Неизвестные страницы из жизни мучеников, пострадавших за веру в Чериковском районе Могилевской области

Автор: Марина Кальчибо

Минейная икона с изображением преподобномученика Елевферия Печенникова

Минейная икона с изображением преподобномученика Елевферия Печенникова

Белую Русь прославили своей святостью многие известные подвижники. Их много и от этой святости теплом и спокойствием наполняется душа. Нас с ними связывает память, которую необходимо преумножать и передавать следующим поколениям. Мы должны помнить и о тех потерпевших за свою веру, не сломившихся, не покоренных годами репрессий и различных гонений на православную церковь.

В моей семье также есть пострадавшие от действий советской власти. Мой дедушка по отцовской линии был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу за антисоветскую деятельность. По воспоминаниям моего отца, семья очень много претерпевала: детям не платили пенсию по потере кормильца, считая его врагом народа, а военные и послевоенные годы были тяжелыми. Мой отец видел своего папу, когда ему было 4 года, а его младшая сестра и вовсе не помнит отца. Мне как внучке всегда хотелось выяснить обстоятельства дела. И я обратилась в архив КГБ г.Могилева, где подробно, вместе с отцом, ознакомились с личным делом дедушки. Это дело было сфабриковано. В 2001 году его реабилитировали.Собор в Черикове. Фото нач. ХХ

Собор в Черикове. Фото нач. ХХ

В последнее время люди все чаще интересуются своими корнями, ищут информацию о своих предках. Пару лет назад в наш храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Черикова обратилась женщина с просьбой узнать что-либо о житии своего родственника преподобномученика Елевферия (Печенникова). О. Елевферий является уроженцем нашего района, а мы, к нашему стыду, ничего о нем не знали. Меня очень заинтересовало житие этого святого. С того времени были начаты поиски информации о преподобномученике Елевферии. К сожалению метрические книги за дореволюционные годы не сохранились. Местные жители, с которыми я разговаривала, ничего не поведали о Печенниковых. Обратилась я и в фонд новомученников г.Курска, и к бывшему редактору Православной энциклопедии Маркову Андрею Игоревичу, который приезжал к нам в Чериков.

В результате поисков выяснилось, что:

Преподобномученик Елевферий (Печенников) родился в 1870 году в дер. Припечино Чериковского уезда Могилёвской губ. в крестьянской семье. В 1892 году был призван в армию, служил рядовым. Время принятия иерейского сана точно неизвестно. Был полковым священником.

С 1896 года стал иеромонахом Смоленского Троицкого монастыря. Позднее назначен наместником того же монастыря.

Во время изъятия церковных ценностей и за торговлю на базаре был арестован два раза.

5 декабря 1922 года арестован Смоленским губотделом ГПУ. Из материалов дела:

"Гр. Печенников известен своими выходками против обновленческого течения, и, как убежденный сторонник Тихона, может весьма повредить на архиерейском съезде, назначенном на 06.12.1922 г... Изоляция, хотя бы на время съезда, безусловно окажет моральное воздействие - положительное на "живоцерковников", отрицательное на всех сторонников Тихона"

Спустя 5 дней, 10 декабря, был освобожден с подпиской о невыезде. Было принято решение "гр.Печенникова, как заведомого сторонника Тихона и ярого реакционера, взять на учет и вести о нем разработку агентурным путем".

Был возведен в сан игумена.

20 марта 1924 года снова был арестован по обвинению в "участии в контрреволюционной организации", помещен в дом предварительного заключения в Смоленске. Проходил по групповому делу "дело игумена Елевферия (Печенникова) и свящ. Зверева И.Н., Смоленск. 1924 г.". Протокол допроса от 24 марта 1924 года:

"Со дня освобождения патриарха Тихона из-под стражи я всякий раз публично произносил его поминовение... Воззвание, выпущенное в 1918 года, с проклинанием большевиков, я читал, но не распространял..."

31 марта 1924 года был освобожден с подпиской о невыезде. 3 апреля 1924 года обвинение было снято, подписка о невыезде отменена.

26 февраля 1930 года арестован по обвинению в "участии в контрреволюционной организации" по делу "Смоленского соборного братства", содержался в тюрьме Смоленска. 28 мая 1930 года Коллегией ОГПУ СССР как "руководитель церковного контрреволюционного сообщества" приговорен к 10 годам концлагерей. Срок отбывал в Соловецком лагере.

