Западнорусский календарь – ИЮЛЬ

|
Автор: Редакция "ЗР"

Представляем июльский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.

  • 2 июля  - день рождения Архиепископа Антония (Зубко) (1797 - 1884)                                      
  • 7 июня день памяти Маркиана Шашкевича (1811 -1843)                                  
  • 2 июля – день памяти Михаила Петровича Драгоманова (1841 - 1895)
  • 5 июля – день памяти Василия Романовича Ваврика (1889-1970)
  • 8 июля день рождения Владимира Ивановича Ламанского (1833- 1914)
  • 9 июля – день рождения Михаила Качковского (1802-1872)
  • 17 июля – день памяти Мариана Феофиловича Глушкевича (1877 —1935)
  • 18 июля – день рождения Константина Васильевича Харламповича (1870 -1932).
  • 25 июля – день рождения Ивана Игнатьевича Малышевского ( 1828-1897) 
  • 30 июля – день рождения Николая Николаевича Юденича (1862- 1933)

***

2 июля  - день рождения Архиепископа Антония (Зубко) (1797 - 1884)


Архиепископ Антоний сыграл большую ролью в воссоединении униатской церкви Северо-Западного края с православием.

Родился в селе Белое Лепельского уезда Витебской губернии (ныне Полоцкий район) в семье белорусского униатского священника. Учился у местного органиста. В 1809 году поступил вПолоцкую униатскую семинарию, затем в Полоцкую иезуитский академию, которую окончил в1818 году со степенью кандидата философии.

Являлся одним из видных представителей греко-католического духовенства. Был ближайшим помощником епископа Литовского Иосифа (Семашко) в деле воссоединения греко-католиков с православной Церковью[1]. На Полоцком церковном Соборе 1839 года Антоний участвовал в подписании акта о воссоединении униатов с Православием. Проявил себя, по словам профессораМ. О. Кояловича, как «необыкновенный стоятель за Православие и русскую народность в Западной России»[2]. Антоний много занимался естествознанием, однако труды его в этой области остались неизданными. Оставил записки «О греко-униатской Церкви в Западном крае России».

 

2 июля – день памяти Михаила Петровича Драгоманова (1841 - 1895)

Драгомановукраинский  лидер второй половины XIX века. Фигура, рядом с которой бледнеют все, из кого пытались делать украинских идолов, включая Т.Г. Шевченка и И.Я. Франка. Драгоманов не столь известен только потому, что всегда было очень мало людей, которые были бы способны по достоинству оценить его. Он был социалистом, но не звал к насилию, не поклонялся Марксу, поэтому не был оценен марксистами. Он писал свои работы по-украински, выступал за образование на украинском, за украинскую автономию, но в тоже время не пылал ненавистью к Москве, поэтому не был оценен украинскими нацистами. А поскольку был украиномыслящим социалистом и атеистом, то не был оценен и традиционалистами. Партии в основном узколобы, поэтому и не нашлось среди них такой, которая смогла бы сказать о Драгоманове Слово.

Между тем канонизированный большевиками И.Франко признавал в нем учителя, идеолог нацистов Д.Донцов посвятил свою главную работу попытке разоблачения драгомановских идей и признавал за Драгомановым общеукраинское лидерство, а в печально известном Эмском указе 1876 года Драгоманов упомянут персонально.

Кто бы ни был Драгоманов, важно то, что он боролся за правду, нес людям просвещение, а следовательно содействовал торжеству идей борцов за правду. А поскольку единство Руси в любви и правде, и преградой нашему единству служит лишь невежество, то Драгоманов содействовал таким образом своей деятельностью нашему единству.

Вслушайтесь в слова Правды от лидера украинства.

