Представляем июньский выпуск "Западнорусского календаря" с информацией о датах жизни выдающихся ученых и политических деятелей Западной Руси (Украины и Белоруссии), стоявших на позициях западнорусизма и единства трёх ветвей русского народа.
- 4 июня - день памяти Афанасия Брестского (1595—1648)
- 4 июня – день рождения Петра Алексеевича Бессонова (1828 - 1898).
- 5 июня – день рождения Антона Семеновича Будиловича (1846-1908)
- 7 июня - день памяти Маркиана Шашкевича (1811 -1843)
- 14 июня - день памяти Любора Нидерле (1865-1944)
- 17 июня - день памяти Ксенофонта Антоновича Говорского (1811 - 1871)
- 23 июня - день памяти священномученика Митрофана (Краснопольского)
(Выпуск обновлен и дополнен 1 июня 2016 г.)
4 июня - день памяти Афанасия Брестского (1595—1648)
Преподобномученик Афанасий родился около 1595-1600 года в западной части Белоруссии в небогатой православной семье. Нет точных сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» — фамилией или отчеством. Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где, наученные греческому и церковнославянскому языку, слову Божию и святоотеческим творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий.
Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев.
Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя, известного защитника Православия Михаила Федоровича Романова, сына русского патриарха Филарета, Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера и удалился в келию Виленского Свято-Духова монастыря, где вскоре принял постриг от наместника Иосифа Бобриковича.
В 1633 году Афанасий Филиппович приехал в Пинский Дубойский монастырь, где стал наместником игумена монастыря Леонтия Шитика, и в течение трёх лет вёл упорную борьбу за монастырь, но в 1636 году стараниями Альбрехта Станислава Радзивилла, ярого сторонника католичества, православные были силой изгнаны из монастыря, а сама обитель со всеми её постройками и землями была отдана пинским иезуитам. После Афанасий переезжает в соседний Купятицкий Введенский монастырь к игумену монастыря Иллариону Денисовичу.
Под видом сбора милостыни Афанасий через Слуцк и Оршу отправился в Москву искать защиты православной веры у российского царя Михаила Фёдоровича.
Афанасий хотел убедить Михаила Фёдоровича начать войну с Речью Посполитой для защиты православной веры. Также он сообщил царю Михаилу Фёдоровичу о подготовке Лжедмитрия. Собрав щедрые пожертвования, покинул Москву и 16 (26) июня 1638 года вернулся в Вильну, а в июле уже вернулся в Купятицкий монастырь.
В 1640 году в Купятицы поступило прошение от братии Свято-Симеоновского монастыря в Бресте, лишившейся настоятеля, благословить к ним игуменом либо Афанасия Филипповича. По прибытию в Брест он начинает активную борьбу с униатством, которая сопровождалась арестами судами. Во время последнего третьего суда в 1648 году Афанасий сказал судьям: «Проклята теперешняя ваша уния. И знайте о том наверняка, если её из панства своего не выкорчуете, а православную церковь восточную не успокоите, гнев божий над собой наживёте». 18 сентября 1648 года после длительных пыток солдаты брестского воеводы убили священника. По свидетельствам очевидцев, ранен двумя пулями в лоб навылет, какое-то время стоял, прислонившись к сосне, пока не был спихнут в вырытую могилу. Перед смертью не отказался от своих слов: «Что я уже говорил, то говорил, и с тем умираю». Лишь 1 мая, через восемь месяцев после этого злодейства какой-то мальчик показал симеоновской братии место, где лежало тело игумена. Монахи выкопали тело и перенесли останки преподобномученика в монастырь, где погребли в храме Симеона Столпника «на правом клиросе в склепике».
Память о святом мученике с тех пор сохраняется в народной памяти. Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа 1819 года. Афанасий Филиппович был признан святым вскоре после своей смерти (между 1658 и 1666 годами).