В 1932 году переведен на ст. Манкент Туркестано-Сибирской железной дороги в Сайрамском районе Южно-Казахстанской обл.

23 июня 1937 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности как "руководитель тайного монастыря в Манкенте, проводивший пострижение в тайное монашество". На допросе о.Елевферий сказал, что никакой контрреволюционной работы не вел и от дальнейших показаний отказался. Проходил по групповому делу "Дело архиепископа Алексия (Орлова) и др. г. Чимкент, 1937 г."

26 июля 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу.

23 августа 1937 года по делу №723, по обвинению митрополита Кирилла (Смирнова), митрополита Иосифа (Петровых), архиепископа Алексия (Орлова) и других было вынесено обвинительное заключение, в котором, кроме стандартных обвинений в контрреволюционном деятельности, обвинялся

"Печенников Елевферий - руководитель тайного монастыря в Манкенте, проводил пострижение в тайное монашество, держал связь с контрреволюционным элементом в Могилеве, находился под руководством Кобранова".

Расстрелян 27 августа 1937 года в Лисьей балке, близ г. Чимкент, Казахстан Погребен в безвестной общей могиле.

5 июля 1958 года был реабилитирован Президиумом Южно-Казахстанского областного суда по 1937 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Поиски информации о преподобномученике Елевферии послужили отправной точкой для моих дальнейших поисков, с целью установления имен пострадавших за веру, служивших в эти трудные времена на нашей земле.

В результате работы с разнообразными источниками, мой список пострадавших за православную веру постоянно увеличивался и на сегодняшний день составляет 73 человека по Чериковскому уезду и 26 – по современному Чериковскому району.

Помимо составленного списка пострадавших, на основании архивных документов, опубликованных источников, общения с родственниками священников, мне удалось восстановить многие страницы, связанные с историей Свято-Троицкого собора г. Черикова и его последнего настоятеля протоиерея Михаила Николаевича Страдомского.Фотография о. Михаила Николаевича Страдомского

Фотография о. Михаила Николаевича Страдомского

О. Михаил родился в 1872 году, в д. Антоновка Рогачевского уезда. Могилевской губ. Сын протоиерея, настоятеля Кормянской Покровской церкви Гомельского уезда Николая Яковлевича Страдомского. Окончил Гомельское духовное училище в 1887, Могилевскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1893. Служил псаломщиком в Покровской церкви в с. Ланенка Горецкого уезда с 22.06.1893; учителем церковно-приходской школы в с. Зубревичи Оршанского уезда с 13.10.1895. Рукоположен в сан священника в Рождество-Богородицкой церкви в с. Кульшицы Быховского уезда в 1897; член Могилевского православного Богоявленского братства с 1901. С 1912 года настоятель, протоиерей Соборной Свято-Троицкой церкви в г.Черикове; председатель Чериковского уездного отделения Могилевского епархиального училищного совета с 1912; законоучитель Чериковского высшего начального училища с 1914 и женской общественной гимназии с 1916; член правления Чериковского общества по содержанию среднего учебного заведения с 1915; член Чериковского городского по государственному налогу с недвижимых имуществ присутствия с 1916.

Фотография о. Михаила Николаевича Страдомского сделанная до революции в г.Орша

Фотография о. Михаила Николаевича Страдомского сделанная до революции в г.Орша

Некоторый период времени с 1922 года, когда вся Могилевская епархия вступила в обновленческий раскол, о. Михаил также был в числе обновленцев, что препятствовало репрессиям 1922 года, но это продолжалось не долго.

Михаил Николаевич Страдомский, как и другие церковные служители, были лишены избирательного права, а в период коллективизации, подвергся раскулачиванию.

Фотография сделанная до революции в г. Орша  детей о.Михаила

Фотография сделанная до революции в г. Орша
детей о.Михаила

Изъятое во время раскулачивания имущество было доставлено на склад горсовета. Председатель горсовета Фролов это имущество раздал служащим горсовета. Так, им были розданы другим и присвоены, принадлежавшие священнику Страдомскому: 4 столика, 1 самовар, детская меховая шуба, перины, подушки, часы, стеариновые свечи, 3 серебряные ложки, 1 шапка каракулевая, 12 аршин полотна, 3 электрических фонаря и т. д. Старший бригадир Залман Гуревич устроил обыск в доме Страдомского, а член бригады Рынкова лично обыскала матушку. Жену священника раздели до рубашки, искали ценности даже в ее волосах.

