С момента принятия христианства на землях современной Белоруссии, составлявших в то время западную часть Киевской Руси, стала расцветать мощная славянская христианская культура, основанная на византийской православной традиции. В Х – ХІІІ вв. достигли высокого уровня развития литература, архитектура, живопись, прикладное искусство, музыка. Все эти отрасли культуры опирались на восточно-христианскую духовность и имели глубоко церковный характер.
При этом, как отмечают все исследователи, они несли на себе отпечаток местных особенностей, что свидетельствует о творческом подходе и глубине в восприятии народом огромного пласта высочайшей византийской культуры. С распространением христианства в самосознание предков белорусов входит и культ Божией Матери. Уже в 1067г. в Полоцке упоминается церковь св. Богородицы, в XIIв. строится церковь Благовещения в Витебске, один из древних монастырей в Пинске освящается в честь Рождества Богородицы.
В XII в. на Русь попадает первая икона Одигитрии, которую можно считать одним из самых ранних примеров рассматриваемого иконографического типа. Полоцк имел тесные связи с Константинополем, среди полоцких епископов были греки, а род правивших полоцких князей состоял в родстве с византийским домом Комнинов. Благодаря этому в Полоцке могло оказаться немало византийских ценностей и святынь. Из жития Ефросиньи Полоцкой мы узнаем, что для основанного ею монастыря она пожелала получить из Византии одну из древних богородичных икон, написанных по преданию евангелистом Лукой. Византийский император Мануил I Комнин (1143-1180) и патриарх Лука Хрисоверг (1157-1170) прислали Ефрросинии список с образа Божией Матери Эфесской. Считается, что это могло произойти до 1173 года, времени паломничества игуменьи. Как пишут исследователи, доподлинно не известно, к какому иконографическому типу принадлежал этот образ, но его принято относить к типу Одигитрии [1, с.395]. Подобно тому, как в столице Византийской империи каждую неделю проносили по всем церквям икону Одигитрии из храма Одегон, в Полоцке Ефросиния «устави по вся вторники носити (ее) по святым церквам» [2, с.14]. Исследователь Шалина И.А. считает, что здесь мы сталкиваемся с неизвестной до сих пор богослужебной практикой XII века, восходящей к константинопольским традициям этого времени[3, с.254]. Скупые сведения о духовной жизни Полоцка этого периода не позволяют понять причины установленного Евфросинией ритуала, однако мы можем предположить, что тем самым княгиня символически уподобляла свой город священному пространству Константинополя. Эта икона оставалась в Полоцке до средины XVII века, когда она была увезена в Москву. Эфесскую Одигитрию часто отождествляют с иконой Торопецкой Одигитрии, которая была принесена в Торопец из Полоцка и является самым ранним списком подлинной Полоцкой иконы. Список датируется XIII-XIVвв. и в настоящее время хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Подтверждением связей древнерусских земель, входящих в границы современной Белоруссии, с Царьградом может служить Купятичский образ Божией Матери из деревни Купятичи Пинской обл. Его появление датируется 1182г. Икона представляла собой изображение на медном кресте Богородицы Одигитрии в полный рост с Младенцем на левой руке. Типологически такой крест относится к типу византийских бронзовых энколпионов и представляет собой подражание местных мастеров византийским образцам. В конце XIX в. икона находилась в Андреевском приделе Киевского Софийского собора. Про ее местонахождение сейчас известий нет [4, с.44].
В средине XIII в. современные белорусские земли постепенно вошли в состав Великого Княжества Литовского. Православные русские составляли большинство населения страны и преобладали не только количественно, но и культурно. Литовцы постепенно «перенимали у русских ремесла и искусства, их обычаи и нравы, христианскую религию, право и даже язык» [4, с.21]. В XIV - XVI вв. на землях современной Белоруссии, входивших в ВКЛ и Речь Посполиту, образовывалась западнорусская региональная культура, в процессе становления которой развивались западнорусский литературно-письменный язык, литература и искусство. Культурные и художественные контакты с Византией не прекращались, особенно активизировавшись со «второй волной» балканских влияний. Происходил постоянный культурный взаимообмен с традициями соседних Польши, Московской Руси, Украины, и восточной Прибалтики, на землях современной Белоруссии культура усваивала и перерабатывала две основные ветви христианского наследия Востока и Запада. Исследователи указывают на связи с культурой Германии, сербским и фламандским искусством [3, с.165].
