Продолжаем публикацию статей из уникального историко-литературного сборника «Пряшевщина», вышедшего в 1948 году в Праге под общей редакцией И.С. Шлепецкого.
Прот. Андрей С. Шлепецкий:
ПРЯШЕВЦЫ В АМЕРИКЕ
Переселенцы народов Европы и других стран мира составляют народ Америки.
Соединенные Штаты Северной Америки состоят из народов, которые объединенными силами работают на благо своей свободной страны. Все народы, поселившиеся в Америке, вложили в великое сокровище экономики не только свою силу и волю, но также знание и культуру, и этим сокровищем одинаково пользуются все граждане свободной земли Вашингтона. Разные нации научились друг друга уважать, по-человечески друг с другом общаться и совместно жить. Однако, еще до сих пор сохранился весь характер Отдельных наций: они имеют свои церкви, свои организации, в которых проводится идея социального сожительства каждого народа в отдельности. При этом создалась все же большая структура - взаимного общения и понимания, и благо этого устройства зависит от каждого гражданина, которому вверено управление — посредством избрания или назначения в гражданское управление. К такой великой структуре принадлежат и пряшевцы, выходцы из Пряшевской Руси.
Начало переселения пряшевцев в Америку датируется 1880 годом. Оно было вынуждено тяжелыми условиями жизни и невыносимым гнетом со стороны властвовавших иноплеменников. Об этом переселении писал уже в 1861 году известный карпаторусский деятель А. И. Добрянский, который уже тогда требовал права переселения для карпаторусского народа. Видя нужду своего народа, А. И. Добрянский серьезно интересовался делом переселения и, чтобы познакомиться с условиями жизни в Америке, он послал туда для изучения положения особого посла, одного из своих селян.
Пряшевцы, оставив свою родную землю, в Америке поселились в больших городах и селениях. Они избрали себе для местожительства Нью Йорк (New York, N. Y. ), Питтсбург (Pittsburgh, Ра), Миннеаполис (Minneapolis, Minn. ), Пассаик (Passaic, N. J. ), Дукень (Duquesne, Pa), Бриджпорт (Bridgeport, Conn. ), Авбурн (Auburn, N. Y. ), Нантикок (Nan-ticoke, Pa), Эндикотт (Endicott, N. Y. ), Кливланд (Cleveland, Ohio), Шанодор (Shenandoah, Pa), Вилькес Барре (Wilkes Barre, Pa), Гомстед (Homestead, Pa)‘, Филадельфию (Philadelphia, Pa), Ст. Клер (St. Clair, Pa), его окрестность и другие города и селения. Чтобы прокормить себя и оказать помощь своим родным, они принимали на себя самые тяжелые работы под землей, в угольных копях и, несмотря на свободную структуру жизни, в начале они нелегко привыкали к обстановке в Новой Стране. Первые пионеры очутились на чужбине без знания английского языка, без опыта и практики применения своих способностей к жизни. Это явление сильно тормозило всякое их начинание, и многие, поработав несколько лет под землей, со своим заработком возвращались обратно на Родину и, можно сказать, до первой мировой войны немногие думали остаться в Америке постоянно.
Переселенческое движение пряшевцев в Америку было, действительно, экономическим средством к тому, чтобы улучшить и укрепить свое положение на своей прадедовской земле. Это народ достигал тем, что тяжелым трудом заработанные за морем средства переселенцы посылали в родной край, где за этот счет начали строиться новые жилища, приобретаться новые земледельческие орудия и, вообще, начали улучшаться жизненные условия. Кроме того, посредством постоянного общения с родными, посредством печати американских русских организаций среди народа в Старом Крае распространялся свободный дух, подбодрявший местное русское население в борьбе с угнетением иноплеменников.
Во время первой мировой войны многие из пряшевцев были призваны к исполнению военной должности и немало погибло их на поли брани, и только незначительная часть, тогда не имевшая еще американского гражданства, осталась вне исполнения военных обязанностей.
После войны положение в многом изменилось. Пряшевцы решались на постоянное местожительство в Америке, начали покупать недвижимое имущество, строить собственные дома и теперь уже очень мало людей, у которых нет своей собственности; многие уже приобрели себе большое имущество и находятся в превосходном состоянии.
