Доклад Александра Александровича Загорного на конференции "Отечественные войны Святой Руси", посвященной 200-летнему юбилею Отечественной войне 1812 года. Конференция пройдет 22 июня 2012 года с 13.00 до 16.00 в Бресте.
Отечественная война 1812 г. занимает особое место в нашей общей истории. Она являет пример того, что победа и единство – понятия связанные, а защита Отечества – категория, перед которой многие разногласия отступают на второй план.
Ее далеко идущим следствием стал рост общественного самосознания на пространстве большого российского государства и надежда на лучшую жизнь в условиях, когда удалось отстоять территориальную целостность и государственную самостоятельность.
Во время, когда решалась судьба страны и напряжение сил многократно возросло, именно идея защиты общего Отечества придала войне справедливый освободительный характер и способствовала тому, что моральная стойкость и способность к самопожертвованию русской армии и гражданского населения оккупированной территории были выше, чем у французов и их союзников.
Война объединила и сплотила народ перед лицом опасности и в этом заключается ее величие, ведь в ней защищалось совсем не крепостное право и самодержавие (как и в 1941-1945 гг. – по большому счету, не советская власть и Сталин), а Отечество, Родина.
Понятие Отечества в данном случае является ключевым, так как определяет характер войны 1812 г. и, будучи общеупотребительным в российской историографии, уже по-иному интерпретируется национальными историографиями территорий, входивших в XIX в. в состав Российской империи.
Жестко ориентированный национальный подход утверждает идею расщепления Отечества и наличия своих отечеств для каждого народа.
После распада СССР национальный нарратив в целом в Восточной Европе, и в частности в Белоруссии, стал характеризоваться двумя взаимосвязанными чертами: жертвенность и перенос ответственности.
При таком подходе идет создание сквозной антироссийской истории, предъявление ее Западу и вхождение в европейские образовательные и научные структуры. При этом происходит отказ от объединительных начал, от позитивного совместного опыта и нарушение целостности картины прошлого.
Такое дистанцирование от связующего начала в совместном историческом опыте ведется с использованием элементов русофобии, теории двух зол и общественной виктимизации.
XIX век в целом и, конечно, Отечественная война 1812 г. в этом смысле является удобным объектом для подобной трансформации.
Если говорить о войне, то в белорусской учебной и научной литературе уже общим местом стал отказ от признания ее отечественности.
В школьных и вузовских учебниках и пособиях по белорусской истории используется нейтральный термин «война 1812 г.» и даже более жесткий – «франко-русская война 1812 г.».
В программах для средней и высшей школы тема сформулирована следующим образом: «Беларусь в войне 1812 г.».
Только в школьном учебнике по истории Беларуси для 10 класса под редакцией Я.И.Трещенка и в учебном пособии для студентов того же автора выделены отдельные параграфы с названием «Беларусь в Отечественной войне 1812 г.».
В большинстве же учебных изданий, рассматривающих данную тему, авторы, давая перечень основных событий и характеризуя последствия, стараются избегать анализа вопроса о защите своего Отечества от французского вторжения. Тем самым не проводится различительная линия между защитой территории общего государства, каким являлась Российская империя, и его захватом.
В целом, и Франция, и Россия определяются как силы, которые принесли бедствия и разорения белорусскому народу.
При этом следует отметить, что белорусским школьникам известно, кто начал войну; как, например, героически погиб генерал-майор Я.П.Кульнев под Клястицами около Полоцка; что у д.Салтановка под Могилевом совершил подвиг генерал Н.Н.Раевский, что Бобруйская крепость выдержала четырехмесячную осаду и осталась непокоренной; что на Витебщине были сформированы четыре полка 3-й пехотной дивизии, которые в составе российской армии защищали на Бородинском поле известные Багратионовы флеши; что существовало партизанское движение, ярким примером которого стал отряд жителей д.Жарцы Полоцкого уезда, которые во главе с М.Марковым не только защищали свое село, но и участвовали в освобождении Полоцка и т.д.
Но также, исходя из материалов учебников, они должны знать, что в составе войск Наполеона находился польский корпус Ю.Понятовского, где воевали, в том числе, и белорусские шляхтичи; а князь Д.И.Радзивилл за свой счет сформировал полк уланов; что «шляхта, магнаты, католическое и униатское духовенства Литвы и Беларуси торжественно приветствовали наполеоновские войска»; какие органы управления создавались на оккупированной французскими войсками территории и как они действовали; что война принесла большие бедствия белорусскому народу; а после войны российское правительство сохранило крепостнические порядки.
В пособиях для студентов в большей степени внимание концентрируется на гражданском характере войны, на деятельности администрации на оккупированной территории, партизанское движение не раскрывается и указывается, что это было самостоятельным сопротивлением против реквизиций.
