Белорусская тематика глазами редакторов, авторов и читателей российских исторических журналов второй половины XIX - начала XX века

Автор: Алексий Хотеев

rusk starina

Материалы российской исторической периодики второй половины XIX - начала XX в. содержат массу разнообразных сведений о региональной истории, в том числе и о Белоруссии. Сюда входят публикации исторических источников (документов, мемуаров, писем, иллюстраций), научных и публицистических статей, новостных сообщений по различным сюжетам этнографии, краеведения, историографии и библиографии. Впечатляет само число периодических изданий исторического профиля. Их насчитывается 122, включая историко-литературные журналы, сборники научных и историко-архивных обществ и учреждений, военно-исторические журналы и т.д. [29, с. 2]. Среди них наиболее читаемыми были издания популярной направленности, а именно историко-литературные журналы. Рассмотрению именно этих изданий посвящена настоящая статья. Белорусская тематика в объеме 455 статей выявлена на страницах двенадцати из семнадцати столичных журналов: «Русском архиве», «Русской старине», «Древней и Новой России», «Историческом вестнике», «Вестнике всемирной истории», «Всемирном вестнике», «Былом», «Минувших годах», «Исторической летописи», «Нашей старине», «Светоче», «Голосе минувшего». В историографии такое исследование проделано впервые.

В целом развитие российской периодики в обозначенный период характеризуется стремительным ростом числа изданий, своего рода журналистским бумом, обусловленным самим духом Великих реформ, ослаблением цензурного законодательства, желанием образованных людей высказать свое мнение о происходящих переменах. В области исторического знания это хорошо выразил проф. Нежинского института Н.Я. Аристов: в 1860-е гг. «пал официальный запрет вести русскую историю только до Петра Великого», профессиональный интерес больше не ограничивался вопросом «Откуду есть пошла Русская земля?», но простирался дальше: «Куда идет Русская земля с многомиллионным своим населением?» [2, с. 670,677] Редактор журнала «Русская старина» М.И. Семевский так писал о задачах своего издания: «Воспроизведение с полнейшим беспристрастием [...] записок, исследований, очерков и материалов, содействующих разработке отечественной истории, литературы и искусств и, тем самым, служащих к развитию самосознания русского народа и стремлений в нем ко всему лучшему в деле развития его нравственного бытия и всего склада его жизни» [27, с. 741]; «Чествовалось ли лицо, праздновалось ли какое-нибудь историческое событие, загоралась ли борьба на той или другой окраине нашего отечества мы представляли воспоминания, рассказы и очерки, относящиеся до того события, память о котором так или иначе чествовалось в это время» [26, с. 1057]; «Если мы, не довольствуясь временами давно минувшими, приближаемся к недавним, так сказать, вчерашним событиям и даем место на страницах нашего издания воспоминаниям деятелей и очевидцев Крымской кампании, усмирения Польши и даже последней [болгарской] войны - причиною тому глубокое наше убеждение, что события ближайшие к нам, уроки и ошибки недавнего прошлого - особенно назидательны для будущего» [25, с. 739]. Эти слова вполне характеризуют взгляды редакторов и других исторических журналов, их авторов и читателей.

Собственно белорусская проблематика не сразу выделилась в российской периодике как отдельное направление. Во время польского восстания 1863 1864 гг. пристальное внимание публицистов было приковано к «польскому вопросу», Белоруссия с ее этнографическими особенностями приобрела особые очертания в глазах читающей публики уже как результат внимательного рассмотрения, так сказать, объекта первого плана. Об этом писал спустя почти тридцать лет этнограф А.Н. Пыпин: «В это время русское общество в первый раз узнало с достоверностью об этнографическом составе западного края и получило понятие об его истории [...] Мы, русское общество, забыли о существовании Белоруссии, мы коснели в неведении о той борьбе, которая совершалась там целые века; только теперь начинаем познавать ту пользу, какая принесена была общему делу русской национальности борьбой белорусского народа за свое существование» [16, с. 87, 90].

