Республики Донбасса: особенности политической жизни (на основе экспертных и социологических опросов в ДНР и ЛНР)

Автор: Эдуард Попов

63d8df507bd352d0432e9ad89ce3068a

Основная часть настоящей статьи была написана в середине 2017 года. Важные события, последовавшие в последующие два года, требуют серьезного изучения, в том числе, на основе проведения экспертных опросов и независимых опросов общественного мнения. Автор надеется подготовить обновленный материал, работа над которым требует серьезных усилий и временных затрат.

***

Возникновение протестного движения в Донбассе (и в других регионах исторической Новороссии), вылившееся в провозглашение народных республик, стало реакцией на государственный переворот в Киеве и политику агрессивной русофобии. Не случайно первым законодательным шагом новых властей стала отмена языкового закона (ратифицированная ещё в 2003 г. Верховной радой Европейская хартия региональных языков и языков национальных меньшинств), что выводило русский язык за рамки образовательного и культурно-информационного пространства Украины. Однако у народного движения в Донбассе конца зимы — весны 2014 г. были и более глубинные мотивы. Провозглашение народных республик Донбасса стало закономерной реакцией на демонтаж украинской государственности, сформированной в рамках УССР. Новыми властями Украины оказался нарушен базовый принцип негласного общественного договора: лояльность к существующему государству в обмен на минимум культурно-языковых прав регионов «Юго-Востока» (исторической Новороссии).

Сразу после государственного переворота в Киеве 21 февраля 2014 г. в Донбассе стали возникать объединения граждан, обеспокоенных действиями боевых сил евромайдана. В Донбассе, в отличие от Крыма, отсутствовали прочные традиции русского и автономистского движения. Одна из причин - централизаторская деятельность Партии регионов, направленная на подчинение партий и движений, ориентированных на представительство интересов русскокультурной половины Украины и восстановление народнохозяйственных и гуманитарных связей с Россией. В Донбассе в полной мере была реализована установка Партии регионов — стать монопольной силой в представительстве интересов русских регионов Украины («Юго-Востока»).

Это сыграло определяющую роль в будущем государственном строительстве республик Донбасса. Партия регионов «вытоптала поле» независимых общественных движений, в частности, ростки русского и донбасского автономистского движения. Общественное движение «Донецкая республика» или региональные отделения партии «Русский блок» не играли заметной роли в политической жизни Донбасса. Значимых политических проектов под русскими лозунгами в Донбассе не существовало. Лишь Компартия Украины составляла некоторую конкуренцию регионалам в регионах Донбасса.

Движение в поддержку независимости Донбасса возникло явочным порядком как ситуативная реакция на неонацистский/олигархический переворот в Киеве в значительной мере на базе низовых (местных) ячеек Партии регионов и оппозиционных левых сил — Компартии Украины и Прогрессивной социалистической партии Украины (ПСПУ). Преимущественно этими силами были организованы и подготовлены условия для референдума за независимость. Кроме них в создании движения активное участие приняли общественные объединения. В частности, огромную роль сыграли (особенно на первом этапе) организации «афганцев», ставшие ядром отрядов ополчения. В Луганской области важную, а порой определяющую роль играли казачьи общества, имевшие большой опыт самоорганизации и развитые связи с донскими казаками (реестровыми и «общественниками») в соседней Ростовской области Российской Федерации.

Уже с конца февраля — начала марта 2014 г. общественниками Донбасса ведется борьба за контроль над муниципалитетами. В качестве противников выступают региональные власти. После неудачного Харьковского съезда 22 февраля 2014 г., на котором руководители Харькова и Харьковской области регионалы Г. Кернес и М. Добкин продемонстрировали пассивность и фактически отказались от борьбы с киевскими путчистами, бюрократия Донецкой и Луганской областей была поставлена перед непростым выбором: подчиниться новой нелегитимной киевской власти или подвергнуться риску репрессий вместе с населением регионов. Достаточно быстро они сделали выбор и поспешили заявить о лояльности киевским путчистам. Была найдена удобная формула: сохранение единства Украины при условии, что Киев расширит полномочия регионов. В частности, на форуме по развитию местного самоуправления, который состоялся во Львове 27 марта 2014 г., председатель Донецкого облсовета А. Шишацкий изложил концепцию децентрализации власти. По мнению руководителя законодательной власти Донецкой области, перераспределение полномочий в пользу регионов исключит экономический и политический диктат Киева. 31 марта 2014 г. Донецкий областной совет обратился к Верховной раде Украины с просьбой принять меры по стабилизации ситуации в стране путем внесения изменений в конституцию с тем, чтобы расширить права местного самоуправления[1].

