Гнет православного населения в Холмской епархии со стороны поляков и героизм народный.

Автор: Михаил Джега

Церковь в Верешине в начале 20-го века (Холмщина)

Церковь в Верешине в начале 20-го века (Холмщина)

Всего пять лѣтъ назадъ (1905 г.) въ русской Холмщинѣ происходили сцены, наноминающія великую эпопею освобождения Москвы отъ тѣхъ же Поляковъ. Воспользовавшись тѣмъ, что власть въ Петербургѣ зашаталась, Поляки объявили русскому народу въ Холмщинѣ, что православія больше нѣтъ и всѣ должны принимать католичество. Народъ не повѣрилъ: быть не можетъ, чтобы вся Россія сдѣлалась католической. Поляки настаивали ва томъ, что вся Россія перешла въ католичество. – Ну, тогда Царь-то ужъ навѣрно остался православныиъ, – говорили мужики. – Да нѣтъ же, и Царь перешелъ въ католичество, утверждали ксендзы. – Нѣтъ на землѣ православія, конецъ ему! – Мужики задумались. – Въ Іерусалимѣ все-таки осталось православіе, – твердили они. – Да нѣтъ же, убѣждали Поляки: и въ Іерусалимѣ погибло православіе, по всему свѣту сгинуло. Тогда одва старушка вызывается сходить въ Іерусалимъ и дозваться, точно ли погибла святая вѣра Христова и уже нѣтъ на землѣ правды. Старушка сходила, вернулась и съ восторгомъ объявила, что все – брехня, что живо еще православіе и не измѣнилъ еще Христу Іерусалимъ. Тогда мужики стали дознаваться, точно-ли Царь перемѣнилъ вѣру и не лгутъ ли паны. Подъ предводительствомъ игуменьи Екатерины[1] нѣсколько холмскихъ мужиковъ тайнкомъ отъ Поляковъ поѣхали въ Петербургъ. Добрались до тогдашинго главнаго министра – Булыгина. Народъ темный, мужички пустились на хитрость. Такъ какъ дѣло было на пасхальной недѣлѣ, то они условились испытать министра: похристосоваться съ нимъ. Когда на ихъ привѣтствіе «Христосъ воскресе!» сановникъ-бюрократъ отвѣтилъ «здравствуйте», они упали духомъ: правы Поляки! Измѣнилъ православію Петербургъ! Пропали мы! Но мать-игуменья послѣ невѣроятныхъ мытарствъ добилась того, что ее допустили къ Государю и разсказала крестьякское горе. Государь пожелалъ видѣть холмскихъ крестьянъ. Они явились. Рѣшили и Его испытать тѣмъ же привѣтствіемъ. Каково же было изумленіе и безконечный восторгъ ихъ, когда на возгласъ: «Христосъ воскресе!». Царь совершенно внятно отвѣтилъ «Воистину воскресе!» и поцѣловалъ ихъ по православному обычаю. Они, не выдержали, пали на колѣни, зарыдали: жива вѣра! Православенъ Царь! Живъ православный народъ и брешутъ паны съ ксендзами! Успокоенные и умиротворенные послы крестьянскіе вернулись въ Холмщину и объявили радостную, какъ Христово воскресеніе, вѣсть: православенъ Царь, православна Россія и живъ Христосъ на землѣ нашей! То, что здѣсь разсказано, какъ истинное событіе, похоже на легенду, до того это сказочно хорошо. Въ самомъ дѣлѣ, пока на днѣ народномъ еще течетъ невидимая сила вѣры, жажда великаго единодушія, жажда другъ съ другомъ единенія, – до тѣхъ поръ жива земля, и совершенно невѣроятно, чтобы она не рождала больше героевъ. «Замутили насъ», – говоритъ народъ русскій про своихъ угнетателей-Поляковъ. Замутило Россію гнусное инородческое засилье, скрытое и открытое, – но пока носитъ народъ Христа въ своемъ сердцѣ и пока этотъ Христосъ неотдѣлимъ отъ родины, – еще жива Россія!

Из Херсонских епархиальных вестей 1910 г.

Подготовил к публикации на сайте «ЗР» Михаил Джега (Польша).

--------------

1 Имеется в виду Игумения Екатерина (в миру графиня Евгения Борисовна Ефимовская; †28 октября 1925) – автор концепции женского «деятельного монастыря», основательница и первая настоятельница монастыря Рождества Пресвятой Богородицы (существовавшего с 1885 по 1915 годы) в местечке Лесна Константиновского уезда Седлецкой губернии Российской империи (в настоящее время село Лесьна-Подляска Бяльского повята Люблинского воеводства Польши). – ред.