Верно отмеченная А.Н. Пыпиным перемена в сознании читающей публики сказалась на тематической направленности публикаций в историко-литературных журналах. Действительно, в таких изданиях как «Русский архив», «Русская старина», «Древняя и Новая Россия», «Исторический вестник», появившихся в 1863 1880 гг., на первом месте оказались материалы о деятельности гр. М.Н. Муравьева во время последнего польского восстания. Были изданы важные для истории документы и воспоминания: «Записки» (мемуары) самого гр. М.Н. Муравьева, его же «Отчет» об управлении Северо-Западным краем в 1863 1865 гг., некоторые его распоряжения, касающиеся проведения крестьянской реформы, административной структуры, конфессиональной политики. Впервые в печати появились воспоминания его бывших сотрудников и современников А.Н. Мосолова, Н. А. Никотина, В. А. фон Роткирха, ген. Я.В. Бакланова, ген. Н.К. Имеретинского, Р.П. Сорокина и др. Были напечатаны также воспоминания повстанцев: С. С. Окрейца, Р. Рогинского, А. Ягмина. Интерес вызывали сюжеты политической и военной истории, связанные с разделами Речи Посполитой и Отечественной войной 1812 г. Значительное внимание в публикациях уделялось также конфессиональной истории: деятельности Преосвященного Иосифа (Семашко) по униатскому вопросу, присяге архиеп. Могилевского Варлаама (Шишацкого) Наполеону в 1812 г. и др. [32]. Однако постепенно материалы по военно-политической и церковной тематике в журнальной периодике стали дополняться статьями по этнографии и культуре Белорусско края. В этом отношении особо необходимо отметить публикации «Исторического вестника». По числу такого рода статей он превзошел другие исторический журналы. На его страницах были опубликованы 184 статьи белорусской направленности, что составляет 41 % от всех выявленных статей. Из них книжные рецензии и историографические публикации составляют чуть более половины (98 заметок). В связи с этим необходимо отметить высокие оценки рецензентов «Исторического вестника», которые всякий раз получали труды белорусских этнографов и краеведов А.П. Сапунова и Е.Р. Романова [30]. В начале XX в. общее число статей по этнографии и культуре вместе с новостными сообщениями о культурных событиях Белоруссии в историко-литературных журналах превзошло количество публикаций по военно-политической и церковной тематике и составило 291 статью (64 %).

При издании всех этих материалов сказывались различные внешние и внутренние факторы: читательский спрос, государственное или частное финансирование, собственные взгляды редакторов и авторов, ведомственная и редакторская цензура. Что касается последней, то она действовала в течение всего изучаемого периода и имела общую тенденцию к либерализации. И цензоры, и редакторы журналов внимательно относились к публикациям, в которых затрагивались члены императорской фамилии, основы государственного устройства России и общественной морали, права господствующего вероисповедания (Православия) и честь частных лиц [4]. Отдельные инструкции и предписания конкретизировали общие положения цензурных правил, в частности, не допускались публичные высказывания с призывом восстановить Речь Посполитую в границах 1772 г. (т.е. с включением Белоруссии, Литвы и части Украины) [15, с. 172]. Однако не было каких-либо специальных ограничений на употребление терминов, подчеркивающих этнографические особенности белорусско-литовских губерний. Цензурные вырезки (купюры) делались только при издании мемуаров и публицистических статей и касались преимущественно личных выпадов против тех или иных государственных лиц, лишних подробностей приватной жизни и негативных оценок текущей политики. Изменения статей по белорусской тематике с этой стороны затронули только три публикации, посвященные деятельности гр. М.Н. Муравьева, включая его «Записки». Остальные материалы выходили без существенных правок или сокращений [33].

Позиция редакторов и издателей исторической периодики представляется самым важным фактором для публицистики. В этом отношении имеют значение их связи с белорусской землей (рождение, образование, родственные связи, знакомства). Установлено, что из числа редакторов историко-литературных журналов белорусским уроженцем может считаться только В.И. Семевский (редактор «Голоса минувшего» и сотрудник «Русской старины» родился в Полоцке), что, однако, практически не сказалось на направленности его публикаций [23, с. 7]. Его старший брат М.И. Семевский (1837—1892), редактор «Русской старины», родился на Псковщине, но его отец одно время занимал должность эконома в Полоцком кадетском корпусе, а его мать происходила из фамилии польских помещиков из Минска. Сам М.И. Семевский учился в Полоцком кадетском корпусе и получил там похвальную грамоту [18, л. 1]. Будучи литератором, он интересовался сюжетами истории Северо-Западного края, о чем свидетельствует особая редакторская папка «Польша», в которой значится 158 материалов, касающихся польского вопроса, в том числе 33 неизданных материала по белорусской истории [17]. Связь М.И. Семевского с Белорусским краем обусловила его интерес к местной проблематике. По числу статей белорусской направленности «Русская старина» стоит на втором месте среди других исторических журналов 138 статей или 30 % всех публикаций. Выпускником Полоцкого кадетского корпуса был также редактор «Русской старины» в 1896-1904 гг. Н.Ф. Дубровин [24, с. 323]. Н.Н. Сергиевский (1875 1955), издатель журнала «Наша старина» (печатавшегося в Петербурге, в 1914 1917 гг.), родился в семье попечителя Виленского учебного округа Н.А. Сергиевского. Он закончил в Вильно 1-ю гимназию, после этого некоторое время занимал должности в административных учреждениях Витебска[19, л. 5 6], однако в качестве редактора столичного журнала он не написал ни одной статьи по белорусской истории.