Большинство икон XV-XVI вв. не сохранились на наших землях, но сведения о них дают возможность определить истоки западнорусской иконописи. Одной из самых известных из них является икона Богоматери Виленской. Ее появление на древнерусских землях связано с браком Иоанна III Васильевича с византийской царевной Софьей, а в 1495 г. Иоанн III благословил ею свою дочь Елену на брак с литовским князем Александром, когда она и была перенесена в столицу Литвы Вильну. В 1500 г. в Гродненской епархии был основан Супрасльский Благовещенский монастырь, в котором хранилась чудотворная икона Богоматери, именуемая Супрасльской. Предание не сообщает, была ли принесена икона или написана местными иконописцами, но свидетельствует, что Супрасльская Одигитрия была выполнена в византийском стиле и представляла собой копию с чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской [4, с.489].
В этом же году в Минской епархии по преданию явилась Новосверженская Одигитрия. В 1650 г. была напечатана история чудес иконы, составленная сверженским священником Петром Вагнер-Дунговским. Автор основывал свой труд на аутентичных документах и табличках-вотах, пожертвованных к иконе благодарными людьми. В книге были описаны 70 чудес исцелений от различных болезней и последствий несчастных случаев в период с 1635 по 1650 гг. Сохранилась гравюра на металле, предназначавшаяся, вероятно, для книги Вагнер-Дунговского, благодаря которой мы можем увидеть иконографию этой иконы (гравюра находится в Варшавском архидиоцезиальном музее). Согласно этому изображению, исследователи подтверждают её принадлежность к творениям 16 века, а также отмечают, что данная святыня относилась к лучшим образцам белорусской иконописи указанного периода.
К 1500 г. относят явление на наших землях иконы Минской Божией Матери. Все исследователи XIX в., упоминавшие в своих трудах этот образ, указывали на его древнейшее византийское происхождение. В 1992 г. при реставрации иконы был проведен комплекс химических и рентгеновских исследований, показавших, что икона была неоднократно переписана. Выявленные по материалам рентгена фрагменты живописного слоя с входящими в его состав свинцовыми белилами, а также «живописные» камни, форма восьмерки в орнаменте иконы, накладные шпонки на обратной стороне дали возможность специалистам по древнерусскому искусству Н.Н.Померанцевой и В.В.Филатову предположить, что создание Минской иконы Матери Божией относится к XIIIв., с чем склонна согласиться и белорусский исследователь Н.Ф.Высоцкая [5, с.62]. Н.П.Кондаков указывал на основную атрибутивную деталь данного иконописного извода—державу в руках младенца Христа. «Атрибут этот, конечно, итальянского происхождения и усвоен был греческой иконописью уже в Италии. Держава в руках младенца есть в иконе «Богоматерь Минская» [6, с.188].
В XV – XVI вв. возрастает роль городов, как ремесленно-торговых центров. Через Полоцк, Витебск, Могилев, Слуцк, Брест, Минск, Новогрудок Московская Русь вела транзитную торговлю с городами Польши и восточной Прибалтики. Таким образом, расширились культурные связи между Западной Русью и Царством Русским.
В этот период русское искусство в пределах Московской Руси характеризовалось тем, что мастера XVI века, как пишет исследователь Алпатов М.В., отступали от византийских канонов решительнее, чем их предшественники. Уже с середины XV века, с окончательным падением Византии, начали разрываться связи России с Востоком. Существенной чертой художественной культуры XVI века стало усиление связей с народными творческими традициями. [7, С.252 – 253] .
Немногочисленные памятники этого периода датируются на основании стилистического и сравнительного анализа, так как подписанных работ не сохранилось вплоть до середины XVII века. К начальному этапу развития западнорусской школы иконописи можно отнести образ Богоматери Одигитрии конца XV - начала XVI века, хранящийся в Национальном художественном музее (НХМ РБ). Богоматерь изображена в коричневом мафории с охристой каймой по краю, в синем с белой разделкой чепце, с Младенцем в охристом хитоне и голубом гиматии, сидящем на левой руке. Позолоченные нимбы украшены лепным растительным орнаментом. Фон посеребренный, опушка красная. Образ дошел до нас в фрагментарной сохранности. Высокий уровень художественного исполнения этой работы указывает на близкое знакомство мастеров с лучшими примерами византийского и древнерусского искусства.