Лейтмотивом жизни Афанасия Филипповича была борьба с унией и за объединение русского народа. Он был одним из самых блистательных писателей своего времени. Наиболее известным стал его автобиагрофический труд «Диариуш». В Диариуше объединена в одно целое вся публицистика автора (его дорожные и объяснительные записки, дневники, автобиографический очерк, различные легенды и мистические видения, послания и письма Афанасия, его обличительные речи, конспективные наброски отдельных статей, философско-богословские трактаты, стихи о борьбе), а также был размещён напев гимноподобного канта, записанный киевской пятилинейной нотацией. Через весь "Диариуш" красной нитью проходит тема о страданиях Руси, разделенной границами и церковной унией. Указывается что будущее только в развитии грамотности на русском языке, в единстве русского народа и православной церкви.
- Из письменного наследия Афанасия Филипповича
- «Что я уже говорил, то говорил, и с тем умираю»
- Брестский игумен Афанасий Филиппович. 1640—1648. (из III главы книги Г.Я. Киприановича «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени»)
- Святой Преподобномученик Афанасий Брестский (Статья из «Американско-Русского Календаря» 1936 г)
4 июня – День рождения Петра Алексеевича Бессонова (1828 - 1898).
Петр Алексеевич Бессонов (4.06.1828, Москва - 22.02.1898, Харьков), филолог-славист, этнограф. Род. в семье законоучителя Благородного пансиона при императорском Московском ун-те. Окончил Московскую Духовную Семинарию (1846) и историко-филологический факультет Московского ун-та (1851). Служил в Комиссии печатания государственных грамот и договоров, с 1855 г.- в Московском архиве МИД, с 1858 г.- в Московской Синодальной типографии. Член (с 1858) и секретарь (1869-1878) Общества любителей российской словесности, член-корреспондент Сербского ученого общества. В 50-х гг. в Московском университете читал лекции по славянским наречиям.
В 1864-1867 гг. жил в Вильне, где был директором раввинского училища (1865-1866), классической гимназии, председателем Археографической комиссии, участвовал в организации местного музея. В апреле 1864 года начала свою работу Виленская комиссия для разбора и издания древних актов, значение которой для формирования исторического самосознания белорусов трудно переоценить. Благодаря усилиям сотрудников этой комиссии было расчищено от сорняков поле исторического прошлого нашей страны. Первый глава комиссии П.А. Бессонов, назначенный лично М.Н. Муравьевым, стал, по сути, отцом-основателем научного белорусоведения. Изданный затем им сборник «Белорусские песни» является уникальным памятником народной культуры, который ученые-фольклористы используют до сих пор.
С 1866 по 1878 г. занимал должность библиотекаря Московского ун-та. В 1878 г. получил степень д-ра слав. филологии в Казанском ун-те и возглавил кафедру слав. наречий в Харьковском ун-те (с 1879).
Бессонов занимался собиранием, исследованием и изданием памятников сербского, болгарского, великорусского и белорусского фольклора. Осуществил издание русских народных песен, собранных П. В. Киреевским и П. Н. Рыбниковым. Опубликовал самое объемное собрание духовных стихов «Калики перехожие», собирателями которых были Рыбников, Якушкин, Киреевский. Отдельные стихи приведены в записи Н. В. Гоголя. Кроме великорусских в сборник включены малорусские, белорусские, сербские и др. духовные стихи. В издании напечатан очерк князя В. Ф. Одоевского «Об исконной великорусской музыке» и статья составителя о происхождении и носителях духовных стихов. Исследовал творчество и взгляды и издал сочинения хорватского католического деятеля XVII в. Ю. Крижанича.
Пётр Алексеевич Бессонов "Белорусские песни" (PDF- 98.5 Мбайт)
5 июня – день рождения Антона Семеновича Будиловича (1846-1908)
Будилович - выдающийся русский ученый, доктор славянской филологии, славист, общественный деятель. Белорус по происхождению. Зять легендарного вождя Закарпатской Руси Адольфа Добрянского. Занимал должности ректора Варшавского и Юрьевского университетов, члена Совета министра народного просвещения, председателя Особого совещания по вопросам об образовании инородцев, товарища председателя Славянского благотворительного общества. Будилович основал «Галицко-русское общество» и являлся первым его председателем. Издавал и редактировал «Окраины России» и «Московские ведомости».