Многолетний издатель «Русского архива» П.И. Бартенев (1829—1912) проявлял немалый интерес к прошлому Белорусского края. Это подтверждает его переписка, в частности, письмо неизвестного (написанное после 1881 г.), в котором речь идет о состоянии в крае «русского дела», упоминаются «забытые братства», отмечаются недостаток русских книг, жалобы православных священников и учителей [6, л. 61 64]. Знакомство с выходцами из Белоруссии П.И. Бартенев завел еще со времени своей гимназической и университетской учебы. Об этом редактор сообщил в своих мемуарах, продиктованных за два года до смерти в 1912 г. Так, И.М. Родзевич, из бывших униатов, был его гимназическим преподавателем латинского языка и сумел обучить свободному владению этим языком. По словам П.И. Бартенева, И.М. Родзевич «был белорус», «достойный всякого уважения человек» [3, с. 56 57]. Второму своему учителю автор уделил несколько больше внимания — это был К. А. Коссович, уроженец Слуцка. П.И. Бартенев писал о нем: «Способность к языкам у него была удивительная; кроме отличного знания языков новых и обоих классических, он занялся языками восточными, читал свободно по-еврейски и арабски, но в особенности полюбил санскрит» [3, с. 62]. И.М. Родзевич был из воссоединенных униатов и после окончания Московского университета преподавал греческий язык во 2-ой Московской гимназии, когда и сошелся с П.И. Бартеневым. «В сущности, он был белорус, а не поляк», замечает редактор «Русского архива» [3, с. 62]. Эти слова важны в том отношении, что П.И. Бартенев, по собственному признанию, с самого отрочества до поры своего учительства «относился к католичеству и полякам почти враждебно» [3, с. 84]. К. А. Коссович обучал его в университетские годы санскриту в частном порядке, а затем именно он помог ему устроиться в Петербурге домашним учителем к внукам гр. Б.Д. Блудова[3, с. 73 76]. Кроме учителей П.И. Бартенев тепло вспоминает еще о своем университетском товарище А.И. Казановиче, белорусе, из Могилевской губернии[3, с. 61 62]. Долгие годы дружбы связывали редактора с представителем магнатского рода из Белоруссии гр. К.А. Хрептовичем-Бутеневым, который иногда передавал свои материалы для публикации [34].

Больше других редакторов исторических журналов был открыт для статей по белорусской тематике уроженец Москвы, потомственный дворянин и историк-любитель С.Н. Шубинский (1834 1913). Он редактировал сначала журнал «Древняя и Новая Россия», а затем был многолетним редактором «Исторического вестника». Его умение работать с авторами, особенно начинающими, привлекало много сотрудников не только из столицы, но и из провинции. Свои материалы присылали С.Н. Шубинскому в числе прочих корреспонденты из Вильно, этой культурной столицы всего Северо-Западного края, а также из некоторых белорусских городов. Заметное количество статей, касающихся белорусской и литовской тематики в «Историческом вестнике», позволили церковному историку П.Н. Жуковичу, тогда еще скромному преподавателю Литовской духовной семинарии, написать: «В «Историческом вестнике» чаще, чем в других русских журналах, помещаются статьи по западнорусской истории» [20, л. 273].

