Представляем августовский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.
- 5 августа – день памяти Дмитрия Ивановича Яворницкого (1855 -1940)
- 6 августа – день памяти Богдана Михайловича Хмельницкого (1596 – 1657)
- 16 августа – день памяти Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891)
------------
5 августа – день памяти Дмитрия Ивановича Яворницкого (1855 -1940)
Яворницкий – выдающийся украинский историк, академик Всеукраинской академии наук (ВУАН). В возрасте 78 лет (1933) снят с должности по обвинению в «украинском буржуазном национализме» и лишен пенсии.
Будучи честным историком, в своей «Истории запорожских козаков», употребляя слово «русский» в четком политическом и национальном смысле по отношению к населению и правительству Московского государства, – в то же время также и местное украинское и волынское население Литвы и Польши называет «русским».
По отношению к Москве: «русский посол Коробов», «заключая договор с русским царем Иваном Васильевичем Грозным», «Период борьбы с русским правительством за самостоятельное существование и падение Запорожья», «Взятая в частностях эта грамота тщательно разобрана была русским историографом XVIII века Григорием(Герхардом?) Миллером», «Человек, который потом потряс основы всего русского государства и едва не сделался причиною подчинения России польской короне, — это Лжедимитрий I»
По отношению к Литве и Польше: «К этому же году относятся первые указания на существование козаков как отдельного сословия от других литовскопольских и русских сословий — шляхетского, мещанского и хлопского», «В 1547 году козаки под начальством Берната Претвица, старосты барского, преследовали до Очакова татар, наскочивших на польские владения около Винницы и захвативших несколько человек русских в плен», «Действие этой причины началось с переменой земельных отношений в южнорусских областях после перехода Киевского княжества в 1471 году к Литве и обращения его в воеводство, Литва, присоединив к себе русские области, ввела в них собственный, феодальный порядок государственного строя», «Короля это очень обеспокоило, и он немедленно послал своего коморника с письмами к коронному гетману, а также к некоторым русским панам, чтобы они постарались поймать Подкову и всех сообщников его», «В июне месяце 1593 года они внезапно ворвались, в числе 20000 человек, на Волынь, нахватали там множество русских женщин», «Это так называемая религиозная уния, выдуманная папой Климентом VIII, введенная на Украине королем Сигнзмундом III и принятая русскими епископами», «реестровые козаки, т. е. такие же православно-русские люди, как и все украинцы, но только обязанные службой польскому королю…» <http://www.pseudology.org/Eneida/KazaksHistory/200.htm>
(При этом параллельно употребляет и такие выражения как «украинское население», «украинский народ», «украинцы»).
В отношении запорожцев в третьем томе своей работы Яворницкий прямо написал: «Запорожцы должны были склоняться к одной из сильнейших соседних держав, и в этом случае они, исповедуя православную веру и считая себя одним народом с великорусским, тянулись к русскому царю и в нем видели залог исторического бытия своего» <http://www.pseudology.org/Eneida/KazaksHistory/314.htm>
И. Репин изобразил Яворницкого на своей знаменитой картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в виде писаря.
6 августа – день памяти Богдана Михайловича Хмельницкого (1596 – 1657)
Богдан Хмельницкий – человек-легенда, сделавший огромный вклад в титаническую тысячелетнюю битву объединения Руси, передавшего под власть Русского Царя отвоеванные в ходе антипольского восстания обширные русские земли.
До восстания на Украине Богдан Хмельницкий занимал невысокое общественное положение, и о его тогдашней жизни известно очень мало. Но несомненно то, что он был необыкновенно одаренным человеком. Ему давал аудиенции польский король и посвящал его в свои планы. Прибыв в 1648 году на Сечь, Хмельницкий сумел своей харизмой объединить козаков, хотя там и местных предводителей хватало. Съездив перед восстанием в Крым, он, маленький на то время человек, сумел убедить хана выделить ему военную помощь. Хмельницкий не проиграл ни одного сражения (самое тяжелое поражение козаков под Берестечком произошло в его отсутствие). Часто лицемерил перед врагами, однако же никогда не изменял союзникам: не отказывался от союза с Крымом, не прекращал заигрываний с Турцией и Швецией, не изменил своей присяги Великому Государю. Лишь польским панам он наносил один тяжелый удар за другим.
До объединения с Москвой Хмельницкий называл себя «єдиновладним самодержцем руським»
Интересна деталь, подмеченная Петром Толочком: «Уже 8 января 1654 г. Богдан Хмельницкий в письме к Алексею Михайловичу титулует его царем и великим князем «всеа Великия и Малыя Русии самодержцем». Московский царь «не замечает» этого нововведения козацкого гетмана и подписывает официальные документы как царь и великий князь всея Русии. Такая довольно странная ситуация длилась целый месяц. Богдан Хмельницкий в своих письмах настойчиво величает царя «всея Великия и Малия Русии самодержцем», царь титулует себя по-старому. Только в феврале в 1654 г. Алексей Михайлович наконец принимает новый титул».
16 августа – день памяти Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891)
Наумович – выдающийся деятель общерусского движения, галицкий униатский священник.
Наумович был очень популярен среди своего народа. Помимо своего священнического служения помогал возводить церкви, заводить читальни, школы, разводил для школ пасеки для увеличения доходов учителям и обучению детей пчеловодству, лечил гомеопатией, так что когда он уезжал из Стрельче, получив приход в Скалате, плакали не только его прихожане, но и евреи. В 1861 г. он был избран депутатом в первый галицкий сейм, а в 1873 - после введения прямых выборов - послом в рейхсрат, где выступал в защиту крестьян.
В 1866 г. на страницах „Слова" Наумович выступил с статьей „Взгляд на будущее", в которой заявил, что «все усилия дипломатии и поляков сделать из нас особый народ рутенов-униатов оказались тщетными и что Русь Галицкая, Угорская, Киевская, Московская, Тобольская и пр. с точки зрения этнографической, языковой, литературной, обрядовой - это одна и та же Русь...». «Как христианин и как проповедник науки Христовой, - писал Наумович, - я не могу не видеть в Москве моих ближних, братьев, не могу их не любить или любить меньше, чем люблю ближних и во Христе братьев в Кракове, Варшаве и Познани. Как Славянин не могу в Москве не видеть русских людей. А хотя я Малорусин, а там живут Великоруссы; хотя у меня выговор малорусский, а у них великорусский, но и я русский и они русские...»
В 1882 году Наумович наряду с другими лидерами общерусского движения был арестован по обвинению в государственной измене, и хотя обвинение позорно провалилось, однако, Наумовичу пришлось провести больше года в тюрьме.
Михаил Павлик, соратник Ивана Франка, писал, что «после ареста этих людей галицко-русский народ начал считать их мучениками, особенно Наумовича, которого наш народ обожал за писание русским народным языком и который действительно много сделал для просвещения галицких крестьян. Вот почему наши крестьяне следили с огромным вниманием, в чем обвиняют этих людей и как кончится все это дело».
Некоторым лицам «украинофильского» направления, завидовавшим популярности Наумовича и других «москвофилов», оставалось лишь называть их «ренегатами» и «мусором». Иван Франко в ответ в статье «Формальний і реальний націоналізм» писал, что «кое-кто из наших «ренегатов», из этого нашего «мусора» (например, Наумович, Дедицкий и другие) сделал для развития галицко-русского общества и простого народа в десять раз больше, чем любая сотня неренегатов» («зробив для розвою галицько-руської суспільності і простого народу десять раз більше, ніж деяка сотня неренегатів»). Основной материал <http://www.ukrstor.com/ukrstor/paszaeva_oczerk.html>