Униатский вопрос и политика русских властей в Галиции в период Первой мировой войны

2417357 900Место Галиции в общественном сознании во многом определялось символическим значением этого края - последней части восточнославянского массива, не вошедшей к началу XX века в состав России. Опираясь на позицию галицийских «русофилов», национально ориентированные церковные и общественные круги России рассчитывали на быстрое распространение православия и русской культуры на присоединенных землях. Эти ожидания во многом не сбылись как в связи с кампанией террора против «русофилов», проведенной сразу после начала войны австрийской администрацией, так и в результате межведомственных противоречий, осложнявших деятельность российских властей.

Программа раздела Польши

Nationalities in Second Polish Republic ca. 1931В польской межвоенной печати широко обсуждалась угроза со стороны Германии и СССР. Приводим статью, опубликованную в сентябрьском номере 1930 г. журнала «Hasło Łódzkie», посвященную теме советско-германского сотрудничества  и стоявшего на повестке у этих стран «польского вопроса».

Восстание Людевита и рассказ Повести временных лет о нашествии волохов на славян

prahi 1В данной статье рассматривается вопрос, какие реальные исторические события послужили основой при написании одного из важнейших для понимания раннесредневековой истории славянских народов отрывка «Повести временных лет»: сообщения о нападении волохов на славян.

Чудотворная икона Богородица Вратарница

iverska 1На Афоне есть одна икона, в которой скрывается сила Святой Горы. По преданию, если когда-нибудь она покинет Святую Гору — это ознаменует конец. Это один из самых известных чудотворных образов — икона Богородицы Вратарницы.

Русский миф в славянском фэнтези

3ae03ed99a43Конструирование русского мифа в славянском фэнтези, активизация и тотальность распространения данного мифа во многих слоях современной России становится ответной реакцией на социальную травму. Конструирование русского мифа происходит по трем основным магистральным линиям. Во-первых, в славянском фэнтези пересматривается система традиционных национальных идентификаторов. Во-вторых, происходит построение нового пантеона национальных героев. В-третьих, широко представлен процесс национальной реидентификации.

В поисках «племени»: Посавское и Нитранское княжества в контексте этнополитической ситуации в славянском мире в IX веке

8d2d1aОколо 800 года на окраинах Карпатской котловины вследствие распада Аварского каганата образовалось два княжества- Посавское (на территории современной северной Хорватии) и Нитранское (на территории современной западной Словакии), затем вошедшее в состав Великой Моравской державы. В качестве этнонима в обоих княжествах использовалось название «славяне», что отличает Карпатскую котловину от других славяноязычных областей, где использовались различные «племенные» названия. Это связано с тем, что славянская идентичность на территории Карпатской котловины в IX в. имела не только культурный, но и политический характер, что стало затем источником политизации славянской идентичности во всех славянских государствах в последующих столетиях.

Происхождение династии Пястов.

Polska 960 992.svgПольская национальная идентичность имеет прочную идеологическую привязку к средневековым корням связанными с первой исторической династией Пястов. Кем были люди, столь быстро установившие в центральной части Польши сильную территориальную организацию и вскоре распространившие свое господство во всех направлениях? В свете имеющихся материалов археологических раскопок и топонимических данных кажется разумным предположить, что часть правящей элиты Великой Моравии, выжившая после венгерского вторжения в районе Оломоуца, отступила еще дальше на север, а именно — в Великую Польшу.

«Regnum Sclavorum» Святополка как источник средневековых славянских концепций «Склавинии»

Great moravia«Повесть временных лет» сохранила в своем составе фрагменты древнего западно-славянского источника, принадлежавшего к великоморавской или паннонской литературной традиции конца IX - начала X в. Эти фрагменты несут в себе драгоценные свидетельства о славянской прародине на реке Дунай, откуда славяне постепенно распространились по обширным районам Европы, прочно сохраняя сознание своего первоначального единства. Эта родина на Дунае, которую они назвали «Словенской землей», позже была занята венгерскими племенами и впоследствии переименована в Венгрию. Признавая эту западнославянскую традицию своей, восточные славяне стали явными преемниками великоморавской и кирилло-мефодиевской идеологической концепции славянского мира.

Славянские супер-ветви: Y-ДНК как маркер ранних миграций славян

10 ysПонятия «славянин», «славяне», «славянство» чрезвычайно многозначны. Формально определяемые в терминах языкового родства, они включают в себя много других аспектов, среди которых не последнее место занимает интуитивно понимаемая общность происхождения славянских народов. По результатам анализа представительной выборки Y-ДНК из Восточной и Центральной Европы было выделено 5 линий, характеризующих славянские народы. Ввиду своей численности  они получили название «супер-ветви».

Подкарпатская Русь в эпоху «обретения родины» венграми

ArpadfesztyИсследователи до сих пор не дали удовлетворительного ответа на вопрос, с кем встретились вытесненные печенегами венгры, перевалившие через Карпаты в поисках более спокойного места проживания. При этом ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в бассейне Верхней Тисы на рубеже ІХ-Х вв. проживало славянское население, но в ответе на вопрос, к какой ветви славянства оно относилось, мнения расходятся.

Еще раз о склавенах и антах, Мурсианском озере и городе Новиетуне

4III

 

На основании разбора известий Иордана в Гетике определяется западный рубежом расселения «склавинов» по границе между Нориком и Паннонией. Греческий этноним «анты» толкуется как передача славянского самоназвания этого народа, которое в свою очередь происходит от имени венетов.