Авторы, присылавшие материалы для издания в столичной периодике, кроме внутренней мотивации (заявить о своих исследованиях, интересных фактах, приобрести престиж известного литератора) имели порой и финансовый интерес, поскольку статьи оплачивались. Изучение переписки С.Н. Шубинского показывает, что практиковались два вида вознаграждения: бесплатное оформление годовой подписки на журнал и выплата гонорара. Последний составлял обычно 50 60 руб. серебром за печатный лист (35 тыс. знаков) [21, л. 1]. Для таких известных авторов как историки С.М. Соловьев и Н.И. Костомаров предусматривался гонорар в шесть раз больший [22, л. 29 об.]. Изучение публикаций в журнальной периодике позволяет выявить два круга постоянных авторов, писавших по белорусской проблематике: столичный и провинциальный. Большинство этих авторов, проживая в Петербурге, были одно время связаны с Белорусским краем происхождением, образованием или служебной деятельностью. Некоторые из столичных авторов не только писали статьи или предлагали материалы для издания, но и вели постоянные рубрики, составляли указатели, вычитывали корректуры.

Так, активным сотрудником журнала «Древняя и Новая Россия» был выходец из Рязанской губернии П.А. Гильтебрандт (1840 1905). Он учился в Московском университете по филологическому отделению, а затем в 1865 1871 гг. работал в Вильно в публичной библиотеке и был помощником архивариуса Центрального архива древних актовых книг. Во время службы в Северо-Западном крае он разносторонне проявил себя: принимал участие в работе Виленской археографической комиссии, подготовил описание рукописного отделения Виленской публичной библиотеки, редактировал несколько томов серийного издания «Археографический сборник документов, относящийся к истории Северо-Западной Руси», издал текст самого древнего письменного памятника на территории Беларуси Туровского Евангелия, сотрудничал в газете «Виленский вестник», где писал статьи по краеведению, составил «Сборник памятников народного творчества в Северо-Западном крае» (Вильна, 1866). В результате такой активной деятельности (экспедиции, разбор библиотечных собраний) у П.А. Гильтебрандта в рукописном виде составилась коллекция из 2000 записей памятников народного фольклора [35]. Из Вильно П.А. Гильтебрандт переехал в Петербург, где устроился в Археографическую комиссию при министерстве народного просвещения, работал также в Синодальной типографии, был членом различных научных обществ. В 1870 г. началось сотрудничество П.А. Гильтебрандта с журналом «Русская старина» [5]. С 1876 г. он стал вести рубрику «Заметки и новости» в журнале «Древняя и Новая Россия». Здесь П.А. Гильтебрандт опубликовал 724 заметки, из которых 30 посвящены различным сюжетам краеведения и церковной истории Белоруссии. После ухода из редакции журнала С.Н. Шубинского главным помощником по изданию «Древней и Новой России» стал П.А. Гильтебрандт [11]. По своим историческим воззрениям он был продолжателем проф. СПбДА М.О. Кояловича, в частности, развивал его взгляды на значение западнорусской полемической литературы, печатая полемические сочинения в «Русской исторической библиотеке».

Необходимо также отметить еще одного столичного автора М.И. Городецкого (1844—1893). Он был уроженцем Орловской губернии, в 1865 1879 гг. работал в комиссии по крестьянским делам в Варшаве и Ломжинской губернии. Здесь М.И. Городецкий основательно познакомился с этнокультурными особенностями Царства Польского, изучал местную историю [9]. В 1879 1893 гг. он работал в Министерстве внутренних дел в Петербурге, занимаясь подготовкой реформы Крестьянского банка. М.И. Городецкий сотрудничал в «Историческом вестнике», где ему принадлежат 4 статьи и 10 книжных рецензий, связанных с белорусской тематикой. Кроме того, известно, что он готовил тексты и выбирал иллюстрации для второй части книги «Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края» (СПб., 1890), для чего совершал поездки в белорусско-литовские губернии. В своих статьях и рецензиях М.И. Городецкий отмечал специфику польского культурного влияния в Северо-Западном крае, негативные последствия церковной унии. Ее упразднение в 1839 г. обусловило, по мнению М.И. Городецкого, неудачу польского восстания 1863 г. и стало основой для культурного возрождения Белоруссии с 1860-х гг. По случаю 50-летнего юбилея воссоединения униатов он писал, что лучше всего увековечить это событие учреждением в Вильно духовной академии (указывалось на то, что выпускники великорусских академий не желали ехать сюда, а местные уроженцы, получившие образование в центральной России, не желали возвращаться обратно), что было бы делом «истинного просвещения, в котором нуждается край, празднующий ныне полувековой юбилей своего возрождения в духе православной веры и русской народности» [10, с. 700]. Эти слова характеризуют его как чиновника, который надеялся посредством просвещения укрепить симпатии простых жителей западных губерний к российской власти.