Оставшись верными заветам своих будителей: Духновича, Добрянского, Павловича, Попрадова, Поливки и других, пряшевцы начали строить свою жизнь в новой стране на старых родных традициях, стремясь к просвещению, к русскому слову, к русской культуре и, не падая духом, своим тяжелым трудом создали и улучшали свое социальное положение, памятуя народную мудрость: «Наука и труд все перетрут». Многие днем работали, а по вечерам посещали уроки в публичных и в своих русских школах при церквах. Все старательно трудились, чтобы прокормить семью, помочь родственникам в Старом Краю и вырастить своих детей в примерных граждан. Теперь пряшевцы посылают своих детей в публичные и высшие учебные заведения, так что теперь многие из пряшевцев уже с высшим образованием: имеются священники, врачи, адвокаты, профессоры, учители, механики, торговцы. В городах и селах имеются уже свои чиновники, занявшие места в гражданском управлении по избранию или назначению. Все устраивают свою личную жизнь по своему усмотрению. Конечно, многие выходцы из Пряшевской Руси до сих пор ещё выполняют тяжелый труд, работают под землей, в майнах — угольных копях. Рожденные уже в Америке пряшевцы эту работу избегают.
В начале переселения самый большой недостаток чувствовался в том, что переселенцы не находили по новым местожительствам того, что так мило и дорого каждому русскому человеку; они очень тосковали по русской церкви, по восточному обряду и, несмотря на то, что прекрасно оборудованные церкви западного обряда были для них открыты, пряшевцев это не устраивало и не успокаивало. Они искали возможность устроить свою жизнь при своей русской церкви так, как-то было в родном краю. В начале, действительно, с большим трудом они собирались по домам, даже и в поле, служили обедни и другие служения, пели русские песни и тем жили и успокаивали свои внутренние чувства, свое духовное чутье.
В 1884 году в Шанодоре (Shenanduah, Ра) был построен первый русский храм, созданный карпатороссами, и выходцы из Пряшевской Руси уже принимали особое участие при постройке этого храма и организации прихода. После этого скоро возникли новые русские приходы в Питтсбурге (Pittsburgh, Ра), Вилькес Барре (Wilkes Barre, Ра), Бриджпорте (Bridgeport, Conn.), Мингстоне (Mingston, Ра), Дукень (Duquesne, Ра), Ст. Клер (St. Clair, Ра) и других городах, и выходцы из Пряшевской Руси всюду принимали и до сих пор принимают живое участие. Всюду при церквах скоро начали возникать русские школы, вложившие немало духовных богатств русского народа в сокровищницу экономики американской структуры жизни. Скоро русская церковь и в Америке стала носительницей русской культуры и защитницей традиций русского народа.
В Америке живет безусловно больше пряшевцев, чем на Пряшевской Руси, где ныне насчитывают русского населения свыше 180 тысяч человек. Они энергичный работоспособный и трудолюбивый народ и своим тяжелым трудом всегда ищут правду и справедливость. Зная, что только посредством организации можно укрепить свою независимость, пряшевцы создали «Соединение Греко-Каф. Русских Братств» (Гомстед, Па), «Соединение Русских Православных Братств в Америке» (Питтсбург, Па), «Русское Общество Взаимопомощи» (Вилькес-Барре, Па) и «Общество Русских Братьев» (Филадельфия, Па) и только последнее находится ныне в руках русских выходцев из Галиции. Вкратце можно сказать: выходцы из Пряшевской Руси всегда стояли, а в большинстве и теперь стоят за объединение русского народа и славян.
Выходцы из Пряшевской Руси всегда крепко стояли за защиту русской культуры, русской церкви, русского обряда и в борьбе с латинизацией греко-каф. церкви доходило до того, что уже в 1891 году в городе Миннеаполис, Минн, во главе со своим душпастырем о. Алексием Товтом, крылошанином-каноником Пряшевской Епархии, порвали связь с унией и воссоединились с Русской Православной Церковью. Этот приход состоял исключительно из выходцев из Пряшевской Руси и теперь он стоит во главе Православной Церкви в Америке, а митрофорный протоиерей о. Алексий Товт, останки которого почивают в монастыре в South Canaan, Ра, на могиле которого из мрамора сооружен большой памятник-часовня, прозван батьком Американской Руси.
