Специфика лингвокультурной среды польского православия

Церковь Святого Духа — Белосток (Польша)Язык местного населения (преимущественно Подляшья) представляет одно из интереснейших явлений православного ареала Польши. Языковую ситуацию Подляшья отличает размытость этнических рамок - явление, вызванное существованием на современной территории Речи Посполитой этноса, идентифицирующего себя по конфессиональной принадлежности, вне связи с какой-либо из оформившихся национальностей. Что же это за население? Мы «тутошние» (tutejsi), «православные», «русские» (разумеется, от «Руси», не от «России») называют себя они. Соответственно, и говорят они «по-русски», «по-православному» («Мы православные и разговариваем на своем языке»).

Деятельность Партии скрещенных стрел в Подкарпатской Руси (1939–1944 гг.): праворадикальная идеология в контексте национально-культурной жизни региона

Боевики Партии скрещенных стрелПосле поэтапного включения Подкарпатской Руси в состав Венгрии (ноябрь 1938 г., март 1939 г.) новые власти активно насаждали в качестве официальной идеологии курс «угро-русинизма», в рамках которого утверждалось наличие отдельного русинского народа, который не являлся частью русских или украинцев и был обязан своим культурным и социально-экономическим процветанием исключительно венгерскому государству. Центральные власти всячески склоняли политиков Подкарпатской Руси к участию в деятельности провластной Венгерской партии жизни (далее – ВПЖ), которая полностью поддерживала правительственный курс и являлась опорой режима М. Хорти.

Небесное Отечество избравшие…

Год нынешний — 2017-й — обречен постоянно напоминать нам о трагических датах. 100 лет назад произошла революция, безвозвратно сломавшая судьбу России и иных стран, входивших в состав Империи. Пик большевистских репрессий пришелся на 1937 год. Двадцатилетие между печальными датами было наполнено человеческими трагедиями. Борьба с кулачеством, превратившаяся в уничтожение зажиточного крестьянства, с инакомыслящими, беспрецедентная травля духовенства и верующих. Многие жертвы сегодня прославлены как новомученики и исповедники. Еще больше тех, чьи имена остались безвестными.

Святитель Георгий Конисский и его время

В   2017 году православная Беларусь    отмечает знаменательную дату – 300 лет со дня рождения архиепископа Могилевского и Белорусского св. Георгия (Конисского), в течение сорока лет  (1755 – 1795 гг.) возглавлявшего единственную в XVIII веке православную кафедру на белорусско-украинских    землях Речи Посполитой. Для понимания   исторического значения    архипастырской деятельности св. Георгия необходимо представлять непростые политические и религиозные  реалии  времени, в которое жил и трудился святитель.

Воззвание белоруса православного к белорусским католикам.

 
В апрельском номере за 1901 год ежемесячного исторического издания «Русская старина» выпускавшегося в С.-Петербурге в разделе «К истории польской смуты 1863 года» были опубликованы «Воззвание белорусса православного к белорусским католикам», датированное 29-ым января 1863 г. и «Всеподданнейший адрес православных дворян Могилевской губернии» от 25-го августа 1863 г.. Сегодня, по прошествии более 150 лет, эти исторические документы важны тем, что в очередной раз указывают современным фальсификаторам белорусской истории, трактующим тот польский мятеж как национально-освободительную борьбу белорусов против Российского царизма, истинное отношение к мятежу современников тех событий.  

Полемика по поводу Польского катехизиса на страницах «Русского архива»

Начало текста Польское восстание 1863 г. заострило проблему русско-польских взаимоотношений в журнальной и газетной публицистике с обеих сторон. Негативному образу России, представленному в польской местной и заграничной прессе, был противопоставлен образ неверного и религиозно-фанатичного «ляха» в русскоязычной прессе. Можно сказать, что наравне с военными, русские и польские публицисты вступили друг с другом в настоящее сражение.  В качестве горячей новости с поля сражения в «Московских ведомостях» М.Н. Каткова (1863 г. № 116) появился документ, названный «Польским катехизисом».

Православное Братство во имя Архистратига Божия Михаила: 1992-2017

Храм Покрова Пресвятой БогородицыВремена, когда впервые на белорусской земле появились православные братства, не были безоблачными и простыми. Конец XVI и весь XVII век прошли в изнурительной борьбе нашего народа за праотеческую православную веру. Бороться было с кем. Поддержанные всею государственною мощью Речи Посполитой иезуиты и униаты путем насилия и клеветы настойчиво пытались окатоличить, олатинить белорусов (а также украинцев). Для противодействия этим попыткам и создавались православные братства, которые защищали православные церкви, открывали свои типографии и школы. Именно в этом и состоит их историческая заслуга.