Будилович подчеркивал принадлежность малорусского (украинского) и великорусского наречий к одному русскому языку. Ученый указывал, что малорусские и великорусские группы говоров гораздо ближе друг к другу, чем, например, нижненемецкие и верхненемецкие говоры в немецком языке, или северофранцузские и провансальские - во французком. «Это доказывается тем, что шваб вовсе не понимает фриза, а нормандец - гасконца, тогда как великорус и малорус всегда поймут друг друга, говоря на своих просторечиях» (Будилович А. К вопросу о литературном языке Юго-Западной Руси. Юрьев, 1900. – C.14. Цит. по: http://stbudg.ucoz.ru/rusnorus.doc )
Более того, выступая горячим поборником славянского единства, как на будущий общий литературный язык Будилович указывал на язык русский, на котором говорят две трети всего славянского мира, и который, по его мнению, из всех славянских диалектов один только и стоит в непосредственной преемственной связи с языком церковнославянским, а потому является преемником его прав и его призвания.
Материалы на сайте "ЗР"
1) "Вопрос о белорусском литературном языке в научном творчестве и публицистике А.С. Будиловича" - доклад Александра Киселева на первой конференции памяти Игоря Вацлововича Оржеховского
«Западнорусизм: прошлое и настоящее»
2) Александр Киселев "Проблема белорусского литературного языка в западнорусской публицистике начала XX в."
3) Богдан Дедицкий «Владимир Антонович и Антон Будилович» (из «Свое-житьевых записок» Б. Дедицкого)
4) Александр Киселев "Греко-славянский культурно-исторический тип в публицистике и научном творчестве А.С. Будиловича"
7 июня - день памяти Маркиана Шашкевича (1811 -1843)
Шашкевич - однин из патриархов национального возрождения в Галичине в XIX веке. М.Шашкевич способствовал пробуждению национального самосознания галичан и популяризации галицкого языка среди ополяченной интеллигенции. Никогда Шашкевич ни письменно, ни устно не высказывал своих симпатий к Москве, по крайней мере, до нас эти высказывания не дошли, за исключением, может быть таких панславистских стихов: «Із русина щирой груди/В побратимий летить край,/Побратимі де суть люди,/Поза Волгу, за Дунай». Поэтому свидомиты считают его основоположником украинского возрождения и украинской литературы в Галичине. Свидомитский культ Шашкевича в Галичине сопоставим с культом Т.Шевченка на Украине.
Забитый, задавленный галицкий народ, интеллигенция которого была практически полностью ополячена, нуждался в героической истории, которая смогла бы показать его «Я» и вдохнуть национальное самосознание. Однако австрийским властям было хорошо известно, что за народ создал державу, граничающую с Австрийской империей на севере и востоке. Народ этот назывался точно также, как и коренное население Галичины – «русские». Поэтому всякий интерес галичан к собственной словесности и национальной истории заставлял австрийцев вздрагивать. Сборник Шашкевича «Зоря», содержащий всего лишь народный фольклор, авторскую поэзию и статью о жизни Богдана Хмельницкого, цензура запретила. Даже сам интерес к народному языку и казацкой истории вызывал обвинения в московских симпатиях. Вот приговор митрополита: «Это произведение может дать повод тем, кто склонен ставить под сомнение преданность местного греко-католического клира и галицко-рутенской нации австрийскому цесарскому правительству, обвинять упомянутый греко-католический клир и рутенскую нацию в симпатии к России и неуниатской церкви». Поэтому не было никакой речи о выражении московских симпатий. Даже украинские симпатии Шашкевича давали повод называть его, по словам председателя Львовского криминального суда, «одним из наиболее деятельных членов русской партии. По мнению Мохнацкого (доносчика. –М.Б.) не может подвергаться сомнению, что он является агентом русского правительства», а это уже попахивало «государственной изменой». Поэтому украинские симпатии – это максимум, на который можно было дерзнуть. Но и в этом заслуга Шашкевича как будителя Руси была громадна.
Шашкевичу принадлежат следующие строки, ставшие крылатыми:
Руска мати нас родила,
Руска мати нас повила,
Руска мати нас любила:
Чому ж мова єй немила?
