Русская Зарубежная Церковь и автокефалия Польской Церкви

Александро-Невский собор в Варшаве  в 1910 году (снесен в 1924 года)События, последовавшие после Первой мировой войны, стали причиной не только геополитических преобразований, но и значительных изменений в жизни Поместных Церквей. Православная Российская Церковь более всех почувствовала на себе горечь этих перемен. Новые государства, образовавшиеся на месте российских губерний, стремились к политическому размежеванию с бывшей империей. Это размежевание национальные правительства переносили и на церковную жизнь, добиваясь независимости местных православных епархий от Всероссийского Патриарха.

Международная научная конференция памяти графа Михаила Николаевича Муравьева-Виленского «Готов собою жертвовать..»


27 ноября 2016 года по благословению Высокопреосвященнейшего Павла, Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в Минском приходе храма Покрова Пресвятой Богородицы в рамках Свято-Михайловских чтений прошла Международная научная конференция «Готов собою жертвовать…» в память о графе Михаиле Николаевиче Муравьеве-Виленском. Конференция была организована и проведена Православным братством в честь Архистратига Михаила при информационной поддержке научно-просветительского проекта «Западная Русь».

Движение за присоединение Северо-Восточной Словакии к Советскому Союзу (1944—1945 гг.)

Этнографическая карта Чехословакии 1939 г.Словакия, бесспорно, принадлежит к тем странам, где славянская идея имела глубокие корни и где одновременно были распространены русофильские настроения, происходящие от идеи славянского братства и близости «великой России». Особенно наглядно это явление проявилось в северо-восточной части Словакии во время существования первой Словацкой республики (1939—1945 гг.). Такое положение дел было результатом недооценки важности или же «игнорирования русинского национального вопроса» словацкими правительственными кругами.

Начальный этап литовской экспансии в «Черной Руси»

Литовский князь Миндовг
Вопрос о литовской экспансии в так называемой Черной Руси (территория Верхнего Понеманья) важен для понимания тех политических процессов, которые привели к образованию новой стабильной политической структуры в Восточной Европе — Великого княжества Литовского. Главная проблема, требующая решения, состоит в том, на какой основе выстраивались взаимоотношения между литовскими князьями и местной русской элитой — завоевали ли литовские князья города Понеманья в ходе единовременной экспедиции, или здесь были задействованы иные механизмы подчинения. На этот счет в историографии существуют крайне противоположные точки зрения.

В Минске состоялся памятный молебен по графу Михаилу Муравьеву-Виленскому - впервые после столетнего перерыва.

Протоирей Виктор Беляков перед началом Литии по болярину Михаилу

 

21 ноября в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в нижнем храме Минского прихода в честь Покрова Пресвятой Богородицы по инициативе научно-просветительского проекта "Западная Русь" и Братства в честь Архистратига Михаила, сразу после Божественной литургии, состоялась  Лития по болярину Михаилу  - графу Михаилу Муравьеву -Виленскому.

Хороша ли церковная уния?

Лицевая и оборотная сторона медали с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)», выпущенной в память возвращения униатов в лоно Русской православной церкви6 октября 1596 года в Бресте собрались пять западнорусских епископов во главе с Киевским митрополитом для того, чтобы принести присягу Римскому папе и провозгласить церковную унию. В то же время в Бресте собрался другой собор во главе с экзархом Константинопольского патриарха св. Никифором, двумя другими епископами и многочисленными священниками и мирянами, который осудил самовольное соглашение с Римским папой.

К вопросу о донациональной этнической идентичности русинов Словакии (XIX - начало XX вв.)

Русины на гравюре 19 векаДоминантой донациональной идентичности русинов в XIX - начале XX в являлся конфессиональный фактор: принадлежность к «русской вере» - христианству восточного обряда. Выражением этой идентичности являлся целый ряд этнонимов с корнем рус- (в первую очередь, руснак), которые проявляли отчетливые этноязыковые черты, связанные, в частности, с восточнославянскими языковыми особенностями. Параллельно у русинов и представителей переходных групп функционировали другие варианты донациональной идентичности, в частности, выраженные в локальных названиях или же, например, популярном на русинско-словацком пограничье этнониме словяк.