17 апреля 2014 г. в Донецке прошел чрезвычайный съезд депутатов от Партии регионов, его участниками стали депутаты местных советов Донецкой области, а также 29 депутатов Верховной рады, после переворота 21 февраля утратившей свою легитимность. Лидеры регионалов Б. Колесников и Н. Левченко заявили, что лишь они представляют «Юго-Восток» в столице. Резолюция, предложенная на съезде, содержала требования к Киеву предоставить бюджетную самостоятельность восточным регионам (в первую очередь Донецка), государственный статус русскому языку и полную амнистию для всех протестующих. В то же время, в резолюции содержался призыв сложить оружие всех протестующих, которые контролируют захваченные здания в восточных регионах страны. Последнее требование было основным, причем лидеры регионалов признавались, что не гарантируют выполнение Киевом изложенных пунктов программы об автономии и статусе русского языка. Это дало основания участникам протестов усмотреть в действиях регионалов инструмент Киева на «Юго-Востоке» и попытку обмануть движение протеста против государственного переворота[2]. Характерно, что аналогичные предложения для поиска компромисса с общественным движением Донбасса были озвучены представителями новых киевских властей. Назначенный Киевом губернатор Донецкой области Сергей Тарута также заявил о необходимости провести всеукраинский референдум о статусе русского языка и децентрализации власти.

Как показали дальнейшие события, заявления и действия регионалов оказались дымовой завесой. В конституцию и правоприменительную практику Украины так и не были внесены изменения, расширяющие права регионов.

Партия регионов сыграла противоречивую роль в государственном строительстве республик Донбасса. С одной стороны, она подготовила политико-правовые основания для провозглашения автономии, а затем и независимости Донбасского региона (съезд депутатов Юго-Востока всех уровней в Северодонецке в декабре 2004 г., разработка концепции украинского федерализма и др.). Из рядов Партии регионов вышли руководители (функционеры нижнего и среднего звена), деятельность которых во многом обеспечила подготовку и провозглашение деклараций о суверенитете ДНР и ЛНР, а затем и проведение референдума о независимости. Не случайно преобладание на первом этапе в рядах активистов ДНР и ЛНР функционеров Партии регионов и, в меньшей степени, Компартии Украины с опытом муниципальной и народнохозяйственной деятельности. В то же время деятельность руководящего состава областных организаций Партии регионов и связанного с ней партийными узами чиновничества и бизнес-сообщества (кадровый состав законодательной власти в Донецкой и Луганской областях был представлен в основном регионалами, они же были полными монополистами в осуществлении теневой власти в Донбассе) сыграла роль троянского коня.

Декларации и деятельность региональных властей, в частности, Донецкого и Луганского областных советов фактически были направлены на укрепление легитимности власти киевских путчистов. Партия регионов, возникшая как политический инструмент финансово-промышленной элиты Донецкой области, трансформировалась в партию, претендующую на представительство интересов всего «Юго-Востока». Участие Партии регионов в деятельности Верховной рады после государственного переворота, участие представителей регионалов (М. Добкин, О. Царёв) в нелегитимных президентских выборах весной 2014-го г., деятельность областных советов Донецкой и Луганской областей по легитимации новой власти продемонстрировали, что Партия регионов мутировала в одну из партий украинского евромайдана. Её основное предназначение — обеспечивать видимость легитимности незаконной власти киевских путчистов на «Юго-Востоке».

Сделанный вывод имеет не только историческое измерение. Принимая во внимание широкую представленность функционеров бывшей Партии регионов в управленческом аппарате Донецкой и Луганской народных республик данное обстоятельство оказывает большое влияние на развитие ситуации в ДНР и ЛНР.