Драгоманов не мог не признать факт ментального единства украинцев и москалей (малорусов и великорусов), перевожу на русский литературный: «Цели народа великорусского те же самые, что и малорусского, и к этим целям стремится единая интеллигенция русская или российская, которая состоит из великорусов и малорусов и которая новые европейские идеи ставит на службу мужицкой нации русской – малорусам и великорусам» (Драгоманов М.П. Лiтературно-публiцистичнi працi. Киев, 1973. Т.1. С. 185, 186. ("Лiтература росiйська, великоруська, украiнська и галицька")

Драгоманов признавал за русским языком статус литературного украинского, и при осознании факта, что русский язык был в его время более близкок к говорам великорусским, вполне допускал, что это явление временное и, возможно, по прошествию лет, язык русский сможет стать снова более малорусским, чем великорусским. Этим он выбивает опору из под ног тех, кто наивно жаждет нас поделить, ведь никуда не денешься от того факта, что у нас общий литературный язык, перевожу на русский литературный: «Не следует забывать, что язык российский не так-то далек от украинского (т.е. народного. – М.Б.), как кажется на первый взгляд, а особенно с боку; следует знать, что он все-таки вышел из такого, который в XVII-XVIII в. стоял довольно нейтрально и до Великой и до Малой Руси, что, как мы видели, и облегчило переход к нему и великорусов, и малорусов, и если в XIX веке он стал больше великорусским через централизацию культуры российской в Петербурге и Москве, то ничего не говорит против того, что после подъема культурной силы Киева, Харькова, Одессы, влияние украинских элементов и на сам литературный русский язык не станет снова более сильным как это было до XVIII в» (Драгоманов М.П. Лiтературно-публiцистичнi працi. Киев, 1973. Т.1 С. 138. ("Лiтература росiйська, великоруська, украiнська и галицька").

Социалист Драгоманов писал, что московский царизм есть украинская историческая святыня, перевожу на русский литературный: «Не заходя слишком далеко, достаточно будет сказать, что от самого митрополита Иова Борецкого вся украинская интеллигенция, в том числе и козацкая, кланялась «царям восточным» как своим защитникам. Мазепа последнего времени, Орлик и Кость Гордиенко были исключениями, да и не следует забывать, что даже Гордиенка сами его товарищи и запорожцы-эмигранты раз побили чуть не до смерти и хотели выдать царскому правительству. В XIX веке другая эмиграция запорожская, которая осела после 1775 года на Дунае, сама так же добровольно вернулась в 1829 году под царя Николая I. Значит, если кто хочет украшать патриотизм непременно историческими «святынями», тот должен признать, что и московский царизм есть украинская историческая святыня» (Б.Грiнченко – М.Драгоманов. Дiалоги про украiнську нацiональну справу. Киев, 1994. С.166).

 

 

5 июля – день памяти Василия Романовича Ваврика (1889-197 0)

 Ваврик – выдающийся галицкий ученый, поэт, писатель, публицист.

Во время Первой мировой войны прошел через концлагеря Терезин и Талергоф.

Доктор славянской филологии Карлового университета в Праге и Львовского университета. Принимал активное участие в подготовке «Талергофского альманаха» о преступлениях Габсбургской монархии. Работал секретарем знаменитого Ставропигийского института и редактировал «Временник Ставропигийского института».

После войны работал старшим научным сотрудником Львовского исторического музея.

Пользовался большим авторитетом среди простых львовян. Н.М. Пашаева, касаясь послевоенных лет, пишет: «Мне рассказывали, что какой-то молодой ретивый священник Успенской церкви попробовал „исправить" униатскую специфику храма на православную. Прихожане попросту собрались его побить. Срочно был вызван старый Ваврик, живший до самой кончины в той же Ставропигии. Он утихомирил конфликт».

Коммунисты не признали ни одну из докторских степеней Ваврика, и ему, в 67 лет, пришлось защитить диссертацию на степень кандидата филологических наук. «Однако, - пишет Н.М. Пашаева, -  тут же начались с новой силой доносы и интриги, в результате которых в конце того же года он был вынужден уйти с работы на нищенскую пенсию, на которую и жил до своей кончины в 1970 г. (56 р.)… В 50 - 70-е годы Ваврик много писал, но на родине не напечатано почти ничего, что-то удалось опубликовать, переправив за пределы СССР, но основное литературное и научное его наследие, а это исторические исследования, очерки, прекрасные стихи на русском языке и родном наречии, доныне сохраняются только в рукописях. Архив Ваврика после его смерти удалось передать в Санкт-Петербургскую Публичную библиотеку»

 

Я русин был и русским буду,

Пока живу, пока дышу,

Покамест имя человека

И заповедь отцов ношу.