Почтовая карточка для дочери о. Михаила Антонины 1914 г

Почтовая карточка для дочери о. Михаила Антонины 1914 г

Все православные церкви г.Черикова к 1934 г. были закрыты. С соборного Троицкого храма в 1934 г. был сброшен колокол. Символично, что при падении колокол придавил активиста Захаренко.

М.Н. Страдомский был арестован 06.08.1937 и обвинен в «антисоветской агитации». Вместе со старостой собора и ещё несколькими активными прихожанами 24.09.1937 осужден «тройкой» НКВД БССР к 10 годам концлагерей. Групповое дело №1531-сн Страдомского М.Н.и других хранится в архиве УКГБ по Могилевской области. Находился в Онежском исправительно-трудовом лагере (Онеглаг) на ст. Плесецкая, где скончался на 70-м году жизни, в 1941, г. Медвежьегорск, Архангельская обл. Он упал и его разорвали собаки. Точная дата смерти не известна.

Реабилитирован (по заявлению дочери Ольги Михайловны Гуровской) Могилевским областным судом 23.12.1956.

Жена Мария Федоровна Рафанович (1877 – 1968, Москва, Ваганьковское кладбище), дочь священника Зубревичской церкви. В Черикове семья приживала в собственном доме по ул. Длинно-Петровской (ныне ул. Володарского), прилегающей к Троицкой церкви. По купчей от 31.10.1912 приобрели у жены потомственного почетного гражданина Н.А. Проферанской и вдовы диакона А.А. Миленко усадебную землю, площадью 334 кв. сажень и 126 кв. сажень, в г. Черикове по Длинно-Петровской улице, за 3800 р. При утверждении купчей уплачен гербовый сбор 9 р. и пошлина 72 р. Когда после ареста и суда дом отобрали, Мария Федоровна уехала в Москву к дочери Ольге Гуровской.

О.Михаил имел награды: набедренник (08.02.1901, «за ревностное исполнение пастырских обязанностей»); камилавка (06.05.1909, «ко дню рождения Его Императорского Величия»). Объявлено архипастырское благословение (30.05.1909, «за расположение прихожан к пожертвованию 400 р. на ремонт храма»).

Дети Страдомского Михаила Николаевича:

Антонина Михайловна Страдомская (1898 – VIII.1943).

В замужестве Кузнецова, Окончила Ленинградский институт народного хозяйства им. Ф.Энгельса. Умерла во время блокады Ленинграда, похоронена на Пискаревском кладбище.

Александр Михайлович Страдомский (08.VI.1901 – 07.VI.1975).

Родился в селе Кульшицы Быховского уезда. Окончил 4-ю Чериковскую школу 2-й ступени (1912-1920); Петроградскую государственную консерваторию по классу вокала (1923 -1928). Получил техническое образование и работал инженером в одном из строительных трестов Москвы. С женой Анной Владимировнной Чугавель проживал по адресу: пр. Красных Командиров, 16, кв. 84. После снятия блокады Ленинграда в 1944 г. семья переехала в Москву. Оба похоронены на Ваганьковском кладбище.

Ольга Михайловна Страдомская (15.IV.1905 – 24.VII.1993).

Актриса театрального товарищества «Синяя блуза» (1920-1930); оперная певица, солистка Московской филармонии; солистка, заведующая отделом оперно-симфонической музыки Всесоюзного радио (1950-1970). Вышла замуж за Моисея Яковлевича Гуровича, в 1942 г. сменила фамилию на Гуровская. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Из воспоминаний праправнучки о.Михаила «Один из моих прапрадедушек в это счастливое для православных время (когда Сталин Храмы открывал) был как раз священником в Могилевской губернии. Нет, немного пораньше, ведь Сталин в разгар войны обратился к Церкви за поддержкой, не так ли? До сих пор в альбоме у нас сохранились фотографии его тенистого сада с беседкой, дома деревянного, отец Михаил сидит в окружении семьи своей большой, младшая дочь Ольга голову на колени ему положила. Отец Михаил, седой старец, глаза светятся добротой и кротостью. Так вот, было ему под 70, в 1937-ом, когда арестовали его в последний раз. Уж давно изгнали его из храма, дом отняли у семьи. Матушку его приютили в семье прихожан. Арестовали троих его детей. Отец Михаил Страдомский, Царствие ему Небесное, погиб на этапе. Упал, и его разорвали собаки. Его дочка младшая Ольга стала певицей оперной, любимая тетя моей мамы была, скрылась в Москве, всю жизнь скрывала правду об отце».