Донбасс вступил в первый этап своего государственно-политического развития будучи лишен собственного государственного аппарата и политического класса. На первом этапе государственный аппарат Донецкой и Луганской областей (областные администрации, руководящий состав областных организаций Партии регионов) заявил о лояльности силам, осуществшим государственный переворот в Киеве. Подавляющее большинство представителей прежней экономической, политической и административной элиты Донбасского региона (Донецкая и Луганская области) поддержали новый режим в Киеве и покинули территорию республик. В частности, чиновники Луганской областной администрации отказались выходить на работу и начали бойкот государственных мероприятий в республике.  Социологию русской революции Донбасса можно охарактеризовать термином «народ без элиты». По образному выражению одного из ветеранов событий на Луганщине, это было восстание рабов. Раскол между сторонниками новых властей в Киеве и русским движением прошел, в том числе, по социально-имущественному признаку.

Формирование партийно-политической системы ДНР и ЛНР: между полюсами «русской весны» и опытом украинской государственности

Рождение народных республик Донбасса происходило под знаменем идеологического конструкта, получившем в трудах московских публицистов название «русской весны» (калька с «арабской весны»). Опуская несоответствие этого термина социологической ситуации в Донбассе (молодое по структуре и растущее по численности население арабского Ближнего Востока и стареющее сокращающееся население русского Донбасса) нельзя не признать важного мобилизующего значения термина на начальном этапе движения.

Народное движение Донбасса началось под лозунгами построения русского государства и/или социально справедливого государства. Широчайший спектр общественно-политических сил, поддержавших Донбасс — от радикальных русских националистов и монархистов до левых коммунистов и анархистов - объединяло общее неприятие украинского неонацизма и отличительных характеристик украинской государственности: забюрократизированности, сверхцентрализма, коррупции и олигархии. В отрицательной части своей программы активисты народного движения в Донбассе солидаризировались с лозунгами евромайдана. Те и другие мечтали похоронить «старое» украинское государство.

«Революция гидности» завершилась полным крахом всех надежд, что вынуждены признать даже горячие сторонники евромайдана. Что принесла победа «русской весны» республикам Донбасса?

7 апреля 2014 г. был создан Народный совет самопровозглашенной Донецкой народной республики. Народный совет заявил о себе как о высшем органе власти в республике. Численный состав - около 70 человек. Принципы избрания членов совета: кооптация от местного трудового коллектива или общественной организации муниципального образования (в зависимости от численности населения) депутата, который являлся представителем города или района в высшем органе власти ДНР. Депутаты Народного совета осуществляли основную работу по разработке конституции ДНР и подготовке референдума.

В тот же день 7 апреля 2014 г. им была провозглашена Декларация о суверенитете ДНР и Акт о государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики. 11 мая на территории ДНР прошел референдум, в ходе которого граждане Республики выразили свое отношение к идее суверенитета ДНР: явка достигла 74,87%, государственный суверенитет поддержали 89,7% проголосовавших.

14 мая Народный совет ДНР был преобразован в Верховный совет ДНР в количестве 150 депутатов (реальное число депутатов было меньшим). После референдума начали формироваться министерства и ведомства. 14 мая 2014 г. была принята Конституция ДНР. 12 мая 2014 г., после состоявшегося 11 мая референдума о самоопределении Луганской Народной Республики, по объявленным итогам 96,2 % проголосовавших высказались за независимость региона и создание Луганской народной республики.

В Народном совете ДНР были представлены все муниципальные образования бывшей Донецкой области за некоторыми исключениями, связанными с деятельностью украинских карательных органов в отдельных районах области. Существенную часть состава НС ДНР составили действующие депутаты городских/районных советов, то есть, люди, избранные в местные органы власти и обладающие опытом муниципальной деятельности. Дополнительно к этой группе в состав НС ДНР кооптировались представители трудовых коллективов и общественных организаций, действующих в муниципалитетах.