По примеру Миннеапольских прихожан скоро последовали в защиту русской церкви и ее восточного обряда и другие приходы, и почти все тогда организованные русские приходы воссоединились с Русской Православной Греко-Кафолической Церковью и в работе по воссоединению принимали живое участие именно выходцы из Пряшевской Руси. Сегодня имеется 270 русских православных приходов, составляющих Православную Церковь в Америке, и во многих большинство выходцев из Пряшевской Руси и только несколько приходов без пряшевцев.
Последнее движение к воссоединению в 1935 году, возникшее вследствие сильного напора со стороны католической церкви на латинизацию восточного обряда в греко-кат. церкви, также состояло в большинстве из выходцев из Пряшевской Руси; возникла самостоятельная карпаторусская православная епархия с епископом Орестом во главе.
Конечно, немалая часть пряшевцев находится еще и при униатских церквах, называемых ныне уже католическими, но дух и стремление и этих выходцев из Пряшевской Руси направлен к единству русских и славян. Только некоторая часть униатского духовенства, перевоспитанного чуждой русскому народу мадьярской и латинской культурой, иначе мыслит, чем их верующие, и только эта часть духовенства, исполняя приказы католической церкви, производит латинизацию униатской церкви. Верующие же, видя все это, стараются не вмешиваться в церковные дела, но тем не менее стараются сохранить свою национальную самобытность.
Словом, выходцы из Пряшевской Руси не остались позади. Они своим тяжелым трудом вложили немало духовных ценностей русского народа в сокровищницу духовных ценностей всех народов Америки. И теперь они стоят за защиту общих государственных интересов, но тем не менее защита русской культуры составляет их прямую народную цель.
Во второй мировой войне пряшевцы принимали живое участие в борьбе против агрессии германцев и японцев, воевали на всех фронтах в американской армии, флоте и авиации за свободу, мир, справедливость и лучшее будущее всех миролюбивых народов мира. Многие остались убитыми на поле брани, многие вернулись домой калеками, многие в чинах и с отличиями. При исполнении военной должности пряшевцы получали полную оценку: имеются храбрые и опытные бойцы и офицеры. На поле сражения были у них свои священники, врачи, адвокаты, механики и др. Пряшевцы находились во всех отделах военного производства. На внутреннем фронте принимали участие и девушки не только в качестве сестер милосердия, но и в качестве секретарш военных учреждений и всюду там, где женщины могли быть в помощь в военном деле.
Ныне пряшевцы принимают живое участие в восстановлении мирной послевоенной жизни в Америке. При всем этом они не забывают свой родной край — Пряшевскую Русь. Многие еще до сих пор сильно тоскуют по Родине и готовы сделать все, чтобы оказать помощь родным братьям на разоренной войною Пряшевской Руси. Они постоянно держат живую связь не только со своими родственниками, но также и с общественными деятелями Пряшевской Руси и тем самым они взаимно укрепляют свой национальный дух и живут общей духовной жизнью, жизнью своих предков, дедов и прадедов. По своим силам стараются они быть в помощь своим братьям на Пряшевской Руси и на социальном поприще; при всякой нужде и в несчастий быстро возникает патриотическое чувство, чувство долга к родным и Старому Краю и спешным порядком протягивается рука помощи.
Немалую охоту к жертвенности оказывают пряшевцы и в настоящее время. Не будь всяких политических тормозов, пряшевцы и на этот раз уже давным-давно выполнили бы свой патриотический долг по отношению к разоренному войною родному краю. Конечно, уж и самый характер пряшевцев не допустит к тому, чтобы оставить своих родных братьев в Старом Краю на произвол судьбы. Они и теперь ищут и, конечно, всегда находят возможность оказать помощь нашему общему, русскому и православному делу на Пряшевской Руси.
Пряшевцы в Америке оказались сильными духом, людьми боевыми и строгими по своему характеру. Заветы предков, русские традиции, русская прадедовская православная вера, русская церковь и ее восточный обряд — все это является для пришевцев величественным и неоценимым богатством.
Этим богатством они живут и, стараясь сохранить свою национальную самобытность в ее подлинном виде, всюду они пользуются великим сокровищем духовных ценностей русского народа, русской культурой.
Ст. Клер, Па. 6 декабря 1947 г.