Чом ся нев встидати маєм?
Чом чужую полюбляєм?..
Фраза «Руска мати нас родила» впоследствии украшала многие патриотические речи. Например, Михаил Куземский в 1848 году сказал: «Хоть насъ дЂлятъ горы и рЂки, лучитъ насъ єдно имя рускоє, лучитъ насъ єдна любовь къ отечеству, бо всЂхъ насъ руска мати родила, и руска земля кормила»
«Руска мати нас родила» является и названием группы русского единства на odnoklassniki.ru. Вечная память Маркиану Шашкевичу!
14 июня - день памяти Любора Нидерле (1865-1944)
Любор Нидерле - знаменитый чешский этнограф и историк-славист XIX – XX вв, член Чешской Академии наук.
Еще до революции в России Нидерле отмечал, что у малороссов и великороссов «столь много общих черт в истории, традиции, вере, языке и культуре, не говоря уже об общем происхождении, что с точки зрения стороннего и беспристрастного наблюдателя это только две части одного великого русского народа» (Цит. по: С.Н. Щеголев. Украинское движение как современный этап южнорусского сепаратизма. Киев, 1912. С. 507)
Революция в России, многочисленные попытки самых различных политических сил создать украинскую республику, не повлияли на его мнение. «Белая, Великая и Малая Русь, - писал он в 1920 году, - оставались и продолжают оставаться и поныне частями единого русского народа, и совершенно неправильно исключать из этого единства украинский народ либо доказывать, что он вообще нерусского происхождения. Дифференциация между Великой и Малой Русью зашла ныне так далеко, что Украина требует признания своего языка и своего народа одинаково ценными и равноправными c языком и народом Великой Руси. Однако эта дифференциация, питаемая главным образом политическими факторами, даже сейчас не зашла еще так далеко, чтобы опровергнуть фактическое единство русского народа, которое в отличие от других славянских народов всегда надежно связывает отдельные его ветви. До сегодняшнего дня, как правило, отмечает А. Мейе — замечательный знаток сравнительного славянского языкознания, — различия в русском языке этих трех ветвей являются менее значительными, чем различия в немецких или французских диалектах, и Белая Русь, Украина и Великая Русь, даже если каждая из них приобретает политическую самостоятельность, останутся ветвями одного народа и одной из свободных частей соединенного Русского государства». (Нидерле Л. Славянские древности. Кн. 1 (http://allhis.narod.ru/slav/nid/nid4/nid.book1.20.htm) «Слишком много общего еще и до сих пор связывает части русского народа между собой. И тот грешит против себя и славянства, кто насильно разбивает то, что сковали века» (Цит. по: Александр Каревин. О единстве Руси (То, что сковали века) (http://www.regnum.ru/news/polit/1349702.html)
17 июня день памяти Ксенофонта Антоновича Говорского (1811 - 1871)
К. А. Говорский родился в Киеве в греко-католической семьи. Получил духовное образование. В 1835 г. принял православие .После учёбы в Санкт-Петербургской духовной академии К. А. Говорский работал преподавателем в Полоцкой духовной семинарии.
К. А. Говорский является одним из пионеров археологических исследований в Белоруссии. В начале 50-х годов XIX века он занимался археологическими раскопками в Полоцке и близлежащих землях. 20 марта 1852 года К. А. Говорский был избран членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества. К. А. Говорский занимался также исследованием церковной истории Белоруссии.
В 1857—1858 годах он работал редактором в «Витебских губернских ведомостях», где также печатались его исследования по истории и выявленные им актовые материалы.
С 1 июля 1862 года начал издавать в Киеве журнал «Вестник Юго-западной и Западной России», а с 1864 года в Вильно под названием «Вестник Западной России». В журнале большое внимание уделялось борьбе с полонизацией и католическим прозелитизмом в западно-русских областях.
Вокруг журнала «Вестник Западной России» сложилось сообщество учёных, журналистов и писателей, озабоченных проблемой сохранения целостности русского народа и противостояния полонизации и сепаратизму. Впоследствии это общественно-политическое течение было названо «западноруссизмом».