Выборы в учредительный состав Народного совета Донецкой народной республики прошли с соблюдением всех демократических процедур. Этого нельзя сказать о внеочередных выборах президента Украины 25 мая 2014 г., которые отмечены грубыми процедурными нарушениями. Отсутствие равных конкурентных условий в СМИ и в избирательных комиссиях, запугивание и насилие в отношении кандидатов и избирателей «Юго-Востока» превратили избирательную кампанию в профанацию демократических выборов.

Важным источником формирования управленческого аппарата и политического класса ДНР и ЛНР стали общественные организации. В отдельных районах ЛНР и, в меньшей степени, ДНР определяющую роль сыграло казачество, прежде всего, связанное с нереестровым (общественным) казачеством Дона. Лидером этой военно-политической группы являлся известный полевой командир Павел Дрёмов. Ему приписывали планы создания «Стахановской казачьей республики» (в г. Стаханове располагался штаб Шестого отдельного мотострелкового казачьего полка им. М.И. Платова Народной Милиции ЛНР, численность которого доходила до 2000 человек).

На начальном этапе существования республик местные харизматичные лидеры (П. Дрёмов в Стаханове, И. Безлер в Горловке, И. Стрелков в Славянске, А. Мозговой в Алчевске и др.) фактически не подчинялись республиканскому руководству в Донецке и Луганске. Политические лидеры ДНР и ЛНР (на тот момент, соответственно, Д. Пушилин и В. Болотов) не пользовались авторитетом в военных кругах. Из военных кругов периодически звучали обещания после победы над украинцами «разобраться» с предателями, засевшими в Донецке и Луганске. В частности, это вылилось в «войну компроматов» между П. Дрёмовым и следующим после бегства Болотова из Луганска лидером ЛНР Игорем Плотницким. Дрёмов обвинял Плотницкого в краже гуманитарной помощи из России и угрожал публикацией «флэшки с компроматом».

Таким образом, уже на начальном этапе существования республик в них обозначилась проблема местного сепаратизма. «Феодальная раздробленность» на политической карте Донбасса объяснялась как военно-политической ситуацией, так и целым рядом сугубо гражданских причин: низким авторитетом и профессиональной квалификацией тогдашнего руководства ДНР и ЛНР, невыстроенностью механизмов управления районами и пр.

В целом на первом этапе (проходившем под знаменем «русской весны») становление и развитие республик Донбасса проходило на принципах народоправства при высокой значимости органов местного самоуправления или фактической власти на местах. В некоторых случаях функционирование местных органов осуществлялось по законам «военной демократии» (например, в «казачьей республике» П.Л. Дремова).

Этот процесс имел и оборотную сторону, которая проявилась после начала боевых действий. Нередко «военная демократия» трансформировалась в анархию и форму контроля вооруженных групп над мирным населением. Известные случаи убийств некоторых полевых командиров в ДНР и ЛНР объясняются необходимостью наведения элементарного порядка на местах. Под видом отрядов ополчения ДНР и ЛНР зачастую действовали уголовные банды, терроризировавшие местное население. Деятельность подобных «отрядов» - полный и точный аналог украинских «добробатов» («Торнадо», «Донбасс» и др.). В обоих случаях значительный процент «добровольцев» составляли уголовники, привлеченные возможностью быстрой и легкой наживы. Наведение элементарного порядка и безопасности, а также повышение эффективности вооруженных сил требовали трансформации многочисленных отрядов ополчения в регулярные вооруженные силы, подчиняющиеся централизованному командованию. Процесс централизации вооруженных групп, таким образом, затрагивал как военную, так и гражданскую сферы.

По мнению опрошенных нами представителей военного командования ДНР среднего звена, а также гражданских экспертов в обеих республиках, в целом этот процесс можно считать удачным. Повышение управляемости вооруженных сил «сепаратистов» ДНР и ЛНР отмечают также представители ВСУ, «добробатов», западные военные эксперты. Как любой сложный социальный процесс трансформация ополчения в регулярную армию не произошла без потерь. Отмечается снижение идейной мотивации бойцов армий ДНР и ЛНР, повышение в них процента приспособленцев, пришедших служить за зарплату и пр.

