газет, радиокомитет, Наркомпрос, Президиум Верховного Совета БССР. Также в постановлении отмечалось, «что антирелигиозная пропаганда в западных областях приобретает исключительно важное значение и должна проводиться на высоком идейном уровне путем кропотливой разъяснительной работы, не допуская администрирования и оскорбления религиозных чувств верующих»*.

Несмотря на некоторую осторожность в религиозной политике, советская власть применяла и репрессивные методы борьбы с религией, а порой действия партийцев, комсомольцев и красноармейцев содержали в себе откровенное издевательство над духовенством и верующими. Например, на второй день пребывания в Пинске красноармейцы подожгли Свято-Федоровский собор и стреляли в него из ружей. Вдоволь наглумившись над храмом, они решили отобрать церковную мебель. Когда члены церковного комитета Анна Полюхович, Борахова и Сыроватко (имена неизвестны) потребовали прекратить самоуправство или предоставить документы на конфискацию имущества, их арестовали. Издевались красноармейцы и над епископом Александром. Считая его тунеядцем, они заставляли архипастыря подметать улицы**. В первые дни установления советской власти были убиты: протоиерей Андрей Куц с семьей в Шиловичах, священник Боровский в деревне Лаши в Левшове, священник Каминский убит около Свислочи. В Жижме Лидского благочиния, был застрелен священник Евграф Бука***.

Новая власть лишила возможности православных верующих посещать богослужения в дни больших праздников. Так, в Давид-Городке, на местном кирпичном заводе в день Успения не вышли на работу 32 человека. Материал на этих людей был передан в судебные органы****.

*КПБ в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК. Т. 3. 1933-1945. Мн., 1985. С. 401-402.
**Костюк В. Указ. соч. С. 109-110.
***Касяк I. Указ. соч. С. 73.
****КостюкВ. Указ. соч. С. 110.

Со стороны светской власти священнослужители испытывали постоянное давление. Один из работников НКВД Лунинецкого района и заведующий военным отделом РК КП(б)Б в состоянии алкогольного опьянения убеждали местного священника отречься от сана. В противном случае угрожали ему репрессиями. Подобные случаи не единичны. Не выдержав угроз, прекратил церковную деятельность священник села Язвинки Лунинецкого района Филипп Донгин. Перестал служить псаломщиком Г. Тридентский*.

Органы НКВД активно боролись с влиянием духовенства на народные массы и самим духовенством. В деревне Фасти Белостокской области председателем крестьянского комитета был выбран дьякон Бакун. Вскоре священник был арестован**. 2 декабря 1939 г. во все областные отделения НКВД была разослана «оперативка», в которой указывалось: «Учитывая, что церковный к-p. (контрреволюционный - Ц. А.) актив - попы, ксендзы, раввины и другие служители религиозного культа будут пытаться использовать религиозные предрассудки населения в к-p. целях, НКВД БССР предлагает: 1. Немедленно направить агентуру на выявление и вскрытие организованной антисоветской деятельности церковников и прочего к-р. элемента... 4. Наряду с агентурно-оперативными мероприятиями по к-р. формированиям среди церковников и сектантов, необходимо проводить агентурно-разложительную работу, которая должна привести к дроблению сект и развалу церковной работы». 17 февраля 1940 г. из НКВД СССР в Белоруссию пришла директива, подписанная Л. Берией, где обращалось внимание «на активизацию антисоветской деятельности католического, униатского, автокефального, православного и еврейского духовенства». В осуществление решений центра 14 июля 1940 г. по всем западным областям за подписью Л. Цанавы была распространена очередная «оперативка», информирующая сотрудников о состоянии и настроениях православного духовенства. Отмечалось, в частности, наличие двух течений внутри Православной Церкви в Западной Белоруссии - автокефальном и соборном. «Принудительное ополячивание, а главное, то обстоятельство, что православное духовенство является чуждым по национальным и социальным взглядам, привело ктому, что между духовенством и населением отсутствует взаимное доверие, что является важным каналом в нашей работе по ведению разложенческой работы в их среде». Все православное духовенство ставили на оперативный учет. Аналогичные материалы были подготовлены в отношении католиков***.

Священнослужители выказывали свое недовольство новой властью. Бывший поп, псаломщикЯнчук местечка Череповцы бывшего Полесского воеводства среди населения заявил: «Серп и молот изображают угнетение народа. Серп - это крестьянское угнетение, а молот - угнетение рабочих»****.

*Там же.
**НАРБ. Ф. 4. Оп. 21. Д. 1683. Л. 2.
***Протько Т. Репрессированная вера// Советская Белоруссия. 1992.24 сентября.
****НАРБ. Ф. 4. Оп. 21. Д. 1683. Л. 119.

Священник Федор деревни Девятковичи при крещении призывал не идти в колхоз. Священник Котович Евгений и иеромонах Шахмат Серафим агитировали за открытие церкви в деревне Поречье, которая была закрыта с приходом Красной армии*.

