«Смертию смерть поправ»: добровольчество как феномен русской культуры.

i

Ко Дню Защитника Единого и Неделимого Отечества 22 февраля – началу Первого Кубанского Ледяного похода Добровольческой армии (22 февраля 1918 года) под командованием генералов Л. Г. Корнилова и М. В. Алексеева, положившим начало организованной вооруженной борьбе Белого движения России с большевизмом.

Минский мужик (Горбацевич). «Что я видел в Советской России». Гл. 18-21.

 1936 Luchshaya brigada160-миллионная страна превратилась в военный лагерь. Народ отчасти верил большевикам и усиленно работал для пятилетки. Он голодал, холодал, переносил все унижения и оскорбления от тех, кто толкал его напрячь все внимание и усилия, чтобы провести полностью пятилетку. Кто сомневался в этом, слабо работал и равнодушно смотрел на безумные планы большевиков, тех власть уничтожала огнем и мечом. Пощады не было.

«Кто не работает, тот не живет...» -советская система принуждения к труду (трудовые книжки, паспорта, прописка)

14807Советская власть в течение всего срока своего существования отрабатывала, доводя до организационно и процедурно завершенного вида приемы и способы контроля над населением, и в частности удержания вольных трудовых ресурсов подле мест приложения труда. Одной из таких форм являлись паспорта, трудовые книжки, и прочие документы, удостоверявшие личность и привязывавшие людей к месту работы и неразрывно связанному с ним месту проживания.

Минский мужик (Горбацевич). «Что я видел в Советской России». Гл. 15-17.

 Stroitelstvo tramvajnyh putej 1936jpgСоветская женщина не раскрепощена, а неслыханно закрепощена. Она выполняет самые опасные физические работы, которых не знает женщина в западных странах и в Америке. Советская женщина работает с киркой и лопатой на железных дорогах. Она прокладывает мостовые в городах, таскает рельсы на железных дорогах. Сов. женщина уравнена с мужчиной в праве трудиться и голодать. Великое «достижение» сов. женщины!..

Крестьянская память о власти в современной России

25698Слово «власть» — одно из ключевых в крестьянской памяти. Цель настоящей статьи — проследить представления о власти, присущие крестьянской памяти в период, когда со всей очевидностью возникает вопрос о «конце крестьянства», а центральной фигурой русской деревни является женщина старшего возраста.

Минский мужик (Горбацевич). «Что я видел в Советской России». Гл. 8-14.

 658x0 stalin11В конце года колхозник в среднем, при хорошем урожае, получает не больше 10 фунтов зерна за трудодень, включая и картофель. Для колхозника и его семьи хватило-бы хлеба, если бы государство не обирало его налогами. Налоги натурой и деньгами установлены для того, чтобы выжать из колхозника побольше соков. Но если крестьянин хочет застраховать себя от сибирской каторги, то должен заплатить.

Крестьянство и власть в период коллективизации

Dekulakisation in the USSR V 3Применение насилия, игнорирование интересов крестьянства в годы военного коммунизма (введение продразверстки, трудовой и гужевой повинности, мобилизация в Красную армию) резко изменили отношение крестьян к Советской власти, превратив их из союзников в противников. По стране прокатилась массовая волна крестьянских восстаний.

Минский мужик (Горбацевич). «Что я видел в Советской России». Гл. 5-7.

026 Минуем несколько крестьянских телег и прохожих. У всех одно горе: и лошади, и крестьяне, и крестьянки плохо питаются, а много трудятся, оттого и выглядят замученными. Через 21 год взглянул я на деревенские грязные улицы, постаревшие деревни, стоящие спокойно, как старушки, на бедные и гнилые заборы и ворота из простых жердей и прутьев вместо старых кольев и высоких ворот из досок, на бледных, тощих и босых детей, играющих в пустых крестьянских дворах. Как тяжело становится на душе, глядя на всю эту крестьянскую обнищалость и бедность! Теперь я не узнаю их.

Минский мужик (Горбацевич). «Что я видел в Советской России». Гл. 4.

 01 figury komandirov 620На Минском вокзале — давка. Большинство — деревенские женщины, одетые в простую домотканую одежду, босые и с небольшими узлами. Похожи скорее, на нищих, чем на простых крестьянок.  Глядя на эту нищенскую толпу, думаешь: «вот где настоящая деревня, доведенная советской властью до ужасной нищеты». Холодом и ужасом несет от этой серой и обнищавшей толпы.

Минский мужик (Горбацевич). «Что я видел в Советской России». Гл. 3.

34dc0Из Ленинграда в Москву 12 часов езды. Времени много для бесед. Напуганные в Ленинграде, мои товарищи по пути сторонятся от русских пассажиров, боятся с ними заводить беседу. Я-же, наоборот, начинаю расспрашивать их о жизни личной и общественной. По природе своей русские не очень словоохотливы. Нужно много времени, чтобы их раскачать, заинтересовать, расположить. И неудивительно: за 8 лет большевики приучили к молчанию.