В настоящее время вооруженные силы ДНР и ЛНР — важнейший социальный институт, политическая роль которого, однако, явно не соответствует его фактическому статусу. Если в лице главы ДНР Александра Захарченко, выходца из отрядов донецкого «Оплота», можно при желании увидеть представителя военной корпорации, то в ЛНР со смертью атамана Павла Дремова военные фактически лишены своего представительства в высших органах власти и политического влияния.

К настоящему времени в республиках оформились собственные органы власти и партийно-политические системы, обладающие характерными чертами. Прежде всего, на территории республик была запрещена деятельность украинских партий, так как их согласие участвовать в работе Верховной Рады после февральского переворота 2014 г. легитимировало новую киевскую власть и «АТО».

В ДНР сформировались две реальные политические силы, представленные в парламенте: общественное движение «Донецкая республика», которое было создано Андреем Пургиным. Затем оно было преобразовано в партию с одноименным названием и ныне возглавляется главой ДНР Александром Захарченко и председателем Народного совета ДНР Денисом Пушилиным. Вторая партия (точнее, конгломерат партий и движений), представленная в Народном совете ДНР — «Свободный Донбасс». Программные отличия между двумя партиями, представленными в НС ДНР минимальны. 

В ЛНР тоже оформились две партии — «Мир Луганщине», которую возглавляет глава республики Игорь Плотницкий, и «Луганский экономический союз». Именно такая двухпартийная система позволяет устойчиво контролировать политический процесс в республиках.

Среди населения Донбасса сохраняют популярность коммунистические идеи и коммунистические партии в ЛНР и ДНР могли бы получить электоральную поддержку. Однако в условиях полувоенного положения нынешнее руководство республик не заинтересовано в создании высоко конкурентной партийно-политической среды. К тому же высокий процент в рядах новой «партии власти» приходится на бывших функционеров Партии регионов, сменившей своё название. В ходе проведения экспертных опросов и анкетирования практически все опрошенные отметили тревожную тенденцию возвращения де-факто Партии регионов и украинского чиновничества в политическое и управленческое пространство республик Донбасса. Примерно с весны 2015 г. наблюдается «окукливание» политического и управленческого класса, углубление его отрыва от населения.

На начальном этапе наблюдался массовый отток чиновников и функционеров Партии регионов из республик Донбасса, затем происходит их возвращение и инкорпорация в политические и управленческие структуры. Бывшие регионалы сейчас занимают всё больше мест не только в органах управления, но и в партийных структурах ДНР и ЛНР. По мнению опрошенных нами экспертов речь идет, как правило, о вторых-третьих заместителях руководящих работников. В некоторых государственных структурах ДНР и ЛНР позиции бывших украинских чиновников[3] стали доминирующими (в частности, в министерстве по налогам и сборам).

Особенно тревожна отмеченная тенденция при анализе ситуации в силовых структурах. По мнению опрошенных нами экспертов в ДНР и ЛНР (представители политических, военных и бизнес-кругов, а также лидеры профсоюзов), силовые министерства и ведомства в высокой степени «засорены» украинской агентурой влияния.

В частности, украинские таможенники (один из наиболее коррумпированных кластеров государственных служащих на Украине) сразу после переворота в Киеве поддержали новые киевские власти. С началом боев в Донбассе сотрудники таможни бежали на Украину. Но уже к лету 2015 году они в массовом порядке вернулись на прежнее место службы. Таможенные пункты в ДНР и ЛНР укомплектованы преимущественно украинскими таможенниками, лояльными киевскому правительству. Сказанное относится и к руководству таможенных ведомств, по крайней мере, в ЛНР.

Высок процент украинских служащих (то есть, приехавших или вернувшихся в Донбасс из Украины после Минских соглашений) также в структурных подразделениях МВД и МГБ (министерство государственной безопасности). Известны абсурдные случаи: выпускники академии СБУ — уроженцы Донецкой и Луганской областей прибывают для несения службы по месту жительства, то есть, в МГБ ДНР и ЛНР.

По мнению опрошенных нами экспертов, имеющих отношение к военным кругам, единственным исключением среди силовых ведомств республик Донбасса является народная милиция, выполняющая в ДНР и ЛНР функции министерства обороны. 