В местечко Беловежа Гайновского района в сентябре 1940 г. из Пинска приехал священник Бойков, который, с разрешения священника Пушкаревича, проповедовал: «Сталинская конституция дает нам основание отбывать все религиозные обряды, поэтому мы должны еще больше молиться и выполнять все законы евангелия. Там, где я служу, местные власти хотели запретить мне звонить в колокола, но я вместе с прихожанами добился того, что и сейчас звоню. Я призываю вас молиться, посещать церковь. Бог простит вам все грехи»**. Однако, уже 30 ноября 1940 г. на священника Бойкова было заведено уголовное дело, как на злостного неплательщика налогов. Его посадили в Несвижскую тюрьму, несмотря на то, что церковный совет собрал 4 798 рублей для покрытия долга***.

В Горицком сельсовете в деревне Ходовичи Слонимского района 20 октября 1940 г. был назначен сход по выдвижению кандидатов в окружные избирательные комиссии. Собрание, по мнению партийцев, было сорвано бывшим церковным старостой Давидом Балем для выдвижения кандидатов из церковного актива. В Березовском районе, по утверждению местного отделения партии, священник, не желая регистрировать церковную двадцатку, пустил слух, что новый председатель сельсовета Новик предложил ему закрыть церковь и убраться****.

14 октября 1940 г. в праздник Покров при большом количестве верующих (более 2000) архиерей Рожновский выступил с проповедью, в которой говорил: «Мы переживаем очень тяжелые времена, но нам не следует падать духом и унывать. Нужно усилить наши молитвы к царице небесной: подобно тому, как некогда она спасла от гибели жителей г. Константинополя в память чего и установлен праздник «покров», так равным образом она и нас не оставит своим заступничеством и помощью»*****.

*Там же. Оп. 47. Д. 19. Л. 3.
**Там же. Оп. 27. Д. 328. Лл. 152-153.
***Там же. Л.205.
****Там же. Л.28.
*****Там же. Оп .21. Д. 2355. Л.30.

Однако часть священников приняла советскую власть. Это объясняется дискриминацией православной церкви во II Речи Посполитой, неприятием части духовенства, ориентирующегося на Московскую Патриархию, автокефалии Православной Церкви в Польше. Эта часть духовенства, возможно, надеялась с приходом советской власти вернуться в состав РПЦ. Но не исключено и обычное приспособленчество. В деревне Рожайчицы на собрании по выдвижению кандидатов в депутаты священник Васильев произнес: «Да здравствует советская власть, да здравствуют исторические выборы, да взовьется красное знамя на всей земле»*. А священник деревни Ново-Березово Гранютович среди прихожан по поводу налогов говорил: «Жить можно: сначала было наложено около 2000 руб., когда пожаловался в область, то половину сняли»**.

Вскоре после установления советского режима начались депортации отдельных категорий населения Западной Белоруссии в лагеря Сибири. Часть духовенства за сотрудничество с польскими властями была арестована. Под репрессии подпали православные военные капелланы. Так был арестован, а затем расстрелян в Катынском лесу главный капеллан православного вероисповедания Войска Польского протопресвитер Симон Федоренко***. Были высланы православные священники: Анатолий Билев из деревни Занаречье, протоиерей Язеп Морозов и священник Лукьян Кресюк, священник Всеволод Яськов. Протоиерей Ермалай Сурвило был арестован в 1941 г. и погиб, а его сын был депортирован в 1939 г.****. Среди убитых или умерших в тюрьмах и лагерях православных пастырей были протоиереи Илларион Денисевич, Сергий Яроцкий, Александр Саховня, священники Александр Мартинюк, Мелион Матушевич. Был арестован и пропал без вести священник Алексий Сомкович. В 1937 г. он служил в селе Речица Пружанского повета. Для снижения активности «враждебных элементов» только на Волыни и Полесье было арестовано не менее 53-х священнослужителей*****.

*Там же. Л.33.
**Там же. Л.33. -Там же. Л.32.
***Mironowicz A. Kościół prawosławny w Polsce. Bialystok , 2006. S. 642.
****КасякІ. Указ. соч. С. 73.
*****Костюк В. Указ. соч. С. 111.

Таким образом, с установлением советского режима в Западной Белоруссии религиозная жизнь претерпела существенные изменения. Епархии на присоединенных территориях были включены в юрисдикцию Московской Патриархии. Однако не все руководители епархий согласились подчиниться Москве и создали Священный Синод Православной Церкви в границах Западной Украины и Западной Белоруссии, чем вызывали раскол в Православной Церкви на присоединенных территориях. Сохраняя прежнюю установку на искоренение религиозных пережитков, советская власть признавала значительное влияние Церкви в западных областях. Основными формами борьбы с религией стали:

- лишение церкви и духовенства материальной базы;

- ликвидация церковного влияния в сфере образования;

- пропаганда атеизма и антирелигиозная агитация;

- репрессии в отношении священников.

Уже в 1940 г. государственная религиозная политика начинает постепенно ужесточаться. А в июне 1941 г., за несколько дней до начала войны, в статье «Патриотизм и религия» (опубликованной в журнале «Безбожник») утверждалось: «Религия является злейшим врагом советского патриотизма. История не подтверждает заслуг церкви в деле подлинного патриотизма...»*.

*Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 111.

Цымбал Александр Георгиевич,
кандидат исторических наук г. Минск
Сборник "Западная Белоруссия и Западная Украина в 1939-1941 гг.: люди, события, документы"
– СПб.: Алетейя, ISBN 978-5-91419-549-3.