Фотография дома о. Михаила, г.Орша 2017г.

Фотография дома о. Михаила, г.Орша 2017г.

До наших дней сохранился дом, в котором жила семья о.Михаила Срадомского, о которой жители помнят до наших дней. Со слов хозяйки, которая живет в части этого дома «после ареста и разграбления в этом доме находился госпиталь, затем детский сад, и после этого дом разделили на 2 квартиры и отдали жителям города, долгое время после в огороде они находили пузырьки от лекарств» со слов Ставской Светланы Николаевны. Так же она рассказала, что накануне ареста о.Михаил отдал свое Евангелие в кожаном переплете соседке Еве Ананич, она была прихожанкой храма и выступала против разрушения храмов. Сын Евы Ананич рассказал о том, как после ареста о.Михаила пришли в дом его матери и, найдя Евангелие, приговорили к 3 годам ареста, во время ареста Еву вели по улице толкая в спину этим Евангелием и говоря, что теперь не здесь будешь молиться. Через 3 года Еву Ананич освободили.

Подсвечник из дома о. Михаила 2017г.

Подсвечник из дома о. Михаила 2017г.

Человек подвергшийся репрессиям подвергал не только свою жизнь опасности, но и жизни родных и близких людей. Периоды гонений на православных продолжаются во все времена: это и период унии, обновленчества, советские репрессии и т.д. Главное, чтобы Вера в людях не оскудела и всегда были люди способные отстоять Православную веру.

Кальчибо Марина Михайловна.
Краевед, преподаватель Воскресной школы храма
Рождества Пресвятой Богородицы
города Черикова, Могилевской области.

Текст доклада на Международной научной конференции «Память в назидание»,
 посвященной столетию начала подвига новомучеников Русской Православной Церкви., состоявшейся в Минске 4.11.2017.

Опубликовано в журнале социальных и гуманитарных наук "Аспект". №1 (5). 2018г.

ЛИТЕРАТУРА:

  • ·Региональный общественный фонд: память мучеников и исповедников русской православной церкви. Режим доступа : www.fond.ru - Дата доступа : 15.09.2016.
  • ·ЕЛЕВФЕРИЙ (ПЕЧЕННИКОВ). Режим доступа : http://drevo-info.ru/articles/13676666.html - Дата доступа : 15.09.2017.
  • ·БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века». Режим доступа : http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs1.htm?ans. - Дата доступа : 15.09.2017.
  • ·Православные священники — жертвы сталинского террора из оршанской тюрьмы. Режим доступа : https://vkurier.by/119820 - Дата доступа : 15.09.2017.
  • ·Память: Историко-документальная хроника Чериковского района. Мн., 1994.
  • ·1 ноября 1937 года – день расстрела Гомельских православных священников, монашествующих и мирян // Православный журнал «Сретение». – 2014. – № 6. – С. 14–17.
  • ·Витебский мартиролог (1918-1952) / [сост. иерей Владимир Горидовец] . - Витебск : Издательский отдел Витебской епархии, 2008. - 77 с. - (Труды Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви).
  • ·Маракоў, Л.У. Рэпрэсаваныя- праваслаўныя свяшчэнна- i царкоуна-служыцелі Беларусі 1917-1967. Энцэклапедычны даведнік : у 2 т. / Л.У. Маракоў. - Мінск : Беларускі Экзархат, 2007. - Т. 1. - С. 136
  • ·Мартиролог Гомельской епархии (1917 – 1953): биографический справочник / авт.-сост. А.В. Слесарев. – Жировичи: Издательство Минской духовной академии, 2017. – 339 с.: ил. (Монографии Минской духовной академии. Т. II).
  • ·Православная Энциклопедия, Т.18, С.278.
  • ·«Чериковское Присожье: взгляд в прошлое и настоящее» /В.С. Максименко/ЧПУП «Студия дизайна и рекламы «Дикович и К», 2016 – 494 с.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.