Не менее заметно проникновение украинских служащих в гражданских ведомствах ДНР и ЛНР. Согласно результатам проводимых автором настоящей статьи экспертных опросов среди представителей деловых кругов ДНР, наиболее высок процент украинских чиновников в налоговой сфере (в том числе, на руководящих постах). Осуществление фискальных функций, таким образом, осуществляется специалистами, чья лояльность республикам Донбасса как минимум дискуссионна. По мнению наших экспертов из бизнес-кругов ДНР вся информация об их деловой активности моментально становится известна в Киеве.

Инкорпорация представителей политико-административной элиты Украины происходит также в политической сфере. Несмотря на то что на территории республик Донбасса запрещена деятельность политических партий Украины, на руководящие посты в «партиях власти» ДНР и ЛНР уже в весенне-летние месяцы 2015 года в массовом порядке приходят бывшие функционеры Партии регионов.  Согласно результатам экспертных опросов в ДНР и ЛНР возвращение функционеров Партии регионов обрел массовый характер.   

Параллельно происходит политическая маргинализация ветеранов движения за создание народных республик. Из первого состава депутатов Народного совета и Верховного совета ДНР лишь единицы занимают сколько-нибудь значимые посты в политической и управленческой сфере. Партия регионов, весной 2014 проиграв поле битвы активистам создания ДНР и ЛНР года, последовательно возвращает утраченные позиции через «кадровую контрреволюцию».

Окукливание и бюрократизация политического класса заметны даже в сообщениях республиканского официоза. В середине января 2017 года глава ДНР Александр Захарченко выразил недовольство «недобросовестным руководителям» партии «Донецкая республика», которая стремится занять нишу, освободившуюся после Партии регионов. Цитирую его выступление: «Общественное движение „Донецкая Республика“, председателем которой я являюсь, было создано как связующее звено между властью и народом. (…) У людей не должно быть никаких преград для общения с властями. Количество жалоб на работу ОД „ДР“ в последнее время, действительно, увеличилось (выделено мною — Э.П.)».

Заявление Александра Захарченко можно рассматривать также в контексте внутриполитической борьбы в ДНР. Создателем движения «Донецкая республика» является А.Е. Пургин, бывший спикер Верховного совета ДНР. Д.В. Пушилину удалось не только отодвинуть от руководства парламентом ветерана русского движения Донбасса Пургина, но также встать у руля лидера созданной тем движения. В настоящее время Пушилин, по мнению опрошенных нами экспертов, пытается оспорить власть у главы республики Захарченко. Пушилина называют подлинным лидером аппарата «Донецкой республики».

Наряду с формализованными административными и политическими элитами в ДНР и ЛНР присутствуют влиятельные неформальные институты. В Донбасском регионе даже в сравнении с остальной Украиной значимую и даже определяющую роль играли олигархи. Эта роль далеко выходила за пределы экономической жизни. Общеизвестно, что Партия регионов являлась политической институцией донецкой финансово-промышленной группы. Особенно значима (применительно к ситуации в Донецкой области и в ДНР) роль «короля Донбасса» Рината Ахметова, самого богатого украинского олигарха. «Частные армии» Ахметова, по некоторым данным, оказывали поддержку активистам «русской весны» в Донецке. Применительно к ситуации в Луганской области принято говорить о закулисной роли Александра Ефремова, главы фракции Партии регионов в Верховной раде.

Сохранение собственности олигархов противоречило лозунгам «русской весны» (равно как и евромайдана). Вопрос национализации собственности украинских олигархов встал уже на начальном этапе формирования государственных органов Донбасса. В частности, автор настоящей статьи на встрече с председателем Народного совета ДНР Д.В. Пушилиным в апреле 2014 г. задавал вопрос о планах национализации собственности украинских олигархов, в частности, предприятий Р. Ахметова (владелец сети металлургических предприятий и шахт в ДНР). Однако на практике руководство республик вынуждено проявлять повышенную лояльность к бизнес-интересам украинских олигархов. По мнению опрошенных нами экспертов, в руководстве обоих республик присутствуют креатуры олигархических групп. В частности, Пушилина опрошенные нами эксперты считают протеже Рината Ахметова.