Среди работ XVI века, находящихся в НХМ РБ, искусствоведами выделяется, прежде всего, икона Богоматери Одигитрии Иерусалимской из Пинской Варваринской церкви (середина - вторая пол. XVI века). Образ отличается монументальностью композиции и подчеркнутой экспрессивностью изобразительного языка. О византийской традиции свидетельствуют утонченный рисунок, классически правильные черты лица, богатый ассист и густой цвет неширокого диапазона. Орнамент выполнен ажурным гравированием, что придает изображению легкость и прозрачность. Такой орнамент, как отмечает Ветер Э.И., объединяет западнорусское искусство этого времени с традициями византийский и древнерусской живописи, а также с живописью Сиенской школы в Италии. Он свидетельствует о перенятии традиций и развитом культурном взаимообмене между соседними народами [8, С.91]. В целом образ характеризуется ориентацией на ранние образцы византийского искусства, отличающиеся сдержанной суровостью. Объемная уверенная моделировка ликов сочетается с ритмичной, плоскостной передачей складок простыми прямыми линиями, плавный силуэт и ясная конструкция формы соединяется с утонченным орнаментом и сдержанным использованием пробелов и ассистов. Исследователи подчеркивают, что «совершенная красота образа Матери Божией, ее царский пурпурный мафорий с золотой бахромой, звездами и светло-розовым исподом, который ниспадает фалдами, оставляя открытой тонкую длинную шею и подчеркивающий смуглость овального лица – все эти особенности пластического образа являют собой классический в своей завершенности художественный идеал западнорусской иконописи» [1, с.401].
Обращает на себя внимание и образ Богоматери Одигитрии Смоленской (XVI в., НХМ РБ). Характер иконографии монументальный, выразительный, исследователи всегда отмечают графический характер его исполнения. “Некоторые... произведения привлекают зрелостью мысли, отточенностью формы, высоким мастерством исполнения, например "Одигитрия Смоленская" из Дубенца…" [9, с.176]. "Не смотря на достаточный схематизм форм, один из этих образов “Богоматерь Смоленская” из Дубенца - наделен необычной выразительностью чувств. Он монументален по композиции и имеет очень насыщенный колорит, который основывается на сочетании красных, коричневых и темно-голубых тонов, оттеняемых золотом деталей. Оригинальность исполнения и необычность психологической характеристики придают ему особенную силу воздействия" [10, с.193]. Обращает на себя внимание особая выразительность иконы. Это достигается за счет сохранения основного иконографического сюжета, нетрадиционного колористического решения, а также благодаря введению дополнительных элементов. Богоматерь облачена в коричнево-красный мафорий и синий чепец. Складки мафория изображены черным, белым и синим цветами, по краю он украшен посеребренным орнаментом. Гиматий Младенца оранжевого, хитон посеребренного цвета. Правой рукой Он благословляет, в левой держит белый свиток. На голубом фоне в светло-голубых облаках изображены архангелы: Михаил в голубом хитоне, оранжевом гиматии с коричнево-красными крыльями и Гавриил в оранжевом хитоне, синем гиматии с оранжевыми крыльями. Поля, нимбы, и клейма для надписей посеребрены. Нимбы украшены растительным лепным орнаментом. Н.Ф.Высоцкая видит орнаментальные аналогии в памятниках итало-критской школы живописи XV - XVI вв. и в русских произведениях XVI в. и указывает, что техника выполнения лепного орнамента была распространена в испанском и итальянском искусстве XIV-XVI вв. [11, с.40]. По сравнению с лепным орнаментом иконы "Богоматерь Одигитрия" конца XV - начала XVI в., орнамент нимбов и клейм на рассматриваемой иконе выглядит менее утонченным.
В XVI веке отмечается снижение общего уровня иконописного мастерства. Исследователи указывают такие причины, как закономерное "старение" стиля в процессе саморазвития искусства, реформационные настроения в конфессиональной среде и др. "...Пример раннего этапа этой эволюции - образ "Богоматерь Одигитрия Смоленская" из Дубенца. Изображение Богоматери... показано в напряженном состоянии, наделено суровостью и драматизмом. Колорит довольно сдержанный, построенный на теплых желто-оранжево-красных тонах, которые контрастируют с сине-голубым цветом" [1, с.403]. Авторы раздела, посвященного живописи в Истории западнорусского искусства иначе характеризуют рассматриваемый образ, указывая на оригинальность его исполнения (цитируется выше). На примере нескольких икон этого периода, среди которых и "Одигитрия Смоленская" из Дубенца, указывается на высокий уровень развития средневекового искусства на белорусских землях. "Позднейшие произведения, которые восходят к концу XV - началу XVI века, более суровые по эмоциональному строю. Они графичнее, чем прежние, имеют очень жесткую подобно орнаменту проработку складок одежды и резкие белильные штришки на ликах... они более декоративные по цвету... Очевидно, что искусство XIV, XV и начала XVI века, было еще неразрывно связано с византийскими и древнерусскими традициями, и целиком сохраняло строй мыслей и чувств, характерный для средневековья" [10, с.193-194].
С нашей точки зрения второе мнение более убедительно, т.к. сдержанный колорит и графический характер письма не являются свидетельством упадка иконописного мастерства. Само по себе введение графических элементов в икону еще не означает снижения ее художественного уровня. В трактовке образа из Дубенца подчеркнутая графичность, как нам кажется, имеет закономерный смысл, придающий иконе совершенно определенное значение - в обращении к графическим приемам можно видеть способ передачи иного пространства, инобытия. Такой прием особенно эффективен в иконах, изображающих персоналии, где не содержится предметов, позволяющих судить о пространственных построениях.