Из провинциальных авторов больше всего материалов в столичные исторические журналы присылал А.И. Миловидов (1864—1935). Он родился в семье священника в Тульской губернии, получил духовное образование в Тульской семинарии и Московской академии. Был учеником В.О. Ключевского. В 1890 1894 г. А.И. Миловидов преподавал в Пинском духовном училище, а затем до 1912 г. в Литовской духовной семинарии. В 1912 1915 гг. был заведующим Муравьевским музеем в Вильно. С 1916 г. он работал в архивах Петрограда и закончил свою профессиональную карьеру работником Ленгубархивбюро [1, л. 77 81]. А.И. Миловидов бы автором многочисленных статей, трактующих сюжеты белорусской истории с позиции западнорусской исторической школы. Характерной чертой его публикаций была полемическая заостренность, борьба с усилением польской культуры и влиянием Католической церкви [31]. В «Историческом вестнике» статьи А.И. Миловидова выходили иногда без указания авторства. В этом журнале, а также в «Русской старине», «Русском архиве» и «Вестнике всемирной истории» были напечатаны 11 его статей, еще 6 его сочинений были отмечены рецензиями.

Военный юрист и литератор из Вильно А.В. Жиркевич (1857 1927), также активно сотрудничал со многими столичными изданиями. Он родился на Витебщине в г. Люцине, был внуком витебского губернатора И. С. Жиркевича. Военное образование получил в Виленском юнкерском училище и Петербургской военно-юридической академии, занимал в разное время должности следователя, прокурора, судьи. Служил в Виленском и Московском военных округах. Отличался приверженностью к строгим нравственным принципам и справедливости, почему не всегда ладил с начальством. А.В. Жиркевич собирал исторические документы и предметы, особенно много сделал для сохранения бумаг времени гр. М.Н. Муравьева, которые передал в Муравьевский музей. По жене А.В. Жиркевич был в родстве с виленским историком и археографом П.В. Кукольником (1795 1884), состоял в дружеских отношениях с председателем Виленской археографической комиссии Ю.Ф. Крачковским (1840 1903). А.В. Жиркевич напечатал в журналах «Русская старина» и «Исторический вестник» 8 статей, 4 его сочинения были отмечены рецензиями. Характерные слова А.В. Жиркевича как писателя-мемуариста: «Обязанность каждого из нас, простых смертных, сталкивавшегося с крупной единицей общества, сообщить о ней потомству личные наши впечатления, сколь бы не были они беглы, отрывочны, даже односторонни. И надо торопиться с подобными мемуарами, пока живы еще в памяти настроения, краски, звуки... Сухие документы, официальные протоколы не удовлетворяют более современников: за ними редко видна душа человеческая, с достоинствами ее и недостатками. Только заметки очевидцев, набросанные при этом на свежую память, с целью сказать одну правду, без боязни задеть родных и приятелей, одухотворяют формулярные списки, казенные некрологи, официальные бумаги» [12, с. 886].

Это наиболее активные сотрудники исторических журналов. В целом же, если говорить об участии в российской исторической периодике авторов, родившихся или работавших в Белорусском крае, то доля их публикаций в общем количестве статей по белорусской тематике значительная. Изучение журнальной публицистики показывает, что из числа всех известных авторов 101 человек, включая 69 мемуаристов, в столичных историко-литературных журналах опубликовали 211 статей, что составляет 47 % всех напечатанных материалов, установленного и неустановленного авторства.

Особенности издательской программы, редакторские подходы, авторские публикации определяли круг читателей и степень популярности каждого исторического журнала. В первую очередь, это отражалось на тираже издания, что можно рассмотреть на примере трех самых известных историко-литературных журналов: «Русского архива», «Русской старины» и «Исторического вестника».