Сохранение крупной собственности украинских олигархов в ДНР и ЛНР не позволяет говорить о подлинном суверенитете республик. Предприятия украинских олигархов, составляющие по данным проведенных нами экспертных опросов около 50% крупных предприятий в ДНР (по ЛНР аналогичных данных не имеется), выплачивают налоги в украинский бюджет и, следовательно, финансируют войну против народа Донбасса. Данное обстоятельство, а также нарушение базовых принципов социальной справедливости (собственность олигархов возникла преступным путем). 

Заключение.

Республики Донбасса фактически возникли в начале апреля 2014 года и получили широчайшую общественную поддержку местного населения, которое в ходе референдумов 11 мая 2014 года подавляющим большинством голосов проголосовали в пользу независимости. ДНР и ЛНР в тяжелейших условиях сумели отстоять свой суверенитет в военном противостоянии с одним из крупнейших государств Европы — Украиной. Это, пожалуй, главный результат почти трехлетней истории ДНР и ЛНР.

Вместе с тем обе республики в ходе военного противостояния потеряли большую часть территорий, входивших в административные границы Донецкой и Луганской областей. В настоящее время они контролируют от 30 до 40 процентов этих территорий. Потеря большей части территорий и значительной части населения (находящегося либо на территории Украины, либо во временной или постоянной эмиграции в России) не может не сказываться на экономическом и социально-политическом состоянии республик, катастрофически снижая их потенциал. В то же время и республики Донбасса, и Украина считают нынешнее положение временным и готовятся вернуть под контроль территории. Минский процесс с февраля 2015 года лишь замедлил возобновление новой большой войны в Донбассе.

В экономическом, социальном, политическом плане республики Донбасса являют собой осколок бывшей Украины со всеми присущими той совокупностью характеристик экономического уклада и управленческого слоя: устарелостью технологической базы и производственного оборудования, коррупцией и некомпетентностью чиновничества, некомпетентностью политического класса, «африканской» поляризацией доходов различных социальных групп и др.

Лозунги «русской весны» о построении русского государства и социально справедливого общества в политической практике ДНР и ЛНР не были реализованы. Вероятно, ожидать обратного было проявлением социальных иллюзией. Тем не менее, в республиках развитие пошло не по оптимальному, а по одному из наиболее негативных сценариев. Сказанное в первую очередь относится к ЛНР, изначальном аутсайдеру политического и социального развития Донбасса.

В силовых структурах республик сформирована и действует многочисленная украинская агентура, которую патриотические силы в ДНР и ЛНР рассматривают как пятую колонну Украины.

Широкое, а подчас доминирующее (в зависимости от конкретных министерств и ведомств и управленческих уровней) присутствие бывшего украинского чиновничества и функционеров Партии регионов в политико-административных элитах республик Донбасса также являет одну из главных угроз для сохранения их суверенитета.

Крайней опасной угрозой является сохраняющаяся собственность украинских олигархов ни продолжение выплат налогов в украинский бюджет. Объявленная в марте 2017 года «национализация» (ставим это слово в кавычки, так как до конца неясен характер данного процесса) предприятий ДНР-ЛНР привела к остановке целого ряда предприятий обоих республик. Отчасти это вызвано угрозой обстрела со стороны ВСУ, отчасти — неясными правовыми последствиями и нерешенными спорами «хозяйствующих субъектов». ДНР на порядок успешнее в восстановлении народнохозяйственного потенциала, ЛНР существенно отстает в этом вопросе.

Низкое качество (в профессиональном и морально-мотивационном отношении) кадрового состава политических и государственных структур существенно снижают потенциал республик. Следует также понимать, что сама по себе национализация не решит проблему, поскольку на смену старому классу сверхкрупных собственников приходит слой новых олигархов (фактически он уже сформирован в ДНР и ЛНР). Проблему, по нашему мнению, следует решать на путях строительства подлинно народных республик и создания более демократической модели народнохозяйственного развития (народный капитализм, совмещение разных форм собственности и пр.). Необходим радикальное очищение государственного аппарата и национализация собственности олигархов.