 

Когда австрийцы и поляки

Да немцы лютые меня

С правдивого пути не сшибли

И не похитили огня,

 

То ныне ни крутым запретам,

Ни даже ста пудам оков

Руси в моей груди не выжечь

Во веки вечные веков.

 

(В.Р. Ваврик)

Произведения на сайте:
В.Р. Ваврик. «Маша».
У
поминания в В.Р. Ваврика в материалах сайта

 

8 июля исполнится 180 лет со дня рождения Владимира Ивановича Ламанского (1833- 1914)

 Ламанский – знаменитый русский академик-славист. Был одним из организаторов состоявшегося в Москве в 1867 Славянского съезда. Вместе с А. А. Киреевым он создал Петербургское отделение Славянского комитета, сыгравшего большую роль во время восточного кризиса 70-х XIX в.

1860-е были временем объединения итальянцев и немцев в единые государства после почти тысячелетней раздробленности этих народов. Как филолог, Ламанский обращал особое внимание на то обстоятельство, что у итальянцев и немцев за века раздробленности сложилось множество диалектов, зачастую взаимно непонимаемых. Величайший полиглот в истории кардинал Медзофанти, знавший 114 языков, и то не понимал многие итальянские диалекты. Литературным итальянским языком стал искусственно воссозданный флорентийский диалект XV–XVI вв., на котором в момент объединения Италии говорило всего только ок. 600 тыс. чел. из 27-миллионного населения страны. Но ни языковые, ни религиозные (у немцев) различия не мешали итальянцам и немцам чувствовать себя едиными нациями. Между тем языки даже самых отдаленных друг от друга славянских народов значительно ближе друг к другу, чем итальянские диалекты, а религиозные различия во 2-й пол. XIX в. уже не считались непреодолимым препятствием. Ламанский вслед за многими западнославянскими теоретиками панславизма, но первым в России, высказал мысль о существовании единого славянского народа. Препятствия на пути общеславянского объединения, по словам Ламанского, это – слабость интеллигенции славянских народов, а также, как самокритично признавал автор, «важные недостатки нашей гражданственности, несознание Россией своего славянского призвания». Ламанский высказал также убеждение в том, что русский язык вполне может выполнять роль общеславянского языка, благо более двух третей славян говорит на нем, он был более или менее понятен всем славянам и, наконец, на нем существует значительная, признанная во всем мире литература. Кстати, здесь Ламанский вовсе не демонстрировал русский шовинизм, он лишь повторил идею Л. Штура и др. панславистов о превращении русского языка в общеславянский.

http://rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4589&abc=1

Но Ламанский вслед за всеми просещенными учеными и славистами не поддерживал широко распространенную фикцию, что русский язык – это язык только великороссов. Русский язык, по словам Ламанского, “по своему происхождению и образованию, есть общее достояние Великой, Малой и Белой Руси; мысль о нем, как будто он есть чисто великорусский, есть мысль ложная” (Отеч. Зап. 1864, XI, 187).

 

 

9 июля – день рождения Михаила Качковского (1802-1872)

Михаил Качковский – знаменитый  галицко-русский меценат.

Семьи не имел, во всем себе отказывал. Свое относительно скромное жалование судьи копил и тратил на народные нужды. Богдан Дедицкий в письме к Якову Головацкому 24 ноября 1854 года назвал его «единым русским Меценатом».

В 1861 году Михаил Качковский организовал газету «Слово». В то время как ни одно панукраинское периодическое издание в XIX веке себя не окупало, «Слово» практически мгновенно окупило себя. Им зачитывалась вся Галичина. Конкурирующие издания не приживались по той простой причине, что их просто не покупали. После того, как в 1866 году со страниц «Слова» наконец-то прямо и смело было провозглашено единство русского народа от Карпат до Камчатки, австрийское правительство обратило на это пристальное внимание и профинансировало антимосковские газеты «Правда» и «Русь». С этого времени началось сотрудничество австрийской власти и деятелей панукраинской ориентации, с каждым годом становившееся все плотнее.