П.И. Бартенев начинал «Русский архив» с небольшого тиража в 500 экз. и сумел поднять его за пять лет до 1000 экз. В конце 1870-х гг. тираж достиг 3000 экз., а затем снизился до 1300 и оставался так много лет [13, с. 169]. При таком количестве издание не окупалось. Редактор не старался сделать журнал более публицистичным и литературным, принципиально сохраняя «архивный» характер материалов, рассчитывая на специальный интерес читателей. Однако для существования издания необходимы были средства. Это вынудило П.И. Бартенева обратиться за помощью к правительству. Содействие в получении государственных субсидий оказали министр народного просвещения И.Д. Делянов и обер-прокурор К.П. Победоносцев. «Русский архив» получил также льготные тарифы за рассылку от почтового департамента. С конца 1880-х гг. журнал входил в число обязательных для подписки в гимназиях, училищах и учительских институтах в силу рекомендаций от попечителей учебных округов [13, с. 171]. Постоянными читателями журнала были члены императорской фамилии, многие русские литераторы, журналисты и ученые, знатные дворяне, провинциальные чиновники и учителя. Согласно росписи имен и учреждений, которым высылался «Русский архив» в 1865 г., среди 601 подписчика были 16 человек из белорусских губерний (из городов Брест, Вильно, Витебск, Гродно, Минск, Могилев, Невель, Полоцк, Слоним, Слуцк), среди подписчиков — учителя, чиновники, военные, священники. Заметно, что число подписчиков из Белоруссии на раннем этапе выпуска журнала невелико. С учетом возросшей конкуренции с появлением других исторических периодических изданий можно предполагать, что оно значительно и не возрастало, ограничиваясь, главным образом, подпиской на библиотеки и учебные заведения Северо-Западного края.

«Русская старина» была рассчитана на самый широкий круг образованных читателей. Тираж журнала уже на второй год издания составлял 3500 экз., а в 1880-е гг. доходил до 6000 экз. Затем последовал некоторый спад, но тираж не опускался ниже 4500 тыс. экз.[14, с. 49, примеч. 8]. Несмотря на популярность в 2 3 раза большую, чем у «Русского архива», журнал М.И. Семевского также нуждался в правительственной поддержке. Есть основания полагать, что материальная помощь издателю оказывалась при содействии вел. кн. Константина Николаевича, который был начальником М.И. Семевского в Главном комитете по устройству сельского состояния [14, с. 42]. Редактор практиковал раздачи комплектов журнала в различные учебные заведения и общественные учреждения. Что касается подписчиков из белорусских губерний, то имеется следующая статистика. В 1880 г. в Виленской губернии было 36 подписчиков, Витебской 26, Гродненской 37, Минской 30, Могилевской 26 (всего 155), а в 1890 г. в Виленской 48, Витебской 29, Гродненской 35, Минской 30, Могилевской 25 (всего 167) [27, с. 1085 1086; 28, с. 821 822]. Поскольку это были лучшие годы по величине тиража, можно предположить, что число подписчиков на «Русскую старину» в Белоруссии и в последующие годы в среднем было около 150 человек. Для сравнения, согласно тем же редакционным ведомостям о подписке, Варшавская и Киевская губернии получали каждая более 100 экз., Петербург - свыше 1300 экз., Москва - более 600 экз.

Тираж «Исторического вестника» значительно превосходил тираж двух предыдущих журналов. Он начал с количества в 3250 экз. в первый год (1880 г.) и в 1890 г. достиг 5800 экз., в 1900 г. 10200 экз., а в 1914 13000 экз. [7, с. XIV; 8, с. 182, примеч.]. По свидетельству ближайшего помощника С.Н. Шубинского, а затем редактора Б.Б. Глинского, наибольшей популярностью у читателей пользовались рубрики, где печатались воспоминания, историко-литературные очерки и заграничные исторические новости [7, с. VII]. Следует также учесть, что подписная цена на год для «Русского архива» составляла 7 руб. (с 1881 г. 9 руб.), «Русской старины» 7 руб. (с 1882 г. 9 руб.), «Исторического вестника» стабильно 10 руб. При этом читательский спрос на «Исторический вестник», судя по тиражу, превосходил спрос на «Русский архив» почти в 10 раз, а на «Русскую старину» — почти в 3 раза. По этим косвенным соображениям, можно предположить, что число подписчиков на «Исторический вестник» в белорусских губерниях также превосходило «Русскую старину» в 3 раза, т.е. в начале XX в. было около 450 человек. Из этого можно сделать вывод, что читаемость самых известных историко-литературных журналов в белорусско-литовских губерниях не превышала средние показатели в целом по России. Больше всего читателей проживали в столицах - Петербурге и Москве.

