Религиозно-оборонительные братства Украины и Белоруссии конца XVI - первой половины XVII вв. как институты православной церкви

При оценке идеологии и сущности деятельности украинско-белорусских братств конца XVI - первой половины XVII века большинство отечественных исследователей XIX - начала XX века настаивали на их исконно православном, иногда даже с оттенком ортодоксальности, характере. Во второй половине XX в. эти выводы оказались в значительной степени пересмотренными, и преобладающей точкой зрения стало мнение о тесной связи братской идеологии с идеями эпох Возрождения и Реформации.

Исторические источники по истории православных братств на территории Белоруссии во второй половине XVI - первой половине XVII века

Вильно. Гравюра ХVI в.

 

Православные братства были объединениями горожан для проведения совместных трапез, оказания помощи членам братства, поддержания патронируемого храма. В XV-XVI вв. разные формы контроля церковной жизни со стороны прихожан были православной традицией, нашедшей выражение в праве патроната. В польско-литовском государстве данное право служило источником конфликта между братствами и духовенством.

Храм Иоанна Предтечи в поселке тракторозаводцев

Минский храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

 

Небольшая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Св. Иоанна Предтечи, некогда существовала в пределах нынешнего нашего города. Располагалась она на кладбище д. Большая Слепянка, неподалеку от современного здания гидрометеорологической обсерватории, на возвышенности, где еще и сегодня среди полузабытых могил растут одинокие сосны.

Русификация системы образования в Витебской и Могилевской губерниях (1830 - 1850 гг.)

Григорий Иванович Карташевский ( 1777 —  1840) педагог и чиновник. С 1829 попечитель  Белорусского учебного округа. В 1834 году по его инициативе создана Витебская учительская семинария — первое специальное учебное заведение на территории Белоруссии, готовившее учителей для приходских училищ.Со времени первого раздела Речи Посполитой, когда восточнобелорусские земли вошли в состав Российской империи, и до начала 30-х гг. XIX в. образовательная политика российского правительства в отношении населения этих земель менялась трижды, что было обусловлено изменениями статуса этих земель. Во времена Екатерины II за восточнобелорусскими землями был закреплен статус “возвращенных от Польши”, т.е. они считались исконно русскими (старо-русскими) землями, население которых в течение двух веков подвергалось полонизации. В периоды правления Павла I и, особенно, Александра I Витебская и Могилевская губернии рассматривались как “присоединенные от Польши” наряду с другими территориями, вошедшими в состав Российской империи в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой.

Советские репрессии против православных клириков Литвы в 1946-1953 гг.: по материалам литовских архивов

Могила архимандрита Евстафия (Андрейчука) на Евфросиниевском кладбище Вильнюса
В последние десятилетия в изучении церковной истории XX в. одна из основных тем, к которой прикованы взоры исследователей и публицистов, — вопрос взаимоотношения Русской Православной Церкви с советским государством, в особенности в период властвования И. В. Сталина. Как известно, методы политики Сталина и партии по отношению к Православной Церкви часто менялись, что, однако, никогда не меняло общего атеистического характера советской власти, которая всегда, хотя и с разной интенсивностью, вела борьбу с религией и верующими. Однако в последнее время многие ангажированные публицисты, и даже историки, стали пересматривать установившиеся оценки сталинского отношения к Православию, в то же время культивируя чуть ли не образ «святого Сталина».

Просветительский вечер, посвященный 300-летнему юбилею белорусского святителя Георгия (Конисского).

 

3 января 2017 года в конференц-зале минского Дворца искусства состоялся просветительский вечер  "300 лет белорусскому святителю Георгию (Конисскому)",посвященный памяти местночтимого святого Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского Георгия (Конисского) (1717-1795).