Михаил Качковский больше всего известен по просветительному обществу, названному в его честь. И деятельность этого общества показательна.

Современный львовский украиномыслящий историк Игорь Чорновол обратил внимание на интересную деталь.

В 1868 году было основано на австрийские деньги народовское общество «Просвита» (факт правительственной поддержки не скрывался, и об этом написано в отчете «Просвиты»). А в 1874 было основано «москвофильское» «Общество им. Качковского» на общественные деньги. Каково же было соотношение сил? И вот что пишет Чорновол: «Найяскравішим свідченням дійсного співвідношення народовських і москвофільських сил є статистика просвітніх організацій «Общества им. Качковського» та «Просвіти»: тоді як у 1876р. в Галичині першому підпорядковувалася 161 читальня, то другому - всього шість». (Самым ярким свидетельством действительного соотношения народовских и москвофильских сил является статистика просветительских организаций «Общества им. Качковского» и «Просвіти»: тогда как в 1876 году в Галичине первому подчинялась 161 читальня, то второму – всего шесть) (Iгор Чорновол. Польско-українська угода 1890-1894 рр. Львів, 2000. С.30 http://mnib.malorus.org/kniga/466 ) (Иными словами – сторонники идеи «единый русский народ от Карпат до Камчатки» имели 161 читальню, а стороники всех остальных галицких идей – всего 6 читален. Несмотря на то, что народовское общество пользовалось поддержкой государства и функционировало в 4 раза дольше).

 

 17 июля – день памяти Мариана Феофиловича Глушкевича (1877 —1935)

Мариан Феофилович Глушкевич (31 марта 1877 — 17 июля 1935 Львов) – галицко-русский общественный деятель и поэт. М. Глушкевич выступал за единство трёх ветвей русского народа – великороссов, малороссов и белорусов. Будучи адвокатом, был защитником Семёна Бенадсюка на т.н. Львовском шпионском процессе – одном из целой серии крупных судебных процессов против православных галицко-русских священников, которых австро-венгерские власти накануне Первой мировой войны обвиняли в шпионаже в пользу России. Благодаря адвокатскому таланту М. Глушкевича, С. Бендасюк (и другие подсудимые) были освобождены. 
В 1915 г. М.

Глушкевич покидает Галицию вместе с русской армией, проживает в Киеве и Рстове-на-Дону. Вернулся на родину после 1917 г. Был женат на дочери видного галицко-русского деятеля Богдана Дедицкого. Работал судьёй, доктор юридических наук. Похоронен в Львове на Лычаковском кладбище в Братской могиле галицко-русских журналистов.

Братская могила русских журналистов, в которой похоронен ГлушкевичКроме судейской деятельности, писал стихи. Опубликовал три сборника стихотворений: «Мелодии» (1903), «Собрание стихов» (1907), «Символы и иллюзии» (1922). Некоторые стихотворные произведения посвятил русской истории.

Галицкий литературовед Юлиан Яворский сравнивал его произведения с произведениями А. Фета. М. Глушкевича называли «галицким Лермонтовым».

Материалы о жизни и творчестве М.Ф. Глушкевича на сайте «Западная Русь»

 

 

18 июля – день рождения Константина Васильевича Харламповича (1870 -1932).

Историк церкви, историк просвещения. Чл.-корр. Петербургской АН с 1916. Академик Украинской АН с 1919. Принадлежал к «западнорусской» исторической школе.

