Идеологема «Большой русской нации» и складывание научно-православной концепции Брестской унии в конце XVIII - первой половине XIX вв.

bmvХотя Русская Православная Церковь всегда считала униатов «раскольниками», по существу, «латинянами», официальное отношение светских властей к униатству, как и к католичеству, на рубеже XVIII-XIX вв. отличалось веротерпимостью. Лишь после антирусских восстаний государство перешло к более решительным мерам по защите православия в Западном крае. При этом оформилась православно-историческая концепция Брестской церковной унии, и идеологема о «большой русской нации».

Миграция архивов проекта «Западная Русь» с ресурсов Google.

zrkВсякие крупные военные действия сопровождаются потерей или захватом ресурсов, перемещением беженцев и эвакуацией различных ценностей. В наше время одним из важнейших активов является информация, и сегодняшние события вокруг Украины вынуждают перемещать в безопасное место информационные ресурсы и их архивы. Перемещением архивов в безопасное место занялся и проект «Западная Русь».

«Западно-руссистское» понимание брестской унии М.О. Кояловича

К середине XIX столетия белорусская нация еще находилась в формирующемся состоянии. Белорусы, не имевшие собственного дворянства и представленные в основном крестьянским населением, к середине века никаких национальных требований даже на уровне интеллектуальных элит не выдвигали. Более того, в среде интеллигенции белорусского происхождения зародилось такое сложное явление, как «западно-руссизм». Близкое к правительственной идеологеме о триединой «большой русской нации» и славянофильству, он стал вариантом российской точки зрения на белорусские земли, противопоставленной сформировавшемуся в ходе восстаний XIX в. польскому взгляду на прошлое и будущее этих территорий .

Русский большевик-живоцерковник в Польше (о провозглашении автокефалии Православной церкви в Польше)

NewYear23

Одним из главных итогов большевистского переворота 1917 года и красного террора стало разделение триединого русского народа по отдельным квазигосударенным образованиям в границах РСФСР, УССР и БССР. Также значительная его часть в Западной Украине и Западной Белоруссии оказалась в пределах Польши. В результате давления польских властей и малодушия отдельных православных иерархов была провозглашена автокефалия Православной церкви в Польше.

Украинский вопрос в середине XVII в.

В первой половине XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой. Население, проживающее на этих территориях, подвергалось национальному и религиозному угнетению. Официальным языком там был польский, а церковь - католической. Период с 1624 по 1638 гг. можно охарактеризовать как время казацких восстаний за расширение реестра, прав и свобод православного населения.

Украина на перепутье: казацкое государство в XVII в.

LeSphinx1122011T145939Проблема казацкой государственности играет большую роль в украинском национальном сознании и принадлежит к темам, чаще всего поднимаемым украинскими историками. Господствует взгляд, что в 1649 г. завершилось формирование украинской государственной идеи, и это является большим достижением политической культуры народа. С этой точки зрения целью политики Хмельницкого было освобождение украинского народа, и эта идея, вопреки всему, осталась к концу XX в. в сердцах и сознании украинцев .

Основные принципы стратегии Петра Великого в войнах России в начале XVIII века

18dda5c71ca9Понятие стратегия может относиться к войне, экономике, политике и дипломатии. В военной науке стратегия - это искусство применения вооружённых сил и ресурсов страны для достижения поставленной цели. Основной принцип стратегии - сосредоточение главной массы войск на главном направлении.

Украинский фактор в событиях Московской Смуты в начале XVII в.

TushinoНесомненно, особенная роль в событиях Смуты принадлежит украинскому казачеству, как запорожскому, так и городовому (в источниках — запорожские казаки, запороги, казаки, черкасы, запорожские черкасы). О численности и мере участия различных групп казаков в событиях Смутного времени нет единого мнения. Так, еще Д. Яворницкий считал, что «главнейшую роль играли собственно так называемые украинские или черкасские казаки и второстепенную собственно запорожские или низовые казаки».

Гетманщина: особое казачье государство

RozvagПервоначально, Запорожская Сечь представляла собой буйную вольницу, организованную на принципах военного братства. Многие историки определяют этот тип организации как военно-духовный орден. Основной чертой организации являлась ее достаточная закрытость, что было связано с угрозами военного, экономического и культурного посягательства чужеродных элементов извне. В рассматриваемый период, о вопросах украинской государственности говорить не приходится вовсе. 

Пути проникновения западнорусской лексики в великорусский деловой язык в XV в.

Statut Vialikaha Kniastva Litoŭskaha.1588В публикациях на тему западнорусской лексики в памятниках великорусской письменности XV в. обосновывалось предположение о том, что главным проводником западнорусского влияния в Московской Руси в середине XV в. было духовенство (см. Золтан 1983, 96; 1984, 12—22; 1985, 259— 260). Это предположение подтверждается также анализом грамот, вышедших из канцелярии митрополита Ионы.

Книга Всеволода Шимова «Западнорусская Атлантида. Белоруссия на картах русской цивилизации»

Z Atlant 2В российском издательстве «Родина» на днях вышла из печати книга «Западнорусская Атлантида. Белоруссия на картах русской цивилизации». Проект «Западная Русь» с особым удовольствие сообщает об этом событии поскольку это не только довольно объемная книга о современном состоянии западнорусизма и его значении для белорусского общества, но, и так как ее автор кандидат политических наук Всеволод Владимирович Шимов является членом редакционного совета сайта «Западная Русь», и многие материалы, вошедшие в книгу, созданы на базе его статей, ранее опубликованных на нашем сайте.

Взаимодействие двух «русских» канцелярских языков (Литовского и Московского) в XV-XVI веках

Lithuanian Statute IРазвиваясь на разном диалектном субстрате, в разных государственных образованиях, в контактах с разными языками и культурными традициями, московский и «литовский» деловые языки к XV в. развили уже ряд характерных черт, на основании которых документы, написанные в Литве, легко отличимы от документов, написанных в Северо-Восточной Руси. Это происходило несмотря на то, что оба языка продолжали характеризоваться и в дальнейшем многими общими чертами, восходящими к древнерусскому периоду. Оба языка назывались в это время «русскими».