Насыщенность образа графическими элементами определяет его индивидуальный характер. Образы Одигитрии Смоленской отличаются почти фронтальным положением фигур и особенной строгостью. В образе из Дубенца фигуры Богоматери и Младенца едва уловимо повернуты друг ко другу, оба взгляда обращены на зрителя. Строгость читается, прежде всего, в трактовке ликов обеих фигур, распространяется на графические складки мафория Богоматери и фиксируется рамками, заключающими имена "МР ΘУ" и "ІС ХС". В таких композиционных решениях, как, например, "Богоматерь Одигитрия Смоленская с избранными святыми и архангелами Михаилом и Гавриилом", Псковской школы середины XVI века, фигуры архангелов в клеймах усиливают торжественный характер изображения. В западнорусской иконе, наоборот, помещенные на полукружиях облаков, смягчают общую строгость образа. Гармония композиции строится на соотношении четких линий в трактовке фигуры Богоматери, орнаментальных рамок и мягких линий, преобладающих в фигурах Младенца и архангелов.
Икона Богоматери Одигитрии конца XV – начала XVI в. представляет немного другое направление в западнорусской иконописи, чем то, которое представлено в образе Матери Божией Иерусалимской. Здесь мы видим нимб с лепным на левкасе растительным орнаментом, что типично для западнорусской иконописи XVI века, как на территории современной Белоруссии, так и Украины, и генетически восходит к западноевропейскому искусству, откуда такой прием декорирования плоскости нимбов и фонов перешел в поствизантийскую, итало-критскую живопись. Живописная манера более свободная, экспрессивная, в рисунке больше деформаций и меньше выверенности, чем в образе Матери Божией Иерусалимской.
Таким образом, западнорусские образы Богоматери Одигитрии начального периода формирования западнорусской школы иконописи сохраняли устойчивые связи с культурными традициями византийского и древнерусского искусства. Однако все они имеют свои особенности пластического образа, композиционного и колористического решения, отличающие их от древнерусских образов данного типа (контраст теплых и холодных тонов, введение темно-голубого фона, подчеркнутое графичное письмо ликов, использование лепного орнамента). Ренессансные импульсы, ярко проявившиеся в литературе, книжной гравюре и алтарной живописи этого периода, не оказали на иконопись столь же значительного влияния. Новации коснулись лишь способа оформления икон: вместо гладких фонов и тисненых или лепных нимбов появляются резные по левкасу орнаментальные фоны. В письме фигур и ликов каноничность и традиционализм еще осозновались в качестве важнейших принципов, лишь в образе Божией Матери Иерусалимской уже проявились индивидуальные черты и живописная трактовка ликов.
1. Жывапiс XV - XVI стагодцзяў. Церашчатава В.В., Пiскун Ю.А., Хадыка А.Ю. // Скарына i яго эпоха / Рэд. В.А. Чамярыцкi. - Мiнск: Навука i тэхнiка, 1990. - 482с.
2. Сапунов А. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полотския. – Витебск, 1888.
3. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. – Москва: Индрик, 2005. – 536с.
4. Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве. Минск: Лучи Софии, 2003. – 432с.
5. Высоцкая Н.Ф. Материалы к истории станковой живописи Белоруссии XVI - XVIII веков. Датированные произведения. Мастера // Музей 4: Сб. / Сост. Л.М. Срибнис. – Москва: Сов. Худож. -1983. – С.165-178.
6. Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон: В 2ч. / Под ред. Е. Поселянина – К.: Мистецтво, 1994. – 814с.
7. Пятисотлетие явления Минской иконы Божией Матери. – Минск: Виноград, 2000. – 80с.
8. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. - Москва: Паломник, 1999. – 224с.
9. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3 т. - Москва: Искусство, 1948-1955. – Т. 3. – 1955. – 415с.
10. Iканапiс Заходняга Палесся XVI – XIX стст. – Мiнск.: Беларуская навука, 2002. – 420с.
11. Ветер Э. Долгожданная неожиданность // Неман. – 1981. -№8. – С.175-178.
12. Гiсторыя беларускага мастацтва: У 6 т. - Мінск.: Навука i тэхнiка, 1987. - Т. 1: Ад старажытных часоў да другой паловы XVI ст./ Рэдкал.: С.В. Марцэлаў (гал. рэд.) i інш. – 304с.
13. Высоцкая Н.Ф. Темперная живопись Белоруссии конца XV - XVIII веков. - Мiнск.: Беларусь, 1986. – 208с.