Константин Харлампович родился 18 июля 1870 года в селе Рогачи, Брестского уезда Гродненской губернии[2] в семье священника. Образование получал в Виленском духовном училище, которое окончил в1884 году, Литовской духовной семинарии (1884—1890) и Санкт-Петербургской духовной академии, окончил которую в 1894 году со степенью кандидата богословия. 
Исследовал западнорусские церковные братства XVI-XVII веков и их просветительскую деятельность. Главный труд – первый том книги "Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь" (Казань, 1914). Четверть века преподавал в Казани, до 1921 профессор Казанского университета. Ко времени ареста – председатель Общества археологии, истории и этнографии в Казани. Страдал рядом хронических заболеваний легких, сердца, аорты, суставов. Перед арестом отстранен от всех должностей и остался без средств к существованию: когда его увезли, в доме осталось 2 рубля 50 копеек. Арестован в Казани 20 сентября 1924, помещен в подвалы местного ГПУ. Вменены в вину "должностные преступления": выпуск XXXII тома "Известий" Общества, содержащего старые идеи и проводящего миссионерские тенденции (ст. 72 УК: "хранение и распространение контрреволюционной литературы"), и Отчет Общества за 1923-1924, где содержалась нелестная фраза о местном Комбинате издательства и печати (ст. 73 УК: "дискредитирование Советской власти"). Согласно постановлению Особого совещания при ОГПУ от 19 января 1925. Харлампович выслан на 3 года в "Киркрай" (Киргизский край – современный Казахстан, с тогдашней столицей в Оренбурге); 31 января 1925 переведен в пересыльную тюрьму, немедленно там простудился; 2 февраля переведен в тюремную больницу; непосредственно перед ссылкой выпущен оттуда и две недели прожил дома – жил на счет общественной благотворительности. Выехал из Казани в Оренбург 1 марта, прибыл туда 4-го. Начал заниматься в местном архиве. 24 марта 1925 арестован в Оренбурге, помещен в пересыльную тюрьму, доставлен в Актюбинск. Отбыл все три года ссылки, не мог после этого жить в крупных городах. В декабре 1928 он пишет уже с Украины, куда перебрался: ему недоступны столичные архивы, ибо он "на три года привязан к Нежину". Из числа украинских академиков Харлампович исключен в 1928 приказом украинского наркома просвещения Н.А.Скрыпника. Только в 1931 смог переехать в Киев. Печатал кое-что в конце жизни в Кзыл-Орде. Но второй и третий тома "Малороссийского влияния" остались незавершенными. Скончался он в 1932 году (точная дата и место смерти неизвестны).  Реабилитирован 4 февраля 2003 года.

 

 

25 июля – день рождения Ивана Игнатьевича Малышевского ( 1828-1897) 

Русский историк церкви, славист, общественный деятель. Принадлежал к «западнорусской» исторической школе.

Иван Малышевский  родился в местечко Негневичи Новогрудского уезда Минской губернии, Российской империи  в семье униатского священника. 
С 1837 по 1843 гг. учился  в Жировичском духовном училище, затем продолжил образование в в Минской духовной семинарии.  С 1849 по 1853 гг. — учился  в Киевской духовной академии. С 1863 г. бессменно возглавлял кафедру истории Русской церкви Киевской духовной академии.
Автор ряда книг и статей по истории Церкви (первых веков христианства, византийского периода, западнославянской и южнославянской церкви и др.), проблемам народного образования и церковной жизни в России. Публиковался в журнале Киевской духовной академии «Воскресное чтение». 

Современники говорили о Мылышевском:
-  Он дал окончательное торжество русской, свободной, изящной и прекрасной речи в преподавании исторической науки в Киевской духовной академии. В своих лекциях он умел находить и показывать своим слушателям совершенно новые области, а, с другой стороны, изложение их давал в такой оригинальной конструкции, с такими сравнениями и объяснениями, в таком искусном освещении, что его лекции казались чем-то совершенно новым, оригинальным, неожиданным и потому поразительным
.

 30 июля – день рождения Николая Николаевича Юденича (1862- 1933)

Н. Н. Юденич происходил из дворян минской Губернии Российской империи.
Русский военный деятель, генерал от инфантерии (1915). Один из самых успешных генералов России во время Первой мировой войны, во время Гражданской войны возглавлял силы, действовавшие против советской власти на Северо-Западном направлении. Последний российскийкавалер Ордена Святого Георгия II класса.

Умер от туберкулёза лёгких. Был похоронен сначала в Нижней церкви в Каннах, но впоследствии его гроб был перенесён в Ниццу на кладбище Кокад.

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.