Изучение материалов атриальной периодики позволяет прийти к заключению, что публикация статей по белорусской тематике в первую очередь обусловливалась личной позицией того или иного редактора, его открытостью к краеведческой проблематике. Стабильный рост тиража, достаточное финансовое обеспечение, выплата гонораров, в конечном счете, популярность у читателей делали издание привлекательным для авторов, которые сами искали возможность прислать свой материал для напечатания («Исторический вестник»), В случае с «Русской стариной», основанной М.И. Семевским, непосредственная связь редактора с Белорусским краем также имела значение для публикации статей белорусской направленности. Интерес читателей и издателей был обращен к событиям недавнего прошлого, поэтому события польского восстания 1863 1864 гг. в значительной степени послужили толчком для специального рассмотрения культурной и этнической истории Северо-Западного края: Белоруссия и ее специфика выступили в периодике на фоне заострившегося «польского вопроса». Белорусские уроженцы или люди, оказавшиеся в западных губерниях по обстоятельствам службы или работы, стали корреспондентами редакторов исторических журналов. Среди них особенно необходимо отметить заметной число авторов из культурной столицы всего Северо-Западного края - Вильно. Все эти люди прислали почти половину всех статей по белорусской тематике, что позволяет говорить об их весомом вкладе в развитие белорусоведения в России. При этом читаемость самих исторических журналов в белорусско-литовских губерниях не превышала средние показатели по России, что говорит о невысоком уровне здесь читательского спроса на столичные журналы. Вместе с тем, широкое распространение исторической периодики в других губерниях и даже за границей, безусловно, способствовало популяризации знаний о Белоруссии и ее этнографических особенностях.

Священник Алексий Хотеев.
Минская духовная семинария, Жировичи, Беларусь
Проблемы истории и культуры славян в академическом дискурсе России, Белоруссии и Сербии:
сборник материалов круглого стола (г. Новозыбков, Брянская область, 12 сентября 2020 г.) /
Под ред. В.В. Мищенко, Т.А. Мищенко, С.П. Куркиной ‒ Брянск: ООО «Аверс», 2020. – С. 86-95

 

Список литературы:

1. АРАН (СПб.) Ф. 155.Оп.2. Д.472. Анкетные данные сотрудников. 1922-1935 гг.

 2. Аристов, Н.Я. Разработка русской истории в последние двадцать пять лет (1855-1880)//Историческийвестник. 1880. Т.1. №4. С.665—680.

 3. Бартенев, П.И. Воспоминания / П.И. Бартенев // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. [Т] 1. С. 47 95.

 4. Временные правила по цензуре от 12 мая 1862 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-ое. В 55 т. (1825 1881 гг.). СПб.: Типография II Отделения императорской канцелярии, 1865. Т.37. Отд. 1. С. 430-431.

 5. Гильтебрандт П.А. Васко-Вагцило, внук Богдана Хмельницкого. Документ 1744 г. / П.А. Гильтебрандт // Русская старина. - 1870. - Т. 2. - С. 522 524.

 6. ТИМ ОПИ. Ф. 368. Д. 1. Письма разных лиц в редакцию «Русского архива». 1842 1917 гг.

 7. Глинский, Б.Б. Двадцатипятилетние «Исторического вестника» / Б.Б. Глинский//Исторический вестник. 1904. Т. 98. №12. С. IXVI.

 8. Глинский, Б.Б. «Исторический вестник» за 35 лет (портретная галерея) / Б.Б. Глинский.//Исторический вестник. 1915. Т. 139. №1. С. 180 207.

 9. Городецкий Митофан Иванович (некролог) // Подольские епархиальные ведомости. Подольск, 1893. № 28. Неоф. часть. С. 473 479.

 10. Городецкий, М.И. Полувековой юбилей воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью / М.И. Городецкий // Исторический вестник. 1889. Т. 35. С. 693 700.

 11. Грацианский В.И. От новой редакции / В.И. Грацианский // Древняя и Новая Россия.- 1880.-Т. 16.-С. 9.

 12. Жиркевич А.В. Архиепископ Иероним (опыт характеристики) / А.В. Жиркевич//Исторический вестник. 1908. Т. 113. С. 881 915.

13.Зайцев, А. Д. Петр Иванович Бартенев и «Русский архив» / А. Д. Зайцев. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2013. 480 с.