В то же время наблюдаются и некоторые позитивные процессы. Противоречиво, но всё же неуклонно движется процесс формирования вооруженных сил Донбасса (народная милиция ДНР и ЛНР). Примерно с весны 2015 года заработала государственная машина республик, которая позволяет обеспечить социальный минимум для населения республик. В республиках в этот период была устранена угроза массового голода. Пожилое население ДНР и ЛНР получает пенсии.

Налаживается экономическая жизнь республик, расширяется производственная и налоговая база. Благодаря безвозмездной помощи России в социально-экономическом отношении республики Донбасса находятся на уровне как минимум не ниже чем соседние регионы Украины. Государство (благодаря помощи России) выполняет минимум своих обязательств, в том числе, в вопросах ценообразования (цены на тарифы ЖКХ в республиках Донбасса кратно ниже цен на Украине и т.п.).

И всё же без постоянной помощи России республики Донбасса даже с допущением удачных социальных и экономических реформ представляют собой нежизнеспособные образования. Необходима как минимум экономическая, социальная и гуманитарная интеграция ДНР и ЛНР в российское пространство по образцу Южной Осетии и Абхазии. В сложившихся условиях утратили актуальность дискуссии об объединении ДНР и ЛНР. Эта идея была торпедирована одновременно в Донецке и Луганске. Соответственно, возникают вопросы о формах объединения гипотетической «Федеративной республики Новороссии». Единственным просматриваемым вариантом интеграции видится на сегодняшний день включение народных республик Донбасса в состав России, что, в свою очередь, несет серьезные риски для самой России.

Серьезный вызов процессу государственного строительства республик Донбасса произошел в результате смены глав республик. В ноябре 2017 года произошел «путч», в результате которого в отставку подал тогдашний глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий. Эта отставка была воспринята большинством населения с нескрываемым торжеством и ожиданиями позитивных перемен. Напротив, гибель (в результате покушения) главы Донецкой народной республики Александра Захарченко (1 сентября 2018 года) стала настоящим ударом и для республики, и для всех друзей Донбасса. Последовавшие после этого трагического события выборы главы ДНР привели к победе крайне непопулярного среди населения республики Дениса Пушилина, которого общественное мнение связывает с финансовой пирамидой «МММ» и олигархом Украины №1 Ринатом Ахметовым. Эта персоналия на посту крупнейшей республики Донбасса является серьезным репутационным ударом по имиджу и авторитету Донбасса. И укрепляет нас в мнении о неспособности Донбасса в одиночку, без помощи России, справиться с грузом накопившихся проблем.

 

 Попов Эдуард Анатольевич,
доктор философских наук, кандидат исторических наук, директор Центра общественного и информационного сотрудничества "Европа" (Ростов на Дону, Россия).

Текст доклада на Международной научной конференции
«Славянские идентичности и нациестроительство в XIX-XX в.в. »

Опубликовано: Междунароный независимый журнал
социлаьных и гуманитарных исследований "Аспект" 2019 № 1-4 (9-12) Стр. 109-117

---------------

[1]    Стабилизировать ситуацию в стране можно только путем внесения изменений в Конституцию, - А. Шишацкий. Дата публикации: 31 марта 2014 г.  //  URL: http://www.sovet.donbass.com/?lang=ru&sec=04.01&iface=Public&cmd=shownews&args=id:3559 (дата обращения 17.01.2017).

[2]    См. подробнее: "Скажите Путину, что мы его тут ждем": продолжение эксклюзивного репортажа ИА REGNUM о сопротивлении на Донбассе // URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1792792.html#ixzz4UyyrNkH0 (дата обращения 17.01.2017).     

[3]     В основном подразумеваются те из них, кто изначально выступал против народных республик и уехал на Украину, а затем вернулся на родину.

ЛИТЕРАТУРА:

  • ИМЭМО РАН (https://www.imemo.ru)
  • Русская весна (https://rusvesna.su )
  • Донецкое агентство новостей (https://dan-news.info )
  • Луганский информационный центр (http://lug-info.com )
  • Гринвилл Пост (США) (https://www.greanvillepost.com )
  • IMEMO (https://www.imemo.ru)
  • Russian Spring (https://rusvesna.su )
  • Donetsk news Agency (https://dan-news.info )
  • Lugansk information center (http://lug-info.com )