Более четко такой подход получил отражение в академическом издании по Истории Беларуси, четвертый том которого охватывает период с конца XVIII по начало XX в.в. (Гiсторыя Беларусi. Т.4. Беларусь у складзе Расiйскай iмперыi. Мн.2005). Подробно раскрывая отступление российских войск, создание новых органов власти, деятельность оккупационного режима, автор параграфа, посвященного войне 1812 г., коротко остановилась на партизанском движении, отметив, что белорусское партизанское движение, в основном, было направлено не на помощь российской армии, а против своих помещиков и мародеров.
Следует отметить, что определенные, важные, на наш взгляд, аспекты остались за рамками рассмотрения автора. Так, следует отметить, что в условиях крайней военной опасности резко возросли чувство национального единства, взаимные обязательства и коллективная идентичность. Рост объединительных начал в ходе войны привел к сближению понятий «страна», «народ», «церковь», «власть».
Наиболее жестко и последовательно позиция национального нарратива применительно к нашему сюжету выражена в книге «История имперских отношений: беларусы и русские, 1772-1991 гг.» (Мн.2008). Авторы сборника считают, что в войне 1812 г. «русские сражались за своего царя – крепостника, поляки – за возрождение Польши, французы – за военную добычу и славу. А беларусы – за право на жизнь…».
Также проводится идея гражданской войны: утверждается, что «русские солдаты отбирали все, что не успели отобрать солдаты французские»; что «население Беларуси оплатило войну России с Францией огромными жертвами» - так, например, «от рук французских и русских оккупантов, от голода и холода, от эпидемий погиб каждый четвертый» и т.д.
Таким образом, в данном издании четко и недвусмысленно соединились черты русофобии, вражеского окружения и национальной виктимности. Понятно, что в данном издании нет никакой речи об общем Отечестве, более того, авторы, последовательно идя по пути отрицания, в соответствующем разделе даже Отечественную войну 1941-1945 гг. называют «германо-советской войной».
Так что сегодня оценки войны 1812 г. в Белоруссии далеко не однозначны, а сама трактовка темы отражает многие современные проблемы, связанные с различным научным определением характера военных действий и двойственным восприятием Отечества.
Уместно напомнить, что после установления советской власти академик М.Н.Покровский и его последователи, в духе переоценок прошлого, стали отрицать народный характер войны с Наполеоном, утверждая, что Россия вела войну в интересах дворянства. При этом официально отвергалось определение войны как Отечественной. Однако благодаря блестящему труду академика Е.В.Тарле «Нашествие Наполеона на Россию» (1937 г.) термин был возвращен.
Поэтому, когда сегодня мы наблюдаем попытки отмены указанного определения, то можем констатировать, что это очередная попытка ее переформатирования в угоду текущему моменту и выделение из общего прошлого национального сегмента.
По существу, позиция «революционных» историков начала XX в. и жестко ориентированных «национальных» историков начала XXI в. близки, т.к. их объединяет неприятие Российской империи как государства и, как следствие, осуждение войн, которые она вела.
Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает освещение в литературе фигуры императора Александра I. Он остался в истории как победитель Наполеона, что не умаляет заслуг М.И.Кутузова, М.Б.Барклая де Толли и других полководцев.
В Манифесте о начале войны (25 июля 1812 г.) царь дал обещание: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем». И выполнил его, отклонив все предложения Наполеона о мире и завершив войну полным изгнанием вражеских войск.
В июле 1812 г. Александр I подписал в Полоцке Манифест о созыве народного ополчения, и это стало фактором придания войне всеобщего, народного характера. И конечно, следует отметить, что император по окончании войны в Вильно даровал амнистию тем, кто воевал на стороне Наполеона.
Об этом вскользь упоминается в учебной литературе, а акцент делается на том, что царь сохранил крепостничество и тем самым ухудшил положение подданных.
Представляется, что в современной белорусской историографии акцентируется негативная сторона войны и постепенно закрепляется идея другого Отечества. Тем самым ослабляется связующее начало, проявившееся в защите Отечества от французского вторжение; снижается понимание захватнического характера наполеоновского нашествия; меняется характеристика партизанского движения, которое, отметим, было прежде всего ответом на оккупацию территории.
Победа стала возможной только в условиях социального и национального единения.
Понятно, что Отечественная война 1812 г. была драматичным событием, приведшим к огромным человеческим и материальным потерям. Однако стоит обратить внимание и на ее мобилизирующее воздействие на общество и справедливость ответных действий со стороны России. Как известно, Наполеон, отзываясь о Бородинском сражении, отметил, что «французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
В сопротивлении захватчикам и вдохновляющей победе над врагом состоит одно из важных значений Отечественной войны 1812 г. И эту мысль стоит передать подрастающим поколениям.
Все материалы конференции "Отечественные войны Святой Руси"