 14. Кох О.Б. К вопросу о типогенезе периодических исторических изданий в России во второй половине XIX в. / О.Б. Кох // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: СПбГУ, 2005. Серия 2. № 4 - С. 39 50.

 15. Лемке М.К. Эпоха цензурных реформ 1859 1865 годов/М.К. Лемке. —СПб.: книгоиздательство М.В. Пирожкова, 1903. - 512 с.

 16. Пыппн А.Н. История русской этнографии. Т. 4: Белоруссия и Сибирь / А.Н. Пыпин. - СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1892. - 488 с.

 17. РО ИР ЛИ РАН. Ф. 265. Оп. 10. Материалы журнала «Русская старина».

 18. РО ИРЛИ РАН. Ф. 274. On. 1. Д. 408. Похвальные листы, выданные М.И. Семевскому Полоцким и Константиновским кадетскими корпусами (1852 1855 гг.).

 19. РО ИРЛИ РАН. Ф. 377. Оп. 7. Д. 3241. Сергиевский Николай Николаевич. Письма С.А. Венгерову. 1912 1913 гг.

 20. РО РНБ. Ф. 874. On. 1. Д. 33. Письма С.Н. Шубинскому. 1886 г.

 21. РО РНБ. Ф. 874. Оп. 2. Д. 303. Письма С.Н. Шубинского В. И. Грацианскому. 1877 г.

 22. РОРНБ. Ф. 874. Оп. 2. Д. 312. Письма В. И. Грацианского С.Н. Шубинскому. 1875 1878 гг.

 23. Семевский В.И. Автобиографические наброски / В.И. Семевский // Голос минувшего. - 1917. №9 10. С. 7 49

 24. Семевский, М.И. Знакомые. Альбом М.И. Семевского издателя редактора исторического журнала «Русская старина»/ М.И. Семевский. - СПб., 1888.440 с.

 25. Семевский М.И. «Русская старина» в издании 1879 года / М.И. Семевский // Русская старина. 1879. Т. 26. №12. С. 739-774.

 26. Семевский М.И. «Русская старина» в издании 1880 года / М.И. Семевский // Русская старина. 1880. Т. 29. №12. С. 1057-1086.

 27. Семевский М.И. «Русская старина» в издании 1885 года / М.И. Семевский // Русская старина. 1885. Т. 48. №12. С. 727-754.

 28. Семевский М.И. «Русская старина» в издании 1890 года / М.И. Семевский // Русская старина. 1890. Т. 68 - С. 789—822.

 29. Ущиповский С. Н. Русская историческая периодика (1861—1917). Материалы к библиографии / С.Н. Угциповский. СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 1992. — 27 с.

 30. Хотеев А.С. Белорусские историки А.П. Сапунов и Е.Р. Романов в российской исторической периодике второй половины XIX - начала XX века / А.С. Хотеев // Вестник Полесского государственного университета: научно-практический журнал. Серия общественных и гуманитарных наук. - Пинск: Полесский государственный университет, 2019. № 2. - С. 24 30.

 31. Хотеев А.С. Миловидов А.И. представитель западнорусской исторической школы начала XX века / А.С. Хотеев // Калужский сборник. Выл. 7. / Ред.: В.Я. Филимонов, Д.Э. Миронов. Калуга: Эйдос, 2015. С. 129—145.

 32. Хотеев, А.С. События конфессиональной истории Белоруссии в освещении российских исторических журналов второй половины XIX начала XX в. / А.С. Хотеев// Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры. Сборник докладов XXIV международных Кирилло-Мефодиевских чтений / ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета: С.И. Шатравский, священник Святослав Рогальский. - Минск: Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла, 2019. - С. 152-156.

 33. Хотеев, А.С. Цензура статей по белорусской истории в российских исторических журналах второй половины XIX начала XX в. / А.С. Хотеев // Гуманитарно-исторический вестник. - Минск: Международный гуманитарноэкономический институт, 2019. № 3 4. - С. 130-137.

 34. Хрептович-Бутенев К.А. Памяти Петра Ивановича Бартенева / К.А. Хрептович-Бутенев// Русский архив. -1912. Кн. 3. №12. С. 566.

35.Чуриловский Н. Петр Андреевич Гильтебрандт / Н. Чуриловский // Русский паломник. - 1890. № 17. - С. 193-194.