К. А. Говорский прослеживал польское влияние и в деятельности украинофилов, пропагандирующих создание отдельного от русского литературного украинского языка. В письме галицко-русскому деятелю Якову Головацкому он писал: «У нас в Киеве только теперь не более пяти упрямых хохломанов из природных малороссов, а то (прочие) все поляки, более всех хлопотавшие о распространении малорусских книжонок. Они сами, переодевшись в свитки, шлялись по деревням и раскидывали эти книжонки; верно пронырливый лях почуял в этом деле для себя поживу, когда решился на такие подвиги».
Похоронен на вильнюсском Ефросиниевском кладбище – одном из древнейших православных некрополей Литвы.
23 июня - день памяти священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского и Енотаевского
Митрофан (Краснопольский Димитрий) родился 22 октября 1869 года в Воронежской епархии.
В 1890 году окончил Воронежскую духовную семинарию и 4 ноября рукоположен во диакона.
В 1893 году поступил в Киевскую духовную академию.
В 1896 году пострижен в монашество.
15 июня 1897 году рукоположен во иеромонаха.
В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии.
С 1902 года — архимандрит, ректор Могилёвской духовной семинарии.
11 февраля 1907 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии.
В 1907—1912 годах — член III Государственной думы от Могилёвской губернии, был председателем противоалкогольной комиссии, членом комиссий: переселенческой, церковной, по народному образованию. Член фракции правых, выступал с речами в защиту интересов православной церкви, в том числе её роли как первенствующей конфессии.
В 1908 году стал одним из членов-учредителей Русского окраинного общества.
С 3 ноября 1912 года — епископ Минский и Туровский.
Так же, как и в Гомеле, он на новой своей кафедре горячо отстаивал интересы Православной Церкви и русского населения края в условиях усилившейся, после революционных событий 1905-1907 годов, католической пропаганды и польского засилья. За эту непоколебимую позицию духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело».
Исключительная ревность архиерея о Церкви, ее благе и чистоте напоминала его пастве святую ревность архипастырей времен Вселенских Соборов. Большая часть времени, проведенного священномучеником Митрофаном на Минской кафедре, пришлась на тяжелое военное время. Начавшаяся в августе 1914 года мировая война не обошла стороной пределов его епархии. Грозные волны военных событий докатились вскоре и сюда. Одно время и сам город Минск был чуть ли не захвачен неприятелем. В этих тяжелых условиях епископ Митрофан развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова, из мест, захваченных врагом, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов.
Архипастырь часто ездил на фронт для поддержания морального духа русского воинства и не раз попадал под вражеский обстрел, проявляя в таких ситуациях чудеса выдержки и спокойствия. За особую деятельность по обстоятельствам военного времени епископ Митрофан был награжден орденом святого благоверного князя Александра Невского.
С 11 июля 1916 года — епископ Астраханский и Царёвский.
Проявил себя энергичным архипастырем, организовал епархиальный лазарет, школу для детей беженцев. Кирилло-Мефодиевскому братству было поручено заботиться о материальном обеспечении бедствующих семей, у которых их кормильцы были призваны в действующую армию.
Принял активное участие во Всероссийском Поместном соборе 1917—1918 годов.
Был избран председателем соборного Отдела высшего церковного управления. 11 октября 1917 года выступил на Соборе с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления института Патриаршества. Доклад владыки Митрофана сыграл значительную роль в том, что 28 октября 1917 года Собор вынес решение о восстановлении Патриаршества.
25 марта (7 апреля) 1919 года, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным.
В ночь на 26 мая (8 июня) 1919 года был арестован чекистами (тогда же арестовали и епископа Леонтия) по приказу С. М. Кирова[2]. Архиереи были обвинены в заговоре против советской власти. Верующие астраханцы пытались добиться их освобождения, но получили отказ от начальника ЧК Атарбекова. Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлечённых лиц обвинительные показания. Был приговорён к расстрелу.
В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 23 июня.
26-27 декабря 2001 года в Москве состоялось заседание Священного синода Русской Православной Церкви, на котором было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священномученика Митрофана (Краснопольского). 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось его торжественное прославление.